ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-755/19 от 28.01.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

121а

3а-9/2020

УИД 24OS0000-01-2019-000749-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск 28 января 2020 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Мамаеве А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании недействующим со дня его принятия Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 N 118-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" Минусинского района (Минусинский район, с. Малая Минуса, ИНН 2455035064)»,

УСТАНОВИЛ:

МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «ЖКХ») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня его принятия Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 г. N 118-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" Минусинского района (Минусинский район, с. Малая Минуса, ИНН 2455035064)», обязать Министерство тарифной политики Красноярского края пересмотреть в течении двух месяцев тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемым приказом были утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую административным истцом на долгосрочный период с 01.01.2019 г. по 31.12.2023 г.

Истец полагает, что установленные тарифы на тепловую энергию являются экономически необоснованными, поскольку регулирующий орган безосновательно, полностью или частично, исключил заявленные расходы, неверно определил размеры показателей, учитываемых при расчете тарифа.

Так, по статье затрат, относящихся к группе неподконтрольных расходов: статья «Амортизация основных средств и нематериальных активов» (п. 5.2.7 заключения), административном истцом было предложено принять затраты по данной статье на 2019 год – в размере <данные изъяты> тыс. руб. Однако, органом регулирования предложенный административным истцом размер затрат был снижен, в связи с экономической необоснованностью и определен: на 2019 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на последующие годы (2020 – 2023) <данные изъяты> тыс. руб.

Кроме того, статья «Расходы на ремонт основных средств» (п 5.1.2. заключения) вообще не была учтена. Как указано в экспертном заключении, затраты по данной статье не предусматриваются, поскольку предприятием предложения по данной статье не представлены. Однако, истцом расходы по данной статье были предложены, что подтверждается представленными в адрес административного ответчика сметами расходов на выработку и передачу теплоэнергии по каждому муниципальному образованию Минусинского района. Общая сумма затрат по данной статье предусматривалась на 2019 год в размере <данные изъяты> тыс. руб., расходы на последующие годы (2020 – 2023) индексируются с применением прогнозных индексов инфляции к плановой величине расходов на 2019 год.

Так же по статье «Расходы на оплату труда» (п. 5.1.3 экспертного заключения) административным истцом было предложено принять расходы на 2019 г. – 50936,40 тыс. руб. Расходы на последующие годы (2020-2023) индексируются с применением прогнозных индексов инфляции. Органом регулирования расходы по данной статье уменьшены, в связи с экономической необоснованностью и составили: на 2019 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на 2020 г. – <данные изъяты> руб., на 2021 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на 2022 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на 2023 г. – <данные изъяты> тыс. руб.

Административный истец сформулировал затраты, исходя из размера тарифной ставки рабочего первого разряда с 01.01.2019 г. (<данные изъяты> руб.) в соответствии с отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 гг. При этом, МУП «ЖКХ» не направляло мотивированного отказа от присоединения к вышеназванному соглашению. Поэтому, полагает, что органом регулирования необоснованно снижена сумма затрат по указанной статье расходов.

По статье «Расходы на топливо» (п. 5.3.1 заключения) административным истцом были предложены расходы по данной статье на 2019 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на 2020 –2023 г. – предложения предприятие не представило (как указано в экспертном заключении). Органом регулирования затраты необоснованно снижены: на 2019 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на 2020 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на 2021 г. – <данные изъяты> руб., на 2022 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на 2023 г. – <данные изъяты> тыс. руб.

Кроме того, тарифный орган неверно определил объем полезного отпуска тепловой энергии, так истцом общий объем полезного отпуска тепловой энергии на период регулирования был предложен в размере <данные изъяты> Гкал., однако органом регулирования он был увеличен до <данные изъяты> Гкал. без какого-либо обоснования в экспертном заключении.

Экспертное заключение тарифного органа и протокол заседания правления Министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 г. № 34 составлены в нарушении требований п.29 и 30 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства в сфере теплоснабжения, органом регулирования установлены экономически необоснованные тарифы.

В судебном заседании представитель административного истца МУП «ЖКХ» – Клуев М.М., действующий на основании доверенности от 04.02.2019 г., заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал. Суду пояснил, что оспариваемым приказом нарушены хозяйственные интересы административного истца, поскольку размер установленного тарифа является экономически необоснованным, не позволяет МУП «ЖКХ» получить прибыл по основному виду деятельности.

Представитель административного ответчика Министерства тарифной политики Красноярского края – Сутырина Л.А., действующая на основании доверенности от 25.07.2018 г., возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Прокурор Даценко О.А. в своем заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, так как установленные тарифы оспариваемым актом являются экономически обоснованными, нарушений при принятии нормативного акта не установлено.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора Даценко О.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пп. 1, 2, 11 ч. 1 ст. 7 Закона о теплоснабжении).

На основании ч.3 ст. 7 Закона о теплоснабжении, установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 г. N 380-п утверждено Положение о министерстве тарифной политики Красноярского края.

В соответствии с п.1.1 данного положения Министерство тарифной политики Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере теплоснабжения. Пунктом 2.1 Положения также установлено, что к задачам Министерства относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

К компетенции Министерства тарифной политики Красноярского края отнесено установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (п. 3.9 Положения).

Уставом Красноярского края в статье 138 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с п. 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 г. N 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения" утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Приложением N 1 к данному Регламенту утверждена форма решения органа регулирования, а также приложением N 1 к названной Форме утверждена форма решения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.

Согласно п.5 Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 г. N 118-п, данный Приказ вступает в законную силу через 10 дней после его официального опубликования, что соответствует положениям статьи 9 Закона Красноярского края от 18.12.2008 г. N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края".

Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемый нормативный правовой акт об установлении тарифов (цен) принят и оформлен приказом Министерства тарифной политики Красноярского края, что соответствует положениям Устава Красноярского края.

Кроме того, оспариваемый Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 г. N 118-п соответствует приложению N 1 к Форме Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 г. N 163.

Основанием для принятия Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 г. N 118-п явилось заявление МУП «ЖКХ» об установлении тарифа на 2019 – 2023 года (т.1 л.д. 57), что соответствует подпункту "а" пункта 12, пункту 13 Правил регулирования тарифов.

Решение министерства тарифной политики Красноярского края оформленное Приказом от 05.12.2018 г. N 118-п, принято посредством открытого голосования, единогласно коллегиальным органом - правлением Министерства тарифной политики Красноярского края, по итогам заседания, проведенного 05.12.2018 г. (протокол от 05.12.2018 г. №34) (т.1 л.д. 127-130) на основании экспертного заключения по делу об установлении тарифов (цен) N 121-18, которым определена обоснованность величины установленных тарифов (л.д. 180-242), в рамках компетенции Министерства тарифной политики, что согласуется с положениями п. 28, 30, 31 Правил регулирования тарифов.

Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 г. N 118-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" Минусинского района (Минусинский район, с. Малая Минуса, ИНН 2455035064)» опубликован 13.12.2018 на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» http://www.zakon.krskstate.ru.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт (Приказ министерства тарифной политики Красноярского края 05.12.2018 г. N 118-п) принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, что не оспаривается и истцом.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого нормативно-правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 23 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии Федеральным законом "О теплоснабжении", Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, а также иными нормативными правовыми актами и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.

Согласно п. 4,5 ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении, к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется на основании принципа обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов; тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28, 29, 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования N 1075 и Методическими указаниями N 760-э.

Как следует из материалов административного дела, МУП «ЖКХ» является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению потребителям Минусинского района, с использованием принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения объектов теплоснабжения.

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 N 118-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" Минусинского района (Минусинский район, с. Малая Минуса, ИНН 2455035064)», установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП ЖКХ на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов и тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП «ЖКХ».

Основанием для издания указанного приказа послужило соответствующее заявление (предложение) МУП «ЖКХ» об установлении тарифов, на тепловую энергию для потребителей общества на 2019-2023 года.

Предложение МУП «ЖКХ» обосновывалось представленными в соответствии с требованиями п.п. 15, 16 Правил, п. 12 Методических указаний материалами, на основании которых орган тарифного регулирования установил для заявителя тарифы на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования, в том числе копиями правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, копиями бухгалтерской и статистической отчетности, расчетами полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, расчетами цен (тарифов).

Тарифный орган в соответствии с п.28 Правил регулирования цен (тарифов) в период с 14.06.2018 г по 16.11.2018г. провел экспертизу N 121-18 представленных документов и предложений МУП «ЖКХ» и пришел к выводу о том, что имеются основания для признания отдельных предложенных показателей организации экономически необоснованными, в связи с чем произвел корректировку расходов по отдельным статьям затрат при установлении тарифов.

Так Министерством предложенные МУП «ЖКХ» расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов в размере <данные изъяты> тыс. руб. были снижены и определены: на 2019 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на последующие годы (2020 – 2023) – <данные изъяты> тыс. руб.

Анализ экономической обоснованности предложенных МУП «ЖКХ» расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов сделан в пункте 5.2.7 Экспертного заключения.

Суд считает, что тарифный орган обоснованно снизил расходы МУП «ЖКХ» на амортизацию основных средств и нематериальных активов до <данные изъяты> тыс. руб. по следующим основаниям.

В силу п. 43 Основ ценообразования, с учетом п.п. 6, 17, 21-25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 №26н, амортизация начисляется по каждому инвентарному объекту основных средств, относимому к определенной амортизационной группе в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1.

Однако, как установлено при изучении материалов тарифного дела, МУП «ЖКХ» не был представлен пообъектный расчет амортизационных отчислений по амортизационным группам в соответствии с Классификацией в зависимости от сроков полезного использования имущества.

Стоимость и виды основных фонд в представленном пообъектном расчете амортизационных отчислений не распределены по системам теплоснабжения, тогда как расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов представлен по каждой системе теплоснабжения отдельно, но без указания конкретных объектов в расчете на первоначальную стоимость основных фондов на начало периода и содержит иные величины первоначальной стоимости. Указанные в пообъектном расчете года ввода в эксплуатацию и перечень имущества не соответствуют аналогичным характеристикам имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятия.

Предложенные административным истцом данные не позволили соотнести представленный им расчет с конкретным имуществом МУП «ЖКХ». В связи с изложенным, Министерством были правильно учтены минимальные из предложенных процентных величин нормы амортизации, что позволит регулируемой организации подтвердить величину расходов на амортизацию в следующем расчетном периоде.

По статье "Расходы на ремонт основных средств" заявленные МУП «ЖКХ» расходы на 2019 год в размере <данные изъяты> тыс. руб. с последующей их индексацией, приняты к учету тарифным органом не были вообще, что, по мнению истца, свидетельствует о необоснованности установления тарифа.

В силу пункта 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Обоснованность проведения данных работ должна быть подтверждена актами технического осмотра объектов теплоснабжения (документом, содержащим сведения о результатах обследования объекта, его техническом состоянии для определения состава, объема работ по капитальному ремонту); дефектными ведомостями, содержащими перечень дефектов с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов.

Вместе с тем, из материалов тарифного дела следует, что представленные планы-графики текущего ремонта не содержат обоснования используемых расчетных цен и перечня работ по текущему ремонту.

Кроме того, представленный Титульный список капитального ремонта основных фондов предусматривает сроки выполнения работ на предыдущий период регулирования - на август-сентябрь 2018г. На период регулирования 2019-2023гг. мероприятия по капитальному ремонту предприятием не предложены, обосновывающие документы необходимости проведения ремонтных работ (план-график ремонтных работ, дефектные ведомости, акты осмотра) и договоры подряда на их выполнение не представлены, что и отражено в п. 5.1.2 Экспертного заключения.

В этой связи, орган регулирования правомерно не принял к учету заявленные МУП «ЖКХ» затраты по статье "Расходы на ремонт основных средств" в полном объеме.

Из пункта 5.1.3 Экспертного заключения следует, что органом регулирования был снижен предложенный размер затрат МУП «ЖКХ» по статье «Расходы на оплату труда» и определен на 2019 год в размере <данные изъяты> тыс. руб., на 2020-2023 годы указанные расходы определены с применением прогнозных индексов.

Расчет формирования указанной статьи на сумму 41327,17 тыс. руб. представлен в таблице Расчет расходов на оплату труда МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» (Минусинский район, ИНН 2455035064) на 2019 год.

Согласно данному Расчету расходов на оплату труда органом регулирования учтены практически все предложенные МУП «ЖКХ» параметры, за исключением предложений по текущему премированию.

Вопреки утверждению истца, расходы на оплату труда сформированы с соблюдением основополагающих пунктов Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее – Отраслевое тарифное соглашение).

При этом, органом тарифного регулирования были учтены требования пункта 42 Основ ценообразования, согласно которому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с указанными нормами органом регулирования приоритетно учтены положения пункта 2.3.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16.03.2017 г., которым определены конкретные величины, подлежащие прямому учету.

Как видно из Расчета расходов на оплату труда, органом регулирования учтена твердая величина минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с Федеральным законом от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Также учтены предложенные МУП «ЖКХ» средняя ступень по оплате труда, тарифный коэффициент соответствующей ступени по оплате труда, доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, что соответствует пункту 2.6.2.1 Отраслевого тарифного соглашения.

Вопросы формирования средств, направляемых на премирование работников, разрешены в пунктах 2.6.2.4 – 2.6.2.6 Отраслевого тарифного соглашения. Однако, указанные пункты, в отличие от положений пункта 2.3.1 Отраслевого тарифного соглашения, определяют лишь максимальные параметры возможных видов премирования, а не их обязательные величины. В связи с чем, конкретные параметры премирования могут учитываться при определении величины расходов очередностью только как установленные в иных документах по оплате труда.

В данном же случае в части расходов на премирование предложение МУП «ЖКХ» было отклонено в связи с тем, что для установления предложенного тарифа не представлено обоснование расчета указанных расходов, документов, подтверждающих выполнение условий премирования в соответствии с положением о премировании работников МУП «ЖКХ», утвержденным 01.02.2018 г., связанных с режимом работы и условиями труда, а также фактические данные о выплатах работникам премий в последнем расчетном периоде. Кроме того, Министерством скорректирована численность работников предприятия в части применения в расчете нормативной численности коэффициента невыходов, в связи с отсутствием обоснования расчета коэффициента невыходов в предложенном размере 1,19. В отсутствие обоснования расчета коэффициента невыходов, орган тарифного регулирования не может самостоятельно рассчитать его величину.

Изложенное опровергает довод административного истца о необоснованном снижении предложенных МУП «ЖКХ» расходов на оплату труда.

Согласно доводам истца, органом тарифного регулирования безосновательно был снижен заявленный МУП «ЖКХ» размер расходов на топливо.

МУП «ЖКХ» были предложены расходы по данной статье на 2019 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на 2020 –2023 г. – предложения предприятие не представило (как указано в экспертном заключении). Органом регулирования затраты снижены и определены: на 2019 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на 2020 г. – <данные изъяты> тыс. руб., на 2021 г. – <данные изъяты> руб., на 2022 г. <данные изъяты> тыс. руб., на 2023 г. – <данные изъяты> тыс. руб.

Анализ экономической обоснованности предложенных МУП «ЖКХ» расходов на топливо сделан в пункте 5.3.1 Экспертного заключения, где указано, что предложенный размер затрат должен быть снижен в связи с их экономической необоснованностью в соответствии с требованиями, установленными Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 760-э, а также Основами ценообразования, и определены органом регулирования в указанных выше размерах.

Пунктом 34 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Данные технико-экономические показатели (расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, удельный расход условного топлива, расход натурального топлива на производство тепловой энергии) определены для МУП «ЖКХ» на 2019-2023 годы в Разделе 1 (на странице 2 и 3) Экспертного заключения.

При этом расчет формирования расходов по статье «Расходы на топливо» на сумму <данные изъяты> тыс. руб. представлен в Таблице «Расчет баланса топлива Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» (Минусинский район, ИНН 2455035064) (далее - Расчет баланса топлива).

Согласно данному Расчету баланса топлива органом регулирования учтен расход топлива на производство тепловой энергии в размере <данные изъяты> тыс. т.н.т. (уголь) исходя из цены на топливо с учетом остатков на начало периода, включая затраты на его доставку в размере <данные изъяты> руб./ т.н.т. При этом, цена топлива (уголь) учтена исходя из цены, установленной Муниципальным контрактом от <дата> и дополнительными соглашениями к нему с применением индекса-дефлятора 104,3% (индекса роста цен на топливо), затраты на его доставку учтены на основании значений прошлого периода регулирования с применением индекса-дефлятора 104,6% (индекса потребительских цен) с учетом отсутствия договора, заключенного в результате проведения торгов на 2019 год и обоснования предложенной цены в расчете на перевозку одной единицы груза.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа.

Пунктом 28 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно пункту 14 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

Заявленный МУП «ЖКХ» размер расходов на топливо не был подтвержден необходимыми документами, в связи с чем, расходы на топливо правомерно сформированы органом регулирования с соблюдением положений пунктов 28, 34, 37 Основ ценообразования, пункта 14 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Административный истец считает, что объем полезного отпуска тепловой энергии, предложенный МУП «ЖКХ» в размере <данные изъяты> Гкал. органом регулирования необоснованно увеличен до <данные изъяты> Гкал.

С данным доводом суд так же не может согласиться по следующим мотивам.

Порядок определения объема полезного отпуска тепловой энергии на период регулирования регламентирован пунктом 22 Основ ценообразования.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

С учетом отсутствии утвержденных схем теплоснабжения и программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, теплоснабжение которых обеспечивается административным истцом, содержащих информацию о полезном отпуске тепловой энергии МУП «ЖКХ» расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии МУП «ЖКХ» определен органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Принимая во внимание имеющуюся информацию на момент принятия решения, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии на период регулирования 2019 год органом регулирования принята величина <данные изъяты> Гкал. Данная величина определена по имеющимся данным о фактическом полезном отпуске тепловой энергии за последний отчетный 2018 год в размере <данные изъяты> Гкал, составляющая в сумме прямой факт полезного отпуска с января по октябрь 2018 года и факт среднего за предшествующие периоды с ноября по декабрь 2018 года. При этом, органом регулирования применена величина динамики роста 104,4% как среднее значение роста с 2016 по 2018 год от 102,22 % до 106,17% с учетом тенденции к его увеличению. Учет динамики роста полезного отпуска тепловой энергии за предшествующие 3 года соответствует требованиям пункта 22 Основ ценообразования.

Данные о расчете полезного отпуска МУП «ЖКХ» и его динамики за последние 3 года приведены в Таблице «Информация о величине планового полезного отпуска по котельным МУП «ЖКХ» Минусинского района».

При этом обоснованность учтенных органом регулирования величин подтверждается данными о фактическом полезном отпуске МУП «ЖКХ» и его динамике за последние 3 года, которые приведены в Таблице «Информация о величине фактического полезного отпуска по котельным МУП «ЖКХ» Минусинского района» (прилагается). Сведения в указанной таблице учтены по данным статистической отчетности МУП «ЖКХ», размещенным МУП «ЖКХ» в Единой информационно-аналитической системе ФАС России.

Представленная в таблице информация свидетельствует о стабильной и поступательной динамике роста фактического полезного отпуска МУП «ЖКХ» за последние 3 года (2016-2018 годы) от 102% до более чем 105% по системам теплоснабжения, заявленным МУП «ЖКХ» к регулированию на 2019 год, то есть без объемов полезного отпуска потребителей с. Тесь, ранее учитываемых при установлении тарифов на 2016 и 2017 годы. Из таблицы видно, что годовой факт полезного отпуска за 2018 год и его динамика в целом соответствуют величинам, заложенным в расчет органом регулирования, то есть подтверждают обоснованность планирования.

В то же время предложенная МУП «ЖКХ» величина полезного отпуска сложившуюся динамику роста полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года не отражает совсем, поэтому она была обоснованно отклонена органом регулирования.

Несостоятельной является ссылка административного истца на нарушение органом тарифного регулирования п.п. 29, 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части объема содержания экспертного заключения и протокола заседания правления органа регулирования. В соответствии с требованиями приведенных пунктов Правил, экспертное заключение содержит анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности), а протокол заседания правления органа регулирования - основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) предложенных регулируемой организацией размеров расходов по отдельным статьям затрат.

Доводов о нарушении органом регулирования иных норм законодательства административным истцом не заявлено и из материалов дела не усматривается.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного, поскольку, расчет тарифов на тепловую энергию произведен регулирующим органом с соблюдением положений тарифного законодательства, то суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 N 118-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" Минусинского района (Минусинский район, с. Малая Минуса, ИНН 2455035064)», принят уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой и действующего в этой сфере законодательства, является экономически обоснованным, прав и интересов административного истца не нарушает.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных МУП «ЖКХ» административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме, в том числе, и в части требований о возложении обязанности на Министерство тарифной политики Красноярского края пересмотреть в течение двух месяцев тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», являющимися производными от основного требования о признании недействующим Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 N 118-п.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании недействующим со дня его принятия Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 05.12.2018 N 118-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" Минусинского района (Минусинский район, с. Малая Минуса, ИНН 2455035064)», возложении обязанности на Министерство тарифной политики Красноярского края пересмотреть в течение двух месяцев тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский

Дата изготовления решения в окончательной форме: 11 февраля 2020 года.