Дело № 3а-758/2023
22OS0000-01-2023-000649-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 декабря 2023 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Солод Ю.А.
при секретаре Гофман О.В.,
рассмотрев с участием прокурора Хворова И.А., представителей административного ответчика Медведвой Т.С., Бельковой В.Б., представителей заинтересованных лиц Сычевой Ю.В., Киреевой И.Н.
в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления денежной выплаты в связи с годовщинами Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов гражданам, имеющим статус «дети войны», утвержденного приказом Министерства социальной защиты Алтайского края от 3 июля 2023 года №27/Пр/198,
УСТАНОВИЛ:
Приказом Министерства социальной защиты Алтайского края от 3 июля 2023 года №№27/Пр/198 утвержден Порядка предоставления денежной выплаты в связи с годовщинами Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов гражданам, имеющим статус «дети войны» (далее - Порядок).
Приказ от 3 июля 2023 года №№27/Пр/198 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 3 июля 2023 года, включен в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 28 сентября 2023 года, регистрационный номер ***.
Заместитель прокурора Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Министерству социальной защиты Алтайского края о признании недействующими со дня вступления в законную силу судебного решения пунктов 1.3,2.1 Порядка в той мере, в какой они не допускают назначение денежной выплаты в связи с годовщинами Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и её выплату гражданам, имеющим статус «дети войны» в соответствии с Законом Алтайского края от 12 мая 2015 года №31-ЗС «О статусе «дети войны», не проживающим на территории Алтайского края, абзаца 2 пункта 2.1 в части слов «при наличии у заявителя регистрации по месту жительства и месту пребывания», абзаца 2 пункта 2.2., ссылаясь в обоснование названных требований на следующие доводы и обстоятельства.
Согласно пункту 1.3. Порядка денежная выплата назначается и выплачивается заявителям, проживающим (пребывающим) на территории Алтайского края.
Назначение денежной выплаты осуществляется в беззаявительном порядке краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) Алтайского края по месту жительства (пребывания) заявителей (далее - "управление социальной защиты населения").
При наличии у заявителя регистрации по месту жительства и месту пребывания денежная выплата назначается по месту жительства либо месту пребывания по выбору заявителя (пункт 2.2 Порядка).
В приведенной части нормы Порядка противоречат положениям Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края, Закона Алтайского края от 12 мая 2015 года №31-ЗС «О статусе «дети войны» поскольку право гражданина на получение указанной выплаты обусловлено наличием у него присвоенного на территории Алтайского края статуса «дети войны» и не может связываться с другими условиями, такими как постоянное проживание на территории Алтайского края.
Пунктом 2.1 абзаца 2 Порядка предусмотрено, что при наличии у заявителя регистрации по месту жительства и месту пребывания денежная выплата назначается по месту жительства либо месту пребывания по выбору заявителя. Как следует из положений пункта 2.3 Порядка решение о назначении денежной выплаты принимает руководитель управления социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня получения сведений, предусмотренных пунктом 2.2. Порядка, в числе которых сведения о регистрации заявителя по месту жительства (пребывания) на территории Алтайского края, запрашиваемые управлением социальной защиты населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия у Министерства внутренних дел Российской Федерации (абзац 2 пункта 2.2. Порядка).
По мнению прокурора, указанные нормы Порядка, связывающие назначение денежной выплаты по месту жительства или пребывания при наличии соответствующей регистрации ограничивают право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Хворов И.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители Министерства социальной защиты Алтайского края – Николаева Л.С., Белькова В.Б. возражали против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва, согласно которым нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и обнародования. Полагала, что оспариваемые прокурором нормы Порядка являются элементами правового механизма, направленного на повышение уровня социальной защиты граждан, имеющих статус «дети войны», посредством предоставления им дополнительно меры социальной поддержки, и как сами по себе, так и в системной взаимосвязи не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан. Разрешение вопроса о предоставлении права на дополнительную меру социальной поддержки относится к дискреционным полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, направленные на социальную поддержку «детей войны» приняты в 43 субъектах Российской Федерации. Ежегодные и единовременные выплаты по Дню Победы лицам, имеющим статус «дети войны», установлены в 16 регионах и ни в одном из них денежные выплаты не предоставляются, выехавшим на постоянное место жительства за пределы соответствующего региона. Нормы абзаца 2 пункта 2.1, абзаца 2 пункта 2.2 Порядка связывают получение гражданином денежной выплаты при одновременном наличии у него регистрации по месту жительства и месту пребывания, в связи с чем не могут расцениваться как ограничивающие права граждан не свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Лицам, не имеющим регистрации, но фактически проживающим на территории Алтайского края денежная выплата так же назначается и выплачивается.
Представитель заинтересованного лица Правительства Алтайского края Сычева Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддерживая позицию Министерства социальной защиты Алтайского края, а также ссылаясь на соответствие оспариваемых норм Порядка положениям Закона Алтайского края от 12 мая 2015 года №31-ЗС «О статусе «дети войны», Устава (Основного Закона) Алтайского края, который гарантирует соблюдение, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на территории Алтайского края.
Представитель заинтересованного лица Алтайского краевого Законодательного Собрания Киреева И.Н. также полагала, что требования, заявленные прокурором, не подлежат удовлетворению, поскольку денежная выплата «детям войны», установленная в Алтайском крае, является дополнительным обеспечением за счет средств субъекта Российской Федерации и выплачивается наряду с предоставляемыми на основании норм соответствующих федеральных законов мерами социальной поддержки. Соответственно, Алтайской край вправе самостоятельно устанавливать, а так же изменять условия и порядок предоставления такого обеспечения, определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом, в том числе, финансовых возможностей краевого бюджета. Это согласуется с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление гарантий социальной защиты граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи76 Конституции Российской Федерации).
Положениями подпункта 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 4 Закона Алтайского края от 12 мая 2015 года №31-ЗС «О статусе «дети войны» (далее – Закон №31-ЗС) предусмотрено предоставление гражданам, имеющим статус «дети войны», денежной выплаты в связи с годовщинами Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, порядок выплаты которой устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченным исполнительным органом Алтайского края в сфере социальной защиты населения является Министерство социальной защиты Алтайского края (пункт 1.1. Положения о Министерстве социальной защиты Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 11 декабря 2018 года №201).
Следовательно, оспариваемый прокурором в части приказ, устанавливающий Порядок предоставления денежной выплаты принят в пределах компетенции Алтайского края, уполномоченным на то органом исполнительной власти, в предусмотренной законодательством форме.
Нарушение требований к процедуре принятия, опубликования и вступления в силу Порядка, установленного Законом Алтайского края от 09 ноября 2006 года № 122-ЗС «О правотворческой деятельности» (статьи 28, 30, 31, 33, 36), судом при рассмотрении дела не установлено.
Право заместителя прокурора Алтайского края на обращение в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с требованиями об оспаривании нормативного правового акта, регулирующего отношения в области социальной защиты населения, вытекает из положений части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Что касается соответствия содержания оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, то судом установлено следующее.
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 12 мая 2015 года №31-ЗС «О статусе «дети войны» статус "дети войны" присваивается гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года и проживающим на территории Алтайского края.
Пунктом 3 статьи 4 Закона №31-ЗС гражданам, указанным в статье 1 предоставлено право на дополнительную меру социальной поддержки в виде денежной выплаты в связи с годовщинами Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, порядок выплаты которой устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения, а финансирование расходов на выплату осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Согласно пункту 1.3 Порядка денежная выплата назначается и выплачивается заявителям, проживающим (пребывающим) на территории Алтайского края.
В силу пункта 2.1 Порядка назначение денежной выплаты осуществляется в беззаявительном порядке краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) Алтайского края по месту жительства (пребывания) заявителей.
При наличии у заявителя регистрации по месту жительства и месту пребывания денежная выплата назначается по месту жительства либо месту пребывания по выбору заявителя.
Административным истцом оспариваются приведенные нормы Порядка в той мере, в какой они не допускают назначение и выплату денежной выплаты гражданам, имеющим статус «дети войны», не проживающим на территории Алтайского края.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
По своей правовой природе, установленная Законом №31-ЗС мера социальной поддержки в виде денежной выплаты является дополнительным обеспечением за счет средств бюджета Алтайского края и выплачивается наряду с предоставляемыми на основании норм соответствующих федеральных законов мерами социальной поддержки. Соответственно, субъект Российской Федерации вправе устанавливать, а также изменять условия и порядок предоставления такого обеспечения, определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом в том числе финансовых возможностей. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2021 года №1977-О.
Оспариваемые нормы Порядка согласуются с положениями статьи 4 Закона №31-ЗС которая указывает, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам, указанным в статье 1 Закона, а именно родившимся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года и проживающим на территории Алтайского края.
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Алтайском крае, утвержденного приказом Главалтайсоцзащиты от 28 ноября 2014 года №400 мера поддержки предусмотренная пунктом 2 статьи 4 Закона №31-ЗС так же предоставляется гражданам постоянно проживающим на территории Алтайского края.
Бланк удостоверения о статусе «дети войны», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 13 апреля 2017 года №168, содержит указание на то, что удостоверение бессрочное, действительно на территории Алтайского края.
Положениями статей 9,11 Устава (Основного Закона) Алтайского края гарантируются на территории Алтайского края гражданские, экономические, социальные, культурные и политические права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, социальное обеспечение при наступлении пенсионного возраста, нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, в связи с воспитанием детей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Алтайского края.
Проанализировав приведенные положения нормативных актов, суд приходит к выводу, что спорные нормы Порядка являются элементами правового механизма, направленного на повышение уровня социальной защиты отдельной категории граждан посредством предоставления им дополнительных мер социальной поддержки, они не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу и не нарушают права и законные интересы граждан, выехавших за пределы Алтайского края.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2.1 Порядка при наличии у заявителя регистрации по месту жительства и месту пребывания денежная выплата назначается по месту жительства либо месту пребывания по выбору заявителя.
В целях назначения денежной выплаты управление социальной защиты населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает: у Министерства внутренних дел Российской Федерации - сведения о регистрации заявителя по месту жительства (пребывания) на территории Алтайского края; из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния - сведения о государственной регистрации смерти заявителя (пункт 2.2 Порядка).
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1) под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на основании статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Толкование статей 2 и 3 того же Закона Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что регистрация не входит в понятие «место жительства» или «место пребывания», не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства социальной защиты Алтайского края пояснила, что денежная выплата осуществляется гражданам, соответствующим критерию, изложенному в статье 1 Закона №31-ЗС, не зависимо от наличия регистрации. Для подтверждения фактического проживания на территории Алтайского края органами социальной защиты принимаются различные документы, подтверждающие такой факт: решения суда, справки уличного комитета, администрации медицинского учреждения и т.д.
Вместе с тем, нормами Порядка не предусмотрен механизм назначения денежной выплаты лицам, имеющим статус «дети войны» и фактически проживающим на территории края.
Следовательно, положения абзаца 2 пункта 2.1 Порядка, изложенные в выше приведенной редакции, могут ограничивать реализацию права указанных граждан, на получения денежной выплаты и противоречат положениям статей 1,4 Закона №31-ЗС, а так же положениям абзаца 1 этого же пункта Порядка.
Право управления социальной защиты населения запрашивать сведения о регистрации граждан в целях назначения денежной выплаты в беззаявительном порядке (абзац 2 пункта 2.2. Порядка) не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и не нарушает прав таких граждан.
Таким образом, требования заместителя прокурора Алтайского края подлежат удовлетворению в части.
На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года № 122-ЗС «О правотворческой деятельности» сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Алтайского края удовлетворить частично.
Признать абзац 2 пункта 2.1 Порядка предоставления денежной выплаты в связи с годовщинами Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов гражданам, имеющим статус «дети войны», утвержденного приказом Министерства социальной защиты Алтайского края от 3 июля 2023 года №27/Пр/198, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой он не допускает назначения денежной выплаты гражданам, фактически проживающим на территории Алтайского края.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в cудебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Судья Ю.А. Солод
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2023 года.