Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июня 2016 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре Кайгородцевой Т.А., с участием представителя областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» – Дёминой Е.В., действующей на основании доверенности <номер изъят> от 20 августа 2015 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-75/2016 по административному исковому заявлению областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 14.10.2015 г. <номер изъят> и кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.12.2015 г. кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты>, принадлежащего истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, определенная по состоянию на 03.06.2015 г. составляет 192202971,72 рублей.
Рыночная стоимость этого земельного участка согласно Отчету <номер изъят> об оценке объекта оценки от 05.11.2015 г., выполненному оценщиком <данные изъяты>, по состоянию на 03.06.2015 г. составляет 73512 000,00 рублей.
Положительным Экспертным заключением <данные изъяты> от 06.11.2015 г. на отчет <номер изъят> об оценке объекта оценки от 05.11.2015 г. «Об оценке рыночной стоимости земельного участка <данные изъяты> подтверждено, что указанный Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 г.; федеральным стандартам оценки; стандартам и правилам оценочной деятельности.
Административный истец считает свои права нарушенными, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и ее увеличение влечет за собой значительное увеличение земельного налога, а в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью.
ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» просит: установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> по состоянию на 03.06.2015 г. в размере его рыночной стоимости, а именно, 73 512 000,00 рублей; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка <данные изъяты> в размере 73 512 000,00 рублей в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка; взыскать с административного ответчика сумму судебных издержек, состоящую из расходов по оплате государственной пошлины, в размере 2000,00 рублей.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше земельного участка административный истец обращался 18 ноября 2015 г. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области при Управлении Росреестра по Иркутской области, решением которой <номер изъят> от 03 декабря 2015 года ему в пересмотре кадастровой стоимости было отказано.
ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» считает, что превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков нарушает его права и законные интересы как лица, владеющего земельным участком на праве бессрочного (постоянного) пользования.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена равной его рыночной стоимости в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Административный истец считает свои права нарушенными, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и ее увеличение влечет за собой значительное увеличение земельного налога, а в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью.
Ссылаясь на положения части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» просит: установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> по состоянию на 03.06.2015 г. в размере его рыночной стоимости, а именно, 73 512 000,00 рублей; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка <данные изъяты> в размере 73 512 000,00 рублей в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка; взыскать с административного ответчика сумму судебных издержек, состоящую из расходов по оплате государственной пошлины, в размере 2000,00 рублей.
В качестве заинтересованных лиц к участию в административном деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрация Сосновоборского муниципального образования – Администрация сельского поселения.
В судебном заседании представитель ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» Дёмина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительство Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрация Сосновоборского МО - Администрация сельского поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило отзыв на административное исковое заявление ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2», в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, в удовлетворении исковых требований к органу кадастрового учета отказать как предъявленных к ненадлежащему ответчику.
В отзыве на административное исковое заявление Правительство Иркутской области просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области представило отзыв на административное исковое заявление ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2», в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Суд с учетом мнения явившегося в судебное заседание лица, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» Дёмина Е.В., действующей на основании доверенности, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре), внесение органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, в том числе, кадастровой стоимости, является государственным кадастровым учетом недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о кадастре, орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством РФ порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии со ст. 24.18. Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
По завершению на территории Иркутской области работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012 г. результаты государственной кадастровой оценки были утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановлений Правительства № 239-пп от 05.05.2014 г., № 422-пп от 26.08.2015 г.) (далее - Постановление Правительства № 517-пп), вступившим в силу 03 декабря 2013 года.
Судом установлено, что ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок <данные изъяты>, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права от 26 октября 2015 года, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
Из материалов дела следует, что земельный участок <данные изъяты> согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28.02.2013 г. <номер изъят> имел площадь <данные изъяты>.
Как следует из письма Министерства имущественных отношений от 11.11.2015 г. <номер изъят>, в результате исправления кадастровой ошибки площадь указанного выше земельного участка изменилась в сторону увеличения и стала составлять <данные изъяты>, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 14.10.2015 г. <номер изъят>.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> рассчитана по приложению № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области».
Земельный участок с кадастровым <номер изъят>, в соответствии с указанным выше Постановлением, отнесен к <данные изъяты> группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для <данные изъяты>». Согласно Приложению № 1 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> составляет 1709,93 рублей.
3 июня 2015 г. на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27 мая 2015 г. и Межевого плана от 27 марта 2015 г. уточнено местоположение характерных точек границ земельного участка и площадь. В соответствии с указанными документами площадь земельного участка увеличилась <данные изъяты>.
Как предусмотрено п. 2.2. Приказа Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 № 222 (ред. от 17 ноября 2011) «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты>, принадлежащего истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, определенная по состоянию на 03.06.2015 г. составляет 192202971,72 рублей, что подтверждается данными кадастрового паспорта земельного участка от 14.10.2015 г. <номер изъят>, кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.12.2015 г. земельного участка с кадастровым <номер изъят>.
Согласно указанному кадастровому паспорту дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – 11.06.2004 г.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области <номер изъят> от 03 декабря 2015 года в удовлетворении заявления ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, поступившего 18.11.2015 г. <номер изъят>, отказано, так как оформление и содержание отчета об оценке не соответствовало требованиям ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, требованиям ст. 11 этого же Закона, а также п. 5 раздела 2 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. № 254.
Судом установлено, что ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» имеет право на обращение в суд с указанными выше требованиями, предварительный досудебный порядок административным истцом соблюден.
Согласно отчету <номер изъят> об оценке объекта оценки от 05.11.2015 г., выполненному оценщиком <данные изъяты>, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 03.06.2015 г. составляет 73512 000,00 рублей.
Определением Иркутского областного суда от 16.03.2016 года была назначена судебная экспертиза для установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 03 июня 2015 года, проведение судебной экспертизы было поручено эксперту <данные изъяты>.
Согласно заключению эксперта <номер изъят> от 23.05.2016 г. рыночная стоимость земельного участка <данные изъяты>, принадлежащего истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, определенная по состоянию на 03.06.2015 г. составляет 58096277,00 рублей.
Указанное выше заключение судебной экспертизы, учитывая, что эксперт <данные изъяты> предупреждена за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, судом принимается как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартах оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием метода прямого сравнительного анализа продаж объекта оценки с объектами аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, в том числе заключение судебной оценочной экспертизы в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> по состоянию на 03.06.2015 г. равной его рыночной стоимости в размере 58096277,00 рублей, возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 03.06.2015 г. равной его рыночной стоимости в размере 58096277,00 рублей. В остальной части исковых требований административному истцу следует отказать.
Принимая во внимание разъяснения, приведенные в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» о взыскании по данной категории административных дел судебных расходов, что исковые требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое фактически не оспаривалось привлеченными к участию в деле заинтересованными лицами, административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы подлежат отнесению на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованных лиц, административных ответчиков, не имеющих противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Поэтому суд не находит оснований для взыскания в пользу ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» судебных издержек, в том числе, расходов на уплату государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 03 июня 2015 года кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости земельного участка <данные изъяты> в размере 58096277,00 рублей.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установлении кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> по состоянию на 03.06.2015 г. равной его рыночной стоимости в размере 58096277,00 рублей.
В остальной части исковых требований и во взыскании судебных расходов административному истцу следует отказать.
Установить, что датой подачи заявления областным государственным казенным учреждением здравоохранения «Иркутская областная психиатрическая больница № 2» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> является 18 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы.
Судья А.С. Папуша