дело № 3а-757/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 10 ноября 2020 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Кравцовой М.В.,
с участием представителя административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации «Физкультурно-спортивный клуб «Варяг» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Автономная некоммерческая организация «Физкультурно-спортивный клуб «Варяг» (далее - АНО «ФСК «Варяг») обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости: земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид - спорт, площадью 12 132 кв.м, кадастровый №, адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 35 364 537,36 руб., земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – универсальные спортивно-зрелищные, физкультурно-оздоровительные сооружения, развлекательные комплексы, площадью 7 096 кв.м, кадастровый №, адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 19 012 312,80 руб., ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца, как налогоплательщика и арендатора.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид - спорт, площадью 12 132 кв.м, кадастровый №, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 744 986 руб., земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – универсальные спортивно-зрелищные, физкультурно-оздоровительные сооружения, развлекательные комплексы, площадью 7 096 кв.м, кадастровый №, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 411 788 руб.
Административный истец АНО «ФСК «Варяг» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в ходатайстве от 09 ноября 2020 года представитель АНО «ФСК «Варяг» Киндиров А.С. просит рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е. право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не оспаривала, против заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что уменьшение размера кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Полагала возможным установление кадастровой стоимости указанных в административном иске объектов в размере рыночной стоимости, определенном в заключении эксперта.
Административный ответчик - управление Росреестра по Брянской области, заинтересованные лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Правительство Брянской области и Брянская городская администрация о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители указанных органов в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.
В ходатайстве от 06 ноября 2020 года представитель административного ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Ланцева Ю.В.просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях на административное исковое заявление от 29 мая 2020 года представителем управления Росреестра по Брянской области Богушевской Н.С. указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается. Управление Росреестра по Брянской области исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку, как регистрирующий орган, права и законные интересы заявителя не нарушало, вместе с тем по существу заявленных требований не возражает.
В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика – управления Росреестра по Брянской области, представителей заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Правительства Брянской области и Брянской городской администрации.
Выслушав объяснения представителя административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В силу требований части 7 статьи 22 и пункта 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.
АНО «ФСК «Варяг» является собственником земельного участка, площадью 7096+/- 29 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – универсальные спортивно-зрелищные, физкультурно-оздоровительные сооружения, развлекательные комплексы, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, на основании договора аренды № 3621 находящегося в областной собственности земельного участка от 18 мая 2017 года АНО «ФСК «Варяг» является арендатором земельного участка, площадью 12 132+/- 38,55 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 марта 2020 года № 32/ИСХ/20-92969 и № 32/ИСХ/20-93060 кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>, составляет 35 364 537, 36 руб.; земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>, - 19 012 312, 80 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости указанных земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости данных объектов в Единый государственный реестр недвижимости – 26 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) данных земельных участков – 01 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу разъяснений, изложенных в абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца АНО «ФСК «Варяг», как собственника и арендатора указанных земельных участков, затронуты результатами определения их кадастровой стоимости и административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении данных земельных участков рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Административный истец АНО «ФСК «Варяг», оспаривая кадастровую стоимость спорных земельных участков, в обоснование заявленных требований представил отчет об оценке от 18 марта 2020 года № 007985/20/145, выполненный ИП ФИО1, согласно которому по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид - спорт, площадью 12 132 кв.м, кадастровый №, адрес: <адрес>, составляет 2 744 986 руб., земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – универсальные спортивно-зрелищные, физкультурно-оздоровительные сооружения, развлекательные комплексы, площадью 7 096 кв.м, кадастровый №, адрес: <адрес>, - 2 411 788 руб.
В ходе рассмотрения дела, учитывая ходатайства представителей административного истца и административного ответчика по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено эксперту АНО «Независимая Коллегия Экспертов» ФИО2
Согласно заключению эксперта АНО «Независимая Коллегия Экспертов» ФИО2 от 10 сентября 2020 год № 395 оценщиком ИП ФИО1 при выполнении отчета об оценке № нарушены пункт 5, пункт 6, подпункт «и» пункта 8, пункт 10 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299, и подпункты «б», «е» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611.
Нарушение пункта 6, пункта 10 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299, не повлияло на итоговую величину рыночной стоимости оцениваемых в отчете № 007985/20/145 объектов. Иные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости оцениваемых объектов. Стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший проверяемый отчет об оценке, утвержденные решением Совета РОО ( протокол № 07-р от 23 декабря 2015 года), не выполнены. Факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости определены неверно, информация, использованная оценщиком, является недостоверной и недостаточной.
Рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2019 года земельного участка площадью 12 132 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, определена экспертом в размере 8 446 000 руб.; земельного участка, площадью 7096 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – универсальные спортивно - зрелищные, физкультурно - оздоровительные сооружения, развлекательные комплексы, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 10 306 000 руб.
Оценивая указанное заключение эксперта АНО «Независимая Коллегия Экспертов» ФИО2 от 10 сентября 2020 год № 395 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО2 является действительным членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.
Административным истцом и иными лицами, участвующими в рассмотрении административного дела, доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости указанных земельных участков, которые могли бы опровергнуть заключение эксперта АНО «Независимая Коллегия Экспертов» ФИО2 от 10 сентября 2020 год № 395 отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований АНО «ФСК «Варяг» и установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 7096+/-29 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – универсальные спортивно-зрелищные, физкультурно-оздоровительные сооружения, развлекательные комплексы, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 10 306 000 руб.; земельного участка, площадью 12 132+/- 38,55 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 8 446 000 руб.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Согласно статье 17 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов административного дела, АНО «ФСК «Варяг» обратилось в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости 06 апреля 2020 года (л.д.105).
Таким образом, датой подачи АНО «ФСК «Варяг» заявления об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной стоимости следует считать 06 апреля 2020 года, т.е. дату его обращения в суд.
С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Доводы, изложенные в возражениях представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Автономной некоммерческой организации «Физкультурно-спортивный клуб «Варяг» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 12 132+/-38,55 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 8 446 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 7096+/- 29 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – универсальные спортивно-зрелищные, физкультурно-оздоровительные сооружения, развлекательные комплексы, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 10 306 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 06 апреля 2020 года – дату обращения АНО «ФСК «Варяг» с настоящим административным иском в суд.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская