дело № 3а-765/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 15 октября 2019 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Немцевой Т.Ю.,
с участием представителя административного истца Карачевского унитарного муниципального предприятия «Рынок» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карачевского унитарного муниципального предприятия «Рынок» к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Карачевское унитарное муниципальное предприятие «Рынок» обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости земельного участка, площадью 10956 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для предпринимательской деятельности, с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 43 359 027,36 руб., ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца, как плательщика арендной платы, размер которой рассчитывается с применением кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 10956 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для предпринимательской деятельности, с кадастровым номером 32:10:0360303:248, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 7 654 300 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Карачевского унитарного муниципального предприятии «Рынок» ФИО3 административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости поддержала в полном объеме.
Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, и заинтересованные лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, администрация Карачевского района и Правительство Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных органов не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.
В ходатайстве от 04 октября 2019 года представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО4 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления имущественных отношений Брянской области, указав, что управление имущественных отношений Брянской области право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта в размере его рыночной стоимости не оспаривает, полагает возможным установить кадастровую стоимость в размере рыночной исходя из экспертизы.
Представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО5 в ходатайстве от 14 октября 2019 года просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленном отзыве ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения управления Росреестра по Брянской области ФИО6 от 28 июня 2019 года указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается, а также не оспаривается представленный истцом в качестве доказательства отчет об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Административный иск управление Росреестра по Брянской области не признает, поскольку, как регистрирующий орган, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает, рассмотрение спора оставляет на усмотрение суда.
Из отзыва заместителя директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области ФИО7 от 28 июня 2019 года следует, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объекта недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.
Представитель Правительства Брянской области ФИО8 в ходатайстве от 26 сентября 2019 года просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Правительства Брянской области, указав, что против удовлетворения исковых требований Правительство Брянской области не возражает.
Представитель администрации Карачевского района ФИО9 в ходатайстве от 14 октября 2019 года просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации Карачевского района.
В соответствии с требованиями статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, и заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Правительства Брянской области и администрации Карачевского района.
Выслушав объяснения представителя административного истца Карачевского унитарного муниципального предприятия «Рынок» -ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки ( статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Карачевский», утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1868.
Как следует из материалов административного дела, Карачевское унитарное муниципальное предприятие «Рынок» является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, площадью 10956+/-37 кв.м., кадастровый №, распложенного по адресу: <адрес> (договор аренды земельного участка № 47 от 19 декабря 2003 года, дополнительные соглашения к указанному договору: от 01 октября 2014 года № 3, от 10 сентября 2009 года, от 30 декабря 2013 года).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 февраля 2019 года № 32/ИСХ/19-49861 и информации, предоставленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый №, адрес: <адрес>, составляет 43 359 027,36 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости – 27 декабря 2015 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 28 декабря 2015 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости), – 01 января 2015 года. Учет изменений размера кадастровой стоимости данного земельного участка с момента ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости не осуществлялся.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 октября 2012 года № П/458 (в редакции приказа от 17 ноября 2014 года № П/520), при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от 19 апреля 2019 года № 7/17 заявление Карачевского унитарного муниципального предприятия «Рынок» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, поданное на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года, дату определения его кадастровой стоимости, определенной в отчете об оценке от 11 марта 2019 года № 63-03/19Н, составленном оценщиком ФИО1, отклонено.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу разъяснений, изложенных в абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, учитывая, что согласно представленному договору аренды № 47 от 19 декабря 2003 года земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Карачевское городское поселение», заключенного между администрацией Карачевского района (арендодателем) и Карачевским унитарным муниципальным предприятием «Рынок» (арендатором), расчет арендной платы за арендуемый земельный участок производится с применением кадастровой стоимости спорного земельного участка, права и обязанности административного истца Карачевского унитарного муниципального предприятия «Рынок» затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка и оно вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении арендуемого им земельного участка рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Административный истец Карачевское унитарное муниципальное предприятие «Рынок», оспаривая кадастровую стоимость арендуемого земельного участка, в обоснование заявленных требований представило отчет от 11 марта 2019 года № 63-03/19Н, выполненный ООО «Бизнес Фаворит», согласно которому рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения объектов предпринимательской деятельности, общей площадью 10 956 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 7 654 300 руб.
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству представителя административного ответчика – управления имущественных отношений по Брянской области ФИО4 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, поручено эксперту ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2
Согласно заключению эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 16 августа 2019 года № 01-356/Э-2019 в процессе экспертизы технические недочеты, которые могли бы повлиять на итоговую величину рыночной стоимости спорного земельного участка, не выявлены. Отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценивая заключение эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от 16 августа 2019 года № 01-356/Э-2019 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО2 является членом саморегулируемой организации Региональной Ассоциации Оценщиков, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.
Доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости арендуемого административным истцом земельного участка, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорного земельного участка, которые могли бы опровергнуть представленные отчет об оценке от 11 марта 2019 года № 63-03/19Н, выполненный ООО «Бизнес Фаворит», и заключение эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от 16 августа 2019 года № 01-356/Э-2019 отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Карачевского унитарного муниципального предприятия «Рынок» и установлении кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, площадью 10956+/-37 кв.м., кадастровый №, распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 7 654 300 руб.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов административного дела, Карачевское унитарное муниципальное предприятие «Рынок» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Брянской области 05 апреля 2019 года ( л.д.20).
Таким образом, датой подачи Карачевским унитарным муниципальным предприятием «Рынок» заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 05 апреля 2019 года, т.е. дату его обращения в Комиссию.
По смыслу положений статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
С учетом изложенного настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Как следует из материалов административного дела, судебная оценочная экспертиза по настоящему делу была проведена по ходатайству административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области, при этом заявляя данное ходатайство, представитель административного ответчика ФИО4 расходы за проведение экспертизы просила возложить на управление имущественных отношений Брянской области, о чем также указано в письменном ходатайстве, подписанном врио по руководству управлением имущественных отношений Брянской области ФИО10 (л.д.102-103).
Согласно определению суда от 01 июля 2019 года расходы по оплате экспертизы по настоящему административному делу были возложены на управление имущественных отношений Брянской области, однако, как следует из информации генерального директора ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» экспертиза проведена без оплаты, стоимость проведения экспертизы составила 6 000 руб.(л.д.137).
Таким образом, стоимость проведения экспертизы подлежит взысканию с административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области, заявившего ходатайство о проведении данной экспертизы.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Карачевского унитарного муниципального предприятия «Рынок» к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 10956+/-37 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, кадастровый №, распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 7 654 300 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 05 апреля 2019 года – дату обращения Карачевского унитарного муниципального предприятия «Рынок» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Брянской области.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Взыскать с административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области стоимость оценочной экспертизы в размере 6000 (шесть тысяч) руб. в пользу ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» по реквизитам:
получатель – ООО «Брянский центр оценки и экспертизы»,
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская