ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-766/20 от 16.11.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-766/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 16 ноября 2020 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Семенюк Ю.С.,

с участием прокурора ФИО4, представителей административного истца ФИО8, ФИО5, представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим лесохозяйственного регламента [адрес] лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 16 февраля 2018 года №150,

У С Т А Н О В И Л :

приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 16 февраля 2018 года №150 утвержден лесохозяйственный регламент [адрес] лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее лесохозяйственный регламент). Срок действия лесохозяйственного регламента установлен с 28 июля 2018 года по 27 июля 2028 года. Данный приказ был размещен на официальном сайте департамента лесного хозяйства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим лесохозяйственного регламента [адрес] лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного приказом департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 16 февраля 2018 года №150.

В обоснование административного искового заявления ФИО1 указывает на то, что в нарушение приказа Рослесхоза от 12 декабря 2011 года №516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», положений статей 83, 85, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, лесохозяйственный регламент [адрес] лесничества разработан на основании лесоустройства проведенного в 1978 году.

По мнению административного истца, границы кварталов Разинского участкового лесничества не установлены в соответствии с требованиями лесного и земельного законодательства, в связи с чем, применение лесохозяйственного регламента не представляется возможным.

Кроме того, административный истец указал, что департамент лесного хозяйства Нижегородской области не имеет полномочий по утверждению Лесохозяйственного регламента [адрес] лесничества, поскольку Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По мнению административного истца, нарушение его прав выражается в том, что ФИО1, являясь гражданином Российской Федерации, имеет право на благоприятную окружающую среду, при этом, нарушение своего права ФИО1 связывает с возбуждением в отношении него уголовного дела за незаконную рубку лесных насаждений, расположенных в пределах [адрес] лесничества ФИО2[адрес].

В судебном заседании представители административного истца ФИО8, ФИО5 просили административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель департамента лесного хозяйства ФИО2[адрес]ФИО6 указал на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора ФИО4, полагавшей необходимым в удовлетворении требований отказать, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу правовых предписаний главы 21 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, определяющей порядок рассмотрения требований о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части, заявленные требования подлежат удовлетворению, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и действующему на момент рассмотрения административного дела.

Нормативные правовые акты, действующие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, применяются при выяснении вопросов о полномочиях органа на принятие нормативных правовых актов, форме и виде, в которых должен приниматься оспариваемый нормативный правовой акт, процедуре его принятия и правилах введения в действие, в том числе о порядке опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (ч.1 ст.210, п.2 ч.8 ст.213, п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ).

Исходя из изложенного оспариваемые административным истцом региональные нормы не подлежат проверке на соответствие требованиям, содержащимся в Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года [номер], утратившей силу в связи с принятием приказа Рослесхоза от 28 декабря 2017 года [номер]. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года [номер] утверждена новая Лесоустроительная инструкция.

Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, состоящим из Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Лесного кодекса).

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на таких принципах, как устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (пункты 1, 3 - 5 части 1 статьи 1 поименованного кодекса).

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с составляемым на срок до десяти лет обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесохозяйственным регламентом лесничества, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором наряду с другими вопросами в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 2 и 4, пункты 2 и 4 части 5, части 6 и 7 статьи 87, часть 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года №72 (далее - Приказ Минприроды №72).

В Нижегородской области функции в сфере лесных отношений по проведению единой государственной политики и исполнительно-распорядительной деятельности в области лесного хозяйства, лесопользования, по управлению в области использования, защиты, воспроизводства лесов осуществляет департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент), к полномочиям которого отнесено, в том числе, подготовка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств, обеспечение их реализацию (пункты 1.1 и 3.11 Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года №964).

Проанализировав приведенные выше федеральные и региональные нормативные правовые акты, проверив порядок принятия Регламента, сопоставив его структуру с требованиями Приказа Минприроды №72, а также содержание его глав с пунктами 6-8 названного приказа, определяющим объем данных, подлежащих включению в главы, суд приходит к выводу, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением порядка, формы принятия, требований о государственной регистрации и опубликования.

Оспариваемый нормативный правовой акт (лесохозяйственный регламент) был размещен на официальном сайте департамента лесного хозяйства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте департамента лесного хозяйства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, поскольку административный ответчик обеспечил населению и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием, в том числе, в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года №72, суд отклоняет довод административного истца о нарушении порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта как несостоятельный.

Доводы административного истца о том, что департамент лесного хозяйства Нижегородской области не имеет полномочий по утверждению Лесохозяйственного регламента [адрес] лесничества, поскольку Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не могут быть приняты во внимание, так как данные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра от 18 декабря 2019 года [номер], от 23 июля 2020 года [номер], земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], отнесены к категории земель: «земли лесного фонда», вид разрешенного использования: «защитные леса».

Тот факт, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером [номер], является Министерство обороны Российской Федерации, не свидетельствует об отнесении указанного земельного участка входящего в кварталы 106, 107, к землям обороны и безопасности, землям особо охраняемых природных территорий.

Как следует из материалов дела, ФИО1 не обладает самостоятельным правом на использование земель лесного фонда в границах [адрес] лесничества. Договоры аренды лесных участков в границах [адрес] лесничества между департаментом лесного хозяйства Нижегородской области либо иным органом исполнительной власти и ФИО1 не заключались.

Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, административный истец указал, что Лесохозяйственный регламент [адрес] лесничества был принят в нарушение приказа Рослесхоза от 12 декабря 2011 года №516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», положений статей 83, 85, 87 Лесного кодекса Российской Федерации.

Приказом департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 16 февраля 2018 года №150 утвержден лесохозяйственный регламент [адрес] лесничества департамента лесного хозяйства ФИО2[адрес] (далее лесохозяйственный регламент). Срок действия лесохозяйственного регламента установлен с 28 июля 2018 года по 27 июля 2028 года.

Лесохозяйственный регламент [адрес] лесничества был утвержден в соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года №72.

Настоящий лесохозяйственный регламент – является основой для осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах [адрес] лесничества.

Лесохозяйственный регламент [адрес] лесничества состоит из отдельных глав, включающих разделы и подразделы.

Глава 1 Регламента «Введение», требования к содержанию которой установлены пунктом 6 Приказа Минприроды №72.

Согласно названной федеральной норме глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию: краткую характеристику лесничества, включающую: наименование и местоположение лесничества; общую площадь лесничества и участковых лесничеств; распределение территории лесничества по муниципальным образованиям; карту-схему субъекта Российской Федерации с выделением территории лесничества; распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам и зонам лесозащитного и лесосеменного районирования; распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов; характеристику лесных и нелесных земель из состава земель лесного фонда на территории лесничества; характеристику имеющихся и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия; характеристику проектируемых лесов национального наследия; перечень видов биологического разнообразия и размеров буферных зон, подлежащих сохранению при осуществлении лесосечных работ; характеристику существующих объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренных документами территориального планирования; поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам.

Глава 2 Регламента «Нормативы, параметры и сроки использования лесов, нормативы по охране, защите и воспроизводству лесов», требования к содержанию которой установлены пунктом 7 Приказа Минприроды №72.

Согласно названной федеральной норме глава 2 лесохозяйственного регламента должна содержать следующие данные: нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины, включающие: расчетную лесосеку для осуществления рубок спелых и перестойных лесных насаждений; нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки живицы, включающие: фонд подсочки древостоев; виды подсочки; количество карр на дереве и ширину межкарровых ремней в зависимости от диаметра деревьев; нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, включающие: нормативы (ежегодные допустимые объемы) и параметры использования лесов для заготовки недревесных лесных ресурсов по их видам; нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, включающие: нормативы (ежегодные допустимые объемы) и параметры использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений по их видам; нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, включающие: перечень и нормы проведения биотехнических мероприятий; перечень разрешенных для размещения объектов охотничьей инфраструктуры; нормативы, параметры и сроки использования лесов для ведения сельского хозяйства, включающие: сведения о площадях лесных участков, на которых возможно сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, мараловодство, выращивание сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности, рыбоводство, а также соответствующие нормативы; нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности; нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления рекреационной деятельности; нормативы, параметры и сроки использования лесов для создания лесных плантаций и их эксплуатации; нормативы, параметры и сроки использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений; нормативы, параметры и сроки использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); нормативы, параметры и сроки использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; ископаемых; нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; нормативы, параметры и сроки использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов; нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления религиозной деятельности; требования к охране, защите и воспроизводству лесов, включающие: требования к мерам пожарной безопасности в лесах, охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами и иного негативного воздействия; требования к защите лесов; требования к воспроизводству лесов (нормативы, параметры, сроки проведения мероприятий по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами); особенности требований к использованию лесов по лесорастительным зонам и лесным районам; сроки использования лесов для соответствующих целей.

Глава 3 Регламента «Ограничения использования лесов», требования к содержанию которой установлены пунктом 8 Приказа Минприроды №72.

Согласно названной федеральной норме глава 3 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию: ограничения по видам целевого назначения лесов; ограничения по видам особо защитных участков лесов; ограничения по видам использования лесов.

Проанализировав положения лесохозяйственного регламента [адрес] лесничества и сопоставив их с вышеуказанными правовыми нормами, суд не усматривает несоответствия оспариваемого Регламента федеральному законодательству.

Из материалов административного дела следует, что оспариваемый Регламент разработан специализированной организацией ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» в рамках профессиональной деятельности и на основании заключенного государственного контракта №27 от 05 июня 2017 года, исходя из сведений, содержащихся, в том числе, в отчетах об использовании лесов, в материалах лесоустройства (таксационные описания лесных участков) сведений. Состав лесохозяйственного регламента, порядок его разработки, сроков его действия, соответствует положениям Приказа Минприроды №72.

Согласно пункту 11 приказа Минприроды №72, основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, которая в обязательном порядке предоставляется также лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в виде отчета об использовании лесов, содержащего информацию об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другие сведения (часть 1, пункт 1 части 4 статьи 91, часть 2 статьи 49 Лесного кодекса).

Само по себе наличие в лесохозяйственном регламенте указания на материалы лесоустройства 1978 года не свидетельствует о нарушениях, допущенных при разработке Регламента, поскольку при разработке лесохозяйственного регламента, по мимо использования материалов лесоустройства 1978 года, использовались материалы лесоустройства 2004-2005 годов, материалы таксации лесов 2009-2014 годов на лесных участках, предоставленных в аренду, данные Государственного лесного реестра по состоянию на 01 января 2017 года, проекты освоения лесов на арендованные лесные участки. Кроме того, лесохозяйственный регламент разработан на основе действующих федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, нормативных документов Правительства Нижегородской области, Законодательного Собрания Нижегородской области, администрации Нижегородской области, Губернатора Нижегородской области, поименованных в лесохозяйственном регламенте Разинского лесничества.

С учетом вышеизложенного, суд признает несостоятельным утверждение административного истца о нарушениях, допущенных при разработке лесохозяйственного регламента, связанных с использованием материалов лесоустройства 1978 года.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что лесохозяйственный регламент Разинского лесничества был принят в полном соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», положениями статей 83, 85, 87 Лесного кодекса Российской Федерации

Кроме того, часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При этом, как следует из положений пунктов 4, 5, 6 части 2, части 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения, наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.

Из приведенных положений административного процессуального закона во взаимосвязи с разъяснениями, данными пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на административного истца, предметом проверки доводов которого является помимо вышеизложенного соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Из административного искового заявления усматривается, что нарушение своего права ФИО1 связывает с возбуждением в отношении него уголовного дела за незаконную рубку лесных насаждений, расположенных в пределах [адрес] лесничества Нижегородской области. При этом, административным истцом указывается о возможном нарушении (угрозы нарушения) его прав как гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

В подтверждение вышеназванных доводов административным истцом в материалы дела представлена копия вынесенного в отношении него приговора Лукояновского районного суда ФИО2[адрес] от 01 октября 2020 года (л.д.78-95,т.2).

Вместе с тем, как ранее уже отмечалось, ФИО1 не обладает самостоятельным правом на использование земель лесного фонда в границах [адрес] лесничества. Сведений о том, что земельные участки, входящие в состав [адрес] лесничества, предоставлялись административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, а также сведений о заключении договоров аренды лесных участков в границах [адрес] лесничества между департаментом лесного хозяйства Нижегородской области либо иным органом исполнительной власти и ФИО1 материалы дела не содержат.

Проанализировав положения Конституции Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, а также предписания региональных нормативных актов, в том числе, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», суд приходит к выводу о том, что лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, подача административного иска указанным лицом в связи с нарушением его прав как гражданина Российской Федерации не согласуется с приведенными процессуальными нормами, совокупность которых исходя из предмета и основания заявленных требований, исключает возможность удовлетворения поданного им административного искового заявления.

Так, доказательств того, что оспариваемый нормативный правовой акт применен в отношении административного истца, что административный истец является субъектом правоотношений связанным с использованием земель лесного фонда, что права, свободы и законные интересы административного истца в данной сфере правоотношений в результате принятия лесохозяйственного регламента нарушены, административным истцом не представлено и в материалах дела не имеется.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствуется частями 7, 8 статьи 213 КАС РФ и принимает во внимание, что лесохозяйственный регламент Разинского лесничества был принят в полном соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», положениями статей 83, 85, 87 Лесного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, поскольку у административного истца, не представившего доказательств того, что в отношении него применялись положения оспариваемого нормативного правового акта, что он является субъектом регулируемых им правоотношений, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы в данной сфере правоотношений, применительно к обстоятельствам настоящего дела отсутствует право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании лесохозяйственного регламента [адрес] лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного приказом департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 16 февраля 2018 года №150 недействующим, при этом им не приведено ссылок на нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу и регулирующие спорные правоотношения, которым бы не соответствовали положения оспариваемого нормативного правового акта, и такого несоответствия судом не установлено, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим приказа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 16 февраля 2018 года №150 «Об утверждении лесохозяйственного регламента [адрес] лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 20 ноября 2020 года

Судья областного суда В.Н. Нуждин