Дело № 3а-75/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Киселевой А.В.,
с участием прокурора Орловской областной прокуратуры Никабадзе И.Н.,
представителя административного истца Дьяченко В.В., представителя административного ответчика Правительства Орловской области Бухвостовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Васиной Елены Алексеевны к Правительству Орловской области о признании недействующими в части постановлений Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области» и № 108 от 6 апреля 2016 года «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Орловской области»,
установил:
25 декабря 2014 г. Правительством Орловской области принято постановление № 419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области», которое официально опубликовано 25 декабря 2014 г.
Постановлением Правительства Орловской области № 108 от 6 апреля 2016 г. «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Орловской области» внесены изменения в постановление Правительства Орловской области от 25 декабря 2014 г. № 419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области». Оно официально опубликовано 7 апреля 2016 г.
Васина Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом его уточнения) о признании недействующими пунктов 4 и 5 постановления Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области» и пункта 1 постановления Правительства Орловской области № 108 от 6 апреля 2016 г. «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Орловской области» со дня вступления в силу указанных постановлений в той мере, в какой они допускают применение для целей налогообложения на 2016 год утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Орловской области.
Ссылается на то, что названными постановлениями утверждена в числе других кадастровая стоимость принадлежащего ей (Васиной Е.А.) на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, следовательно, они затрагивают её права и обязанности как плательщика земельного налога.
По мнению административного истца, действие во времени оспариваемых нормативных правовых актов об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов для целей налогообложения должно распространяться с 1 января 2017 г., так как последний акт (от 6 апреля 2016 г.) опубликован 7 апреля 2016 г., а порядок вступления в силу правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков не должен противоречить нормам статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порождать негативные правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, ввиду придания им обратной силы.
Вместе с этим, пункт 1 постановления Правительства Орловской области № 108 от 6 апреля 2016 г. «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Орловской области», которым в новой редакции изложены пункты 4 и 5 постановления Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области» предусматривает, что ранее действовавшее постановление Правительства Орловской области от 18 декабря 2009 г. № 282 «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Орловской области» признается утратившим силу для целей налогообложения с 1 января 2016 г., что противоречит статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание административный истец Васина Е.А. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Дьяченко В.В. требования административного искового заявления с учетом их уточнения поддержал по вышеуказанным основаниям. Ссылался на то, что ввиду принятия оспариваемых нормативных актов произошло резко увеличение кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Васиной Е.А., с 7 017 418,87 рублей до 65 981 102,88 рублей. При этом размер земельного налога пропорционально увеличился с 105 261 рубля и составил за 2016 г. 989 717 рублей. Так как постановление № 108 от 6 апреля 2016 г. опубликовано 7 апреля 2016 г., в силу положений налогового законодательства, новая кадастровая стоимость должна применяться не ранее, чем через месяц после официального опубликования, и не ранее чем с 1 января следующего финансового года, то есть с 1 января 2017 г.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Бухвостова О.А. возражала против удовлетворения иска, указывая о том, что постановлением Правительства Орловской области от 6 апреля 2016 г. № 108 «О внесении изменений в некоторые правовые акты Орловской области» не утверждалась кадастровая стоимость земель населенных пунктов Орловской области, так как данная кадастровая стоимость была утверждена ранее постановлением Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. Следовательно, порядок вступления в силу постановления Правительства Орловской области № 108 не регулируется статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства Орловской области № 419, обоснованно применяется для целей налогообложения с 1 января 2016 г.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Никабадзе И.Н., полагавшего, что в иске следует отказать, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Нормативные положения о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, содержатся также в статьях 24.12, 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 5 Устава (Основного Закона) Орловской области (принят Орловской областной Думой 26 февраля 1996 года № 7-ОЗ) высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство Орловской области.
Пунктом 6 статьи 72 Устава (Основного Закона) Орловской области закреплено, что Правительство Орловской области по предметам своей компетенции издает постановления.
Статья 29 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 г. № 1683-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» предусматривает, что Правительство Орловской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Орловской области, нормативных правовых актов Орловской области издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (часть 1).
Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Орловской области (часть 2 статьи 29).
Постановления Правительства Орловской области подписываются Председателем Правительства Орловской области (часть 6).
Законом Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (далее – Закон № 319-ОЗ) определен порядок принятия, опубликования и вступления в силу правовых актов Правительства Орловской области.
В соответствии со статьей 52 Закона № 319-ОЗ принятие постановлений и распоряжений Правительства области осуществляется на заседаниях Правительства области или путем письменного согласования проектов правовых актов членами Правительства области с изложением (при необходимости) письменных замечаний и предложений по ним. Решение о подписании проектов правовых актов принимается Председателем Правительства области на основании мнения членов Правительства области, выраженного либо посредством голосования по данным правовым актам, либо по результатам их письменного согласования.
Согласно статье 54 Закона № 319-ОЗ внесение изменений в правовой акт осуществляется путем принятия правового акта того же вида принявшим его органом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.
Опубликование и вступление в силу правовых актов Правительства Орловской области предусмотрено статьей 53 Закона № 319-ОЗ, согласно которой постановления Правительства области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.
Официальным опубликованием нормативных правовых актов области считается публикация их полного текста в газете «Орловская правда», а также в официальных электронных источниках опубликования нормативных правовых актов Орловской области.
Официальными электронными источниками опубликования нормативных правовых актов Орловской области являются государственная специализированная информационная система «Портал Орловской области - публичный информационный центр», федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) и «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Датой официального опубликования нормативного правового акта области считается дата первой публикации его текста в одном из источников официального опубликования нормативных правовых актов Орловской области (часть 1 статьи 53 Закона № 319-ОЗ).
В судебном заседании установлено, что 25 декабря 2014 г. принято постановление Правительства Орловской области № 419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области» (л.д. 151-152), которое официально опубликовано в Государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» 25 декабря 2014 г. (л.д. 157).
Пунктом 1.1 названного постановления Правительства Орловской области утверждена кадастровая стоимость земель населенных пунктов Орловской области по состоянию на 1 января 2014 г. согласно приложению 1.
Под номером <...> в приложении 1 «Кадастровая стоимость земель населенных пунктов Орловской области. Город Орёл» утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей (л.д. 25-26). Данный земельный участок принадлежит на праве собственности Васиной Е.А. и расположен по адресу: <...> (л.д. 23).
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Орловского областного суда от 22 декабря 2015 г. частично удовлетворены требования Лакшина И.Н. о признании недействующими пунктов 4 и 5 постановления Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. (с изменениями от 13 февраля 2015 г.) «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области» в той мере, в какой они допускают применение для целей налогообложения на 2015 год утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Орловской области (л.д. 165-180).
Во исполнение указанного решения суда Правительством Орловской области было принято постановление от 6 апреля 2016 г. № 108 «О внесении изменений в некоторые правовые акты Орловской области», пунктом 1 которого пункты 4-6 постановления Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области» изложены в новой редакции (л.д. 158-159).
Согласно пункту 4 постановления Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. (в редакции от 6 апреля 2016 г.) данное постановление вступает в силу:
для целей налогообложения – в срок, определенный статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации;
для целей, не связанных с налогообложением, - со дня его официального опубликования.
Пункт 5 постановления Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. (в редакции от 6 апреля 2016 г.) предусматривает, что пункт 1 постановления Правительства Орловской области от 18 декабря 2009 г. № 282 «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Орловской области» признан утратившим силу:
для целей налогообложения – с 1 января 2016 года;
для целей, не связанных с налогообложением, - со дня официального опубликования настоящего постановления.
Постановление Правительства Орловской области от 6 апреля 2016 г. № 108 официально опубликовано в Государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» 7 апреля 2016 г. (л.д. 195).
Проанализировав вышеприведенные положения законодательства, а также представленные административным ответчиком материалы по подготовке и принятию постановлений Правительства области (л.д. 153-156, 160-194), суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Правительством Орловской области в пределах его компетенции, с соблюдением установленного порядка и размещены в официальных источниках опубликования.
Согласно подпункту «г» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
В силу статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговый период равен календарному году (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Для целей, не связанных с налогообложением, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков действуют во времени в общем порядке, то есть с момента их официального опубликования.
Таким образом, порядок введения в действие постановления Правительства области об утверждении кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должен соответствовать порядку, предусмотренному статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку постановление Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. было официально опубликовано 25 декабря 2014 г., то с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденная им кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2016 года.
Проанализировав содержание положений нормативных правовых актов, оспариваемых административным истцом - пункта 4 постановления Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. (в редакции изменений от 6 апреля 2016 г.), который предусматривает порядок вступления в силу этого постановления, а также пункта 5 названного постановления, которым признается утратившим силу ранее действовавший нормативный правовой акт, суд исходит из того, что данный порядок в полной мере соответствует положениям статьи 5, а также статьям 390 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, порядок вступления в силу постановления Правительства Орловской области от 6 апреля 2016 г. № 108 «О внесении изменений в некоторые правовые акты Орловской области» нормами налогового законодательства не регулируется, поскольку им не утверждается кадастровая стоимость земель населенных пунктов, поэтому он вступает в силу с момента официального опубликования.
С учетом изложенного суд не может согласиться с утверждением административного истца о необходимости применения кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. с 1 января 2017 г., и применении постановления Правительства Орловской области от 18 декабря 2009 г. № 282 «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Орловской области» для целей налогообложения на 2016 год, поскольку он основан на ошибочном толковании норм материального права.
Ссылка административного истца на нарушение её прав ввиду существенного увеличения размера земельного налога на 2016 г., который определяется из кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г., не влечет признание данного акта недействующим, поскольку процедура оспаривания утвержденной кадастровой стоимости предусмотрена статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Таким правом Васина Е.А. воспользовалась в 2017 г., о чем имеется вступившее в законную силу решение Орловского областного суда от 12 января 2018 г. (л.д. 213-216).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Васиной Е.А. о признании недействующими пунктов 4 и 5 постановления Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 г. (в редакции от 6 апреля 2016 года) «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области» и пункта 1 постановления Правительства Орловской области № 108 от 6 апреля 2016 г. «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Орловской области», в той мере, в которой они допускают применение для целей налогообложения на 2016 год утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Васиной Елены Алексеевны о признании недействующими пунктов 4 и 5 постановления Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 года (в редакции от 6 апреля 2016 года) «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Орловской области» и пункта 1 постановления Правительства Орловской области № 108 от 6 апреля 2016 года «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Орловской области», в той мере, в которой они допускают применение для целей налогообложения на 2016 год утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 июля 2018 года.
Председательствующий Л.В. Майорова