Дело № 3а-765/2020
УИД 64OS0000-01-2020-000648-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Аршиновой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Куняевой Н.С.,
с участием прокурора отдела Саратовской областной прокуратуры Анашкина А.В.,
с участием представителей административного истца - ФИО1, действующей на основании доверенности от 01 сентября 2020 года и ордера № 72 от 08 сентября 2020 года, административного ответчика Правительства Саратовской области - ФИО2, действующего на основании доверенности от 05 июня 2020 года, заинтересованных лиц Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области - ФИО3, действующей на основании доверенности от 09 января 2020 года, ФИО4, действующего на основании доверенности от 17 июня 2020 года, общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Приоритет» - ФИО5, действующей на основании доверенности от 09 октября 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крытый рынок» к Правительству Саратовской области об оспаривании в части постановления Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64»,
установил:
постановлением Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64» утверждены:
- границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, согласно приложению № 1;
- режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, согласно приложению № 2;
- границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, согласно приложению № 3;
- режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, согласно приложению № 4.
Общество с ограниченной ответственностью «Крытый рынок» обратилось в Саратовский областной суд с административным иском и с учетом уточнения административных исковых требований просило признать недействующим и не подлежащим применению постановление Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64 в части приложений 1, 2, включающих в границы охранной зоны (ОЗ) объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, и устанавливающих для них режим использования земель и требования градостроительного регламента в границах охранной зоны, - земельного участка с кадастровым номером №, обозначенного как «территория общего пользования улица им. Чапаева В.И.» и земельного участка с кадастровым номером №, обозначенного как «утвержденная территория объекта культурного наследия федерального значения «Здание крытого рынка, арх. ФИО6, 1910-1915 гг.», расположенного по адресу: <...>».
В обоснование заявленных требований указано, что обществу с ограниченной ответственностью «Крытый рынок» и открытому акционерному обществу «Торговый дом «Центральный» на праве общедолевой собственности принадлежит здание Крытого рынка, а также земельный участок с кадастровым номером №. Кроме того, обществу с ограниченной ответственностью «Крытый рынок» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №. Административный истец полагает, что при принятии Правительством Саратовской области постановления от 06 декабря 2018 года № 670-П «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, нарушена процедура, в частности в охранную зону объекта культурного наследия регионального значения включена территория объекта культурного наследия федерального значения без согласования с Министерством культуры Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером № без какого-либо обоснования указан как территория общего пользования. Полагает, что оспариваемое постановление Правительства Саратовской области противоречит положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также имеются признаки коррупционной составляющей данного нормативного правового акта.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административное исковое заявление по указанным выше основаниям.
Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемое постановление принято в пределах полномочий и компетенции, в надлежащей форме, в установленном порядке опубликовано, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу. Поддержал доводы письменных возражений на административное исковое заявление.
Представители заинтересованных лиц Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Приоритет» в судебном заседании полагали административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, их явка не была признана судом обязательной.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, показания свидетеля, заключение прокурора, полагавшего не подлежащими удовлетворению административные исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Крытый рынок» и открытому акционерному обществу «Торговый дом «Центральный» на праве общедолевой собственности принадлежит здание крытого рынка.
«Здание крытого рынка, арх. ФИО6, 1910-1915 гг.» является объектом культурного наследия федерального значения - памятником градостроительства и архитектуры на основании Постановления Совета Министров РСФСР «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников истории и культуры в РСФСР» № 624 от 04 декабря 1974 года, имеющим регистрационный № в реестре объектов культурного наследия.
Вышеуказанный объект культурного наследия федерального значения расположен на земельном участке с кадастровым номером 64:48:060209:0008, который также принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Крытый рынок» и открытому акционерному обществу «Торговый дом «Центральный». Границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Здание крытого рынка, арх. ФИО6, 1910-1915 гг.» в границах земельного участка с кадастровым номером № установлены Приказом Министерства культуры Саратовской области от 19 августа 2014 года №.
Кроме того, обществу с ограниченной ответственностью «Крытый рынок» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №.
В границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П расположены территория объекта культурного наследия федерального значения «Здание крытого рынка, арх. ФИО6, 1910-1915 гг.» и земельный участок с кадастровым номером №.
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Регулирование вопросов охраны памятников истории и культуры отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Вопросы охраны памятников истории и культуры регулируются Федеральным законом от 25 июня 2020 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона Саратовской области от 04 ноября 2003 года № 69-ЗСО «Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области» Правительство области в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области, в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия принимает решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), утверждает требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также принимает решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Правительства Саратовской области.
В соответствии со статьей 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО (в редакции Закона Саратовской области от 02 июня 2015 года № 59-ЗСО) «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU).
Текст документа размещен на официальном публикаторе сетевого издания «Новости Саратовской губернии (www.G-64.RU) 06 декабря 2018 года, на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo/gov.ru 11 декабря 2018 года.
Проверяя содержание постановления Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64» в оспариваемой части на соответствие требованиям действующего законодательства, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что «Аптека» начало ХХ в. является объектом культурного наследия регионального значения. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07 октября 2015 года № 2891-р данный объект зарегистрирован в государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Границы территории данного объекта утверждены приказом Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 26 сентября 2018 года № 104 «Об утверждении границ территорий и правового режима использования территории объектов культурного наследия регионального значения, расположенных по адресам: <...> и Ванцетти, 55/ул. Вольская, 71; ул. им. Сакко и Ванцетти, 64».
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 6, 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает в том числе разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; установление границ территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенного зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972.
В силу пунктов 2, 3, 4, 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.
Материалы историко-культурных исследований формируются на основании следующих данных:
историко-культурный опорный план населенного пункта, на территории которого находится объект культурного наследия либо группа объектов культурного наследия, или фрагмент указанного плана;
сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, установленных территориях и зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории предполагаемого проектирования зон охраны, в отношении которой проведены историко-культурные исследования;
материалы ранее разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории населенного пункта, в отношении которого проведены историко-культурные исследования, либо на межселенных территориях в случае, если историко-культурные исследования проведены в отношении отдельно расположенного объекта культурного наследия;
материалы ландшафтно-визуального анализа композиционных связей объекта (объектов) культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения;
иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Судом установлено, что ЖСК «Мельничный» обратился в общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Приоритет» для выполнения обществом работ по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия с прохождением государственной историко-культурной экспертизы.
10 ноября 2017 года ЖСК «Мельничный» обратился в общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Приоритет» с письмом, в котором просил ввиду перехода права на объект недвижимого имущества к О.Л.С. перезаключить договор № года от 07 июня 2017 года на выполнение работ по разработке проекта с прохождением экспертизы путем замены стороны в обязательства на О.Л.С.
<дата> между обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Приоритет» и О.Л.С. заключен договор № года на выполнение обществом работ по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия с прохождением государственной историко-культурной экспертизы.
Административный истец полагает, что ни ЖСК «Мельничный», ни О.Л.С. не могут выступать инициаторами разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., так как они не являются собственниками или пользователями объекта культурного наследия, правообладателями земельных участков, расположенных в границах зон охраны объекта культурного наследия.
Вместе с тем вступившим в законную силу решением Волжского районного суда города Саратова от 27 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Г.М.И., О.Л.С. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным решения, установлено, что Г.М.И. и О.Л.С. на основании договора купли-продажи недвижимости от 24 ноября 2017 года, как собственникам объекта недвижимого имущества, а также объекта незавершенного строительства степенью готовности 9%, переданы права и обязанности арендаторов по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка, от 11 декабря 2007 года № 871 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, категорией земель: земли населенных пунктов, общей площадью 416 кв.м с разрешенным использованием - предварительное согласование места размещения административно-торгового комплекса (для размещения культурно-бытовых зданий), расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, ул. им. Чапаева В.И.
В силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Постановлением Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П утверждены границы зоны регулирования и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64.
Из Приложения № 3 к постановлению Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П следует, что земельный участок с кадастровым номером № включен в границы зоны регулирования и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64.
Таким образом, О.Л.С. в силу пункта 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, могла выступать инициатором разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в.
05 июля 2018 года О.Л.С. и обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Приоритет» подписан акт сдачи-приемки выполненных работ по договору. Заказчиком был принят проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64».
В период с 14 ноября 2017 года по 29 ноября 2017 года проведена государственная историко-культурная экспертиза проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64.
В силу пункта 28 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569, для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия заключение экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).
Согласно пунктам 29, 30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569, в редакции действующей на момент возникновения правоотношений, орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения.
Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») для общественного обсуждения.
Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему, на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия в сети «Интернет» в электронной или письменной форме.
Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.
Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.
Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений экспертизы.
По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.
После поступления в Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области проекта зон охраны объекта культурного наследия «Аптека» начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, с целью проведения общественных обсуждений акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, был опубликован на сайте www.saratov.gov.ru с 10 июля 2018 года по 01 августа 2018 года.
Сводка предложений была опубликована на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предложений на проект зоны охраны в ходе общественного обсуждения не поступало. По результатам проведения данных мероприятий Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области подготовлен проект нормативного правового акта об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека» начало ХХ в., на основании которого Правительством Саратовской области принято постановление от 06 декабря 2018 года № 670-П «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64.
Разработанный проект зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64 соответствует требованиям Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569, нарушений порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы в ходе рассмотрения дела не выявлено, акт государственной историко-культурной экспертизы в установленном законом порядке не отменен и не оспорен.
Выводы экспертной группы в акте государственной историко-культурной экспертизы о соответствии состава зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах предложенных зон охраны требованиям действующего законодательства основаны на историко-культурном плане, сведениях об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, расположенных на территории предполагаемого проектирования зон охраны, в отношении которой проведены историко-культурные исследования, материалы ландшафтно-визуального анализа композиционных связей объекта (объектов) культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения. По результатам ландшафтно-визуального анализа установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., объекты культурного наследия и выявленные объекты компактно расположены на общей территории, представляют собой элементы целостной городской среды, Неповторимое своеобразие раскрытия объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в. в городе представляет собой сумму и различное сочетание видов на памятник, где справа, слева и позади него расположены ценные элементы исторической городской среды. Их охрана необходима и достаточна для сохранения композиционно-художественных качеств памятника архитектуры. Установление границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в. осуществлялось на основе выявленной зоны охраняемых видовых раскрытий в целях обеспечения целостного восприятия объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в. в присущей ему историко-культурной среде.
Кроме того, при разработке проекта зон охраны учитывался исторический факт, что объект культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в. возведен на несколько лет раньше, чем объект культурного наследия федерального значения «Здание крытого рынка арх. ФИО6, 1910-1915 гг.». Строительство «Здания крытого рынка» осуществлялось на открытой площади, следовательно, сохранение исторически сложившегося планировочного направления дорожной сети и освобождение исторических проездов отвечает обязательным требованиям сохранения исторически сложившейся градостроительной среды и подчеркивает сохранившийся до настоящего времени каркас планировки центральной части города Саратова. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенной в качестве свидетеля Н.Л.Ю., которая являлась руководителем проекта.
Проверяя доводы административного истца о том, что включением оспариваемым постановлением Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П территории объекта культурного наследия федерального значения в границы охранной зоны объекта культурного значения регионального значения нарушаются положения статьей 3.1, 5.1, 34 Федерального закона № 73-ФЗ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Согласно пункту 5 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации.
Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, как орган наделенный полномочиями в области сохранения объектов культурного наследия, решения о разработке объединенной зоны в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в. и объекта культурного наследия федерального значения «Здание крытого рынка арх. ФИО6, 1910-1915 гг.» не принимало.
Согласно пунктам 14, 15 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.
Применяя системное толкование указанных норм с положениями подпунктов 3 и 4 статьи 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ, суд полагает, что утверждение постановлением Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в. осуществлено в соответствии с предоставленными Правительству Саратовской области полномочиями, и согласование с Министерством культуры Российской Федерации не требовалось.
В силу части 1 статьи 3.1, пункта 1 части 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
В соответствии с положениями статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации в установленных границах территории объектов культурного наследия действия градостроительных регламентов не распространяется.
Исходя из того, что положениями статьи 23 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрена возможность исключения объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия, в целях градостроительного регулирования в отношении объекта культурного наследия с утвержденными зонами охраны, границы территории объектов культурного наследия подпадающие под действие охранной зоны, зоны регулируемой застройки, зоны охраняемого природного ландшафта отображаются в проекте зон охраны, но «не вырезаются». Однако, в установленной приказом Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области территории, до исключения объекта из единого государственного реестра объектов культурного наследия градостроительные регламенты не применяются.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П не противоречит положениям статьей 3.1, 5.1, 34 Федерального закона № 73-ФЗ.
Согласно Приложению № 2 постановления Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны ОЗ устанавливаются с учетом следующих требований:
а) запрещается строительство объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной среды);
б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм, с модернизацией систем инженерного обеспечения, с применением реставрационных норм и правил;
в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов);
г) сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;
д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;
е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также сохранности охраняемого природного ландшафта;
ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.
Установленные оспариваемым постановлением Правительства Саратовской области режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраны соответствуют режимам использования земель и требованиям к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, установленных в пункте 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972.
Административный истец ссылается на противоречие оспариваемого постановления Правительства Саратовской области положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как Правительство Саратовской области по представлению Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области издало постановление, которым ввела режим использования и установила запрет в границах, установленных по заказу физического лица - О.Л.С., разрешив последней строительство своего объекта торгово-делового центра по адресу: <...> и Ванцетти, ул. Чапаева, одновременно запретив уставную хозяйственную деятельность по осуществлению торговли обществу с ограниченной ответственностью «Крытый рынок», для которого в силу закона были установлены защитные зоны.
Согласно части 1, пункту 1 части 3, части 5 статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;
Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Здание крытого рынка арх. ФИО6, 1910-1915 гг.», не принимало.
Согласно статье 3 Федерального закона от 05 апреля 2016 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, требования к установлению границ защитной зоны не применяются в случае расположения такого объекта в границах предусмотренных пунктом 2 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» зон охраны другого объекта культурного наследия либо в границах предусмотренной пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Утверждение административного истца о том, что оспариваемым постановлением Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П введен запрет на ведение хозяйственной деятельности является несостоятельным, так как ведение хозяйственной деятельности, в том числе общества с ограниченной ответственностью «Крытый рынок» не запрещается, а вводятся лишь ограничения в части, необходимой для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов.
Как указывалось выше земельной участок с кадастровым номером № и расположенный на нем объект незаверенного строительства, собственником которого является О.Л.С., включены в границы зоны регулирования и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64.
Оспариваемым постановлением Правительства Саратовской области также утвержден режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ограничивающий хозяйственную деятельность, необходимую для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, т.е. утвержден режим аналогичный утвержденному режиму использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64.
Кроме того, из объяснений свидетеля Н.Л.Ю. в судебном заседании следует, что зона регулирования и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия устанавливается на территории, где исторически располагался городской квартал, «Здание крытого рынка, арх. ФИО6, 1910-1915 гг.» исторически располагается на площади, в связи с чем на данной территории устанавливается охранная зона.
Прокуратурой Саратовской области был изучен проект постановления Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64». По результатам антикоррупционной экспертизы в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, в проекте положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и, тем самым, создающих условия для коррупции, не выявлено.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемое постановление Правительства Саратовской области не противоречит положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также отсутствуют признаки коррупционной составляющей данного нормативного правового акта.
Общество с ограниченной ответственностью «Крытый рынок», обосновывая административные исковые требования, указывает, что в соответствии с проектным планом земельного участка Приложения № 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П в границах территории охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в. земельный участок с кадастровым номером № без какого-либо обоснования указан как территория общего пользования. Вместе с тем указанный участок принадлежит административному истцу на праве собственности и используется им в соответствии с его целевым назначением «Хозяйственная и торговая зона и подъездные пути».
В соответствии с пунктом 6 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.
В соответствии с картой градостроительного зонирования, являющейся Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280, земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен на территории общего пользования.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 июля 2014 года № 2179 утвержден проект планировки территорий общего пользования города Саратова (Фрунзенский район). Согласно графическим материалам, имеющимся в общем доступе, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах планировки территории общего пользования города Саратова (Фрунзенский район).
Свидетель Н.Л.Ю. в судебном заседании пояснила, что при разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в. она, в том числе использовала вышеуказанные сведения, что не противоречит пункту 3 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972.
Кроме того, законодательством не установлен запрет на включение в охранную зону объекта культурного наследия земельного участка принадлежащего физическому или юридическому лицу на праве собственности.
При таких обстоятельствах суд полагает, что включение указанного земельного участка в границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в. не противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного не подлежит удовлетворению административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Крытый рынок» к Правительству Саратовской области о признании недействующим и не подлежащим применению постановление Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64» в части приложений 1, 2, включающих в границы охранной зоны (ОЗ) объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, и устанавливающих для них режим использования земель и требования градостроительного регламента в границах охранной зоны, - земельного участка с кадастровым номером №, обозначенного как «территория общего пользования улица им. Чапаева В.И.» и земельного участка с кадастровым номером №, обозначенного как «утвержденная территория объекта культурного наследия федерального значения «Здание крытого рынка, арх. ФИО6, 1910-1915 гг.», расположенного по адресу: <...>».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Крытый рынок» к Правительству Саратовской области о признании недействующим и не подлежащим применению постановление Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года № 670-П «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64» в части приложений 1, 2, включающих в границы охранной зоны (ОЗ) объекта культурного наследия регионального значения «Аптека», начало ХХ в., расположенного по адресу: <...> и Ванцетти, 64, и устанавливающих для них режим использования земель и требования градостроительного регламента в границах охранной зоны, - земельного участка с кадастровым номером №, обозначенного как «территория общего пользования улица им. Чапаева В.И.» и земельного участка с кадастровым номером №, обозначенного как «утвержденная территория объекта культурного наследия федерального значения «Здание крытого рынка, арх. ФИО6, 1910-1915 гг.», расположенного по адресу: <...>» отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Аршинова