ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-768/2023 от 09.10.2023 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело №3а-768/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 09 октября 2023 года

Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

при секретаре Лоблевской Н.В.,

с участием представителя административного истца Артющевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции по Оренбургской области к Местной мусульманской религиозной организации о ликвидации юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Управление) по Оренбургской области обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что Местная мусульманская религиозная организация зарегистрирована Управлением юстиции администрации Оренбургской области 16 июня 1994 года, сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 11 апреля 2003 года, ОГРН , учетный номер . В порядке контроля, предусмотренного статьей 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125 – ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», Управлением в соответствии с Планом проверок в период с 01 июня 2023 года по 29 июня 2023 года была проведена плановая документарная проверка религиозной организации. В нарушение пункта 4 статьи 25 указанного Федерального закона организация не представила документы на проверку, что явилось основанием для привлечения руководителя организации к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Устав организации не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку пункт 1.2 Устава содержит сведения о том, что организация в своей деятельности руководствуется нормами шариата, тогда как в гражданских правоотношениях организация должна руководствоваться законодательством Российской Федерации. Кроме этого, организация в соответствии с пунктом 1.1 Устава входит в состав Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият), которое в 2017 году изменило наименование на «Региональное духовное управление мусульман Оренбургской области в составе Центрального духовного управления мусульман России» и приняло Устав в новой редакции. Документы для приведения Устава организации в соответствии с действующим законодательством до настоящего времени в Управление не поступали. В нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона №125 – ФЗ в ЕГРЮЛ и пункте 1.1 Устава указаны различные наименования религиозной организации, а также вместо термина «члены» религиозной организации применяется неверный термин «участники». В соответствии с Уставом религиозной организации сроки полномочий председателя, Приходского Совета и ревизионной комиссии истекли, однако документы, подтверждающие переизбрание указанных органов, в Управление не представлены.

Административный истец просит ликвидировать Местную мусульманскую религиозную организацию и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определением суда от 18 сентября 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен руководитель Местной мусульманской организации Азнабаев И.Я.

В судебном заседании представитель административного истца Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Артющева Е.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Местной мусульманской религиозной организации, административный ответчик Азнабаев И.Я. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции областной суд.

Соблюдение Конституции Российской Федерации и законов является конституционной обязанностью не только органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, но и граждан и их объединений (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

Осуществление деятельности с неоднократными нарушениями закона некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве основания для ее ликвидации (подпункт 3 пункт 3 статьи 61).

Религиозная организация, как это следует из положений пункт 3 статьи 2, абзаца первого и второго пункта 1 и пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является одной из форм некоммерческой организации, особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации которых определяются федеральным законом о религиозных объединениях, то есть Федеральным законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 14 Федерального закона №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентируя вопросы о ликвидации религиозных организаций, предусматривает в абзаце третьем пункта 1 предписание о ликвидации таковой по решению суда, в том числе в случае неоднократных нарушений норм Конституции Российской Федерации, названного закона и иных федеральных законов.

Одновременно федеральный законодатель в пункте 2 этой же статьи установил исчерпывающий перечень оснований, каждое из которых является достаточным основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, а именно:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;

неоднократное непредставление религиозной организацией в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок отчета, предусмотренного пунктом 2 статьи 25.1 названного Федерального закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Административным истцом в качестве правового основания ликвидации организации указано на неоднократность нарушений действующего законодательства.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

В каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения (пункт 32).

Из материалов дела следует, что Местная мусульманская религиозная организация зарегистрирована Управлением юстиции администрации Оренбургской области 13 января 2001 года, сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 11 апреля 2003 года, ОГРН 1035600011688.

Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области от 10 мая 2023 года №259 – р была назначена плановая документарная проверка в отношении Местной мусульманской религиозной организации с целью осуществления контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных ее уставом; применения мер реагирования в случае выявления нарушений.

Уведомление о проведении документарной проверки было направлено организации 10 мая 2023 года, запрошены документы, подтверждающие местонахождение организации; сведения о членах (участниках) религиозной организации с указанием даты рождения и гражданства (копии заявлений о вступлении в члены (участники) религиозной организации, решений уполномоченных органов религиозной организации об их приеме или исключении, реестр членов (участников) религиозной организации; копии штатных расписаний религиозной организации; переписка религиозной организации с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей; копии программных документов по основным направлениям деятельности религиозной организации; копии решений органов управления организации, а также копии решений с приложениями иных органов организации (протоколы, положения, приказы, распоряжения, справки и другие); сведения о структуре религиозной организации, в ом числе о ее представительствах, канонических подразделениях, включая религиозные группы, с указанием полного наименования религиозного объединения, основного государственного регистрационного номера, места нахождения, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителей, контактных телефонов; сведения о вхождении местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации; сведения об основах вероучения религиозной организации и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения данной религии религиозной организации; формах и методах ее деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для участников и служителей религиозной организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; сведения о религиозных мероприятиях (периодичность, форма проведения, места проведения, тема и прочее) и других мероприятиях, проводимых религиозной организацией; копии выданных религиозным организациям, религиозным группам подтверждений о вхождении в структуру централизованной религиозной организации; сведения о производимых, приобретаемых, экспонируемых, импортируемых и распространяемых религиозной организацией религиозной литературе, печатных, аудио – и видеоматериалах и источниках их получения и др. документы (л. д. 43 - 51).

Уведомление о проведении документарной плановой проверки с требованием предоставить вышеуказанные документы и дать письменные разъяснения по вопросам, указанным в уведомлении, в срок до 14 июня 2023 года направлено организации года и получено ею 15 мая 2023 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л. д. 52).

Вышеуказанные документы в адрес управления организацией в установленный срок не представлены.

По итогам проверки составлен акт от 29 июня 2023 года, согласно которому в деятельности организации выявлены нарушения, заключающиеся, в частности, в том, что пункт 1.2 Устава организации содержит сведения о том, что организация в своей деятельности руководствуется нормами шариата, что противоречит требованиям действующего законодательства, обязывающего организацию в гражданских правоотношениях соблюдать законодательство Российской Федерации. В связи с непредставлением руководителем организации сведений, указанных в уведомлении о проведении проверки, Управлением в отношении руководителя организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Кроме этого, организация в соответствии с пунктом 1.1 Устава входит в состав Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият), которое в 2017 году изменило наименование на «Региональное духовное управление мусульман Оренбургской области в составе Центрального духовного управления мусульман России» и приняло Устав в новой редакции. Документы для приведения Устава организации в соответствии с действующим законодательством до настоящего времени в Управление не поступали. В нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона №125 – ФЗ в ЕГРЮЛ и пункте 1.1 Устава указаны различные наименования религиозной организации, а также вместо термина «члены» религиозной организации применяется неверный термин «участники» (л. д. 53 – 59).

Названный акт проверки направлен Управлением в организацию 29 июня 2023 года (л. д. 60).

В указанную дату в адрес организации также было направлено предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации и требование в срок до 11 августа 2023 года устранить выявленные нарушения, проинформировать Управление об их устранении и представить подтверждающие документы (л. д. 65).

Названное предупреждение получено административным ответчиком 03 июля 2023 года (л. д. 66), однако нарушения не устранены.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписано, что в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Непредставление организацией запрашиваемых документов привело к невозможности осуществления Управлением Минюста России надлежащим образом проверки соблюдения организацией Устава относительно цели и порядка деятельности, а также соответствия ее деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, цели, предусмотренной ее уставом, и законодательству Российской Федерации.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Обязанность религиозной организации ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности также закреплена в абзаце 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ.

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года №252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу абзаца 1 пункт 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию.

Пунктом 1 статьи 5 Федеральный закон от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

После получения акта проверки от 29 июня 2023 года организация меры к устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации организация не приняла.

В уставе организации наименование указано как «Местная мусульманская религиозная организация (адрес) (л. д. 29), тогда как в ЕГРЮЛ наименование организации – Местная мусульманская религиозная организация.

Согласно пункту 1.2 Устава организация в своей деятельности руководствуется нормами шариата (л. д. 30).

Согласно протоколу от 25 ноября 1993 года председателем Приходского совета избран Азнабаев И.Я., а также утвержден его членский состав (л. д. 38).

В соответствии с пунктом 3.15 Устава Приходской совет избирается сроком на три года (л. д. 32).

Вместе с тем, документы, подтверждающие переизбрание органов управления религиозной организации, в Управление не представлены.

Постановлением мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области от 04 августа 2023 года Азнабаев привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения, поскольку он, являясь руководителем Местной религиозной организации, не представил документы, перечисленные в уведомлении о проведении документарной проверки от 10 мая 2023 года.

Таким образом, нарушение, отраженные в акте проверки, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, допущенные Местной мусульманской религиозной организацией, являются неоднократными, носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких - либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, в связи с чем, имеются основания, предусмотренные статьей 14 Федерального закона №125-ФЗ, для ликвидации организации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции по Оренбургской области к Местной мусульманской религиозной организации о ликвидации юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.

Ликвидировать Местную мусульманскую религиозную организацию (ОГРН ) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья О.М. Трифонова

Мотивированное решение составлено 31 октября 2023 года.

Судья О.М. Трифонова