ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-767/2022 от 28.09.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

К делу № 3а-767/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Лободенко К.В.,

при ведении протокола секретарем Алексанян Л.С.,

с участием представителя административного истца Абилова Эльвина Видадиевича на основании доверенности Голышева О.Н.,

представителя министерства труда и социального развития Краснодарского края на основании доверенности Вихревой А.В.,

представителя министерства экономики Краснодарского края на основании доверенности Пивоварова Д.Г.,

прокурора Цвейба Р.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абилова Эльвина Видадиевича о признании недействующими пунктов 3.2.2, 3.2.3 административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка», утвержденного приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22 апреля 2016 № 510 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка»,

установил:

административный истец Абилов Эльвин Видадиевич обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать недействующим административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка», утвержденный приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22 апреля 2016 № 510 (далее – Административный регламент), в части пунктов 3.2.2, 3.2.3 со дня его принятия.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что обжалуемая редакция пунктов 3.2.2, 3.2.3 Административного регламента противоречит пункту 2 статьи 59 Семейного кодекса Российской Федерации и исключает правовые механизмы учета интересов ребенка при предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка».

В результате положения пунктов 3.2.2, 3.2.3 Административного регламента дают возможность уполномоченному органу – органу опеки и попечительства принимать решение об изменении фамилии и имени ребенку только на основании мнения другого родителя, без достоверного и объективного выяснения индивидуально-психологических особенностей ребенка и уровня его психического развития.

В возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика заместитель министра труда и социального развития Краснодарского края Рогачев Д.В. просил суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, пояснив, что обжалуемые пункты 3.2.2, 3.2.3 детализируют техническую работу и сроки ее выполнения при предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка», непосредственно регламент не нарушает прав административного истца.

В возражении на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица – министерства экономики Краснодарского края на основании доверенности Пивоваров Д.Г. пояснил, что по результатам проведенной министерством экспертизы проекта административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка», установлено, что проект соответствовал требованиям, предъявляемым к нему Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Указал, что министерство не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства.

Административный истец Абилов Э.В. в зал суда не явился, извещен о времени и месте рассмотрения административного дела.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Голышев О.Н. поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика министерства труда и социального развития Краснодарского края Вихрева А.В. просила суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, пояснив, что обжалуемые пункты 3.2.2, 3.2.3 детализируют техническую работу и сроки ее выполнения при предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка», непосредственно регламент не нарушает прав административного истца.

Представитель заинтересованного лица министерства экономики Краснодарского края Пивоваров Д.Г. требования административного иска просил оставить на усмотрение суда.

Участвующий в деле прокурор Цвейба Р.А. в заключении указала, что административный иск не подлежит удовлетворению. Проект спорного нормативно-правового акта - изменения к приказу «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка» был предметом изучения прокуратуры Краснодарского края, нарушений норм Семейного кодекса Российской Федерации, а именно части 2 статьи 59, не установлено.

Изучив доводы административного иска и отзывов на него, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), при рассмотрении настоящего административного дела суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ст. 58 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» перемена имени лицу, не достигшему возраста 14 лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя, производится на основании решения органа опеки и попечительства в порядке, установленном статьей 59 Семейного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Семейного кодекса Российской Федерации по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Согласно ч. 2 ст. 59 Семейного кодекса Российской Федерации, если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Таким образом, законодателем определен орган, правомочный разрешать вопрос об изменении фамилии ребенка, не достигшего возраста 14 лет, которым является орган опеки и попечительства.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) (часть 1 статьи 1).

По смыслу пункта 1 статьи 2 данного закона, под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг установлен Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373, в соответствии с пунктом 1 которых регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами, предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги согласно требованиям Федерального закона № 210-ФЗ.

Порядок разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Краснодарского края административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 ноября 2011 года № 1340 «Об утверждении Порядков разработки, утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Краснодарского края».

Как следует из пункта 1.2 указанного Порядка, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Краснодарского края, регламент разрабатывается органом государственного контроля (надзора), к сфере деятельности которого относится исполнение конкретного полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора), предусмотренного федеральным законом, актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом Краснодарского края.

Органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере опеки и попечительства является Министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство)

В соответствии пунктом 2.24 Положения о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 № 1240, одной из задач министерства является принятие в пределах установленной компетенции мер, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации и Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, семейной политики, опеки и попечительства, оздоровления и отдыха детей, защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Министерство труда и социального развития Краснодарского края, реализуя предоставленные полномочия, приказом от 22.04.2016 № 510 утвердило Административный регламент, предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка».

Процедура издания, введения в действие и опубликования приказа, которым утвержден спорный административный регламент, соответствует положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 ноября 2011 года № 1340 «Об утверждении Порядков разработки, утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Краснодарского края».

Приказ размещен на официальном сайте министерства труда и социального развития (www.sznkuban.ru), опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://admkrai.krasnodar.ru, 25.04.2016 и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Следовательно, оспариваемый в части административный регламент является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом исполнительной власти, в соответствии с процедурой принятия и опубликованным в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка (далее - Регламент), определяет стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - уполномоченные органы), предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка, а также порядок взаимодействия уполномоченных органов, предоставляющих государственную услугу, должностных лиц уполномоченных органов с заявителями и многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края в процессе предоставления государственной услуги.

Обжалуемые пункты Регламента (3.2.2, 3.2.3) детализируют техническую работу и сроки ее выполнения при предоставлении государственной услуги.

Пунктом 3.2.2. Регламента предусмотрено следующее: «Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов (сведений) для установления права на получение государственной услуги.

Основанием для начала административной процедуры является поступление документов, предусмотренных подразделом 2.6 Регламента.

Должностное лицо уполномоченного органа осуществляет проверку документов, указанных в подразделе 2.6 Регламента, на предмет соответствия действующему законодательству и наличия оснований для предоставления государственной услуги либо оснований для отказа в ее предоставлении.

Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 1 рабочий день.

Критерием принятия решения по данной административной процедуре является соответствие полного комплекта документов, предусмотренных подразделом 2.6 Регламента, требованиям законодательства, регулирующего предоставления государственной услуги.

Результатом административной процедуры является осуществление должностным лицом уполномоченного органа проверки документов, указанных в подразделе 2.6 Регламента, на предмет соответствия действующему законодательству.

Способом фиксации результата административной процедуры является рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов (сведений) для установления права на получение государственной услуги.

Исполнение данной административной процедуры возложено на должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, необходимых для предоставления государственной услуги».

В пункте 3.2.3. Регламента указано: «Принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги.

Основанием для начала административной процедуры является результат проведения административных действий, указанных в пунктах 3.2.1 и 3.2.2 Регламента.

Должностное лицо уполномоченного органа по результатам проверки документов, указанных в подразделе 2.6 Регламента:

оформляет проект муниципального правового акта о предоставлении государственной услуги, либо, при наличии оснований, готовит письменный отказ в ее предоставлении, с указанием причин отказа;

распечатывает проект муниципального правового акта о предоставлении государственной услуги либо письменный отказ в ее предоставлении, с указанием причин отказа;

проверяет проект муниципального правового акта о предоставлении государственной услуги либо письменный отказ в ее предоставлении, с указанием причин отказа;

проводит согласование проекта муниципального правового акта о предоставлении государственной услуги в структурных подразделениях уполномоченного органа;

передает проект муниципального правового акта о предоставлении государственной услуги на подпись руководителю уполномоченного органа;

при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, представляет проект письменного отказа в ее предоставлении, с указанием причин отказа, на подпись руководителю уполномоченного органа.

Руководитель уполномоченного органа, ответственный за принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги, рассматривает проект решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги, оценивает проект решения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Краснодарского края, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, регулирующими отношения по предоставлению государственной услуги, подписывает проект решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги.

Муниципальный правовой акт о предоставлении государственной услуги либо письменный отказ в ее предоставлении, с указанием причин отказа, оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается на руки заявителю, а второй экземпляр хранится в уполномоченном органе.

Максимальное время выполнения административной процедуры составляет 3 рабочих дня.

Критерием принятия решения по данной административной процедуре является наличие оснований для предоставления государственной услуги либо об отказе в предоставлении государственной услуги.

Результатом административной процедуры является подписание муниципального правового акта о предоставлении государственной услуги либо письменного отказа в ее предоставлении, с указанием причин отказа.

Способом фиксации результата административной процедуры является издание муниципального правового акта о предоставлении государственной услуги либо письменный отказ в ее предоставлении, с указанием причин отказа.

Исполнение данной административной процедуры возложено на должностное лицо уполномоченного органа».

Вопреки доводам административного истца пункты 3.2.2, 3.2.3 Административного регламента не противоречат пункту 2 статьи 59 Семейного кодекса Российской Федерации.

Статьей 58 СК РФ предусмотрено, что ребенок имеет право на имя, отчество, фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае.

При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства (ч. 4 ст. 58 СК РФ).

Законодатель, наделяя родителей правом выбора имени ребенку, исходит из презумпции разумности и добросовестности родителей.

Согласно ст. 59 СК РФ по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Пунктом 2 статьи 59 СК РФ предусмотрено, что если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

В соответствии со ст. 64 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Семейное законодательство исходит из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (абзац второй пункта 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Обязанность действовать в интересах ребенка, в том числе при изменении имени и фамилии не требует оценки со стороны органов, предоставляющих соответствующую услугу.

Ссылку административного истца на письменные ответы старшего помощника прокурора Краснодарского края Шенгелия Л.Ф. от 02.03.2022 № 22-120-2022 и начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Киргуева М.П. от 03.03.2022 № 21-136-2022, как на доказательство несоответствия отдельных положений регламента требованиям пункта 2 статьи 59 СК РФ, суд считает несостоятельной.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» поступившие нормативные правовые акты подлежат обязательной проверке в органах прокуратуры.

По результатам изучения проекта приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка» прокуратурой Краснодарского края указано на отсутствие замечаний и предложений к проекту, что подтверждается ответом старшего помощника прокурора Краснодарского края Шенгелия Л.Ф. от 09.10.2022 № 22-108-2015/83008.

Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 19 декабря 2019 года № 2413 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22 апреля 2016 года № 510 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка» утверждена действующая редакция административного регламента.

Данный проект также был предметом изучения прокуратурой Краснодарского края. Согласно имеющемуся в материалах дела ответу старшего помощника прокурора Краснодарского края Шенгелия Л.Ф. от 24.10.2019 № 22-101-2019/Исорг 777-19, замечаний и предложений к проекту не имеется.

Иными участвующими в согласовании проектов приказов министерства труда и социального развития Краснодарского края органами исполнительной власти Краснодарского края нарушения части 2 статьи 59 Семейного кодекса Российской Федерации также не установлены.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности, суд приходит к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Абилова Эльвина Видадиевича о признании недействующими пунктов 3.2.2, 3.2.3 административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка», утвержденного приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22 апреля 2016 № 510 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка» (в действующей редакции), оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 4 октября 2022 года.

Судья

Краснодарского краевого суда К.В. Лободенко