ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-75/17 от 07.11.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 ноября 2017 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.

при секретаре Зарбаевой В.А.

с участием прокурораДмитриевой Ю.А., представителя АО «Улан-Удэ Энерго» ФИО1, представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия ФИО2, представителей заинтересованного лица ООО «Нетрон» ФИО3 и ФИО4, представителя заинтересованного лица ПАО «МРСК Сибири» ФИО5

рассмотревв открытом судебном заседании административное дело № 3а-75/2017 по административному иску АО «Улан-Удэ Энерго» об оспаривании приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Республиканской службы по тарифам РБ от 28.12.2016 № 1/56 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2017 год» на период с 01 января по 31 декабря 2017 года установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями согласно приложению к приказу.

АО «Улан-Удэ Энерго» обратилось в суд с административным иском о признании данного приказа недействительным в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между следующими парами смежных сетевых организаций: ООО «Нетрон» - АО «Улан-Удэ Энерго» (пункт 29 приложения к приказу), ООО «Энергоресурс» - АО «Улан-Удэ Энерго» (пункт 30 приложения к приказу), ООО «Энком» - АО «Улан-Удэ Энерго» (пункт 31 приложения к приказу).

По мнению административного истца, установление перечисленных индивидуальных тарифов противоречит требованиям федерального законодательства.

Заинтересованными лицами по делу являются Республиканская служба по тарифам РБ (далее – РСТ РБ), ООО «Нетрон», ООО «Энергоресурс», ООО «Энком», ПАО «МРСК Сибири», АО «Читаэнергосбыт».

В судебном заседании представитель АО «Улан-Удэ Энерго» поддержала доводы административного иска.

Представитель РСТ РБ возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что тарифы установлены с соблюдением требований закона.

Представители ООО «Нетрон» возражали против удовлетворения административного иска, представитель ПАО «МРСК Сибири» поддержала административный иск.

Представители заинтересованных лиц ООО «Энергоресурс», ООО «Энком», АО «Читаэнергосбыт» ранее представили возражения против административного иска.

Прокурор в заключении указала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Рассмотрев дело, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 03.02.2005 № 29, Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.

Согласно пункту 6.3.4 данного Положения руководитель Службы издает в пределах своих полномочий приказы, имеющие нормативный характер.

Приказ РСТ РБ № 1/56 от 28 декабря 2016 года опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 30 декабря 2016 года, зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 29 декабря 2016 года № 032016818.

Согласно пункту 3 оспариваемого приказа он вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2017 года.

Таким образом, оспариваемый акт принят в пределах полномочий РСТ РБ с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Проверив оспариваемые положения приказа РСТ РБ № 1/56 на предмет соответствия федеральному законодательству, суд находит, что они не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусматривает, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 23.1 данного Федерального закона государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

Из пункта 2 данных Правил следует, что сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В пункте 8 Правил недискриминационного доступа указано, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил.

Раздел III Правил недискриминационного доступа регулирует порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями.

Пункт 34 Правил недискриминационного доступа предусматривает, что по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил.

Согласно пункту 42 данных Правил при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

В этом же пункте указано, что расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с данным разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.

Из пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, следует, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Согласно пункту 52 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный.

В этом же пункте указан порядок расчета двухставочного индивидуального тарифа и одноставочного индивидуального тарифа.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования).

В соответствии с абзацем десятым подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.

В пункте 63 Основ ценообразования указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

Этот же пункт предусматривает, что тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

В пункте 4 Правил государственного регулирования указано, что в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

Согласно пункту 8 данных Правил установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами.

В соответствии с пунктом 12 Правил государственного регулирования (в редакции, действовавшей на период издания оспариваемого приказа РСТ РБ) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

В пункте 17 данных Правил указан перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил.

Согласно подпункту 13 данного пункта должны прилагаться документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).

Из пункта 22 Правил государственного регулирования следует, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.

Абзац первый пункта 24 Правил государственного регулирования предусматривает, что в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

В абзаце втором данного пункта указано, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Согласно пункту 25 Правил государственного регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

Требования к содержанию решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов указаны в пункте 27 данных Правил.

Из представленных суду документов видно следующее.

29 апреля 2016 года ООО «Энком» обратилось в РСТ РБ с заявлением об установлении, в том числе индивидуального тарифа на 2017 год на передачу электрической энергии между двумя сетевыми организациями ОАО «Улан-Удэ Энерго» - ООО «Энком».

Аналогичное заявление в тот же день подало ООО «Нетрон» и просило установить индивидуальный тариф для пары сетевых организаций ОАО «Улан-Удэ Энерго» - ООО «Нетрон».

ООО «Энергоресурс» также обратилось в РСТ РБ 29 апреля 2016 года с заявлением, в котором указало, что не имеет возможности самостоятельно определить избыточную смежную сетевую компанию, поэтому просит РСТ РБ самостоятельно определить последнюю и рассчитать индивидуальный тариф для взаиморасчета между сетевыми организациями.

РСТ РБ провела необходимые экспертизы и на заседании коллегии 28 декабря 2016 года приняла решение об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями, в том числе для пар: АО «Улан-Удэ Энерго» - ООО «Нетрон», АО «Улан-Удэ Энерго» - ООО «Энергоресурс», АО «Улан-Удэ Энерго» - ООО «Энком».

Из экспертных заключений к расчету индивидуальных тарифов (пункты 29-31) и протокола заседания коллегии от 28 декабря 2016 года следует, что тарифы установлены по схеме взаиморасчетов «котел снизу» с учетом плановых объемов электропотребления (мощности) и перечня точек поставки электроэнергии из сетей обществ «Нетрон», «Энергоресурс» и «Энком» потребителям гарантирующего поставщика АО «Читаэнергосбыт».

АО «Улан-Удэ Энерго» считает, что РСТ РБ не имела права устанавливать тарифы в отношении общества, поскольку: АО «Улан-Удэ Энерго» не обращалось с заявлением об установлении тарифа; общества «Нетрон», «Энком» и «Энергоресурс», обратившиеся в РСТ РБ за установлением тарифов, не представили договоры оказания услуг, заключенные с АО «Улан-Удэ Энерго». Также РСТ по РБ неправомерно произвела расчет тарифов, исходя из плановых объемов электропотребления и перечня точек поставки электроэнергии из сетей ООО «Нетрон», ООО «Энергоресурс», ООО «Энком» потребителям гарантирующего поставщика АО «Читаэнергосбыт».

С доводами административного истца нельзя согласиться.

То обстоятельство, что АО «Улан-Удэ Энерго» не обращалось в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа, не свидетельствует о незаконности действий РСТ РБ, поскольку Правила государственного регулирования не предусматривают, что индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями не может устанавливаться, если заявление подано одной из сетевых организаций.

В данном случае с соответствующими заявлениями обратились ООО «Нетрон», ООО «Энергоресурс», ООО «Энком», поэтому РСТ РБ обоснованно рассмотрела по существу вопрос об установлении цен (тарифов).

Непредставление обществами «Нетрон», «Энком» и «Энергоресурс» договоров, заключенных с АО «Улан-Удэ Энерго», также не свидетельствует о незаконности установления тарифов.

В подпункте 13 пункта 17 Правил указано, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.

Формулировка «и (или)» означает, что приложение договоров не является обязательным.

Правила недискриминационного доступа предполагают заключение договоров между смежными сетевыми организациями, однако законодательство о тарифном регулировании не предусматривает, что при отсутствии заключенных между сетевыми организациями договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии не устанавливаются.

В сложившейся ситуации РСТ РБ правомерно руководствовалась пунктом 24 Правил государственного регулирования, из которого следует, что непредставление в регулирующий орган материалов, предусмотренных Правилами, не является препятствием к рассмотрению вопроса об установлении цен (тарифов). В таком случае регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Указанная норма не содержит какого-либо ограничения относительно данных, которые могут быть использованы регулирующим органом, поэтому нарушения закона в том, что РСТ РБ при установлении тарифов приняла во внимание договоры оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенные сетевыми организациями с гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт», не усматривается.

В предшествующие периоды регулирования РСТ РБ устанавливала индивидуальные тарифы для расчетов между обществами, являющимися участниками данного судебного процесса (приказ РСТ РБ от 28.12.2015 № 1/62, пункты приложения 31-33), и данные предыдущего тарифного регулирования допустимо было использовать при установлении новых тарифов.

В последующих периодах регулирования АО «Улан-Удэ Энерго» вправе претендовать на возмещение недополученных доходов.

Такую возможность предусматривает абзац десятый пункта 7 Основ ценообразования, в котором указано, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

В пункте 20 Методических указаний № 20/э-2 указано, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

Таким образом, законодателем предусмотрены меры, направленные на соблюдение баланса интересов сетевых организаций.

Согласно пункту 9(1) Правил государственного регулирования регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.

Из пункта 24 данных Правил следует, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).

В случае с ООО «Нетрон», ООО «Энком» и ООО «Энергоресурс» оснований к отказу в открытии дела об установлении цены (тарифа) или в установлении тарифов у РСТ РБ не имелось.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Приказ РСТ РБ от 28.12.2016 № 1/56 в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 180 и 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска АО «Улан-Удэ Энерго» об оспаривании в части приказа Республиканской службы по тарифам РБ от 28.12.2016 № 1/56 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2017 год» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Булгытова

Решение в окончательной форме принято 14 ноября 2017 года