ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-75/19 от 18.04.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-75/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 18 апреля 2019 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,

при секретаре Амелиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потапова Павла Геннадьевича об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,

установил:

Потапов П.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости, в котором просит:

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 33 699 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 375 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 102 857 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 105 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 31 640 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 352 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 27 726 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 309 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 19 338 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 215 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 813 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – места общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 4 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 19 940 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – места общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 29 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 72 522 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – места общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 104 000 рублей.

Заявление обосновано тем, что Потапов П.Г. является собственником указанных земельных участков и плательщиком земельного налога. Потаповым П.Г. проведена оценка рыночной стоимости земельных участков. Отчетами, выполненными ООО «Ярэксперт» (далее – Отчеты), установлено, что на 1 января 2015 года

рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 375 000 рублей;

рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 1 105 000 рублей;

рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 352 000 рублей;

рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 309 000 рублей;

рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 215 000 рублей;

рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 4 000 рублей;

рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 29 000 рублей;

рыноная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 104 000 рублей.

В соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года № 170-п:

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3 668 136 рублей 15 копеек;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 11 195 984 рубля 45 копеек;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3 444 014 рублей;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3 017 975 рублей 10 копеек;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2 104 941 рубль 30 копеек;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 307 545 рублей 29 копеек;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2 180 040 рублей 20 копеек;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 9 317 626 рублей 56 копеек.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности Доянов В.А. административный иск поддержал.

Представители заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Николаева Т.Б., Колобова Е.В. просили в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств размера рыночной стоимости земельных участков, определенной на дату установления их кадастровой стоимости.

Административные ответчики Управление Росреестра по Ярославской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представили суду отзывы на административный иск, в которых оставили разрешение дела на усмотрение суда, подтвердили размер кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Административный ответчик Правительство Ярославской области, заинтересованное лицо администрация городского округа город Переславль – Залесский Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Потапова П.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях – статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость земельного участка установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применят положения Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что Потапову П.Г. на праве собственности принадлежат:

земельный участок площадью 33 699 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенный по адресу<адрес>

земельный участок площадью 102 857 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>

земельный участок площадью 31 640 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>

земельный участок площадью 27 726 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>

земельный участок площадью 19 338 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>

земельный участок площадью 2 813 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – места общего пользования, расположенный по адресу: <адрес>

земельный участок площадью 19 940 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – места общего пользования, расположенный по адресу: <адрес>

земельный участок площадью 72 522 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – места общего пользования, расположенный по адресу: <адрес>

В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 3 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Решением Решение Переславль-Залесской городской Думы от 25.10.2018 года N 90 на территории городского округа Переславль – Залесский установлен земельный налог, налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

До принятия указанного решения действовали решение Муниципального Совета Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района от 27 ноября 2017 года N 144 "Об установлении земельного налога на территории Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района", решение Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района от 14 ноября 2017 года N 18 "Об установлении земельного налога на территории Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района"; решение Муниципального Совета Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района от 25 октября 2012 года N 105 "Об установлении земельного налога"; содержавшие аналогичные положения.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Потапов П.Г. в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельные участки административного истца с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года № 170-п.

Согласно приложению 1 «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области» по состоянию на 1 января 2015 года кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере 307 545 рублей 29 копеек, с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере 2 180 040 рублей 20 копеек, с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере 11 195 984 рублей 45 копеек, с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере 3 668 136 рублей 15 копеек, с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере 3 017 975 рублей 10 копеек, с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере 2 104 941 рубль 30 копеек, с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере 3 444 014 рублей, с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере 9 317 626 рублей 56 копеек.

Административным истцом представлены Отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, которыми рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 4000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 29 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 1 105 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 375 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 309 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 215 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 352 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 104 000 рублей.

По делу проведена судебная экспертиза, согласно заключению, которой Отчеты не соответствуют законодательству об оценочной деятельности, определенные Отчетами рыночные стоимости земельных участков являются недостоверными.

Как установлено экспертом Канцыревым Р.А. при проведении судебной экспертизы Отчет не соответствует статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункту 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года N 299.

Из Отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца следует, что расчет рыночной стоимости осуществлялся сравнительным подходом, методом сравнения продаж.

Оценщиком отобраны объекты – аналоги, сопоставимые по своим характеристикам с объектами оценки. К ценам объектов – аналогов применены корректировки с тем, чтобы устранить имеющие в характеристиках данных объектов различия.

При этом, из Отчета об оценке земельных участков, предназначенных под дачное строительство, видно и это установлено экспертом при проведении экспертизы, что объекты оценки и объекты – аналоги имеют явные различия в конфигурации: объекты оценки, несмотря на вышеуказанный вид разрешенного использования, фактически не могут быть использованы в данных целях. Указанный факт безусловно влияет на цену объектов оценки и подлежал учету оценщиком путем введения корректировки на конфигурацию земельных участков, чего сделано не было.

Кроме того, при оценке тех земельных участков, которые предназначены для размещения общих дорог (мест общего пользования) оценщиком введена корректировка на переход от стоимости земельных участков под дачное строительство с возможностью возведения жилых домов к стоимости земельных участков вспомогательного назначения, которая рассчитана как увеличение стоимости земельного участка без удобных подъездных путей на обеспеченность подъездными путями в размере 13, 36 %. Таким образом, назначение корректировки не соответствует существу ее расчета, поскольку коэффициент в 13, 36 % отражает разницу в стоимости земельных участков под дачное строительство, обеспеченных или необеспеченных подъездными путями, а не переход от стоимости земельных участков под дачное строительство к стоимости земельных участков вспомогательного назначения.

Суд находит, что приведенные выявленные экспертом недостатки Отчетов указывают на их несоответствие законодательству об оценочной деятельности и недостоверность определенной Отчетами величины рыночной стоимости объектов оценки.

При этом суд не соглашается с доводом представителя административного истца, что по указанным основаниям Отчет недостоверным признан быть не может, так как определение вида корректировок является правом оценщика.

В силу пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;

информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;

содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

По изложенным выше основаниям, Отчет вводит в заблуждение пользователей Отчета относительно сопоставимости объектов оценки и объектов – аналогов по такому ценообразующему фактору, как конфигурация земельного участка, а также в части расчета примененной оценщиком корректировки, обозначенной как переход от стоимости земельных участков под дачное строительство с возможностью возведения жилых домов к стоимости земельных участков вспомогательного назначения, не отражающей существо данной корректировки.

Таким образом, для определения величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца в размере, определенном Отчетами, суд оснований не находит.

В связи с установлением несоответствия Отчетов законодательству об оценочной деятельности, а также в связи с недостоверностью определенной Отчетами величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца, экспертом произведен собственный расчет рыночной стоимости данных объектов.

Согласно заключению эксперта рыночная стоимость объектов недвижимости административного истца на 1 января 2015 года составила:

земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - 289 811 рублей 40 копеек;

земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - 842 398 рублей 83 копейки;

земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - 272 104 рубля;

земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - 238 443 рубля 60 копеек;

земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - 166 306 рублей 80 копеек;

земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - 13 530 рублей 53 копейки;

земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - 95 911 рублей 40 копеек;

земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> - 348 830 рублей 82 копейки.

Исследовав заключение эксперта в данной части, заслушав его дополнительные пояснения, а также проанализировав те возражения, которые приведены представителем Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в подтверждение его доводов о том, что экспертным заключением рыночная стоимость объектов недвижимости установлена неверно, суд приходит к следующему:

Нормативные акты, которые регулировали бы правила определения рыночной стоимости объектов недвижимости экспертным путем, отсутствуют. В связи с этим, суд полагает возможным для проверки обоснованности выводов эксперта в указанной части применять нормы федеральных стандартов оценки, поскольку именно указанными нормативными актами урегулирован порядок использования тех способов и методов определения рыночной стоимости объектов недвижимости, которые применял эксперт.

Так, величина рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца определялась экспертом сравнительным подходом методом сравнения продаж.

Экспертом отобраны объекты – аналоги, сопоставимые по основным ценообразующим характеристикам с объектами оценки. К ценам объектов – аналогов применялись корректировки по выявленным различиям в указанных характеристиках с объектами оценки.

Так, среди прочих, при расчете стоимости земельных участков под дачное строительство эксперт корректировал их цены на конфигурацию земельных участков,. учитывая тот факт, что в указанной части объекты оценки и объекты – аналоги имеют явные различия.

Величина корректировки в 20 % определена экспертом по предложению ООО «Центр экономического анализа и экспертизы», которым проведены объемные исследования и обзор рынка загородной недвижимости в более чем 10 регионах, среди которых Ярославская область.

Суд полагает, что определение величины корректировки на основании исследований оценочной компании, результаты которых общедоступны в сети Интернет, является обоснованным и законодательству об оценочной деятельности, а также процессуальным требованиям к судебной экспертизе не противоречит.

При этом, доказательств необоснованности такой величины корректировки Департаментом не приведено.

Экспертом при расчете рыночной стоимости земельных участков под места общего пользования применялась корректировка на вид разрешенного использования. При этом, экспертом для обоснования того обстоятельства, что объекты оценки и объекты – аналоги должны быть скорректированы по виду разрешенного использования приведено содержание постановления Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года № 170-п об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, которым, в частности, к 1 группе видов разрешенного использования отнесены участки, занятые внутрихозяйственными дорогами.

Вместе с тем, цифровые значения кадастровой стоимости, в том числе ее удельных показателей, которые определены постановлением, экспертом не применялись. Величина корректировки рассчитана экспертом на основании анализа рынка, исходя из анализа рынка цен земельных участков, занятых внутрихозяйственными дорогами, и цен земельных участков под дачное строительство, и составила 0.56.

Экспертом также к ценам всех объектов – аналогов применялась корректировка на торг.

Суд полагает, что основания для применения корректировки на торг в размере 20 % у оценщика имелись. Возражения Департамента в указанной части являются необоснованными.

В возражениях Департамент указывает, что земельные участки, использованные в качестве объектов – аналогов, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. В связи с этим, Ярославская область имеет преимущественное право покупки данных земель. Таким образом, после отказа от приобретения земельного участка Ярославской областью, его цена для продажи иным лицам не может быть изменена. В случае изменения цены, у продавца вновь возникает обязанность предложить приобретение данного земельного участка Ярославской области.

Суд полагает, что данные обстоятельства не исключают возможности снижения цены предложения по сравнению с тем, что указано в объявлениях о продаже, при соблюдении процедуры, установленной статьей 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Кроме того, положения указанного Федерального закона на дату оценки не применялись к земельным участкам, предназначенным для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества.

Таким образом, корректировка цены объектов – аналогов на уступку обоснована.

В возражениях на экспертное заключение Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области приводит сведения о предложениях продажи четырех земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – под дачное строительство, которые имелись на дату оценки, но не были использованы экспертом в расчетах, что, по мнению Департамента, указывает на нарушение подпункта «в» пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611.

Суд не находит оснований согласиться с указанными возражениями Департамента.

Согласно пункту 11 ФСО № 7 объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности.

Доказательств того, что использованных экспертом объектов – аналогов было недостаточно для расчета величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца, Департамент не приводит. Также им не приводится доказательств того, каким образом сведения об указанных им предложениях повлияли бы на результат оценки при использовании данной информации в расчетах. Наконец, Департамент не представляет доказательств того, что эксперт был осведомлен о наличии указанных предложений на дату оценки.

По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что заявленные Департаментом возражения относительно обоснованности выводов эксперта, являются несостоятельными.

Судом не выявлено нарушений законодательства об оценочной деятельности, либо процессуальных требований к производству судебных экспертиз при составлении экспертного заключения экспертом Канцыревым Р.А.

В связи с этим, рыночная стоимость земельных участков административного истца подлежит установлению в размере, определенном заключением эксперта.

Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением в отношении него рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Потапова П.Г. подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата обращения Потапова П.Г. с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а именно – 22 декабря 2017 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Потапова Павла Геннадьевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 33 699 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 289 811 (двести восемьдесят девять тысяч восемьсот одиннадцать) рублей 40 копеек.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 289 811 (двести восемьдесят девять тысяч восемьсот одиннадцать) рублей 40 копеек.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 102 857 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 842 398 (восемьсот сорок две тысячи триста девяносто восемь) рублей 83 копейки.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 842 398 (восемьсот сорок две тысячи триста девяносто восемь) рублей 83 копейки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 31 640 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 272 104 (двести семьдесят две тысячи сто четыре) рубля.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 272 104 (двести семьдесят две тысячи сто четыре) рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 27 726 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 238 443 (двести тридцать восемь тысяч четыреста сорок три) рубля 60 копеек.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 238 443 (двести тридцать восемь тысяч четыреста сорок три) рубля 60 копеек.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 19 338 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 166 306 (сто шестьдесят шесть тысяч триста шесть) рублей 80 копеек.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 166 306 (сто шестьдесят шесть тысяч триста шесть) рублей 80 копеек.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 813 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – места общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 13 530 (тринадцать тысяч пятьсот тридцать) рублей 53 копейки.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 13 530 (тринадцать тысяч пятьсот тридцать) рублей 53 копейки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 19 940 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – места общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 95 911 (девяносто пять тысяч девятьсот одиннадцать) рублей 40 копеек.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 95 911 (девяносто пять тысяч девятьсот одиннадцать) рублей 40 копеек.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 72 522 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – места общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 348 830 (триста сорок восемь тысяч восемьсот тридцать) рублей 82 копейки.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 348 830 (триста сорок восемь тысяч восемьсот тридцать) рублей 82 копейки.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 22 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Щеголькова