ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-75/2022 от 04.04.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-75/2022

УИД: 39ОS0000-01-2021-000484-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Чернышовой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании нормативного акта Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа"

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с административным иском в суд, указав, что является арендатором земельных участков: КН , площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с 17 сентября 2020 года; КН , площадью 1195 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 25 августа 2020 года; КН , площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с 7 октября 2020 2020 года; КН , площадью 1195 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 20 апреля 2021 года; КН , площадью 775 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 20 апреля 2021 года; КН , площадью 1462 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 20 апреля 2021 года; КН , площадью 488 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 20 апреля 2021 года, а также собственником земельного участка КН , площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 29, с 13 декабря 2020 года. Указанные земельные участки в соответствии с Генеральным планом Гурьевского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Гурьевского ГО от 24 января 2019 года №190, были отнесены к зоне градостроительного использования «жилая». Согласно Правилам землепользования и застройки эти земельные участки находятся в территориальной зоне Ж4 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Административным истцом в период общественных обсуждений изменений, вносимых в Генеральный план Гурьевского ГО, направлены возражения относительно изменения функциональной зоны в отношении перечисленных земельных участков, так как эти изменения не позволяют использовать их в соответствии с договорами аренды. Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" земельные участки КН , , , , , , , отнесены к функциональной зоне озелененных территорий общего использования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса). 8 октября 2021 года ФИО1 обратился с претензией в адрес Правительства Калининградской области по поводу изменения функциональной зоны перечисленных земельных участков, которая оставлена без удовлетворения. Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 не соответствует материалам, представленным на общественные обсуждения, была нарушена процедура утверждения внесения изменений в Генеральный план, так как общественные обсуждения в отношении проекта этих изменений не были проведены. Просит признать недействующим Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения земельных участков КН , , , , , , , к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)».

Представитель административного истца ФИО1 ФИО2 А. заявленные административные исковые требования поддержал, пояснил, что земельные участки КН , , , , , , , находятся в заболоченной прибрежной зоне, не позволяющей их использовать в качестве городских озелененных территорий. Изменение функциональной зоны препятствует использованию земельных участков в соответствии с существующими видами их разрешенного использования. К функциональной зоне озелененных территорий недалеко от земельных участков, принадлежащих ФИО1, отнесен земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, что указывает на отсутствие должного комплексного анализа территории при разработке изменений в Генеральный план Гурьевского ГО.

Представитель административного ответчика Правительство Калининградской области ФИО3 административные исковые требования не признала и пояснила, что при установлении функциональной зоны в отношении земельных участков КН , , , , , , Правительство исходило из комплексного анализа территории, которым было установлено, что эти земельные участки являются незастроенными, представляют собой фактически сложившуюся озелененную территорию, находятся в прибрежной полосе р. <данные изъяты>, относящейся к зоне с особыми условиями использования территории, жилищное строительство в которой невозможно. При приобретении перечисленных участков в аренду ФИО1 должен был принять во внимание проект изменений в Генеральный план Гурьевского ГО, находившийся на тот момент в открытом доступе. Довод о невозможности использования земельных участков , , , , , , , в соответствии с видом их разрешенного использования и условиями договоров аренды не может послужить достаточным основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного акта, поскольку действующее градостроительное законодательство постулирует принцип первичности генерального плана как основного документа, отображающего направление устойчивого развития территории.

Заинтересованные лица Филиал «ФКП Росреестра» по Калининградской области, администрация Гурьевского муниципального округа, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили.

Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).

Установлено, что Генеральный план Гурьевского городского округа утвержден решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года №190.

12 марта 2019 года №97 издан приказ Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, в соответствии с которым начата подготовка внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО, утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года №190.

По итогам проведения конкурса между Агентством и ООО «*» 27 апреля 2021 года заключен контракт на выполнение работ по подготовке проекта изменений №

Общественные обсуждения по проекту были назначены постановлением администрации МО «Гурьевский городской округ» от 13 ноября 2020 года №3702. Срок, порядок приема замечаний и предложений определен с 20 ноября 2020 года по 12 января 2021 года в электронном виде. Определены места размещения демонстрационных материалов проекта. Постановление опубликовано в газете «Наше время» выпуск от 20 ноября 2020 года №46.

12 января 2021 года был составлен протокол общественных обсуждений по проекту внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО, 19 января 2021 года – заключение по результатам общественных обсуждений, которое опубликовано в газете «Наше время» выпуск от 22 января 2021 года №2.

Проект внесения изменений в генеральный план Гурьевского ГО был согласован с министерствами и ведомствами.

18 июня 2021 года издано Постановление Правительства Калининградской области №361 «О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа», которое было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23 июня 2021 года.

Согласно тексту указанного постановления, генеральный план Гурьевского ГО фактически изложен в новой редакции.

Процедура внесения оспариваемых изменений в генеральный план Гурьевского ГО являлась предметом проверки по административным делам №3а-25/2022, 3а-26/2022, №3а-9/2022, рассмотренных Калининградским областным судом.

ФИО1 является арендатором земельных участков: КН , площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 17 сентября 2020 года; КН , площадью 1195 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 25 августа 2020 года; КН , площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с 7 октября 2020 2020 года; КН , площадью 1195 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 20 апреля 2021 года; КН , площадью 775 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 20 апреля 2021 года; КН , площадью 1462 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 20 апреля 2021 года; КН , площадью 488 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 20 апреля 2021 года, а также собственником земельного участка КН площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 13 декабря 2020 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с картой функциональных зон, являющейся составной частью Генерального плана Гурьевского городского округа, утв. решением Гурьевским Советом депутатов от 24 января 2019 года №190, земельные участки КН , 77, , , , , , относились к функциональной зоне «жилая зона (план.)».

После внесения изменений в Генеральный план Гурьевского городского округа Постановлением Правительства Калининградской области №361 от 18 июня 2021 года перечисленные земельные участки отнесен к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)».

По делу установлено, что перечисленные земельные участки преимущественно компактно расположены в прибрежной полосе р. <данные изъяты>, не имеют построек, представляют собой территорию, покрытую растительностью.

Положения статей 5.1 и 28 ГрК РФ призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний, оформленные в виде заключения, носят лишь рекомендательный характер.

Изменение функциональной зоны в отношении , , , , , , , земельных участков являлось предметом общественного обсуждения, в котором ФИО1 принял участие.

Принятие по вопросу градостроения решения, не соответствующего мнению участника общественного обсуждения и заключению его организатора, не противоречит действующему законодательству. Каких-либо несоответствий в документах, касающихся проведения общественных обсуждений по проекту внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа, не имеется.

Территориальное планирование является воплощением долгосрочной стратегии развития населенного пункта, в котором должны быть созданы приемлемые условия для отдыха и нормальной повседневной жизнедеятельности проживающих в нем лиц. Генеральный план как воплощение направления долгосрочного развития территории приоритетен по отношению к градостроительному регламенту территории и производным от него видам разрешенного использования земельных участков. Оценка нормативного акта с точки зрения его хозяйственной целесообразности предметом рассмотрения в данном административном деле не является.

Необходимо также отметить, что в отношении земельных участков , , , право аренды было зарегистрировано 20 апреля 2021 года, то есть после проведения общественных обсуждений, и о планируемом внесении изменений в генеральный план Гурьевского ГО относительно этих земельных участков ФИО1 было известно. Действуя с необходимой осмотрительностью, административный истец должен был оценить степень риска приобретения данных земельных участков с точки зрения возможности их последующего использования для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

Так как оспариваемое Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, процедура его принятия и опубликования была соблюдена, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании нормативно-правового акта Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года №361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения земельных участков КН , КН , КН , КН , КН КН , КН , КН к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 года.

Судья Д.В. Шубин