3а-75/2022
УИД 19OS0000-01-2022-000083-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 августа 2022 г. город Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 руб. и возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. В обоснование заявленных требований указал, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, длительное время состоит на учете на предоставление жилья. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 21 февраля 2019 г. на администрацию города Абакана возложена обязанность по предоставлению ему жилого помещения площадью не менее 20 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения. На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия возбуждено исполнительное производство в отношении администрации города Абакана, до настоящего времени решение суда не исполнено. Полагает, что такая продолжительность исполнения судебного акта не может быть признана разумной, нарушает его права и является основанием для присуждения компенсации.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на заявленных требованиях настаивал по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Хакасия ФИО2 возражала против удовлетворения требований к министерству финансов Республики Хакасия, пояснив что оно ненадлежащий ответчик по настоящему делу, так как финансовым органом местного самоуправления в данном случае является бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана, а главным распорядителем бюджетных средств- администрация города Абакана. Выразила несогласие с заявленным административным истцом размером компенсации, полагая его чрезмерно завышенным и необоснованным.
Представитель административных ответчиков администрации города Абакана, БФУ администрации г. Абакана ФИО3 а в судебном заседании не присутствовала, в письменном отзыве указала, что администрация города Абакана исполняет решения суда в пределах предоставленных субвенций, однако их недостаточно для исполнения решения суда в разумный срок; должником принимаются меры для своевременного исполнения судебных актов.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия в судебное заседание не явился.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее–КАС РФ) административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 КАС РФ, части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Из материалов дела видно, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 21 февраля 2019 г. на администрацию города Абакана возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 20 кв. м. Судебный акт вступил в законную силу 21 февраля 2019 г.
25 марта 2019 г. исполнительный лист направлен взыскателю и получен последним 27 марта 2019 г.
25 июля 2019 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия возбуждено исполнительное производство № 22045/19/19017-ИП в отношении должника администрации г. Абакана в пользу взыскателя ФИО1
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 – 6.1 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В судебном заседании установлено, что в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем должнику 5 сентября 2019 г., 5 ноября 2019 г., 13 марта 2020 г., 3 июля 2020 г., 30 ноября 2020 г., 15 января 2021 г., 8 февраля 2021 г., 15 февраля 2021 г., 10 марта 2021 г., 6 мая 2021 г., 1 июня 2021 г., 10 сентября 2021 г. вручались требования об исполнении судебного решения в пятидневный срок;
В связи с неисполнением требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем в соответствии с частью 1 статьи 105, статьей 112 Закона об исполнительном производстве выносилось постановление от 24 октября 2019 г. о взыскании с должника исполнительского сбора, старшим судебным приставом 13 апреля 2020 г. и 15 июня 2021 г. выносились постановления о привлечении администрации г. Абакана к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением Абаканского городского суда от 14 января 2020 г. должник освобожден от уплаты исполнительского сбора. При этом суд указал на отсутствие вины должника в неисполнении судебного акта в связи с отсутствием финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Определениями Абаканского городского суда от 16 июля 2020 г. и 21 декабря 2021 г. отменены постановления старшего судебного пристава от 13 апреля 2020 г. и 15 июня 2021 г. (соответственно) о привлечении администрации г. Абакана к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ с указанием на отсутствие вины администрации г. Абакана в неисполнении судебного акта.
Обстоятельств, свидетельствующих о каких-либо объективных задержках исполнения судебного акта, не установлено, административный истец за задержку исполнения решения ответственности не несет, каких-либо данных, указывающих на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат. Вины службы судебных приставов в неисполнении решения суда не установлено.
В пункте 55 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
С настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратился в суд 30 июня 2022 г., т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
Общий срок исполнения решения суда, которое на момент рассмотрения дела не окончено, подлежит исчислению с учетом приведенных в пункте 56.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 разъяснений, согласно которым судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.
Срок исполнения судебного акта с 27 марта 2019 г. (день поступления исполнительного листа в УФССП по Республике Хакасия) до дня принятия решения по настоящему административному делу (9 августа 2022 г.) составляет 3 года 4 месяца 13 дней (1231 день), общий срок исполнения со дня вступления судебного акта в законную силу (21 февраля 2019 г.) до дня вынесения решения по настоящему административному делу – 3 года 5 месяцев 19 дней (1265 дней).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не может быть признан разумным. Доказательств того, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 21 февраля 2019 г. исполнено, в материалы дела не представлено; исполнительное производство не прекращалось и не приостанавливалось, исполнительный лист не возвращался взыскателю. Вина взыскателя в длительном неисполнении судебного акта отсутствует.
Доводы представителя администрации г. Абакана и Бюджетно-финансового управления администрации г. Абакана об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления противоречат положениям части 1 статьи 1 Закона о компенсации в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 450-ФЗ и являются необоснованными.
Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу ФИО1, суд исходит из того, что нарушение срока исполнения судебного акта является значительным, а в силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Длительное неисполнение судебного акта приводит к существенному нарушению прав ФИО1 на обеспечение жилым помещением, соответствующим установленным санитарным и техническим нормам.
В то же время, органами местного самоуправления муниципального образования г. Абакан принимаются все возможные меры по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
В пункте 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ установлено, что при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана является в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия и Уставом города Абакана уполномоченным органом местного самоуправления в системе исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования город Абакан по управлению средствами бюджета города Абакана, обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по исполнению бюджета города (пункт 1.1 Положения «О бюджетно-финансовом управлении администрации г. Абакана», утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 19 декабря 2006 г. № 333).
Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта подлежит взысканию с муниципального образования город Абакан Республики Хакасия в лице Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана Республики Хакасия за счет казны муниципального образования город Абакан.
При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
Учитывая приведенные обстоятельства, продолжительность нарушения и значимость его последствий для заявителя, исходя из принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу, что требуемая административным истцом сумма в размере 70 000 руб. является завышенной, в связи с чем определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в пользу ФИО1 в размере 60 000 рублей.
Определяя размер компенсации, суд также исходит из того, что согласно положениям Федерального закона № 68-ФЗ данная компенсация является мерой ответственности государства в лице его органов и имеет целью возмещение неимущественного вреда фактом нарушения принятого на себя государством в лице органа государственной власти субъекта обязательства, установленного судом.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ в пользу ФИО1 также подлежит взысканию уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования город Абакан Республики Хакасия в лице Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана за счет казны муниципального образования город Абакан Республики Хакасия в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 21 февраля 2019 г. в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с муниципального образования город Абакан Республики Хакасия в лице бюджетно-финансового управления администрации города за счет казны муниципального образования город Абакан Республики Хакасия в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Взысканные денежные средства перечислить на счет ФИО1 по следующим реквизитам: № №
Решение суда в части присуждения (взыскания) компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Обязанность по исполнению настоящего решения суда возлагается на Бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.Л. Петрова
В окончательной форме решение изготовлено 12 августа 2022 г.