Дело № 3а-75/2019
70OS0000-01-2019-000101-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2019 г. Томский областной суд в составе
председательствующего Петровского М.В.
при секретаре Степановой А.С.
с участием
административного истца Харафиди Г.Ю.,
представителя административного истца Кологривова П.А.,
представителя административного ответчика
Департамента по управлению государственной
собственностью Томской области Федоровской А.Е.,
рассмотрев в судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску Харафиди Георгия Юрьевича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
Харафиди Г.Ю. обратился в Томский областной суд с административным иском к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование– Управление Росреестра) по Томской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование– ФГБУ «ФКП Росреестра) в лице филиала по Томской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/, расположенных в Томском районе Томской области, в размере их рыночной стоимости 4936000 рублей и 3895000 рублей, соответственно.
В обоснование административным истцом указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером /__/, кадастровая стоимость которого установлена по состоянию на 7 октября 2016 г. в размере 16408797 рублей 97 копеек; также административному истцу на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером /__/, кадастровая стоимость которого установлена по состоянию на 14 декабря 2016 г. в размере 12782977 рублей 19 копеек; кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетами об оценке, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Определением от 14 ноября 2019г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование «Зональненское сельское поселение» в лице Администрации Зональненского сельского поселения (л.д.194-196).
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков Управления Росреестра по Томской области и ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Томской области, представителя заинтересованного лица муниципального образования «Зональненское сельское поселение», извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования; представитель административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области против удовлетворения административного иска к данному учреждению возражала, пояснив, что департамент не является органом, осуществляющим действия по расчету кадастровой стоимости.
В письменных отзывах на административный иск представитель Управления Росреестра по Томской области оставила разрешение спора на усмотрение суда; представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», считая, что учреждение не является надлежащим ответчиком, просил в удовлетворении требований к данному учреждению отказать, решение относительно требований административного истца оставил на усмотрение суда.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
На основании подпункта 1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013г. №68, в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» названным Департаментом издан приказ от 14 ноября 2014г. №134 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»)», которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»).
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как указано в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018г. №334-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019г.
Судом установлено, что 29 декабря 2016г. административный истец приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером /__/; актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области №70-0-1-29/3002/2016-2793 от 15 декабря 2016г. утверждена кадастровая стоимость этого земельного участка по состоянию на 14 декабря 2016г. в размере 12782977 рублей 19 копеек; указанные сведения внесены в ЕГРН 15 декабря 2016г. (л.д.114); в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на 28 июня 2019г. установлена новая кадастровая стоимость– 776516,04рублей; по 16 июля 2019г. участок снят с кадастрового учета.
Также административному истцу с 5 декабря 2016г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером /__/; актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области №70-0-1-29/3001/2016-524 от 10 октября 2016 г. утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ по состоянию на 7 октября 2016г. в размере 16408797 рублей 97 копеек; указанные сведения внесены в ЕГРН 10 октября 2016 г. (л.д.115); в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на 1 июля 2019г. установлена новая кадастровая стоимость– 996770,52рублей
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении архивной кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 7 октября 2016 г. и 14 декабря 2016г. согласуется с приведенным выше нормативными положениями.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлены отчеты №9/19 от 23 сентября 2019г. и №10/19 от 30 сентября 2019г., подготовленные Союзом «Томская торгово-промышленная палата», согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ по состоянию на 7 октября 2016г. составляет 4936000рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ по состоянию на 14 декабря 2016 г. составляет 3895000 рублей.
Данные отчеты отвечают требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; представители административных ответчиков и заинтересованного лица не привели какие-либо возражения относительно формы отчета или его содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчетах, о назначении судебной экспертизы не заявили.
При таких обстоятельствах суд полагает, что архивная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/ может быть установлена на вышеуказанные даты в размерах их рыночной стоимости, составляющей 4936000 рублей и 3895000 рублей, соответственно.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 14 октября 2019г. (л.д.120-126).
Доводы административных ответчиков Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» об отказе в удовлетворении административного иска к этим учреждениям не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 38, статьей 47 и часть 3 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Как указано выше, на основании подпункта 1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013г. №68, в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 14 ноября 2014г. №134 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»)» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск») по состоянию на 1 января 2014 г. для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, согласно приложению к приказу (приложение к приказу, таблица № 2).
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015г. №П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» указанное учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В связи с этим кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена актами ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области от 10 октября 2016г. и 15 декабря 2016г. (л.д.204, 205).
Таким образом, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области являются надлежащими ответчиками по настоящему административному делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Харафиди Георгия Юрьевича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области удовлетворить:
установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного в Томском районе Томской области, в размере его рыночной стоимости равной 4936000 (четыре миллиона девятьсот тридцать шесть тысяч) рублей по состоянию на 7 октября 2016г.;
установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного в Томском районе Томской области, в размере его рыночной стоимости равной 3895000 (три миллиона восемьсот девяносто пять тысяч) рублей по состоянию на 14 декабря 2016 г.;
датой подачи заявления считать 14 октября 2019г.;
на решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий