Дело № 3а-763/2021
УИД 26 ОS0000-04-2021-000446-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 24 декабря 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Товчигречко М.М.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,
с участием: представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.А.В.,
представителя ГБУ СК «Ставкрайимущество» К.В.В.,
прокурора отдела обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Л.Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТД «Царицыно» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, ГБУ СК «Ставкрайимущество» о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ТД «Царицыно» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, ГБУ СК «Ставкрайимущество», впоследствии уточненным, в котором просило: признать Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 192 от 06 апреля 2021 года в части включенных в него сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером ….. незаконным в силу противоречия решению Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года по делу №3а-102/2021;
обязать административных ответчиков исполнить вступившее в законную силу решение Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года по делу №3а-102/2021 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ТД «Царицыно» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ….., площадью 1 103.4 кв.м., назначение: нежилое здание, наименование: административно-складской торговый комплекс, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: ……, в размере равном его рыночной стоимости 9 492 000 рублей и внести данную стоимость в ЕГРН с запретом внесения изменений до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.
В обоснование иска указано, что в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года №1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в том числе административно-складского торгового комплекса с кадастровым номером ….., принадлежащего административному истцу.
По данным ЕГРН кадастровая стоимость административно-складского торгового комплекса с кадастровым номером ….. установлена в размере 23 263 055,69руб.
Вышеуказанная кадастровая стоимость оспорена ООО «ТД «Царицыно» в судебном порядке.
15 февраля 2021 года Ставропольским краевым судом вынесено решение по делу № 3а-102/2021 по административному иску ООО «ТД «Царицыно» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости административно-складского торгового комплекса с кадастровым номером …… в размере равном его рыночной стоимости 9 492 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года. Решение суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
ООО «ТД «Царицыно» в адрес филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Ставропольскому краю направлено заявление от 06 апреля 2021 года с требованием исполнить решение Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года по делу № 3а-102/2021.
В соответствии с ответом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Ставропольскому краю №008718 от 05 мая 2021 года на заявление от 06 апреля 2021 года решение Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года по делу № 3а-102/2021 исполнено в полном объеме.
Вместе с тем, 30 апреля 2021 года в ЕГРН внесена запись о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровым номером ……, площадью 1103,4 кв.м. в размере 13 729736,29 рублей, что противоречит вышеуказанному решению Ставропольского краевого суда и не соответствует полученному от филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю ответу исх. № 008718 от 05 мая 2021 года.
В ответах на жалобы истца Управление Росреестра по Ставропольскому краю №10/06601 от 09 июня 2021 года и Министерство имущественных отношений Ставропольского края № 11692/06 от 02 июля 2021 года описали в хронологическом порядке изменения кадастровой стоимости административно-складского торгового комплекса с кадастровым номером …... При этом указав, что установленная Ставропольским краевым судом по делу № 3а-102/2021 кадастровая стоимость административно-складского торгового комплекса с кадастровым номером ….. в размере равном его рыночной стоимости 9 492 000 рублей имеет статус «архивной».
Административные ответчики с 08 апреля 2021 года повторно внесли в ЕГРН изменения о кадастровой стоимости административно-складского торгового комплекса с кадастровым номером …… в связи с изменившимися характеристиками, а именно материал стен – металлические, и по результатам пересчета кадастровая стоимость составила 5 835 643,91 рублей. Указанная кадастровая стоимость в настоящий момент считается актуальной и указана в ЕГРН.
ООО «ТД «Царицыно» считает незаконными действия административных ответчиков по присвоению статуса «архивной» кадастровой стоимости, установленной Ставропольским краевым судом по делу № 3а-102/2021; по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости административно-складского торгового комплекса с кадастровым номером …… в размере 13 729 736,29 руб. на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 192 от 06 апреля 2021 года; по включению в Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 192 от 06 апреля 2021 года сведений об установлении кадастровой стоимости административно-складского торгового комплекса с кадастровым номером …… в размере 13 729 736,29 руб., поступивших в порядке межведомственного взаимодействия.
За период с момента проведения очередной государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2019 года, проведенной в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года №1175, до настоящего времени иных очередных государственных кадастровых оценок не проводилось.
Исправление технических ошибок, допущенных при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае (Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 192 от 06 апреля 2021 года) не является проведением очередной государственной кадастровой оценки.
При этом, технические и любые другие ошибки, допущенные при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2019 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером …… устранены в результате проведения судебной оценочной экспертизы в рамках рассмотрения дела № 3а-102/2021 и установления решением Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года в отношении указанного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 9 492 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Право административного истца на соразмерную уплату налога на имущество осталось не восстановленным, поскольку сумма налога, подлежащего уплате за 2020-2022 г.г., рассчитанная по внесенной ответчиком в ЕГРН кадастровой стоимости, составит 396 453.73 рубля.
Сумма налога, подлежащего уплате за 2020-2022 г.г., исходя из кадастровой стоимости объекта в соответствии с решением Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года, составляет 355 950 рублей, что на 40 503.73 рубля меньше.
В представленных в материалы дела письменных возражениях представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н. просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Указала, что в соответствии с нормами ст. 16 Закона о кадастровой оценке, в случае изменения характеристик объекта недвижимости, которые влекут за собой изменение кадастровой стоимости, соответствующее бюджетное учреждение на основании представленной ему информации об изменении характеристик объекта недвижимости из Федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу государственной регистрации, определяет кадастровую стоимость объекта недвижимости, зафиксировав ее в акте, и направляет такой акт в органы Росреестра для внесения сведений о кадастровой стоимости указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости. Таким образом, требование административного истца в части установления запрета на внесение изменений в ЕГРН о кадастровой стоимости нежилого здания не отвечает требованиям нормы статьи 16 Закона о кадастровой оценке.
Кроме того, в порядке статьи 16 Закона о кадастровой оценке 08 апреля 2021 года из ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю в Учреждение поступил перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в который включено нежилое здание в связи с изменившимися характеристиками, а именно: материал стен - металлические. По результатам пересчета кадастровая стоимость нежилого здания составила 5 835 643,91 рубля. Данная информация соответственно размещена органом Росреестра в Едином государственном реестре недвижимости.
Ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Ставропольскому краю Д.О.И. в возражениях на административный иск просит суд принять решение в соответствии с действующим законодательством в отсутствии представителя Управления.
Указала, что в ЕГРН внесены следующие сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером …..:
22 января 2020 года в размере 23 263 055.69 рублей в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края». Дата определения 01 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года;
29 апреля 2021 года в размере 9 492 000 рублей на основании решения Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года по делу №3а-102/2021. Дата определения 01 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года. Таким образом, Управление исполнило в полном объеме указанный судебный акт;
30 апреля 2021 года в размере 13 729 736.29 рублей на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 06 апреля 2021 года № 192. Дата определения 01 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года;
04 мая 2021 года в размере 5 835 643.91 рублей на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 28 апреля 2021 № АОКС-26/2021/000149. Дата определения 08 апреля 2021 года, дата начала применения кадастровой стоимости 08 апреля 2021 года.
В соответствии с ч. 7 ст. 20 Закона об оценке ГБУ СК «Ставкрайимущество» выявлены и исправлены технические ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ….., рассчитана кадастровая стоимость в размере 13 729 736,29 рублей.
Во исполнение ст. 21 Закона об оценке, на основании документов ГБУ СК «Ставкрайимущество», Министерством имущественных отношений Ставропольского края 06 апреля 2021 года издан приказ № 192 «О внесении изменений в приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края». Согласно данного приказа утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ….. в размере 13 729 736,29 рублей. Кадастровая стоимость внесена в ЕГРН 30 апреля 2021 года.
Представитель ГБУ СК «Ставкрайимущество» по доверенности К.В.В. представила в материалы дела письменные возражения на административный иск, в которых просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В 2019 году на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 03 октября 2018 года № 690 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края» Учреждением проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
В соответствии с положениями статьи 13 Закона об оценке в Перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки.
Объект недвижимости (здание) с кадастровым номером …., расположенный по адресу: ….., включен в Перечень со следующими характеристиками: площадь 1103,4 кв.м., вид объекта - «Здание», назначение - «Нежилое», наименование - «Административно-складской торговый комплекс», отнесен к 4 группе «Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения».
Согласно результатам проведенной государственной кадастровой оценки в 2019 году кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером …… составила 23 263 055,69 рублей.
Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года утверждены приказом Министерства от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края».
Ставропольским краевым судом 15 февраля 2021 года по делу № 3а-102/2021 по административному иску ООО «ТД «Царицыно» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости вынесено решение об удовлетворении исковых требований и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером …… в размере равном его рыночной стоимости 9 492 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
В рамках поступившего из Министерства 24 февраля 2021 года исх. №3113/06 обращения о предоставлении разъяснений по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером …… в соответствии с частью 7 статьи 20 Закона об оценке Учреждением были выявлены и исправлены технические ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
На основании части 20 статьи 21 Закона об оценке Учреждением в адрес Министерства были направлены: копия разъяснения, связанного с определением кадастровой стоимости от 24 февраля 2021 года №РЗ-26/2021/001081; решение №Р-1081 от 24 февраля 2021 года об удовлетворении заявления и необходимости пересчёта кадастровой стоимости на основании изменения материала стен - кирпич силикатный (Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № Ru ……); результат пересчета №РП-1081 от 24 февраля 2021года, в соответствии с которым кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости составила 13 729 736,29 рубля.
В порядке статьи 16 Закона об оценке из ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю 08 апреля 2021 года в Учреждение поступил перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в который был включен объект недвижимости с кадастровым номером ….. в связи с изменившимися характеристиками, а именно: материал стен - металлические. По результатам пересчета кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером …… составила 5 835 643,91 рубля.
Сведения об указанной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером …… в соответствии со ст. 16 Закона об оценке переданы Учреждением в Управление Росреестра по Ставропольскому краю для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. В настоящее время данные сведения внесены в ЕГРН.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.А.В., представитель ГБУ СК «Ставкрайимущество» К.В.В. просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме по доводам представленных в материалы дела возражений.
В судебное заседание иные стороны, извещенные надлежащим образом о слушании дела, не явились. От представителя Д.О.И. поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. От директора ООО «ТД «Царицыно» Р.Т.Т. поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя, в удовлетворении которого судом отказано.
Указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащих образом, согласно части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Л.Н.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «ТД «Царицыно» является собственником (общая долевая собственность 75/100) объекта недвижимости с кадастровым номером ….., площадью 1 103.4 кв.м., назначение: нежилое здание, наименование: административно-складской торговый комплекс, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: …….
В отношении спорного нежилого помещения административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения. В связи с чем, определенная в установленном порядке кадастровая стоимость этого нежилого помещения напрямую затрагивает права ООО «ТД «Царицыно».
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» и по состоянию на 01 января 2019 года составила 23 263 055.69 рублей.
Решением Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года административный иск общества с ограниченной ответственностью «ТД «Царицыно» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости - удовлетворен.
Суд установил кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ….., площадью 1 103.4 кв.м., назначение: нежилое здание, наименование: административно-складской торговый комплекс, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: ….., в размере равном его рыночной стоимости 9 492 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером …...
Установленные настоящим решением суда сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ……, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости считать – 29 сентября 2020 года.
Решение краевого суда от 15 февраля 2021 года сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены следующие сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером …..:
22 января 2020 года в размере 23 263 055.69 рублей в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края». Дата определения 01 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года;
29 апреля 2021 года в размере 9 492 000 рублей на основании решения Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года по делу №3а-102/2021. Дата определения 01 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года;
30 апреля 2021 года в размере 13 729 736.29 рублей на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 06 апреля 2021 года № 192 «О внесении изменений в Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года №1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края». Дата определения 01 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года;
04 мая 2021 года в размере 5 835 643.91 рублей на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 28 апреля 2021 № АОКС-26/2021/000149. Дата определения 08 апреля 2021 года, дата начала применения кадастровой стоимости 08 апреля 2021 года.
Закон Ставропольского края от 18.06.2012 № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 06 апреля 2021 года № 192 «О внесении изменений в Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года №1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 14 апреля 2021 года.
В соответствии с п. 3 данный документ вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с даты вступления в силу приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года №1175.
Из ответа заместителя директора – главного технолога филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю Ч.Е.А. № исх/008718 от 05 мая 2021 года следует, что решение Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года по делу № 3а-102/2021 исполнено в полном объеме.
В ответе от 02 июля 2021 года № 11692/06 на обращение ООО «ТД «Царицыно» по вопросу исключения объекта недвижимости с кадастровым номером ….. из Приказа от 06 апреля 2021 года № 192 «О внесении изменений в Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» министерство сообщает, что в 2019 году на территории Ставропольского края в соответствии с решением исполнительного органа власти - Министерства имущественных отношений Ставропольского края согласно периодичности, установленной Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», проведена очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. В соответствии с государственным заданием исполнителями кадастровых работ на территории Ставропольского края является государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество».
Согласно ст. 13 Закона об оценке государственная кадастровая оценка проводится исходя из количественных и качественных характеристик объектов, включенных в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Объект недвижимости (здание) с кадастровым номером …., расположенный по адресу: ……, площадью 1103,4 кв.м., вид объекта «Здание», назначение «Нежилое», наименование «Административно-складской торговый комплекс», отнесем к 4 группе «Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения».
В настоящее время результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года утверждены приказом от 25 ноября 2019 года № 1175.
Согласно результатам проведенной государственной кадастровой оценки в 2019 году кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ….. составила 23 263 055.69 рублей.
Ставропольским краевым судом 15 февраля 2021 года вынесено решение об удовлетворении требований ООО «ТД «Царицыно» и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ….. в размере равном его рыночной стоимости 9 492 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
В соответствии с ч. 7 ст. 20 Закона об оценке Учреждением выявлены и исправлены технические ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
На основании ч. 20 ст. 21 Закона об оценке Учреждением в адрес Министерства направлены: копия разъяснения, связанного с определением кадастровой стоимости от 24 февраля 2021 года № РЗ-26/2021/0010; решение № Р-1081 от 24 февраля 2021 года об удовлетворении заявления о необходимости перерасчета кадастровой стоимости; результат перерасчета № РП-1081 от 24 февраля 2021 года, в соответствии с которым кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости составила 13 729 736.29 рублей.
В порядке ст. 16 Закона об оценке от ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю 08 апреля 2021 года в Учреждение поступил перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в который включен объект недвижимости с кадастровым номером ….. в связи с изменившимися характеристиками, а именно: материал стен – металлические. По результатам перерасчета кадастровая стоимость составила 5 835 643.91 рублей.
Сведения об указанной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ….. в соответствии со ст. 16 Закона об оценке переданы Учреждением в Управление Росреестра по Ставропольскому краю для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. В настоящее время данные сведения внесены в ЕГРН.
В соответствии с ответом № 10/06601 от 09 июня 2021 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, рассмотрев жалобу директора ООО «ТД «Царицыно» Р.Т.Т. № 140 от 14 мая 2021 года (вх. № 01-18-29554 от 25 мая 2021 года), в пределах своей компетенции, сообщает следующее.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимости (здании) с кадастровым номером ….., расположенном по адресу: ……, площадью 1103,4 кв.м., вид объекта недвижимости «здание», назначение «нежилое», наименование «административно-складской торговый комплекс». Сведения о данном объекте недвижимости внесены в ЕГРН 17 декабря 2011 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером …… в размере 23 263 055.69 руб. определена ГБУ СК «Ставкрайимущество» в рамках проведения в 2019 году на территории Ставропольского края работ по государственной кадастровой оценке и внесена в ЕГРН 22 января 2020 года на основании переданных в порядке информационного взаимодействия результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» и введены в действие с 01 января 2020 года. В настоящее время указанная кадастровая стоимость имеет статус «архивная».
29 апреля 2021 года на основании решения Ставропольского краевого суда от 15 февраля 2021 года № 3а-102/2021 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 9 492 000 рублей. Дата начала применения с 01 января 2020 года. В настоящее время указанная кадастровая стоимость имеет статус «архивная».
30 апреля 2021 года на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 06 апреля 2021 года №192 «О внесении изменений в приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края», поступившего в порядке информационного взаимодействия, в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 13 729 736.29 рублей. Дата начала применения с 01 января 2020 года. В настоящее время указанная кадастровая стоимость имеет статус «архивная».
Оснований для отказа во внесении в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного взаимодействия, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» выявлено не было.
Актуальная кадастровая стоимость составляет 5 835 643.91 рублей. Указанная кадастровая стоимость определена ГБУ СК «Ставкрайимущество» в результате актуализации сведений ЕГРН о материале стен на основании технической документации. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 04 мая 2021 года на основании акта определения кадастровой стоимости от 28 апреля 2021 года № АОКС-26/2021/000149, дата начала применения с 08 апреля 2021 года.
Согласно представленным в материалы дела результатам перерасчета ГБУ СК «Ставкрайимущество» №РП-1081 от 24 февраля 2021 года, реквизиты обращения № 1081 от 24 февраля 2021 года: вид объекта недвижимости: здание, кадастровый номер ….., адрес: ……; кадастровая стоимость объекта, в отношении которого подано заявление до исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости – 23 263 055.69 рублей; кадастровая стоимость объект недвижимости, определенная в результате исправления допущенных ошибок – 13 729 736.29 рублей; наименование ценообразующих факторов объекта недвижимости до исправления ошибок: объем 5 826 куб.м., код аналога по сборнику ruО3.08.000.0040, материал стен: из прочих материалов; индекс цен, учитывающий изменение стоимости СМР в период между базовой датой определения стоимости сравнительной единицы и датой оценки: 0,955473, нормативный рок эксплуатации: 125 лет, группа капитальности: III и (или) IV.
Наименование ценообразующих факторов объекта недвижимости в результате исправления ошибок: объем 5 794 куб.м., код аналога по сборнику ruО3.08.000.0046, материал стен: кирпич силикатный; индекс цен, учитывающий изменение стоимости СМР в период между базовой датой определения стоимости сравнительной единицы и датой оценки: 0,933057, нормативный рок эксплуатации: 100 лет, группа капитальности: II.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № ….. от 04 марта 2008 года Управление жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства, транспорта и связи администрации города Невинномысска разрешен ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по адресу: ….., строительный объем 5 794 куб.м., общая площадь 1 103.6 6кв.м. материалы фундаментов: об.ж./бетон; материалы стен: кирпич силикатный; материалы перекрытий: металлоконструкции; материалы кровли: металлопрофиль; стоимость строительства объекта: 4 065.5 рублей.
Ответом от 16 апреля 2021 года № исх./007282 филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю сообщает, что в отношении здания с кадастровым номером …… филиалом приведены в соответствие с техническим планом от 17 января 2008 года сведения о материале стен. По сведениям технической документации и ЕГРН, материал стен указанного здания – металлические, дата завершения строительства – 1984 год.
В ходе судебного разбирательства по делу №3а-102/2021 экспертом АНО «НЭКС» Д.В.В. в рамках проведения судебной оценочной экспертизы осуществлен осмотр объекта недвижимости с кадастровым номером ……, установлены следующие конструктивные элементы здания: фундамент: железобетонные блоки; материал стен/перегородки: из прочих материалов (металлические утепленные)/кирпичные, перекрытия: металлические; крыша: шифер металлический; внутренняя отделка: стены – оштукатурены, обшивка МДФ, пластик, полы – плитка, потолок – подвесной (л.д. 11-12 заключения эксперта № 808/11/20Э от 20 ноября 2020 года). В ходе рассмотрения дела №3а-102/2021 оценщиком М.Ю.С. при составлении отчета об оценке рыночной стоимости №51/2020 также осуществлялся осмотр недвижимости 24.02.2020.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года № 137 (далее - Положение), министерство является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.
В силу п.п. 3 п. 94. Положения министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по осуществлению возложенных на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастровой оценке).
В соответствии с п.п. 6 п. 9.7. Положения министерство принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, иных объектов недвижимого имущества на территории Ставропольского края.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона о кадастровой оценке: «1. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 13 раздела IV Положения министерство издает в пределах своей компетенции распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим вопросам организации министерства - приказы ненормативного характера.
В соответствии с приказом министерства от 15 августа 2018 года № 570 «О наделении бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края (далее - Учреждение).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ч. 1 ст. 16).
В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ч. 5 ст. 16).
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости. Форма акта об определении кадастровой стоимости, требования к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требования к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (ч. 6 ст. 16).
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки (ч. 7 ст. 16).
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» при определении кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении, годе постройки, материале стен объекта недвижимости, серии многоквартирного дома, нахождении объекта недвижимости в ветхом или аварийном состоянии, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В случае выявления в ходе рассмотрения обращения о предоставлении разъяснений ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, указанных в статье 21 настоящего Федерального закона, такие ошибки подлежат исправлению по решению бюджетного учреждения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ч. 7 ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Из ч. 20 ст. 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» следует, что по итогам исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением в течение трех рабочих дней со дня исправления таких ошибок передаются: 1) сведения о кадастровой стоимости в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации для внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, если такая кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки; 2) акт об определении кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, если такая кадастровая стоимость определена в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона.
В случае, если ошибка допущена в рамках проведения государственной кадастровой оценки, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения от бюджетного учреждения сведений о кадастровой стоимости, определенной в результате исправления такой ошибки, обеспечивает внесение соответствующих изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (ч. 21 ст. 21).
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 8 Закона о регистрации).
На основании ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в кадастр недвижимости, как дополнительные сведения, которые могут быть изменены на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах.
Согласно п. 3 ст. 13 Закона о регистрации внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В пункте 12.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года №226, предусмотрено, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Вместе с тем, изменение количественных и (или) качественных характеристик спорного объекта недвижимости после рассмотрения административного дела об оспаривании кадастровой стоимости, не произошло. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
При этом, возложенная статьей 16 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на бюджетное учреждение обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН. Более того, в случае ошибочного включения таких объектов в перечень, у органа, осуществляющего функции государственному кадастровому учету недвижимого имущества, не утрачена возможность исправления допущенной ошибки путем «погашения» ошибочно внесенных в ЕГРН в результате такого определения кадастровой стоимости сведений в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Допущенные нарушения требований статьи 16 Закона №237-ФЗ, повлекли определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в отсутствие установленных законом оснований и, как следствие, необходимость оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, что негативно сказывается на авторитете органов исполнительной, подрывают доверие к ней граждан и организаций, способствует увеличению судебных споров, необходимость несения для региональных властей необоснованных судебных расходов, и является недопустимым в дальнейшем.
Факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца нашел свое подтверждение.
Административными ответчиками не представлено доказательств в обоснование своих возражений по административному иску.
Суд также учитывает пояснения сторон о том, что если бы административный истец сдал решение суда позже оспариваемого приказа, то актуальной была бы стоимость, установленная решением суда. Также учитывает пояснения о том, что представители ответчиков и заинтересованных лиц не выезжали на объект недвижимости для проведения осмотра и исправления ошибок и несоответствий, имеющихся или нет изменения характеристик объекта.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о признании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 192 от 06 апреля 2021 года в части включенных в п/п № 591015 сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером …. незаконным.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В данном случае признание отдельных оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими с момента его принятия, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд указывает на обязанность опубликования решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 06 апреля 2021 года № 192 «О внесении изменений в Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года №1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 14 апреля 2021 года.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о возложении на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанности опубликовать сообщение о принятии настоящего судебного решения на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50 от 25 декабря 2018 года).
В связи с изложенным, требования административного истца в части возложения на административных ответчиков обязанности исполнить вступившее в законную силу 16.03.2021 года решение Ставропольского краевого суда от 15.02.2021 года по делу №3а-102/2021 по административному иску ООО «ТД «Царицыно» об установлении по состоянию на 01 января 2019 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ….. в размере рыночной стоимости 9.492 000 рублей, внесении данной стоимости в ЕГРН с запретом внесения изменений до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, статьями 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «ТД «Царицыно» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, ГБУ СК «Ставкрайимущество» о признании недействующим нормативного правового акта в части – удовлетворить частично.
Признать незаконным с момента принятия Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края №192 от 06.04.2021 года в части включенных в п/п №591015 сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ……..
В удовлетворении административных исковых требований о возложении обязанности на административных ответчиков исполнить вступившее в законную силу 16.03.2021 года решения Ставропольского краевого суда от 15.02.2021 года по делу №3а-102/2021 по административному иску ООО «ТД «Царицыно» об установлении по состоянию на 01 января 2019 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ….. в размере рыночной стоимости 9 492 000 рублей, внесении данной стоимости в ЕГРН с запретом внесения изменений до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки – отказать.
Обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет - портале правовой информации Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.12.2021 года.
Председательствующий судья М.М. Товчигречко