ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-75/19 от 14.05.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Адм.дело №3а-75/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2019 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., при секретаре Львовой Е.В., с участием прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А., представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «СК «КУБ» Ярцева М.Ю., представителей административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Вершинской М.В., Троицкой А.С. и ее же как представителя заинтересованного лица Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СК «КУБ» о признании недействующими отдельных положений Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2014 года № 250,

у с т а н о в и л:

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2014 года № 250 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров» утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров». Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2014 года № 250 опубликовано на портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» http://www.cap.ru 24 июля 2014 года, в республиканской газете «Вести Чувашии» от 26 июля 2014 года № 27, от 2 августа 2014 года № 28, вступило в силу 4 августа 2014 года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2014 года № 497 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2014 г. № 250 и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики» в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2014 года № 250 внесены изменения - в наименовании слово «Порядка» заменено словом «Правил», в пункте 1 слова «прилагаемый Порядок» заменены словами «прилагаемые Правила».

ООО «СК «КУБ» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений пункта 2.3 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в редакции с изменениями, внесенными одноименными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики» от 8 февраля 2017 года № 42, от 14 февраля 2018 года № 53, от 11 декабря 2018 года № 505.

Требования мотивированы тем, что Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики регламентируют порядок и условия предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), а пунктом 2.3 Правил предусмотрено, что для участия в конкурсном отборе претендент представляет в Минэкономразвития Чувашии в том числе копии договоров о приобретении в собственность оборудования (в том числе монтаж оборудования), акты выполненных работ; копии документов, подтверждающих дату изготовления оборудования; заверенную претендентом копию акта приема-передачи оборудования.

По мнению административного истца, получившего указанную субсидию в соответствии с Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, а в последующем получившего уведомление о ее возврате в связи с представлением недостоверных сведений при получении субсидии, постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 года № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», статьи 454, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают оформление операций и сделок с передачей имущества от продавца к покупателю без оформления акта приема-передачи оборудования, субсидия может предоставляться на приобретение оборудования, не требующего монтажа и без указания срока его изготовления.

Административный истец просит признать недействующими положения пункта 2.3 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в части необходимости для участия в конкурсном отборе представить в Минэкономразвития Чувашии: копии договоров о монтаже оборудования, акты выполненных работ; копии документов, подтверждающих дату изготовления оборудования; заверенную претендентом копию акта приема-передачи оборудования.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «СК «КУБ» Ярцев М.Ю. требования административного искового заявления поддержал по изложенным основаниям.

Представители административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Вершинская М.В., Троицкая А.С. и она же как представитель заинтересованного лица Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики в судебном заседании требования не признали ввиду соответствия законодательству оспариваемых положений нормативного правового акта.

Прокурор Овчинникова Н.А., давая заключение, полагала требования истца не подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.

Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, как следует из их пункта 1.1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики» от 11 декабря 2018 года № 505, регламентируют порядок и условия предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках реализации подпрограммы «Развитее субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 сентября 2011 года № 398.

Пунктом 2.3 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в редакции с изменениями, внесенными одноименными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики» от 8 февраля 2017 года № 42, от 14 февраля 2018 года № 53, от 11 декабря 2018 года № 505, предусмотрено, что для участия в конкурсном отборе претендент представляет в Минэкономразвития Чувашии в том числе копии договоров о приобретении в собственность оборудования (в том числе монтаж оборудования), акты выполненных работ (абзац 10); копии документов, подтверждающих дату изготовления оборудования (абзац 11); заверенную претендентом копию акта приема-передачи оборудования (абзац 12).

Из материалов дела следует, что административному истцу ООО «СК «КУБ» в 2018 году предоставлена государственная поддержка в форме возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования, на сумму 11410804 руб. 08 коп.

Уведомлением от 29 декабря 2018 года № 06/03-13785 Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики потребовало от ООО «СК «КУБ» вернуть полученную субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики со ссылкой на Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в связи с невыполнением условий предоставления субсидии, а также представлении недостоверных сведений (л.д. 14-16).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики.

В силу статьи 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (часть 1); акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики (часть 2).

Согласно пункту 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6октября1999года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета осуществляются путем ассигнований, к числу которых отнесены и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (абзац пятый).

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (подпункт 1); цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2); порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3) и другие.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее- Общие требования к нормативным правовым актам).

В силу Общих требований к нормативным правовым актам одним из требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, является наличие условий и порядка предоставления субсидий (подпункт «б» пункта 2).

Согласно пункту 4 Общих требований к нормативным правовым актам при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация: перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, а также при необходимости требования к указанным документам (подпункт «а»); основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии по причинам несоответствия представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным подпунктом «а» настоящего пункта, или непредставления (предоставления не в полном объеме) указанных документов; недостоверности представленной получателем субсидии информации; иные основания для отказа, определенные правовым актом (при необходимости) (подпункт «в»).

Из изложенного следует, что Кабинет Министров Чувашской Республики, как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Чувашской Республики, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц, цели, условия и порядок предоставления субсидий, перечень документов, предоставляемых получателем субсидии, а также требования к указанным документам.

Оспариваемые административным истцом положения пункта 2.3 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в части представления претендентом на получение субсидии определенных документов не нарушают права административного истца и соответствуют Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887.

В силу изложенного является необоснованной ссылка административного истца на законодательство о статистической отчетности (постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 года № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»), бухгалтерском учете (Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), налоговое законодательство (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»), гражданское законодательство (статьи 454, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку приведенное административным истцом законодательство не регулирует отношения по предоставлению субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, в нормативном правовом акте при определении условий и порядка предоставления субсидий может указываться перечень документов, предоставляемых получателем субсидии, и требования к таким документам.

Является также необоснованной ссылка административного истца на невозможность субсидирования затрат на монтаж оборудования, тогда как условием предоставления субсидии является наличие документов о монтаже оборудования, сроке его изготовления. При этом суд исходит из того, что выявление противоречий в Правилах предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики не входит в предмет доказывания по делу, основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что по делу не установлено.

Доводы административного истца о том, что оспариваемые им положения Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики могут поставить претендентов в неравное положение в связи с отсутствием у продавца оборудования обязанности по составлению документов о передаче их покупателю, судом отклоняются, так как оспариваемые положения не регулируют имущественные отношения участников гражданского оборота, и для предоставления субсидий имеется специальное законодательство, которому оспариваемые положения Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики соответствуют.

Регламентом заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 97 «Об утверждении Регламента заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики», предусмотрено, что на заседаниях Кабинета Министров решения принимаются большинством голосов членов Кабинета Министров (пункт 16). Также допускается принятие постановлений в опросном порядке (пункты 25 -29 раздела V «Опросный порядок принятия постановлений Кабинета Министров»).

Оспариваемые административным истцом Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики с внесенными изменениями приняты на заседаниях Кабинета Министров Чувашской Республики большинством голосов членов Кабинета Министров, о чем имеются протоколы заседаний и листы согласований с подписями членов Кабинета Министров, опубликованы на портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» http://www.cap.ru 24 июля 2014 года, 31 декабря 2014 года, 9 июля 2015 года, 29 июля 2016 года, 9 февраля 2017 года, 15 февраля 2015 года, 11 декабря 2018 года, в республиканской газете «Вести Чувашии» от 26 июля 2014 года № 27, от 2 августа 2014 года № 28, от 24 января 2015 года № 2, от 11 июля 2015 года № 26, от 6 августа 2016 года № 30, от 18 февраля 2017 года № 6, от 7 марта 2018 года № 9, от 19 января 2019 года № 2.

Таким образом, оспариваемые положения Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики приняты полномочным органом государственной власти, в установленном порядке, соответствуют законодательству Российской Федерации, не нарушают права административного истца.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в республиканской газете «Вести Чувашии» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 177 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Обществу с ограниченной ответственностью «СК «КУБ» отказать в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими абзаца 10 (в части представления копии договоров о монтаже оборудования, актов выполненных работ), абзацев 11, 12 пункта 2.3 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2014 года № 250.

Решение суда или сообщение о настоящем решении суда опубликовать в республиканской газете «Вести Чувашии» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий: судья О.В.Агеев

Мотивированное решение составлено 20 мая 2019 года.

Судья: О.В.Агеев