РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 6 апреля 2022 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Калинниковой О.А., при секретаре Добиной Д.Д., с участием прокурора Никитиной Е.С., представителя административного истца – Биктеева П.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-766/2022 по административному исковому заявлению Усояна Тамо Саидовича о признании не действующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, установил: Усоян Т.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию представителей муниципального района Волжский Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующим со дня принятия подпункт 1 раздела 3 приложения № 1 к решению Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 20.11.2014 № 314/47 «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области» в редакции решения Собрания представителей муниципального района Волжский от 15.11.2021 № 78/22, в части, предусматривающей значение коэффициента вида использования земельного участка (Кв) на 2022 год – 0,013, на 2023 год - 0,024, на 2024 год и далее 0,035. В обоснование требований административный истец указал, что на основании договоров аренды, заключенных с администрацией муниципального района Волжский Самарской области в 2011 году на срок 49 лет, является арендатором 13 земельных участков категории земель земли сельскохозяйственного назначения с видом использования для сельскохозяйственного производства. 14.01.2022 он получил уведомление об изменении размера арендной платы за пользование участками с приложением расчетов. При этом, коэффициент вида использования, примененный в расчетах, существенно увеличился в связи с принятием оспариваемого акта, поскольку ранее он составлял 0,0028. Административный истец полагает, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит закону, имеющему большую юридическую силу, а именно основному принципу определения арендной платы, установленному постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582, в частности, принципу экономической обоснованности, а также ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, что влечет за собой нарушение его прав и законных интересов, так как повлекло необоснованное увеличение арендной платы, что делает хозяйственную деятельность на арендуемых участках значительно менее выгодной по сравнению с тем, на что он рассчитывал при приобретении права аренды. В судебном заседании представитель административного истца Биктеев П.Л., действующий на основании доверенности, поддержал уточненные требования, по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнил, что представленный административным ответчиком Отчет об экономическом обосновании и определении величины коэффициентов разрешенного использования (Кв), как и отчет о проведении оценки регулирующего воздействия не отражают фактор темпа повышения ставки арендной платы в первый год в 4,64 раза, во второй год – 8,57 раза, в третий год и далее – в 12,5 раза, а также не содержат обоснования за какой период времени необходимо произвести повышение коэффициента без существенного негативного воздействия на деятельность арендаторов, оценка такого резкого повышения не дана, тогда как, исходя из принципа экономической обоснованности, увеличение арендной платы не должно приводить к чрезмерному изъятию доходов арендатора. Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области, а также заинтересованных лиц - администрации и главы администрации муниципального района Волжский Самарской области Солодилова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что оспариваемое в части решение Собрания представителей принято в пределах компетенции представительного органа муниципального образования,с соблюдением процедуры принятия и соответствует требованиям законодательства. Полагает, что представленный Отчет специалиста содержит необходимое экономическое обоснование установленных коэффициентов вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения. Согласно отчета, коэффициент в размере 0,035 был определен на июнь 2021 года. Чтобы избежать резкого увеличения повышения ставки арендной платы в 2022 году, данное значение было равномерно распределено на 3 года. Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Пунктом 12.2 статьи 5 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД «О земле» к полномочиям Правительства Самарской области в области земельных отношений отнесено, в том числе установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено федеральными законами. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов, определен постановлением Правительства Самарской области от 6 июня 2008 г. № 308. Пунктом 3 Постановления № 308 предусмотрено, что определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении № 1 к настоящему Порядку. Размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, рассчитывается по формуле: Ап = Скад х Кв х Ки, где: Кв – коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением с учетом основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации. Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Устав муниципального района Волжский Самарской области принят решением Собрания представителей от 22.04.2013 № 180/22 и закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории муниципального района. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Устава муниципального района, Собрание представителей муниципального района является представительным органом муниципального района, входящим в структуру органов местного самоуправления. На основании пункта 3 части 1 статьи 33 Устава, в исключительной компетенции Собрания представителей муниципального района находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно статьям 62-65 Устава, решения Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, входят в систему муниципальных правовых актов. Из материалов дела следует, что 20 ноября 2014 года Собранием представителей муниципального района Волжский Самарской области принято решение № 314/47 «Об утверждении коэффициента для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области». Пунктом 1 решения утвержден коэффициент вида использования (Кв) для определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области и предоставляемых для целей не связанных со строительством (приложение № 1). В соответствии с разделом 3 приложения № 1 «Земли сельскохозяйственного назначения» в подпункте 1 «Земельные участки для сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного использования, для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, растениеводства, сенокошения, выпаса скота и др.» коэффициент вида использования установлен в размере 0, 0028. Решением Собрания представителей муниципального района Волжский от 15 ноября 2021 года № 78/22 в вышеуказанное решение внесены изменения, в том числе: - наименование решения изложено в следующей редакции «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального района Волжский Самарской области»(п. 1.1); - подпунктом 1 раздела 3 «Земли сельскохозяйственного назначения» приложения № 1 коэффициент вида использования (Кв) установлен в размере: 2022 год – 0,013; 2023 год – 0,024; 2024 год и последующие годы – 0,035 (п. 1.4). Решение Собрания представителей от 15 ноября 2021 года № 78/22 опубликовано в издании «Волжская новь» 17 ноября 2021 года № 88 (8165). Пункт 1.4 решения вступил в силу с 01.01.2022 года. Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанные на неоднократное применение во времени. Данный нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у административного ответчика на его принятие, процедуре принятия, а также по порядку опубликования. Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлениями главы администрации муниципального района Волжский Самарской области от 11.07.2011 и от 09.08.2011 Усояну Т.С. предоставлены в аренду 13 земельных участков с кадастровыми номерами № категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». 28.10.2011 и 31.10.2011 между администрацией муниципального района Волжский и Усояном Т.С. заключены договоры аренды вышеуказанных земельных участков сроком на 49 лет. Пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. По условиям договоров аренды расчет арендной платы за пользование земельными участками осуществляется в соответствии с утвержденными решениями Собрания представителей муниципального района Волжский коэффициентами. До внесения изменений оспариваемой редакцией решения Собрания представителей, при расчете арендной платы за предоставленные Усояну Т.С. участки применялся коэффициент вида использования (Кв) для земель сельскохозяйственного производства 0, 0028, установленный в 2014 году. 13.12.2021 администрацией муниципального района Волжский в адрес Усояна Т.С., в порядке, установленном п. 3.2, 3.3 договоров аренды, направлены уведомления об изменении размера арендной платы за пользование арендуемыми земельными участками. Расчет арендной платы за 2022 год произведен с применением коэффициента вида использования - 0, 013, установленного оспариваемой редакцией решения Собрания представителей. Таким образом, Усоян Т.С. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным актом, в связи с чем вправе обратиться с административным иском о признании этого акта недействующим. Административный истец обратилась в суд с настоящим иском 02.02.2022, то есть в период действия нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ). На основании части 7 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемого в части акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, в частности: - принцип экономической обоснованности, который предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вида его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляемым деятельность на таком земельном участке; - принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом составные части формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости), могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года. - принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами. Согласно статьям 1, 7 и 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам. Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков). Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков. С учетом изложенного, при принятии нормативного правового акта, наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Аналогичные требования закреплены в Методических рекомендациях по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 № 710. Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на принявшие их орган, организацию и должностное лицо. В обоснование возражений относительно заявленных требований административным ответчиком представлены Отчет специалиста ООО «<данные изъяты>» № 08/02-21/1 от 07.06.2021, пояснительная записка к проекту решения Собрания представителей Волжского района и Отчет о проведении проверки регулирующего воздействия от 20.10.2021 за подписью и.о. руководителя <данные изъяты>», а также заключение об оценке регулирующего воздействия от 03.11.2021, подготовленное членами рабочей группы. Как видно из пояснительной записки к проекту решения, Отчета о проведении проверки регулирующего воздействия и заключения об оценке регулирующего воздействия,определение в подпункте 1 раздела 3 приложения № 1 размера коэффициента вида для земель сельскохозяйственного назначения направлено на установление арендной платы за пользование земельными участками на уровне среднерыночных показателей на основании Отчета № 08/02-21/1 от 07.06.2021 и повышение конкурентоспособности рынка недвижимости, поскольку сохранение ситуации с заниженным размером существующего коэффициента вида использования арендованных земельных участков приведет к их неэффективному использованию. В качестве экономического обоснования для утверждения спорного коэффициента представлен Отчет № 08/02-21/1 от 07.06.2021 «Экономическое обоснование определения величины коэффициентов видов разрешенного использования (Кв), используемых для исчисления арендной платы за земельные участки, расположенные в границах муниципального района Волжский Самарской области», подготовленный оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО1. В указанном отчете величина коэффициента вида разрешенного использования (Кв), используемого для исчисления арендной платы за земельные участки для сельскохозяйственного производства в зависимости от их доходности и их разрешенного использования в Волжском районе Самарской области определена в размере 0, 035. В отчете проанализированы законодательные основы развития земельного рынка в 2017-2020 г.г.и аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории РФ, Самарской области, Волжского района, включая анализ основных принципов определения арендной платы; приведены данные о социально-экономическом развитии муниципального района Волжский Самарской области, в частности, основные показатели развития агропромышленного комплекса, включая общие посевные площади сельскохозяйственных организаций и крестьянско-фермерских хозяйств, рельеф, структура посевных площадей района, урожайность сельскохозяйственных культур; показатели потребительского рынка и торговли. На основе общедоступных и доступных оценщику данных, приведен анализ рынка земельных участков Самарской области сельскохозяйственного назначения в 2020 году, первичного и вторичного рынка продаж и аренды сельскохозяйственных угодий, в том числе с учетом агроклиматических зон; показатели структуры посевных площадей в разрезе районов области (зерновых и зернобобовых, технических и кормовых культур, картофеля, овощей и др.); анализ урожайности основных сельскохозяйственных культур с учетом местоположения земель (в среднем за 19 лет (2000-2018г.г.), а также непосредственно связанный с показателями урожайности расчет уровня риска потери урожая вследствие влияния неблагоприятных климатических условий (среднее значение 5,48%); риск инвестиций в производство по состоянию на 30.04.2021 (7,6%); анализ средних значений цен реализации сельскохозяйственных культур за 1-4 кварталы 2020 года; анализ валового дохода в растениеводстве в разрезе районов области и рейтинг муниципальных районов по валовому доходу; анализ затрат на производство продукции растениеводства, включающий материальные издержки (приобретение семян удобрений, ГСМ и т.д.), заработную плату, транспортные расходы, ремонт техники, затраты на возмещение основных фондов (амортизационные отчисления), косвенные издержки, налоги, проценты по обслуживанию долга). При расчете величины арендной платы за земельные участки исследуемого вида в Волжском районе Самарской области (величина арендной платы составила 765,89 руб./га в год или 0,077 руб./кв.м в год) оценщиком также учтены анализ структуры и состава земельных участков и арендаторов земельных участков сельскохозяйственного назначения, текущей кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в муниципальном районе Волжский Самарской области (учитывался средний уровень кадастровой стоимости 2,13 руб./кв.м). Коэффициент вида использования земельного участка рассчитан с учетом уровня инфляции по формуле: Кв = Ап / (Скад * Ки), что согласуется с формулой расчета арендной платы Ап=Скад х Кв х Ки. В целях расчетов применялась методология доходного подхода оценки – метод капитализации земельной ренты. Квалификация и компетенция специалиста, подготовившего отчет, подтверждена приложенными к нему документами. Таким образом, как следует из представленного отчета от 07.06.2021, при обосновании коэффициента (Кв) учитывались социально-экономическое и географическое положение, а также агроклиматические условия муниципального района Волжский, структура рынка продаж и аренды земель сельскохозяйственного назначения, особенности сектора рынка аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с учетом категории и вида разрешенного использования, потребительский спрос и экономическая эффективность производственной деятельности арендаторов, в том числе интересы физических лиц и индивидуальных предпринимателей; число личных подсобных и фермерских хозяйств, объем продукции и основные показатели развития растениеводства в хозяйствах всех категорий; приведены экономический анализ и оценка факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков сельскохозяйственного назначения и их коммерческую привлекательность на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, включая сведения о сельскохозяйственных культурах, их валовом сборе, урожайности, цене реализации, учтены также риски и издержки (затраты) арендаторов, необходимые для получения чистого дохода, и инфляционные процессы, а сам коэффициент определен как средняя величина для данной территории на дату составления отчета. В отчете приведены расчеты для установления оспариваемого коэффициента (Кв) – 0,035, которые возможно проверить, и позволяющие убедиться, что это значение отвечает целям определения экономически обоснованной платы за использование земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Волжского района Самарской области и призвано обеспечить максимальное поступление в бюджет платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов муниципального образования и арендаторов и иных лиц, в чьем пользовании находятся земельные участки. Суд также учитывает, что требования к оформлению экономического обоснования, как документа, нормативно не закреплены. От проведения судебной экспертизы в целях проверки экономической обоснованности оспариваемых коэффициентов представитель административного истца отказался. Таким образом, у суда не имеется оснований полагать, что значение коэффициента вида использования земельных участков для сельскохозяйственного производства 0,035 не соответствует принципу экономической обоснованности. Доводы административного истца о том, что оспариваемым подпунктом 1 раздела 3 приложения № 1 коэффициент необоснованно поставлен в зависимость от периода использования земельных участков, как и ссылки на то, что существенное увеличение значения коэффициента на 2022 год - в 4,64 раза, на 2023 год – в 8,57 раз, на 2024 и последующие годы - в 12,5 раз осуществлено при отсутствии по объективным причинам реальных данных об экономической ситуации в эти периоды, суд считает несостоятельными. Как видно из решения Собрания представителей в оспариваемой редакции, коэффициент вида использования земельных участков для сельскохозяйственного производства установлен в размере: на 2022 год – 0,013, на 2023 год - 0,024, на 2024 год и далее - 0,035. Таким образом, на 2022 и 2023 годы коэффициент вида использования решением Собрания представителей муниципального района Волжский установлен существенно ниже, определенного в Отчете ООО «<данные изъяты>». При этом, прежнее значение коэффициента 0,0028, установленное в 2014 году, оставалось неизменным в течение 7 лет, что не могло отвечать интересам арендодателя. При подготовке проекта решения, в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов администрации Волжского района Самарской области, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов, утвержденным постановлением администрации Волжского района Самарской области № 3006 от 10.11.2016, проект решения был направлен в соответствующие органы и учреждения. Как следует из ответа Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области от 06.10.2021, предлагаемое изменение коэффициентов вызовет существенный рост по всем направления (налог, аренда и т.д.), так как предполагается увеличение в 12,5 раз относительно действующего показателя. Поскольку коэффициент, действующий в м.р. Волжский на фоне соседних муниципалитетов в настоящее время значительно ниже, предложено рассмотреть возможность увеличения данного показателя более низкими темпами, то есть распределить увеличение коэффициента на несколько лет. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установленное оспариваемой нормой постепенное увеличение коэффициента вида использования в течение трех лет осуществлено административным ответчиком в целях соблюдения баланса интересов сторон и недопущения резкого роста арендной платы в 2022-2023 г.г., тогда как уже на июнь 2021 года Отчетом ООО «<данные изъяты>» оптимальный и экономически обоснованный коэффициент вида использования (Кв) земельных участков для сельскохозяйственного производства определен расчетом специалиста в размере 0,035. Изменение размера арендной платы по инициативе арендодателя на основании решения органа местного самоуправления, связанного с изменением значения коэффициента вида использования, с уведомлением арендатора, предусмотрено условиями заключенных между Усояном Т.С. и администрацией муниципального района Волжский договоров аренды (п. 3.2). Суд полагает, что при наличии экономического обоснования для повышения коэффициента вида использования земель сельскохозяйственного производства уже в 2022 году до 0,035, равномерное распределение указанного значения на несколько лет не нарушает и принцип предсказуемости расчета размера арендной платы. По мнению суда, в данном случае, значения Кв не поставлены в зависимость от периода использования (за первый год использования, второй, третий и последующие годы), что противоречило бы принципу необоснованных предпочтений, поскольку являются равными для всех землепользователей одного вида использования земельных участков в одном календарном году. На момент принятия оспариваемого акта учитывался тот факт, что предполагаемое изменение коэффициента повлечет резкий рост арендной платы, в связи с чем административным ответчиком было принято решение об увеличении данного показателя более низкими темпами. В связи с этим, доводы административного истца о том, что в Отчете ООО «<данные изъяты>» и отчете о проведении оценки регулирующего воздействия отсутствует обоснование темпов увеличения коэффициента (Кв) в соответствующие периоды, не могут быть учтены, поскольку об экономической необоснованности оспариваемых коэффициентов вида использования данное обстоятельство не свидетельствует. Исследованные доказательства не дают оснований полагать, что постепенное увеличение оспариваемого коэффициента не учитывает интересов административного истца и иных землепользователей и противоречит им либо приведет к чрезмерному изъятию доходов. Оснований полагать, что в отчете ООО «<данные изъяты>» отсутствует дата, по состоянию на которую определено значение Кв - 0,035, у суда не имеется, поскольку, исходя из приведенных в отчете данных, он выполнен по состоянию на 07.06.2021, что подтверждено и сообщением оценщика от 04.04.2022. Установив, что при принятии оспариваемого положения нормативного правового акта учитывались данные об оценке доходности земельных участков для сельскохозяйственного производства, расположенных на территории муниципального района Волжский Самарской области, о прибыли, полученной от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о затратах, связанных с использованием этих земельных участков, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной выше части соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно статье 39.7 Земельного кодекса РФ, Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, в данном случае, принципам экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы и запрета необоснованных предпочтений. Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Усояном Т.С. административных требований. Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: в удовлетворении административного искового заявления Усояна Тамо Саидовича о признании недействующим со дня принятия подпункта 1 раздела 3 приложения № 1 к решению Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 20.11.2014 № 314/47 «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального района Волжский Самарской области» в редакции решения Собрания представителей муниципального района Волжский от 15.11.2021 № 78/22, в части, предусматривающей значение коэффициента вида использования земельных участков (Кв) на 2022 год – 0,013, на 2023 год - 0,024, на 2024 год и далее 0,035 – отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья О.А.Калинникова Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2022 года. № № № № № № № № № № № № |