ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-75/2018 от 08.02.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-75/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 февраля 2018 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Бабушкиной О.В.,

административного истца Ухова С.А., представителя административного ответчика Избирательной комиссии Пермского края – Логинова А.С., действующего на основании доверенности от 11.08.2017 (диплом Пермский государственный университет ** от 08.06.1998, квалификация «Юрист» по специальности «Юриспруденция»),

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Ухова Сергея Анатольевича о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Пермского края от 12 января 2018 года № 42/12-3 «Об обращении гражданина Горбунова М.»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15.12.2017 № 528-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации», которое опубликовано в Российской газете 18.12.2017, выборы Президента Российской Федерации назначены на 18.03.2018.

12.01.2018 в Избирательную комиссию Пермского края поступило обращение Горбунова М. о проверке на соответствие закону распространяемых волонтерами штаба Навального печатного материала - листовок, содержащих призыв о необходимости бойкотировать выборы Президента Российской Федерации.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 12.01.2018 № 42/12-3 «Об обращении Горбунова М.» обращение заявителя удовлетворено, два печатных материала, содержащих рисунок - изображение человека и текст про выборы Президента Российской Федерации, фамилию кандидата на должность Президента Российской Федерации В.В. Путина под основным заголовком «Забастовка избирателей!», - признаны незаконным печатным агитационным материалом.

Ухов С.А. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что не согласен с постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 12.01.2018 № 42/12-3, которым печатные материалы, приложенные к обращению Горбунова М., признаны незаконным агитационным материалом, поскольку содержат признаки предвыборной агитации: содержат информацию, в которой явно преобладают сведения о кандидате на должность Президента Российской Федерации Путине Владимире Владимировиче в сочетании с негативными комментариями, и тем самым способствуют формированию отрицательного отношения избирателей к кандидату; имеют целью побудить (призвать) избирателей голосовать против кандидата на должность Президента Российской Федерации В.В. Путина на выборах Президента Российской Федерации, в том числе проводимых на территории Пермского края 18.03.2018. Заявитель полагает, что в представленных листовках не содержится каких-либо из перечисленных в пункте 1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» призывов или мнений, а изложенные в листовках мнения содержат упоминания лишь о политике действующей власти и не затрагивают политической кампании кого-либо из кандидатов, направлена на агитацию избирателей не ходить на выборы. За распространение Уховым С.А. указанного выше печатного материала (листовок) в отношении него 18.01.2018 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ, рассмотрение дела назначено на 29.01.2018. Постановление Избирательной комиссии Пермского края от 12.01.2018 № 42/12-3 представлено как доказательство распространения агитационного материала с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах.

В судебном заседании Ухов С.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Избирательной комиссии Пермского края Логинов А.С. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в обжалуемом постановлении Избирательной комиссии Пермского края от 12.01.2018 № 42/12-3, дополнительно пояснив, что каких-либо нарушений при рассмотрении обращения Горбунова М. Избирательной комиссией Пермского края допущено не было.

Заслушав участвующих в деле лиц, заключение участвующего в деле прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, изучив собранные по делу доказательства, обозрев дело об административном правонарушении № 5-63/18, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Ухова С.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 83 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ) обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктами 3, 4 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) предусмотрено, что избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 11 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК «Об Избирательной комиссии Пермского края» (далее – Закон Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК) к полномочиям Избирательной комиссии Пермского края отнесено рассмотрение обращений о нарушении законодательства о выборах.

В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 16 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК Избирательная комиссия Пермского края в пределах своей компетенции обязана рассматривать обращения о нарушениях законодательства о выборах и референдумах; письменный ответ по обращению должен быть дан в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования; по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, ответ даётся немедленно; срок рассмотрения обращения и направления ответа может быть продлён до десяти дней, если обстоятельства, изложенные в этом обращении, требуют дополнительной проверки.

Как следует из имеющихся по делу доказательств, обращение Горбунова М. о нарушениях законодательства о выборах и референдумах, поступившее в Избирательную комиссию Пермского края 12.01.2018, рассматривалось на заседании избирательной комиссии 12.01.2018, по итогам которого вынесено постановление № 42/12-3 о признании представленных с заявлением Горбунова М. печатных материалов в количестве двух штук незаконными печатными агитационными материалами.

С учетом изложенного, заявление Горбунова М. разрешено краевой избирательной комиссией в установленные пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и частью 4 статьи 16 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК сроки.

Оспариваемое административным истцом решение, принятое Избирательной комиссией Пермского края, соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 14 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК к актам Избирательной комиссии Пермского края. Указанное решение принято в форме постановления, в котором указаны дата и место его принятия, нормативные акты, которыми руководствовалась комиссия, обстоятельства, послужившие основанием для принятия постановления. Постановление принято на заседании избирательной комиссии по результатам голосования членов комиссии большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Таким образом, заявление Горбунова М. о нарушениях Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ рассмотрены Избирательной комиссией Пермского края в пределах её компетенции, по обращению проведена проверка и дан ответ в установленный срок, что соответствует требованиям пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Оспариваемое постановление Избирательной комиссии нарушает права и законные интересы Ухова С.А., поскольку оно является основанием для привлечения его к административной ответственности.

Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Перми от 29.01.2018 Ухов С.А. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, правонарушение выразилось в том, что 12.01.2018 в 09:05 часов разместил в сети интернет в социальной сети «Вконтакте» на странице https://vk.com/teamnavalny perm «Команда Навального | Пермь» фотографии с изображением сотрудника штаба Навального – Ухова С.А., держащего в руках 2 листовки с текстами: «Забастовка избирателей! Выборы без конкуренции – это не выборы»; «Забастовка избирателей! Выборы без конкуренции – это не выборы» в правом верхнем углу изображение – карикатура, признанных постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 12.01.2018 № 42/12-3 незаконными печатными агитационными материалами. Ухову С.А. вменено нарушение статьи 8, пункта 1 статьи 49, пункта 2 статьи 55, пунктов 5,6 статьи 56 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ.

Вместе с тем, законных оснований для признания незаконным оспариваемого постановления Избирательной комиссии судом не установлено.

Рассматривая заявление Горбунова М., приняв во внимание положения статьи 8, пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, Избирательная комиссия Пермского края пришла к выводу о том, что печатные материалы, приложенные к обращению Горбунова М., содержат признаки предвыборной агитации, в том числе: содержат информацию, в которой явно преобладают сведения о кандидате на должность Президента Российской Федерации Путине Владимире Владимировиче в сочетании с негативными комментариями, и тем самым способствуют формированию отрицательного отношения избирателей к кандидату; имеют целью побудить (призвать) избирателей голосовать против кандидата на должность Президента Российской Федерации В.В. Путина на выборах Президента Российской Федерации, в том числе проводимых на территории Пермского края 18.03.2018.

Избирательная комиссия Пермского края пришла к выводу, что печатные агитационные материалы изготовлены с нарушением требований пунктов 2, 3, 5 и 6 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов). Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются: 1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов); 2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона); 4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; 6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.

Таким образом, понятие «предвыборная агитация» включает в себя совокупность действий, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей голосовать за или против кандидата, кандидатов или списков кандидатов. Действия, имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них, то есть обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.

Так, представленные с обращением Горбунова М. печатные материалы (листовки) содержат следующую информацию:

1) на одном материале имеется: рисунок – изображение человека; тест следующего содержания - «Забастовка избирателей! Выборы без конкуренции – это не выборы! Владимир Путин уже 18 лет у власти. Он боится конкуренции – поэтому его главный соперник, Алексей Навальный, не допущен на эти выборы. Но такие выборы – это обман. Мы объявляем забастовку избирателей с требованием допустить Навального до выборов: не идем голосовать и призываем других не идти; объясняем, как власть опять нас обманывает; проводим 28 января всероссийскую акцию протеста; обучаем тысячи наблюдателей; фиксируем нарушения на выборах; пресекаем фальсификации; доказываем всему миру, что выборы Путина – ненастоящие, а он сам – нелегитимный президент. Присоединяйтесь к забастовке. Рассказывайте о ней всем, кому можете, и записывайтесь наблюдателем. 2018.navalny.com»;

2) на другом материале имеется тест следующего содержания: «Забастовка избирателей! Выборы без конкуренции – это не выборы! Владимир Путин правит Россией уже 18 лет и хочет править вечно. Он боится конкуренции – поэтому его главный соперник, Алексей Навальный, не допущен на эти выборы. Но выборы без конкуренции – это обман. Поэтому мы объявляем забастовку избирателей с требованием допустить Навального до выборов. В рамках забастовки мы: не идем голосовать и призываем других не идти; объясняем, как власть опять нас обманывает; проводим 28 января всероссийскую акцию протеста; обучаем тысячи наблюдателей; фиксируем нарушения на выборах; пресекаем фальсификации; доказываем всему миру, что выборы Путина – ненастоящие, а он сам – нелегитимный президент. Выборы без Навального, главного конкурента Путина, - это фарс. Присоединяйтесь к забастовке. Рассказывайте о ней всем, кому можете, и записывайтесь наблюдателем. 2018.navalny.com».

Указание административного истца на то, что текст листовок призывает избирателей не ходить на выборы и не содержит призыва не голосовать за какого-либо кандидата на должность Президента Российской Федерации, в связи с чем не является предвыборным агитационным материалом, судом признается несостоятельным и отклоняется, также, как и ссылка Ухова С.А. на то, что сведения в листовке представлены в отношении действующего Президента Российской Федерации.

Анализ содержания указанных выше печатных материалов (листовок) свидетельствует о том, что печатные материалы содержат признаки печатного агитационного материала, поскольку предназначены для массового распространения в период проведения избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации по вопросам предвыборной агитации, так как содержат информацию, в которой явно преобладают сведения о кандидате на должность Президента Российской Федерации Путине В.В. в сочетании с негативными комментариями и тем самым способствуют формированию отрицательного отношения избирателей к кандидату. Печатные материалы имеют цель побудить избирателей голосовать против кандидата на должность Президента Российской Федерации Путина В.В., путем отказа избирателей от своего активного избирательного права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ самовыдвижение кандидата на выборах Президента Российской Федерации осуществляется в период с 18.12.2017 и не позднее 07.01.2018. В соответствии с информацией Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации, размещенной на официальном сайте комиссии в сети «Интернет» по адресу: https:// cikrf.ru/analog/prezident2018/cand.html, уполномоченные представители группы избирателей, созданной в поддержку кандидата Путина В.В. в соответствии с пунктом 14 статьи 43 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 28.12.2017.

С учетом изложенного, на момент поступления в Избирательную комиссию Пермского края 12.01.2018 обращения Горбунова М. и приложенных к нему печатных материалов Путин В.В. являлся кандидатом на должность Президента Российской Федерации, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Печатные материалы, призывая избирателей не ходить на выборы Президента Российской Федерации, содержат также информацию об официально участвующем в выборах Президента Российской Федерации кандидате Путине В.В., при этом данная информация о кандидате представлена в сочетании с негативными комментариями, имея целью побудить (призвать) избирателей голосовать против кандидата на должность Президента Российской Федерации. Исходя из общего содержания и направленности текста листовок, суд не находит оснований согласиться с доводом административного истца о том, что в печатных материалах освещена деятельность действующего Президента Российской Федерации, самим истцом убедительных доводов, подкрепленных надлежащими доказательствами, в этой части не приведено.

Ссылка Ухова С.А. на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.11.2005 № 10-П, которым запрет гражданам проводить предвыборную агитацию признан неконституционным, в связи с чем, заявитель полагает, что будет допущено нарушение конституционного права граждан агитировать избирателей не участвовать в выборах Президента Российской Федерации, а запрет на это сделает выборы неконкурентными, судом отклоняется, как основанная на неправильной интерпретации конституционных положений, которые приведены в указанном выше постановлении Конституционного Суда. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.11.2005 № 10-П не относится к предмету рассматриваемого спора.

В силу положений статьей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленное в материалы дела заявление Общественного движения «Голос» судом признается недопустимым доказательством, так как не содержит сведений о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств.

Общественным движением «Голос» в заявлении выражено мнение относительно нарушения избирательных прав граждан, которое безусловно не может свидетельствовать о том, что печатные материалы, являющиеся предметом рассмотрения избирательной комиссии, не являются печатным агитационным материалом.

То обстоятельство, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не запрещает средствам массовой информации освещать деятельность действующего Президента Российской Федерации, о чем представлена выписка из 129-го заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, не свидетельствует о том, что в печатных материалах (листовках) освещена именно такая деятельность. При этом следует учитывать, что в силу требований части 13 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, положения настоящей статьи не применяются в отношении предвыборных агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 52 и 53 настоящего Федерального закона, то есть на телевидении и радио, через периодические печатные издания.

Положения статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ устанавливают, что все предвыборные печатные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами в соответствующие избирательные комиссии должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица (об адресе места жительства физического лица), изготовившего и заказавшего эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала за счет средств соответствующего избирательного фонда с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России". Запрещается изготовление предвыборных печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 11 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда, с нарушением требований, установленных пунктами 4, 6, 6.1 и 7.1 статьи 49 настоящего Федерального закона, пунктом 2 настоящей статьи. Запрещается распространение предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных пунктом 7 статьи 49 настоящего Федерального закона, пунктами 3 и (или) 5 настоящей статьи (части 2, 3, 5 и 6 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ).

Как правильно установлено Избирательной комиссией Пермского края, представленные с заявлением Горбунова М. печатные материалы не содержат выходных данных: наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства) изготовившей (изготовившего) предвыборные печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица) заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Поскольку запрещается изготовление предвыборных печатных агитационных материалов у лиц, не выполнивших требования пункта 11 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда, с нарушением требований пунктов 4,6, 6.1, 7.1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, а также запрещается распространение предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных пунктом 7 статьи 49 и пунктами 3 и (или) 5 статьи 55 указанного Федерального закона, Избирательная комиссия Пермского края пришла к выводу о том, что данные печатные материалы являются незаконными печатными агитационными материалами.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что постановление Избирательной комиссии Пермского края является законным и обоснованным, административное исковое заявление не содержит доводов, которые указывали бы на наличие правовых оснований для отмены оспариваемого постановления.

Поскольку оспариваемое постановление Избирательной комиссии Пермского края от 12.01.2018 № 42/12-3 является законным, согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ухову Сергею Анатольевичу в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Пермского края от 12 января 2018 года № 42/12-3 «Об обращении гражданина Горбунова М.», - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья (подпись)