ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-75/2022 от 08.08.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-75/2022

43ОS0000-01-2022-000062-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть оглашена 8 августа 2022 г.

Решение изготовлено в окончательной форме 15 августа 2022 г.

г. Киров 8 августа 2022 г.

Кировский областной суд в составе:

судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Абаскаловой А.А.,

с участием прокурора Русановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киршиной А.А. о признании недействующими в части п. 1 Приложения распоряжения министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10 декабря 2020 г. № 28 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» и п. 2 решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20 декабря 2021 г. № 45/49-тко-2022 «О внесении изменений в некоторые решения правления РСТ Кировской области»,

выслушав объяснения представителя административного истца Щелокаева С.Ю.,

представителей административного ответчика министерства охраны окружающей среды Кировской области Трегубова В.А., Исупова Р.З.,

представителя административного ответчика региональной службы по тарифам Кировской области Вычегжанина А.В.,

представителя административного ответчика АО «Куприт» Ефремовой С.В.,

заключение прокурора Кировской областной прокуратуры Русановой О.А.,

УСТАНОВИЛ:

Киршина А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими распоряжение министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10 декабря 2020 г. № 28 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» и решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 20 декабря 2021 г. № 45/49-тко-2022 «О внесении изменений в некоторые решения правления РСТ Кировской области».

Согласно поданным в ходе судебного разбирательства уточнениям Киршина А.А. просит признать недействующими п. 1 Приложения распоряжения министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10 декабря 2020 г. № 28 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» в части многоквартирных домов и п. 2 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 20 декабря 2021 г. № 45/49-тко-2022 «О внесении изменений в некоторые решения правления РСТ Кировской области» со дня вступления актов в силу.

В обоснование требований указала, что норматив накопления твердых бытовых отходов на территории Кировской области, а также тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» являются завышенными и экономически необоснованными.

Административный истец ссылалась на неправомерность установления порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, а не с проживающих лиц, указывала на то, что утвержденные оспариваемым распоряжением нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов установлены в нарушение требований п.п. 7-13 Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» в отсутствие необходимых замеров отходов и соответствующей проверки. Полагает, что определение нормативов, исходя из расчетной единицы в 1 квадратный метр, противоречит положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Административный истец полагает, что решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 20 декабря 2021 г. № 45/49-тко-2022 противоречит распоряжению Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. №2490-р «Об индексах размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019-2023 г.г.», Указу Губернатора Кировской области «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года», Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354.

В судебном заседании представитель административного истца Щелокаев С.Ю. доводы и требования административного искового заявления поддержал.

Представители административного ответчика министерства охраны окружающей среды Кировской области Трегубов В.А., Исупов Р.З. выразили несогласие с заявленными требованиями, указав, что распоряжение министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10 декабря 2020 г. № 28 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» принято в пределах компетенции, уполномоченным органом в надлежащей форме, с соблюдением процедуры его принятия и правил введения нормативных правовых актов в действие. Полагают несостоятельными доводы административного истца об экономической необоснованности утвержденных нормативов, ссылаясь на годовой сводный отчет о выполненных работах по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области с разбором по морфологическому составу (сезон - лето, осень, зима, весна), выполненный ГБУ Нижегородской области «Экология региона».

Представитель административного ответчика региональной службы по тарифам Кировской области Вычегжанин А.В. выразил несогласие с изложенными доводами административного искового заявления, указал на законность оспариваемого решения региональной службы по тарифам.

Представитель административного ответчика АО «Куприт» Ефремова С.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемые решения приняты в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие. Оспариваемые распоряжение и решение не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель административного ответчика министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленного письменного отзыва просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, полагая их необоснованными.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГБУ Нижегородской области «Экология региона», представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно представленного письменного отзыва просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, указав на надлежащее выполнение работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные материалы, заслушав заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (части 1 и 2 статьи 40). Во взаимосвязи со статьей 72 (пункт «к» части 1) Конституции Российской Федерации, относящей жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, это означает, что на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для получения гражданами коммунальных услуг в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества.

Необходимость реализации приведенных конституционно-правовых требований в их непротиворечивом единстве обусловливает комплексный, межотраслевой характер правового регулирования отношений, возникающих в процессе обращения гражданами с отходами производства и потребления, включая твердые коммунальные отходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Оспариваемое распоряжение от 10 декабря 2020 г. № 28 принято министерством охраны окружающей среды Кировской области в пределах его полномочий в соответствии с пунктом 8 статьи 4.1 Закона Кировской области от 06 июня 2007 г. № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области», пунктом 1.1, абзацем 6 пункта 2.1 Положения о министерстве охраны окружающей среды Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01 апреля 2019 г. №124-П (в редакции от 24 сентября 2020 г., действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения).

Текст документа опубликован 10 декабря 2020 г. на официальном информационном сайте министерства охраны окружающей среды Кировской области htpp://priroda.kirovreg.ru и 11 декабря 2020 г. на официальном интернет портале правовой информации www.pravo.gov.ru в соответствии с распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 11 февраля 2020 г. №4 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов».

В соответствии с Законом Кировской области от 26 июля 2001 г. № 10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области» и постановлением Правительства области от 25 марта 2008 г. № 126/94 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области» постановлением Правительства Кировской области от 1 сентября 2008 г. № 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.

Региональная служба по тарифам Кировской области согласно пп. 1.1, 1.2 Положения о Региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области №144/365 от 1 сентября 2008 г., является исполнительным органом государственной власти (органом исполнительной власти) Кировской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области государственного регулирования цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации и Кировской области, и контроль (надзор) за их применением в пределах компетенции. Основными задачами службы являются, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 20 декабря 2021 г. № 45/49-тко-2022 «О внесении изменений в некоторые решения правления РСТ Кировской области» опубликовано 20 декабря 2021 г. на официальном сайте РСТ www.rstkirov.ru., являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов (пункт 3.1.7 Положения о Региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области №144/365 от 1 сентября 2008 г., пункт 1 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 15 апреля 2016 г. №15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов»).

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативно-правовые акты приняты соответствующими органами в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта и порядка введения их в действие.

Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 Приложения распоряжения министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10 декабря 2020 г. № 28 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» определены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для МО «Город Киров», МО «Город Кирово-Чепецк», в том числе для многоквартирных жилых домов в размере 0,0642 куб. метров в год, расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив, определена 1 кв.м. общей площади.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. №269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила).

Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 2-месячный срок должно утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. №524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).

Приложением №1 к Методическим рекомендациям определены категории объектов, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов: в отношении категории объектов «Домовладения» подраздел «Многоквартирные дома» определена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 проживающий или 1 кв. м общей площади.

Другого акта, устанавливающего иные расчетные единицы для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, не имеется.

В соответствии с пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к указанным правилам, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование вопросов оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе расчетные единицы по категориям объектов для определения норматива накопления твердых коммунальных отходов, установлено и регламентируется нормативными актами Правительства Российской Федерации.

Следовательно, выбор административным ответчиком расчетной единицы из расчета 1 кв. м площади жилого помещения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В качестве экономического обоснования установленных распоряжением от 10 декабря 2020 г. № 28 нормативов накопления твердых коммунальных отходов представители министерства охраны окружающей среды Кировской области представили годовой сводный отчет о выполненных работах по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области с разбором по морфологическому составу (сезон - лето, осень, зима, весна), выполненный ГБУ Нижегородской области «Экология региона».

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций для определения нормативов административным ответчиком было выбрано 13 муниципальных образований, в которых: а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство; б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая, и прочие виды промышленности (городской округ г. Киров, Кирово-Чепецкий район – Городской округ г. Кирово-Чепецк); в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.

Замеры производились по 4 сезонам: лето – август 2019 г., июнь 2020 г., осень – сентябрь, октябрь 2019 г., зима – декабрь 2019 г., январь 2020 г., весна – март, май 2020 г.

Замеры проводились непрерывно в течение 7 дней в каждый сезон, что подтверждено представленными ежедневными ведомостями замеров массы и объема отходов и соответствует Правилам определения нормативов и Методическим рекомендациям.

Доказательств фальсификации замеров, их фактического непроведения в процессе рассмотрения дела судом добыто не было.

Доводы представителя истца о непроведении замеров объема отходов опровергнуты ежедневными ведомостями замеров массы и объема отходов, в которых определены габариты контейнеров, высота отходов в контейнере.

Суд находит несостоятельным довод о несоответствии значений массы отходов, занесенных в сводную ведомость и имеющихся в ежедневных ведомостях по многоквартирному жилому дому по адресу: <адрес> за период с 22 мая по 28 мая 2020 г., поскольку он не соответствует действительности. Так масса отходов, отраженная в сводной ведомости, составляет 682,7 кг, что полностью соответствует ежедневным ведомостям: 150+182,3+136,3+163,3+185,4+143,5+144=1104,8 кг

1104,8 – 422,1 (масса порожних контейнеров 60,3 х 7 дней) = 682,7 кг.

Иные доводы представителя истца об имевшихся, по его мнению, возможных нарушениях, основаны лишь на предположениях и не подтверждены какими-либо доказательствами.

Расчет определения норматива твердых коммунальных отходов произведен в соответствии с формулами определения норматива, указанными в Правилах определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

С учетом положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. №269, которым утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр, которым утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, суд приходит к выводу, что вопреки доводам административного истца, оспариваемые нормативы установлены не произвольно, а на основании годового сводного отчета о выполненных работах по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области с разбором по морфологическому составу (сезон - лето, осень, зима, весна), составленного ГБУ Нижегородской области «Экология региона» с выполнением соответствующих замеров с соблюдением установленного порядка, а следовательно, являются экономически обоснованными.

Пунктом 2 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 20 декабря 2021 г. № 45/49-тко-2022 внесены изменения в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 18 декабря 2020 г. №41/1-тко-2021 «О единых тарифах на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт», с изложением Приложения в новой редакции.

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом об отходах производства и потребления, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21 ноября 2016 г. №1638/16.

Расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам, приведенным в пункте 85 Методических рекомендаций, учитывающий в своем составе в том числе показатели объема (массы) отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор, и объема (массы) отходов, направляемой (планируемой к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или при ее отсутствии, - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.

Поскольку 2022 год являлся вторым годом регулирования, тарифным органом обоснованно объем и масса твердых коммунальных отходов определен в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области, утвержденной распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 14 декабря 2021 г. №23.

Принимая во внимание, что законодательство в части определения порядка предоставления коммунальных услуг не регулирует деятельность тарифного органа и не регламентирует порядок установления тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд полагает несостоятельным довод административного истца о противоречии решения тарифного органа распоряжению Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. №2490-р «Об индексах размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019-2023 г.г.», Указу Губернатора Кировской области «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года», Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354.

Оценив установленные обстоятельства в совокупности, учитывая, что оспариваемые нормативно-правовые акты, а именно распоряжение министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10 декабря 2020 г. № 28 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» и решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 20 декабря 2021 г. № 45/49-тко-2022 «О внесении изменений в некоторые решения правления РСТ Кировской области» приняты соответствующими органами в пределах полномочий, предоставленных им действующим законодательством, с соблюдением установленного порядка, оспариваемые административным истцом нормы не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых заявлений Киршиной А.А. о признании данных норм недействующими.

В пункте 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

На основании изложенного, решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источниках официального опубликования министерства охраны окружающей среды Кировской области, региональной службы по тарифам Кировской области.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют основания для взыскания понесенных административным истцом расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований Киршиной А.А. о признании недействующими в части п. 1 Приложения распоряжения министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10 декабря 2020 г. № 28 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» и п. 2 решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20 декабря 2021 г. № 45/49-тко-2022 «О внесении изменений в некоторые решения правления РСТ Кировской области», отказать.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источниках официального опубликования нормативных актов министерства охраны окружающей среды Кировской области, региональной службы по тарифам Кировской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Кировского областного суда Е.А. Степанова

Решение16.08.2022