УИД 27OS0000-01-2022-000016-79
Дело № 3а-75/2022
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 марта 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе судьи Е.А.Бузыновской, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Капитал Ресурс» к министерству имущества Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,
у с т а н о в и л:
ООО «Капитал Ресурс» в административном исковом заявлении, предъявленном к министерству имущественных отношений Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю оспаривает утвержденную по состоянию на 01.01.2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование – торговый центр «Дом Одежды», назначение – нежилое, площадь 9349,2 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>. Административный истец (с учетом сделанных уточнений) просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 270 269 000 рублей. В заявлении ООО «Капитал Ресурс» указало, что владеет объектом недвижимости на праве собственности, является плательщиком налога на имущество организаций, базовая ставка которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Кадастровая стоимость здания утверждена в размере 300 111 031,14 рубль, что существенно превышает его рыночную стоимость. Изменение кадастровой стоимости позволит снизить размер подлежащего уплате налога.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 29.09.2021 № 610-р «О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края» министерство имущественных отношений Хабаровского края переименовано в министерство имущества Хабаровского края.
Представители ООО «Капитал Ресурс», министерства имущества Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, Управления Росреестра по Хабаровскому краю, администрации города Хабаровска в судебное заседание не явились, о рассмотрении заявления уведомлены своевременно и надлежащим образом. Так как явка лиц, участвующих в деле, не является обязательной в силу закона и не признана судом таковой, причина их неявки не является уважительной, суд посчитал возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В письменных возражениях представитель Правительства Хабаровского края просит отказать в удовлетворении административного иска. Считает, что государственный орган субъекта Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, так как не утверждал результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2019 года. Административный ответчик не согласен с размером рыночной стоимости объекта недвижимости, считая отчет об оценке не соответствующим требованиям пункта 5 ФСО № 3. Определяя рыночную стоимость объекта оценки, оценщик применил метод дисконтирования денежных потоков, который используется в доходном подходе. Определяя, прогнозируемый период получения дохода с 2020 года по 2023 год, оценщик учитывал характеристику рынка недвижимости за 2018 год, и это в отчете ничем необоснованно. Рассчитывая средневзвешенную ставку за офисные помещения для приведения их к рыночной норме, оценщик не исключить из расчета объекты-аналоги, имеющие размер арендной платы за 1 кв.м. ниже 1074 рублей. Арендная плата за месяц определена без налога на добавленную стоимость. С учетом указанных ошибок неверно произведен и расчет выручки действительного валового дохода.
В письменных возражениях представитель министерства имущества Хабаровского края просит отказать в удовлетворении административного иска. Право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости представитель не оспаривает, но считает, что отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства по тем же причинам, на которые указывает представитель Правительства Хабаровского края.
Изучив представленные сторонами письменные доказательства, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам административного дела 28.06.2012 года на кадастровый учет принят объект недвижимости, назначение – нежилое, наименование – Торговый центр «Дом одежды», количество этажей – 6, в том числе подземных 1, площадь 9349,2 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, кадастровый №. Здание находится на земельном участке с кадастровым номером №. В Едином государственном реестре недвижимости 27.12.2006 года зарегистрировано право собственности ООО «Капитал Ресурс».
В части 1 статьи 372 Налогового кодекса РФ указано, что налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговая база в отношении некоторых видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым относятся и административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (часть 2 статьи 375, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статья 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).
Законом Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» введен налог на имущество организаций. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 кв.м. и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (пункт 3 статьи 1.1).
Приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 года № 103 (с учетом изменений, внесенных приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 25.11.2020 года № 61) утверждены по состоянию на 01.01.2019 года, результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Хабаровского края, которые применяются с 01.01.2020 года. Государственная кадастровая оценка проводилась в соответствии с порядком, определенным Федеральным законом от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту Закона о государственной кадастровой оценке). Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 27:23:0030106:56 утверждена в размере 300 111 031,14 рубля. В Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости этого объекта внесены 04.02.2021 года.
Приказом министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края от 19.12.2019 года № 264 определен на 2020 год перечень недвижимого имущества - торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В Перечень включен объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу<адрес>.
Приказом министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края от 21.12.2020 № 269 определен на 2021 год перечень недвижимого имущества - торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В Перечень включен торговый центр, - объект с кадастровым номером №.
Приказом Минсельхоза Хабаровского края от 22.12.2021 № 283 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества - торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Объект с кадастровым номером №, - торговый центр, включён в указанный перечень.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц (части 1 и 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке).
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (часть 15 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ).
Являясь плательщиком налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения, ООО «Капитал Ресурс» имеет самостоятельный правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости находящегося в его собственности объекта недвижимости, поэтому вправе обратиться в суд с таким требованием.
ООО «Капитал Ресурс» с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости обратилось в суд 30.12.2021 года.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта недвижимости.
Отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки изложены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в Федеральном стандарте оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299.
Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 27:23:0030106:56 произведена оценщиком ООО «Бизнес аудит оценка» ФИО1 (имеет диплом Института повышения квалификации и переподготовки кадров строительного комплекса (оценка собственности); диплом Межотраслевого ИПК Российской академической академии им. Плеханова (профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности); квалификационный аттестат в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости»; с 15.06.2018 является членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Русское общество оценщиков», регистрационный №; гражданская ответственность оценщика и общества застрахована), о чем 30.12.2021 года подготовлен отчет № 143-ОН.
Изучив содержание отчета об оценке, суд считает, что он соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ФСО № 3. Рыночная стоимость объекта оценки определена на туже дату, на которую утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости, что соответствует требованиям части 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункты 6, 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки 1 (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты (подпункт «и» пункта 8 ФСО № 3).
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
В отчете об оценке № 143-ОН от 30.12.2021 года указано, что оценщик выбрал для определения рыночной стоимости объекта оценки доходный подход, в рамках которого применил метод дисконтирования денежных потоков. Выбор метода оценки основан на представленной заказчиком информации о ставках аренды по заключенным договорам, предметом которых является торговый центр «Дом одежды», и о расходах, связанных с ним. Также оценщик учитывал специфику объекта оценки (торговый центр) и наличие доступной информации о рынке аренды высококлассной торговой недвижимости в г. Хабаровске и на Дальнем Востоке. В отчете приведены обоснования отказа от использования затратного и сравнительного подходов и иных методов в рамках доходного подхода (страницы 71-73 отчета).
Под доходным подходом понимается совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода (пункты 15-17 ФСО №1).
Метод дисконтирования денежных потоков применяется для оценки недвижимости, генерирующей или способной генерировать потоки доходов с произвольной динамикой их изменения во времени путем дисконтирования их по ставке, соответствующей доходности инвестиций в аналогичную недвижимость (пункт 23 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611).
Имея достоверную информация об ожиданиях участников рынка по доходности высококлассной торговой недвижимости на трехлетний период, оценщик определил период прогнозирования, в течение которого предполагается, что объект недвижимости будет приносить прибыль, до 2024 года,
Проанализировав предоставленную ООО «Капитал Ресурс» информацию о прогнозируемых доходах от сдачи в аренду площади объекта оценки по состоянию на дату оценки, и ставки аренды недвижимости, установленные на рынке недвижимости, оценщик установил, что ставки аренды за 1 кв.м. за торговые помещения значительно различаются в зависимости от площади сдаваемого в аренду объекта.
По результатам анализа представленные ООО «Капитал Ресурс» типичные договоры аренды, заключенные в отношении помещений в объекте оценки, оценщик установил, что условиями договоров аренды для основных и складских помещений дополнительная компенсация за коммунальные услуги не предусмотрена; занимающим подвальные помещения арендаторам возмещаются затраты на потребляемые ими электроэнергию и воду.
Для расчёта выручку (действительного валового дохода) оценщик определил ставку аренды, - средневзвешенную ставку по действующим на дату оценки договорам аренды помещений в торговом центре «Дом одежды». При этом учитывались только те договора аренды, арендная ставка за 1 кв.м. по которым соответствовала данным рынка аренды недвижимости. По расчетам оценщика средневзвешенная ставки аренды составила: для основных помещений первого этажа - 3331,98 руб./кв.м./мес.; для 2-4-этажей – 1996,05 руб./кв.м./мес.; для цокольного этажа – 2158 руб./кв.м./мес.. Максимальные ставки аренды составили: для арендаторов помещений первого этажа – 5315 руб./кв.м./мес.; для арендаторов помещений на 2-4 этажах – 3150 руб./кв.м./мес.; для арендаторов помещений на цокольном этаже - 3780 руб./кв.м./мес.. Эти ставки соотносятся с размером максимальной ставки в г. Хабаровске за аренду высококлассной торговой недвижимости (по результатам анализа рынка - 4667 руб./кв.м./мес.). Из расчета ставки аренды были исключены установленные договорами аренды ставки: для помещений на первом этаже - менее 2500 руб./кв.м./мес.; для торговых помещений на 2-4 этажах - ниже 1300 руб./кв.м./мес..
Ставки аренды, как и ставки эксплуатационных расходов, которые платят арендаторы помещений в цокольном этаже значительно (от 2 до 10 раз) меньше ставок аренды, которые платят арендаторы небольших магазинов торговой галереи. Полученная, по расчетам оценщика, средневзвешенная ставка аренды за помещения на цокольном этаже, - 825,76 руб./кв.м./мес., - в 4 раза меньше арендной ставки за помещения на первом этаже и в 2 раза меньше ставки за помещения на 2-4 этажах, что соответствует рыночным ставкам за аналогичную недвижимость.
Предусмотренные договорами аренды ставки за 1 кв.м. за площади в торговом центре «Дом одежды», предоставленные для размещения банкоматов, находятся в рыночном диапазоне цен - от 7390 до 8000 руб./кв.м./мес..
Средняя ставка аренды за коммерческие помещения площадью до 50 кв.м. в Центральном районе г. Хабаровска определилась на рынке коммерческой недвижимости в размере 1074 руб./кв.м./мес.. Ставка для складских помещений, находящихся в торговом центре «Дом одежды» по всем договорам аренды установлена одинаковая – 1000 руб./кв.м./мес., - это несущественно ниже средней ставки на рынке. Поэтому, при расчете средневзвешенной ставки за офисные помещения для приведения их к рыночной норме, оценщик исключил арендную плату, которая ниже средней ставки аренды за коммерческие помещения в Центральном районе, площадью до 50 кв.м..
Анализ представленных заказчиком договоров аренды позволил оценщику установить, что на дату оценки, - 01.01.2019 год, в аренду было сдано 97,9% арендопригодной площади торгового центра «Дом одежды». Однако, сохранение такой загрузки основных площадей на 1-4 этажах на протяжении всего прогнозного периода маловероятно. Поэтому загрузка площадей определялась оценщиком на прогнозный период на основании экспертного мнения, приведенного открытом источнике информации, - Справочнике оценщика недвижимости–2018. Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов. Текущие и прогнозные характеристики рынка доходного подхода (под ред. ФИО2, Нижний Новгород, 2018 (стр. 41). Загрузка всех помещений оценщиком принята в размере 97%.
ООО «Капитал Ресурс» предоставило оценщику сведения об операционных расходах, связанных с объектов оценки. Они были проверены оценщиком на соответствие рыночным показателям, и были исключены расходы на услуги аудиторов, на обслуживание ПК, сервера, внутренних телефонных линий, которые фактически являются коммерческими расходы, так как связаны с ведением бизнеса в целом, а не с содержанием объекта оценки. Расходы по техническому обслуживанию объектов ФГУП «Охрана» и вневедомственной охраной приняты на уровне среднего значения за три предшествующих года (прогноз на 2019 год значительно превысил уровень таких расходов за прошлые годы). Остальные затраты на содержание объекта оценки приняты оценщиком на уровне прогноза на 2019 год. Затраты, понесенные на оплату труда обслуживающего персонала, уменьшены оценщиком на размер налога на доходы физических лиц. Также из операционных расходов исключены суммы страховых взносов в ФОТ, суммы налога на имущество предприятий и земельный налоги, которые рассчитаны с использованием программного продукта «Альт Инвест».
Прогнозируя изменения различных статей расходов собственника объекта оценки, оценщик использовал данные, имеющие в открытых источниках информации: Основные показатели прогноза социально-экономического развития городского округа «Город Хабаровск» на долгосрочный период до 2030 года, приложенные к Пояснительной записке к прогнозу, утвержденному постановлением администрации г.Хабаровска от 15.06.2017 года № 1954 (для прогноза изменения заработной платы сотрудников); Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, опубликованный на официальном сайте Минэкономразвития РФ (для прогноза изменения остальных статей расходов).
Используя сведения из открытого источника информации, - Справочника оценщика недвижимости -2018. Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов. Текущие и прогнозные характеристики рынка для доходного подхода / под ред. ФИО2, Нижний Новгород, 2018 г. (стр. 89), оценщик в качестве требуемой ставки отдачи (ставки дисконтирования) принял конечную доходность, которая равна максимальному значению текущей доходности для высококлассной торговой недвижимости в г. Хабаровске, - в 13,8%. При этом оценщик посчитал, что корректировать ставку не требуется, так как изменение ставок аренды в прогнозном периоде не предвидеться. За прогнозный период стоимость объекта недвижимости заметно не изменится, поэтому оценщик не учитывал при расчете рыночной стоимости объекта оценки надбавку за возмещение капитала.
Стоимость единого объекта недвижимости (земельного участка и находящегося на нем объекта капитального строительства), рассчитанная с использованием метода дисконтированных денежных потоков определена оценщиком как сумма текущей стоимости прогнозируемых денежных потоков и текущей стоимости реверсии (остаточной стоимости), - 348 734,60 рубля (таблица 29 отчёта).
Используя данные представленные в открытых источниках информации, - Справочнике оценщика недвижимости-2018. Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов. Текущие и прогнозные характеристики рынка для доходного подхода, под ред. ФИО2, Нижний Новгород, 2018 г., (размещен в электронном виде на сайте общероссийского распространения Statrielt.ru) оценщик определил среднее значение доли земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен объект оценки, - 0,225, что в денежном выражении составило 78 465, тыс.руб..
Используя полученные результаты оценщик определил рыночную стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером № в размере 270 269 000 рублей.
Содержание отчета об оценке № 143-ОН от 30.12.2021 года свидетельствует, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на рыночную стоимость объекта оценки. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление об исходных данных, положенных в основу расчетов, и методах, применяемых в произведенных расчетах.
Доводы Правительства Хабаровского края о неверно применяемых оценщиком исходных данных, используемых при расчетах методиках и значениях, по мнению суда не заслуживают внимания.
Как указано в статье 4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценку объектов недвижимости могут производить только оценщики - физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611 утверждены Федеральные стандарты оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», которые определяют, в том числе, и подходы к оценке (раздел VII). При этом указано, что оценщик вправе использовать иную методологию расчетов и самостоятельно определять метод (методы) оценки недвижимости в рамках каждого из выбранных подходов, основываясь на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. При этом в отчете об оценке необходимо привести описание выбранного оценщиком метода (методов), позволяющее пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту недвижимости, принципам оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки (пункт 25).
В отчете оценщик обосновал выборы используемых им методов, методологий расчетов, логика процесса определения стоимости понятна.
Представитель административного ответчика не является оценщиком. Поэтому его субъективное мнение о необоснованном использовании тех или иных значений при расчетах, не может быть принято судом во внимание, поскольку выражено лицом, не являющимся специалистом в исследуемой области.
Как указано в статье 12 Федерального закона от 29.06.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательства недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости суду не представлены, нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта оценки, в судебном заседании не установлено. Поэтому суд полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Доказательства, которые опровергали бы рыночную стоимость объекта недвижимости, заявленную истцом и подтвержденную отчетом об оценке, и свидетельствовали бы об ином размере рыночной стоимости этого объекта, административными ответчиками не представлены.
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд признает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд соглашается с позицией административного ответчика, что Правительство Хабаровского края является надлежащим ответчиком по административному делу.
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (часть 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Административный истец оспаривает кадастровую стоимость объекта недвижимости, утвержденную по состоянию на 01.01.2019 года приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 года № 103.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 27.11.2001 года № 349 «О Правительстве Хабаровского края» Правительство Хабаровского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, обладает правами юридического лица.
Министерство имущества Хабаровского края является специально уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края, обладает правами юридического лица (постановление Правительства Хабаровского края от 04.12.2018 года № 441-пр «Об утверждении Положения о министерстве имущества Хабаровского края»).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
Так как Правительство Хабаровского края и министерство имущества (ранее министерство имущественных отношений) Хабаровского края являются самостоятельными юридическим лицами, и нормативный правовой акт об утверждении оспариваемой кадастровой стоимости Правительство Хабаровского края не принимало, то оно является ненадлежащим ответчиком по делу, и в удовлетворении административных исковых требований к нему надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Капитал Ресурс» об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить утвержденную по состоянию на 01.01.2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости, назначение – нежилое, наименование – Торговый центр «Дом одежды», количество этажей – 6, в том числе подземных - 1, площадь 9349,2 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, кадастровый номер №, равной его рыночной стоимости 270 269 000 рублей.
Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости – 30.12.2021 года.
Обществу с ограниченной ответственностью «Капитал Ресурс» в удовлетворении требований об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости к Правительству Хабаровского края, отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в течение пятнадцати дней со дня получения его копии, в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Судья краевого суда