Дело №3а-757/2023
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 07 декабря 2023 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Сохраннове И.Н.,
с участием прокурора Назаровой П.А., представителя административного истца Носова Р.Ю., представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области Уткина И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплострой» о признании недействующими отдельных положений решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Теплострой» (ИНН 5260386637), г.Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения»,
УСТАНОВИЛ:
20 декабря 2019 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №65/39 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Теплострой» (ИНН 5260386637), г.Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения» (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39).
Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 27.12.2019 года №14460-516-065/39.
Данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» (http://www.pravda-nn.ru) 30 декабря 2019 года.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 обществу с ограниченной ответственностью «Теплострой», г. Нижний Новгород, установлены тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, в следующих размерах: период регулирования: с 01 января по 30 июня 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «-»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «30,59», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2153,10»; период регулирования: с 01 июля по 31 декабря 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «-»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «31,64», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2213,57». Население (с учетом НДС): период регулирования: с 01 января по 30 июня 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «186,78»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «30,59», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2153,10»; период регулирования: с 01 июля по 31 декабря 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «190,70»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «31,64», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2213,57».
Утверждена производственная программа по оказанию услуг горячего водоснабжения на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, которой пунктом 5 Приложения к решению РСТ Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 раздела «показателю энергетической эффективности» установлено удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды в размере «0,0719» Гкал/куб.м.
ООО «Теплострой» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением
о признании недействующим со дня принятия решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года № 65/39 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Теплострой» тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, в части: пункта 2, графа таблицы №2 «тариф на горячую воду руб./куб. м.»: период регулирования: с 01 января по 30 июня 2020 года – «186,78 руб./м3»; период регулирования: с 01 июля по 31 декабря 2020 года –«190,70 руб./м3».
о признании недействующим со дня принятия п.5 Приложения к Решению РСТ Нижегородской области от 20 декабря 2019 года № 65/39, раздел показатели энергетической эффективности в части установления удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев 1 куб. метра горячей воды на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере «0,0719 Гкал/куб. м».
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что оспариваемое решение тарифного органа принято в нарушение требований действующего законодательства в сфере регулирования тарифов горячего водоснабжения, а именно: постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406), приказа ФСТ России от 27 декабря 2013 года №1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также - Методические указания).
Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. В оспариваемом решении указаны как однокомпонентные, так и двухкомпонентные тарифы на горячую воду, что является прямым нарушением законодательства.
Административный истец также указывает, что расчет утверждения удельного количества тепловой энергии, расходуемый на подогрев горячей воды рассчитан в объеме 0,0719 Гкал/м3, является неверным, поскольку расчет произведен по самостоятельной формуле в нарушении требований приказа Минстроя №162Э/пр.
Региональная служба по тарифам Нижегородской области представила в суд заявление о прекращении производства по делу по административному иску ООО «Теплострой» о признании недействующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 (л.д.135-137).
Оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется, поскольку административный истец является ресурсоснабжающей организацией, которая производит тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, то есть административный истец является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Обществом представлены необходимые документы осуществления своей деятельности, наличия соответствующей инфраструктуры, работников и прочее. Указанные документы вошли в тарифное дело, проанализированы тарифным органом при установлении оспариваемого тарифа. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт регулирует деятельность административного истца, затрагивая его права и интересы.
Факт осуществления регулируемой деятельности подтверждается документами, представленными в суд об использовании оспариваемого тарифа при взаиморасчетах с потребителями в 2020 году (выписками по лицевому счету, копиями платежных поручений об оплате услуг административного истца, актами) (л.д.156-181).
Положениями части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Кроме того, как следует из положений пункта 5 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, приведенных в пунктах 10, 15, 16, 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», права на судебную защиту возникает не только в результате непосредственного нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, но и при возникновении угрозы их нарушения.
С учетом представленных административным истцом документов суд полагает, что требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о предоставлении сведений существования реальной угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов административным истцом исполнена, а доводы административного ответчика о том, что у Общества права на судебную защиту не возникло, отклоняются судом, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
По вышеизложенным основаниям доводы административного ответчика об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца, а также возникновения реальной угрозы их нарушения, являются несостоятельными, поскольку тарифы, установленные оспариваемым нормативным правовым актом, применялись в отношении административного истца, тем самым затрагивали его права на их определение в законно-установленном размере и порядке. Утверждения административного ответчика об обратном, изложенные в заявлении о прекращении производства по настоящему делу, не нашли своего подтверждения. При этом, судом учитывается и то обстоятельство, что к моменту рассмотрения по существу настоящего дела оспариваемый нормативный правовой акт утратил свою силу. При этом суд, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», исходит из наличия обстоятельств, приведенных в части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, препятствующих прекращению производства по настоящему административному делу.
В ходе судебного разбирательства от представителя административного истца Носова Р.Ю. поступило письменное ходатайство об отказе от административного искового заявления в части требований о признании недействующим со дня принятия пункт 5 Приложения к Решению РСТ Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39, раздел показатели энергетической эффективности в части установления удельного количества тепловой энергии, расходуемого на подогрев 1 куб. метра горячей воды на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере «0,0719 Гкал/куб.м».
Определением Нижегородского областного суда от 09 ноября 2023 года отказ от административного искового заявления по настоящему административному делу в указанной части принят судом, производство по административному делу прекращено.
В судебном заседании представитель ООО «Теплострой» Носов Р.Ю. просил заявленные обществом требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель региональной службы по тарифам Нижегородской области Уткин И.Е. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
В судебное заседание представители ФАС России и УФАС России по Нижегородской области не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Назаровой П.А., полагавшей, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления, обсудив доводы административного искового заявления, письменных позиций административного ответчика, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также - Закон о водоснабжении).
Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э.
В соответствии с пунктами 88, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, одним из составляющих которого является тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Таким образом, «компонент на тепловую энергию» является составной частью тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на тепловую энергию, установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
Из материалов дела следует, что ООО «Теплострой» является ресурсоснабжающей организацией, которая производит тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения.
Судом установлено, что решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 обществу с ограниченной ответственностью «Теплострой», г. Нижний Новгород, установлены тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям г.Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, в следующих размерах: период регулирования: с 01 января по 30 июня 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «-»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «30,59», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2153,10»; период регулирования: с 01 июля по 31 декабря 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «-»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «31,64», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2213,57». Население (с учетом НДС): период регулирования: с 01 января по 30 июня 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «186,78»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «30,59», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2153,10»; период регулирования: с 01 июля по 31 декабря 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «190,70»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «31,64», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2213,57».
Утверждена производственная программа по оказанию услуг горячего водоснабжения на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, которой пунктом 5 Приложения к решению РСТ Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 раздела «показателю энергетической эффективности» установлено удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды в размере «0,0719» Гкал/куб.м.
Следовательно, решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 применялось в отношении ООО «Теплострой», при этом общество, оказывающее услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, являлось субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, и полагает, что этим актом нарушены его права и законные интересы.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ООО «Теплострой» на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с частями 7-9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.
Проанализировав нормы Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» во взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года №97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», статьи 38 Устава Нижегородской области, статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», статей 4, 10, 22 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указа Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года №171, оценив представленные в материалы дела доказательства, включая выписку из протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области, на котором принималось оспариваемое решение, суд приходит к выводу о том, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39, являющейся нормативным правовым актом органа исполнительной власти Нижегородской области, принят как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией региональной службы по тарифам Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, а также к процедуре его принятия.
По данным основаниям вышеуказанный нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
Проверив вышеуказанное решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Особенности установления тарифов на горячую воду регулируются разделом XI Основ ценообразования в сфере водоснабжения.
Так, в соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Пунктом 109 Методических указаний №1746-э также установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Порядок расчета тарифов определен пунктами 110-114.
Таким образом, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и Методические указания №1746-э предусматривают установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Внесение Федеральным законом от 28 июня 2014 года №200-ФЗ в часть 9 статьи 32 Закона о водоснабжении изменения: слово «устанавливается» заменено на слова «могут быть установлены», - не может свидетельствовать о том, что тарифный орган наделен полномочиями по установлению однокомпонентного и двухкомпонентного тарифа по своему усмотрению.
Данная норма закона является отсылочной. Порядок установления тарифов на горячую воду определен Основами ценообразования в сфере водоснабжения и Методическими указаниями №1746-э, которые обязывают орган регулирования тарифов устанавливать двухкомпонентный тариф.
Применение Методических рекомендаций по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года №47, которыми предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа, представлявшего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб.м. горячей воды, нельзя признать обоснованным.
Как ранее уже отмечалось, ООО «Теплострой» является ресурсоснабжающей организацией, которая производит тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения.
ООО «Теплострой» обратилось в региональную службу по тарифам Нижегородской области с предложением об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям города Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения с приложением расчетных и обосновывающих материалов.
13 декабря 2019 года было подготовлено экспертное заключение №в-1224 по предложению об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям города Нижнего Новгорода с использованием систем закрытой системы горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью ООО «Теплострой», г. Нижний Новгород, на период регулирования с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
20 декабря 2019 года состоялось заседание Правления органа регулирования, по итогам которого был изготовлен протокол заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65 и вынесено решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 обществу с ограниченной ответственностью «Теплострой», г. Нижний Новгород, установлены тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, в следующих размерах: период регулирования: с 01 января по 30 июня 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «-»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «30,59», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2153,10»; период регулирования: с 01 июля по 31 декабря 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «-»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «31,64», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2213,57». Население (с учетом НДС): период регулирования: с 01 января по 30 июня 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «186,78»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «30,59», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2153,10»; период регулирования: с 01 июля по 31 декабря 2020 года: тариф на горячую воду руб./м3 – «190,70»; компонент на холодную воду (двухставочный): ставка платы за потребление холодной воды руб./м3 – «31,64», ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения, тыс.руб мес./м3 в час – «8,49144»; компонент на тепловую энергию (одноставочный) руб./Гкал – «2213,57».
Утверждена производственная программа по оказанию услуг горячего водоснабжения на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, которой пунктом 5 Приложения к решению РСТ Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 раздела «показателю энергетической эффективности» установлено удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды в размере «0,0719» Гкал/куб.м.
Судом установлено, что оспариваемым решением для ООО «Теплострой», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, утвержден двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящего из компонента на холодную воду, исходя из стоимости за 1 куб. метр, и компонента на тепловую энергию, руб./Гкал, и одновременно однокомпонентного тарифа исходя из стоимости за 1 куб. метр горячей воды.
Вместе с тем, установление наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду одновременно и однокомпонентного тарифа в рублях за 1 куб. метр горячей воды порождает неопределенность, поскольку неясно, какие же тарифы, имеющие разные ценовые значения, следует применять при расчете платы за оказанные услуги потребителям.
Федеральным законодательством в сфере водоснабжения не предусмотрена возможность установления однокомпонентного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метра горячей воды.
Отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 (далее - Правила №354).
В соответствии с пунктом 42 Правил №354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к Правилам №354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения 2 к Правилам №354 исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При этом из пункта 26 приложения 2 к Правилам №354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 года №129 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01 января 2024 года. На текущий момент в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.12.2021 года №1147 с целью обеспечения соблюдения индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Нижегородской области постановление Правительства Нижегородской области от 05.07.2017 года №482 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Нижегородской области» не вступило в силу.
В случае отсутствия утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, возможно, учитывать объем тепловой энергии, используемый для подогрева расчетного объема холодной воды, на уровне удельных показателей, содержащихся в утвержденной региональной службы по тарифам Нижегородской области производственной программе.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 утверждена производственная программа для общества ограниченной ответственностью «Теплострой», г. Нижний Новгород в сфере горячего водоснабжения, согласно которым установлено удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере «0,0719 Гкал/куб. м».
Порядок и Правила определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены приказом Минстроя России от 04 апреля 2014 года №162/пр.
В соответствии с подпунктом «б», пункта 8 вышеназванного Перечня удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м) относится к показателям энергетической эффективности.
Плановые значения показателя энергетической эффективности в сфере горячего водоснабжения - удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды, определяется с учетом фактических значений показателей (количества тепловой энергии и объема подогретой горячей воды) за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные (пункт 14 названного Порядка).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Теплострой» (ИНН 5260386637), г.Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения» в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, нарушают права и законные интересы ООО «Теплострой».
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ООО «Теплострой» подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 должно быть признано недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает данный нормативный правовой акт недействующим со дня его принятия (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
С учетом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам Нижегородской области.
Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Принимая во внимание вышеизложенные правовые нормы, имеются основания для возложения на региональную службу по тарифам Нижегородской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплострой» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2019 года №65/39 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Теплострой» (ИНН 5260386637), г.Нижний Новгород, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям г. Нижнего Новгорода с использованием закрытой системы горячего водоснабжения» в части:
- пункта 2, графы №2 таблицы, «тариф на горячую воду руб./м3»: период регулирования: с 01 января по 30 июня 2020 года – «-»; период регулирования: с 01 июля по 31 декабря 2020 года – «-»; период регулирования: с 01 января по 30 июня 2020 года – «186,78»; период регулирования: с 01 июля по 31 декабря 2020 года – «190,70».
Возложить на РСТ Нижегородской области обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья областного суда В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 19 декабря 2023 года.
Судья областного суда В.Н. Нуждин