ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-769/2022 от 13.07.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-769/2022

УИД 32OS0000-01-2022-000406-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2022 года г. Брянск

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.

при секретаре Скрипиной Г.А.

с участием

прокурора ФИО1,

представителя административного истца общества с ограниченной ответственность «Русинвест» ФИО2, представителя административного ответчика Брянского городского Совета народных депутатов ФИО3, представителя заинтересованного лица Брянской городской администрации ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русинвест» об оспаривании отдельных положений решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска»,

УСТАНОВИЛ:

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 принято Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее по тексту - Положение о порядке размещения НТО). Данное решение опубликовано 29 июня 2012 года в муниципальной газете «Брянск» № 25 (650).

Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 действует в редакции с учетом изменений, внесенных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2022 года № 615, вступивших в силу со дня официального опубликования в муниципальной газете «Брянск» № 28 от 1 июля 2022 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Русинвест» (далее по тексту – ООО «Русинвест») обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит суд признать недействующим с 9 февраля 2021 года решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в той мере, в какой оно предусматривает право лица на размещение нестационарных торговых объектов – киосков и павильонов в отсутствие установленного порядка продления без проведения торгов действующих договоров (паспортов временных объектов) на право размещения нестационарных торговых объектов.

В обоснование заявленных требований ООО «Русинвест» указывает на то, что является владельцем паспортов временных объектов нестационарной торговли по адресам: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; . Административный истец полагает, что оспариваемое Решение в той мере, в какой оно предусматривает право лица на размещение нестационарных торговых объектов (далее по тексту – НТО) в отсутствие установленного порядка продления паспортов временных объектов без проведения торгов, принято с нарушением статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и противоречит федеральному законодательству в сфере торговой деятельности, а именно: статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р «О рекомендациях органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по вопросу о новых возможностях для розничного сбыта товаров»; распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года № 2424-р «Об утверждении Национального плана (дорожной карты) развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы»; приказу Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 15 марта 2021 года № 80 «О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р», а также распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старших поколений в Российской Федерации до 2025 года», поскольку не содержит положений, на основании которых происходит продление паспорта временного объекта без проведения торгов, чем нарушаются права как неопределенного круга предпринимателей, которые заинтересованы в эксплуатации нестационарных торговых объектов, так и непосредственно административного истца, лишенного законного права на продолжение предпринимательской деятельности в принадлежащих Обществу киосках и павильонах по истечении срока действия паспортов временных объектов. На необходимость бессрочного продления действия договоров на право размещения НТО без проведения торгов также указано в письмах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в нарушении положений приказа Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589 в Схеме размещения НТО на территории города Брянска, утвержденной решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405, в отношении нестационарных торговых объектов ООО «Русинвест» период функционирования не установлен, что также подтверждает необходимость продления срока действия паспорта временного объекта.

Определениями суда от 18 апреля 2022 года и от 13 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление по строительству и развитию территории г. Брянска, ИП ФИО5. ИП ФИО6 и ИП ФИО7

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и уточнениях к нему. Дополнительно пояснил, что на обязанность продления действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов указано в пункте 1 Приложения № 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

Представитель административного ответчика Брянского городского Совета народных депутатов ФИО3 административные исковые требования не признала, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, в соответствии с нормами федерального законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца. Требования о пролонгации разрешительной документации без проведения торгов действующее законодательство, регулирующее вопросы, связанные с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, не содержит. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р и приказ Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 15 марта 2021 года № 80 носят рекомендательный характер и не являются актами, регулирующими отношения в области торговой деятельности, предусмотренными статьей 3 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации ФИО4 также полагала, что основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют. Оспариваемое Решение соответствует действующему законодательству, регулирующему вопросы, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, в частности статье 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьям 16, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Оспариваемый нормативный правовой акт предполагает предоставление прав на размещение НТО хозяйствующим субъектам на равных условиях, без возможности установления каких-либо преимуществ для отдельных предпринимателей и права административного истца не нарушает. Кроме того указала, что в настоящее время у ООО «Русинвест» имеет один действующий паспорт временного объекта на размещение торгового киоска по адресному ориентиру: .

Представитель заинтересованного лица Управления по строительству и развитию территории г. Брянска, заинтересованные лица ИП ФИО5. ИП ФИО6 и ИП ФИО7 и их представители в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела в адрес суда не направили.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из предписаний статей 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предмет судебного нормоконтроля, то есть его границы, определяет исключительно административный истец, обязанный указать в административном исковом заявлении конкретный оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения, а также наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.

Федеральный законодатель подчеркнув, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность исключительно оспариваемых положений нормативного правового акта, одновременно определил, что при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет юридически значимые обстоятельства в полном объеме, в том числе и соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 7, пункт 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 34 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» также акцентировал внимание на единообразие понимания нормативного положения части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключающегося в том, что оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием таких условий, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).

Согласно статьям 130 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу подпунктов 15 и 33 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, федеральным законодательством полномочия по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли переданы органам местного самоуправления.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Брянска обладают полномочиями на принятие Устава города Брянска и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. Городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска. По вопросам своей компетенции городской Совет народных депутатов принимает правовые акты в форме решений. Городской Совет народных депутатов принимает нормативные и иные правовые акты (статьи 10, 29, 57 Устава городского округа город Брянска, принятого Брянский городским Советом народных депутатов 30 ноября 2005 года).

Согласно статье 9 Устава городского округа город Брянска к вопросам местного значения города Брянска относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Брянска, а также создание условий для обеспечения жителей города Брянска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Устава городского округа города Брянска в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Городской Совет народных депутатов устанавливает правила, обязательные для исполнения на территории города Брянска, по вопросам местного значения (пункт 12 части 2 статьи 30 Устава). Городской Совет народных депутатов разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов (пункт 26.1 части 2 статьи 30 Устава).

В силу частей 2, 3 статьи 62 Устава официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в муниципальной газете, определенной решением городского Совета народных депутатов, являющейся официальным источником опубликования муниципальных правовых актов города Брянска.

Муниципальные правовые акты города Брянска, соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, публикуются не позднее 10 дней со дня их принятия компетентным органом или издания (подписания) компетентным должностным лицом в муниципальной газете, определенной решением городского Совета народных депутатов, являющейся официальным источником их опубликования, за исключением Устава города Брянска, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в Устав города Брянска.

Согласно решению Брянского городского Совета народных депутатов от 30 января 2008 года № 893 официальным источником опубликования муниципальных правовых актов города Брянска определена муниципальная газета «Брянск».

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 принято Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

Указанное решение Брянского городского Совета народных депутатов опубликовано в муниципальной газете «Брянск» 29 июня 2012 года № 25 (650).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия, опубликования и вступил в силу.

Компетенция, соблюдение процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта административным истцом не оспариваются.

Проверяя решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» на предмет его соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1).

Как следует из содержания оспариваемого Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, оно принято в целях реализации органом местного самоуправления полномочий, направленных на упорядочение размещения НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Брянска, создание условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения города Брянска, на определение порядка и оснований для размещения НТО на территории города Брянска.

В соответствии с пунктом Положения о порядке размещения НТО размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона либо в случаях, установленных настоящим Положением, без проведения аукциона.

По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Положением, лицо получает право на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Брянска.

По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Положением, на основании выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, выдается паспорт временного объекта, который является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Брянска.

Порядок проведения аукциона на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска устанавливается Брянской городской администрацией.

Без проведения аукциона размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в следующих случаях:

- признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного Брянской городской администрацией;

- признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного Брянской городской администрацией;

- предоставления компенсационного места в соответствии с порядком, установленным Брянской городской администрацией.

Положение о порядке проведения аукциона на право размещения НТО на территории города Брянска, утверждено постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Аукцион на право размещения НТО на территории города Брянска проводится в целях: создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения города Брянска; установления единого порядка размещения, а также обеспечения дальнейшего содержания нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (пункт Положения).

Согласно пунктам Положения организатором аукциона является Брянская городская администрация. Форма проведения аукциона - открытая.

Аукцион проводится комиссией по проведению аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Брянска, положение о которой утверждается Брянским городским Советом народных депутатов.

Предметом аукциона является право на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном Схемой, с соблюдением требований действующего законодательства.

Извещение о проведении аукциона официально опубликовывается Брянской городской администрацией и размещается на официальном сайте Брянской городской администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона и не позднее 20 рабочих дней со дня официального опубликования решения Брянского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в Схему, касающихся включения в Схему дополнительных(ого) нестационарных(ого) торговых(ого) объектов(а).

Извещение должно содержать в том числе предмет аукциона - лот, его характеристики (место нахождения (в соответствии с топографической схемой), вид, площадь нестационарного торгового объекта, специализация, срок размещения объекта (пункты Положения).

В соответствии с пунктами Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта, в котором указывается дата выдачи, срок его действия в соответствии с пунктом настоящего Положения, владелец нестационарного торгового объекта - победитель аукциона (лицо, получившее право на размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта.

Период функционирования нестационарных торговых объектов составляет: для киосков, павильонов, торговых автоматов (вендинговых автоматов) - 5 лет со дня выдачи паспорта временного объекта; для специализированных автоприцепов - 12 месяцев со дня выдачи паспорта временного объекта; для лотков, палаток и иных нестационарных торговых объектов - 6 месяцев (с 1 апреля по 1 октября); для лотков, палаток и иных нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции - 12 месяцев (пункт оспариваемого Положения).

Согласно пункту Положения действие паспорта временного объекта прекращается, в том числе, в случае истечения срока действия паспорта временного объекта.

После истечения срока действия паспорта временного объекта либо досрочного прекращения действия паспорта временного объекта нестационарный торговый объект в 10-дневный срок подлежит демонтажу (сносу) за счет средств владельца нестационарного торгового объекта без ущерба для эстетического состояния земельного участка, за исключением случая, если владелец нестационарного торгового объекта стал победителем нового аукциона на соответствующее место, предусмотренное Схемой, или получил право на размещение нестационарного торгового объекта на соответствующем месте без проведения аукциона в случаях, предусмотренных пунктом 1.4 настоящего Положения (пункт Положения).

В силу пункта Положения в срок не позднее чем за 1 месяц до дня истечения срока действия паспорта временного объекта, а в случае досрочного прекращения действия паспорта временного объекта не позднее 15 календарных дней со дня прекращения действия паспорта временного объекта Брянская городская администрация в установленном порядке объявляет новый аукцион на право размещения нестационарного торгового объекта в соответствующем месте, предусмотренном Схемой.

Из совокупности вышеуказанных правовых норм следует, что возможность заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта возникает после прохождения конкурентных процедур.

Как следует из анализа положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (включая пункты 1 и 3 статьи 39.36), частей 1 - 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ, федеральный законодатель, осуществляя регулирование предоставления земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии со статьей 39.1, подпунктом 6 пункта 1 и пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральное законодательство предусматривает возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления. При этом предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур. Данная позиция нашла отражение также в письме Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что положения оспариваемого нормативного правового акта, предусматривающие получение лицом права на размещение на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, нестационарных торговых объектов после проведения конкурентных процедур, направлены на обеспечение равного доступа хозяйствующим субъектам к использованию земли в целях формирования конкурентной среды, обеспечения соблюдения баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов и гарантированность при этом соблюдения прав и законных интересов населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства.

Установление таких условий, причем равных для всех хозяйствующих субъектов, является реализацией дискреционных полномочий органа местного самоуправления на регулирование правоотношений по размещению нестационарных торговых объектов, в том числе путем проведения конкурентных процедур с целью установления баланса публичных и частных интересов в сфере торговли и использования земли.

Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой VI Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не содержит запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора по результатам проведения конкурентных процедур.

Ни нормами федерального законодательства, ни нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации – Брянской области не предусмотрена возможность продления действующих договоров, в рассматриваемом случае паспортов временных объектов, на право размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурсных процедур (торгов) на неопределенный срок.

Обосновывая несоответствие оспариваемых положений решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 требованиям федерального законодательства, имеющего большую силу, административный истец ссылается на положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р «О неотложных мерах по поддержке малых и средних предпринимателей в сфере торговли», распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года № 2424-р «Об утверждении Национального плана (дорожной карты) развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы», распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», приказа Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 15 марта 2021 года № 80 «О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р», на письмо Минпромторга России от 27 января 2014 года № ЕВ-820/08 «О нестационарной торговле» и письмо Минпромторга России от 23 марта 2015 года № ЕВ-5999/08 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации»).

Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан рекомендовано, в том числе: оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках; продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов.

Согласно пункту 2 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации № 208-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при реализации пункта 1 настоящего распоряжения рекомендовано разработать и в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения принять соответствующие нормативные правовые акты, а также обеспечить широкое информирование населения и хозяйствующих субъектов о новых возможностях для розничного сбыта товаров.

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р Управлением потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области 15 марта 2021 года принят приказ № 80, которым органам местного самоуправления Брянской области рекомендовано продлевать действующие договоры на право размещения НТО и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов до отмены распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р (подпункт 1.4 пункта 1 приказа).

Обязать органы местного самоуправления Брянской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять необходимые для реализации подпунктов настоящего приказа соответствующие нормативные правовые акты и доклад по выполнению настоящего приказа направить в адрес управления потребительского рынка Брянской области, далее информацию предоставлять ежеквартально (подпункт пункта приказа).

Проанализировав вышеуказанные положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р, приказа Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 15 марта 2021 года № 80, суд приходит к выводу, что указанные акты имеют рекомендательный характер и не содержат положений обязывающих и предписывающих продлевать действующие договоры на право размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурсных процедур (торгов) на неопределенный срок.

Кроме того, в силу положений частей 1, 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р не носит нормативного характера.

Ссылка административного истца на распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» также является несостоятельной, поскольку названная Стратегия не является нормативным правовым актом прямого действия, а определяет лишь направления развития государственной политики, в том числе цели и задачи государства в области стимулирования производства товаров и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей граждан старшего поколения, то есть задает вектор развития законодательства, но не может подменять собой сложившуюся, действующую нормативную правовую базу. Стратегия не предусматривает порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, как и не указывает на необходимость его продления без проведения конкурсных процедур на неопределенный срок.

По аналогичным основаниям подлежит отклонению довод ООО «Русинвест» о противоречии оспариваемых положений решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года № 2424-р «Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы», которое в свою очередь содержит рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в срок до 31 декабря 2024 года обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов и торговых мест под них, то есть определяет общие направления развития государственной политики, в том числе стратегические цели и задачи государства и бизнеса в отрасли торговли на долгосрочную перспективу, целевые индикаторы (показатели) и комплекс мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Положений, регламентирующих продление действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов без проведения торгов, указанное распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года № 2424-р также не содержит.

Письма Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ «О нестационарной торговле», от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении Методических рекомендаций», на которые в обоснование заявленных исковых требований ссылается административный истец, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативных правовых актов в значении, отличающемся от изложенных в них разъяснениях.

12 марта 2022 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», в пункте 1 Приложения 15 которого предписано установить возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 по 31 декабря 2026 года.

В пункте 4 Приложения № 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 определено, что сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1 - 3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Однако, согласно положениям статьи 6 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» решения Брянского городского Совета народных депутатов к нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации – Брянской области не относятся.

Довод представителя административного истца о том, что отсутствие в оспариваемом Положении порядка продления действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур (торгов) нарушает его право на осуществление предпринимательской деятельности является несостоятельным, так как ООО «Русинвест» не было лишено возможности получить право на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком на конкурсной основе, которой не воспользовалось.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что сроки действия паспортов нестационарных торговых объектов ООО «Русинвест», кроме паспорта временного объекта от ДД.ММ.ГГГГ на размещение торгового киоска по адресному ориентиру: , истекли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая соблюдение Брянским городским Советом народных депутатов порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного акта, соответствие его положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствие в оспариваемом акте признаков неопределенности и нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска ООО «Русинвест».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственность «Русинвест» о признании недействующими с 9 февраля 2021 года решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска», в той мере, в какой оно не предусматривает право лица на размещение нестационарных торговых объектов – киосков и павильонов в отсутствие установленного порядка продления без проведения торгов действующих договоров (паспортов временных объектов) на право размещения нестационарных торговых объектов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 июля 2022 года.

Председательствующий Е.М. Бурлина