ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-765/2023 от 07.09.2023 Московского областного суда (Московская область)

УИД: <данные изъяты>

(номер производства суда первой инстанции <данные изъяты>)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

М.<данные изъяты>

М. областной суд в составе

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

с участием прокурора Коростелевой А.В.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оренбаума В. М. к П. М.<данные изъяты> о признании недействующим Постановление П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению» в части,

установил:

Постановлением П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению» утверждены прилагаемые: форма Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг; Методические рекомендации по заполнению Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг. Органам местного самоуправления муниципальных образований М.<данные изъяты> рекомендовано применять форму Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг.

Административный истец Оренбаум В.М. обратился в М. областной суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений в порядке части 1 статьи 46, пункта 1 части 2 статьи 135 КАС РФ к П. М.<данные изъяты> с требованиями о признании недействующим Постановление П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении формы Единого платёжного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и Методических рекомендаций по её заполнению» (далее - Постановление <данные изъяты>) в части, допускающей:

возможность формирования платёжного документа от лица, не являющегося исполнителем всех или части указанных в платёжном документе услуг;

возможность указания в платёжном документе в качестве получателя денежных средств лица, не являющегося исполнителем всех или части указанных в платёжном документе услуг;

возможность формирования одного (единого) платёжного документа от нескольких исполнителей указанных в платёжном документе услуг;

без разделения суммы денежного требования и иных сведений (наименование услуги, просроченная задолженность по услуге, неустойка за просрочку оплаты и т.п.) по каждому исполнителю услуги;

без указания наименования каждого исполнителя коммунальной услуги и наименования оказываемой им услуги.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является сособственником квартиры, расположенной по адресу: М.<данные изъяты>.

До февраля 2021 года управляющая организация ООО «СтройДомСервис» самостоятельно осуществляла расчеты с собственниками жилых помещений по взиманию платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а с марта 2021 года в адрес административного истца стали поступать единые платежные документы от платежного агента ООО «МосОблЕИРЦ», являющегося согласно ЕПД получателем платежа.

Между тем, административный истец, полагая, что надлежащим получателем платежей является управляющая компания, продолжил вносить оплату на расчетный счет ООО «СтройДомСервис», в результате чего у него образовалась задолженность за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Истец обратился в Шатурский городской суд М.<данные изъяты> с исковым заявлением к ООО «СтройДомСервис» о признании задолженности отсутствующей, признании незаконными действий ответчика по включению сведений в платежный документ, взыскании компенсации морального вреда, однако решением Шатурского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу <данные изъяты> в удовлетворении иска Оренбаума В.М. по указанным требованиям было отказано.

Полает, что указанные нарушения его прав стали возможны в результате утверждения постановлением П. М.<данные изъяты> формы Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных услуг и иных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению в части, допускающей возможность формирования платежного документа от лица, не являющегося исполнителем всех или части указанных в платежном документе услуг, указания в платежном документе в качестве получателя денежных средств лица, не являющегося исполнителем всех или части указанных в платежном документе услуг, а также формирования одного (единого) платежного документа от нескольких исполнителей указанных в платежном документе услуг, без разделения суммы денежного требования и иных сведений (наименование услуги, просроченная задолженность по услуге, неустойка за просрочку оплаты и пр.) по каждому исполнителю услуги, без указания наименования каждого исполнителя коммунальной услуги и наименования оказываемой услуги.

Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, административные исковые требования с учетом уточнений поддержал путем направления письменных пояснений, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика П. М.<данные изъяты> по доверенности Перьминова А.М. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск. В обоснование своей правовой позиции указала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства М.<данные изъяты> по доверенности Умярова А.Ш. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении административного иска отказать, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, принят в рамках установленной компетенции Губернатора М.<данные изъяты>, утвержден постановлением П. М.<данные изъяты>, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Представитель заинтересованного лица ООО «МосОблЕИРЦ» по доверенности Долбилин А.А. в судебное заседание явился, просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что ООО «МосОблЕИРЦ», являясь Единым информационно-расчетным центром, осуществляет деятельность агента по осуществлению начислений и сбору платежей, при этом, возможность формирования платежного документа лицом, не являющимся исполнителем, а также возможность получать денежные средства для последующего распределения лицом, не являющимся исполнителем, установлена нормами федерального законодательства, которому не противоречит оспариваемый нормативный акт. Действующая форма единого платежного документа соответствует требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением П. РФ от <данные изъяты><данные изъяты>, а также Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению» и содержит минимальный обязательный перечень сведений, необходимых для размещения в ЕПД.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Учитывая положения ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Коростелевой А.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверив в соответствии с частями 7, 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции и полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О П. М.<данные изъяты>» (далее – Закон <данные изъяты>-ОЗ) П. М.<данные изъяты> является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти М.<данные изъяты>, наделенным общей компетенцией и осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность на всей территории М.<данные изъяты> в соответствии с федеральным законодательством, законодательством М.<данные изъяты>.

В соответствии со ст. 12 Закона <данные изъяты>-ОЗ к полномочиям П. М.<данные изъяты> в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи относятся полномочия по осуществлению жилищной реформы, в том числе иные полномочия, установленные федеральными законами, законами М.<данные изъяты>, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

В силу ст. 33 Закона <данные изъяты>-ОЗ П. М.<данные изъяты> в пределах своих полномочий принимает постановления и обеспечивает их выполнение.

Порядок принятия постановлений и распоряжений П. М.<данные изъяты> устанавливается Регламентом П. М.<данные изъяты>, утвержденным Постановлением Губернатора М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ПГ «О Регламенте П. М.<данные изъяты>» (далее - Регламент).

В силу абз. 4 п. 5 Регламента постановления и распоряжения П. вступают в силу и подлежат опубликованию в порядке, предусмотренном Уставом М.<данные изъяты>, Законом.

Порядок подготовки и оформления постановлений и распоряжений П. на момент утверждения Формы ЕПД устанавливался законодательством М.<данные изъяты>, Регламентом и Инструкцией по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти М.<данные изъяты>, государственных органах М.<данные изъяты>, утвержденной Постановлением Губернатора М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ПГ «Об утверждении Правил делопроизводства в исполнительных органах государственной власти М.<данные изъяты>, государственных органах М.<данные изъяты>» (далее - Постановление <данные изъяты>-ПГ).

В силу п. 5 Постановления <данные изъяты>-ПГ проект правового акта должен содержать поручение о его официальном опубликовании.

Публикация постановления П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению» произведена в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона <данные изъяты>-ОЗ на официальном Интернет-портале П. М.<данные изъяты> http://www.mosreg.ru, <данные изъяты>, в изданиях: «Ежедневные Новости. Подмосковье», от <данные изъяты><данные изъяты>, «Информационный вестник П. МО» от <данные изъяты><данные изъяты>.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований, предъявляемых к форме, виду, подписанию и опубликованию в установленном порядке.

Процедура и порядок принятия вышеуказанного нормативного правового акта административным истцом не оспаривается.

Судом установлено, что Оренбаум В.М. является сособственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: М.<данные изъяты>. Вторым сособственником квартиры является Мишина С.Г. Как собственник жилого помещения, истец обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Многоквартирный дом по адресу: М.<данные изъяты> находится в управлении ООО «СтройДомСервис».

Между ООО «МосОблЕИРЦ» (далее ЕИРЦ) и ООО «СтройДомСервис» (управляющей компанией многоквартирного дома административного истца) <данные изъяты> заключен договор <данные изъяты> об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги.

Согласно условиям договора <данные изъяты>, ЕИРЦ от своего имени и за чет Управляющей организации обязуется совершать следующие действия и деятельность, в том числе в части организации ежемесячных начислений за жилищно-коммунальные услуги и включения в единый платежный документ (ЕПД), в части очного и дистанционного обслуживания плательщиков, в части расчетно-кассового обслуживания плательщиков.

Таким образом, ЕИРЦ осуществляет деятельность платежного агента на основании ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от <данные изъяты> № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об агентировании и возмездном оказании услуг, Жилищного кодекса Российской Федерации, а также условиями договоров, заключенными с управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

взнос на капитальный ремонт;

плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Потребитель, собственник помещения в многоквартирном доме, оплачивая жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на основании единого платёжного документа, исполняет свои обязательства перед несколькими лицами (лицо, управляющее многоквартирным домом, товарищество собственников жилья, поставщики коммунальных услуг: холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, газа, региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, фонд капитального ремонта).

В соответствии с ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

В соответствии с частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к содержанию платежного документа установлены пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (далее - Правила <данные изъяты>).

Согласно пункту 69 Правил в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с данными Правилами;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных данными Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с данными Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и данными Правилами;

иными основаниями, установленными в Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 Правил;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р<данные изъяты> (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р<данные изъяты>, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с данными Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Таким образом, каждый элемент платежного документа призван проинформировать потребителя о произведенных начислениях и упростить оплату документа.

В силу п. 71 Правил <данные изъяты> примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Минстроя России от <данные изъяты><данные изъяты>/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги между исполнителем услуг и плательщиком данных услуг (далее - Приказ Минстроя России).

Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «По обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» поручено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе путём обеспечения конкуренции на рынке этих услуг на региональном и местном уровнях.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации и в целях автоматизации приёма платежей за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг на территории М.<данные изъяты> Постановлением <данные изъяты> утверждена форма Единого платёжного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и Методические рекомендации по её заполнению.

Пунктом 2 Постановления <данные изъяты> органам местного самоуправления муниципальных образований М.<данные изъяты> рекомендовано применять форму ЕПД, между тем она носит рекомендательный характер и не обязательна к применению.

Единый платежный документ применяется в целях унификации и упрощения для восприятия потребителями формы ЕПД на территории М.<данные изъяты> о начисленной плате за коммунальные услуги и содержание жилого помещения.

Кроме того, данная форма ЕПД применяется в отношении управляющих организация, товариществ или кооперативов, осуществляющих управление многоквартирным домом, а не в отношении собственников помещений в многоквартирном доме.

По мнению суда, объем информации, установленный п. 69 Правил <данные изъяты>, полностью отражен в Форме ЕПД, в которой содержится более полная информация о составляющей платы на жилое помещение и коммунальные услуги в сравнении с формой платежного документа, утвержденного Приказ Минстроя России.

Форма Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных услуг и иных услуг и Методические рекомендации по ее заполнению, утвержденные оспариваемым постановлением П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> содержит всю необходимую информацию, составляющую плату за жилое помещение и коммунальные услуги, подлежащую раскрытию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Так, в ЕПД размещена информация об управляющей организации (ООО «СтройДомСервис»), информация о получателе платежа (ООО «МосОблЕИРЦ») соответствующего многоквартирного дома, информация по исполнителям услуг с указанием их полных и достаточных сведений, платежный месяц, вид коммунальных услуг, сведения о размере задолженности, что соответствует положениям Правил <данные изъяты> и свидетельствует о наличии в форме ЕПД всей необходимой информации, составляющей плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом, формирование ЕПД не препятствует жителям осуществлять расчет за представленные жилищно-коммунальные услуги непосредственно управляющей организации, способствует реализации прав потребителя на предусмотренный законом выбор способа оплаты предоставляемых услуг (управляющая организация или платежный агент).

В случае осуществления оплаты напрямую поставщику услуг, денежные средства зачисляются на лицевой счет после поступления безденежного реестра в адрес ООО «МосОблЕИРЦ» от поставщика услуг, согласно данного реестра.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что жилищное законодательство допускает случаи, при которых услуги, подлежащие оплате в соответствии со ст. 154 ЖК РФ, оказываются разными исполнителями.

Таким образом, потребитель, собственник помещения в многоквартирном доме, оплачивая жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на основании ЕПД, исполняет свои обязательства перед несколькими лицами (лицо, управляющее многоквартирным домом, товарищество собственников жилья, поставщики коммунальных услуг: холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, газа и т.д., региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, фонд капитального ремонта).

Действующее жилищное законодательство не содержит запрета на включение в ЕПД начислений за услуги нескольких исполнителей услуг в одном многоквартирном доме.

В соответствии с п. 63 Правил <данные изъяты> плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно подпункту «с» пункта 32 Правил <данные изъяты> управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, имеют право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требования законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:

для снятия показаний: индивидуальных, общих (квартирных), комнатных и коллективных (общедомовых) приборов учёта и распределителей;

для доставки платёжных документов потребителям;

для начисления платы за: коммунальные услуги и подготовки доставки платёжных документов потребителям.

Согласно части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Пунктом 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями (собственниками) жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов. Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3 - 61, 7, 7.1, 8 - 10 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в силу прямого указания закона управляющая организация вправе осуществлять расчёты с собственниками помещений в многоквартирном доме, взимать плату за жилищно-коммунальные услуги при участии платёжного агента, коим является ООО «М.<данные изъяты> единый информационно-расчётный центр», осуществляющего деятельность по приёму платежей физических лиц.

Кроме того, возможность формирования платежного документа, лицом не являющимся исполнителем, а также возможность получать денежные средства для последующего распределения лицом, не являющимся исполнителем установлена нормами федерального законодательства, которому не противоречит оспариваемый нормативный акт.

Учитывая изложенное, Постановление П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> не противоречит законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято в пределах полномочий П. М.<данные изъяты> и не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.

Доводы истца в обоснование иска фактически сводятся к несогласию с порядком начисления платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе к несогласию с платежным агентом, совершающим ежемесячные начисления в соответствии с договором платежного агента, заключенным управляющей компанией многоквартирного дома, однако данные доводы не могут служить основаниями для признания нормативно-правового акта недействующим.

При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт М.<данные изъяты> принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия и опубликования и прав административного истца не нарушает. В этой связи и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления Оренбаума В.М. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Оренбаума В. М. к П. М.<данные изъяты> о признании недействующим Постановление П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению» в части - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через М. областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Дата изготовления мотивированного решения – <данные изъяты> года