ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-769/2023 от 29.12.2023 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-769/2023

55OS0000-01-2023-000634-63

Строка стат. отчета 3.010

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Карева Е.П.

при секретаре Жунусове Д.Д.

при участии прокурора Марченко Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 декабря 2023 года в городе Омске административное дело по административным исковым заявлениям Марковиченко В. В., Стрельцова В. А., Вартаняна Г. Р., Макаровой А. АлексА.ны к Совету Омского муниципального района Омской области о признании не действующим Решения Совета Омского муниципального района Омской области от 30 марта 2023 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области»,

установил:

Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 30 марта 2023 года № 14 утвержден Генеральный план Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее также – Решение № 14) (том 2 л.д. 54).

Решение № 14 опубликовано в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 35 (832) от 31 марта 2023 года (том 2 л.д. 202-206).

Марковиченко В.В., Стрельцов В.А., Вартанян Г.Р., Макарова А.А. обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании не действующим Решения Совета Омского муниципального района Омской области от 30 марта 2023 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области».

В обоснование заявленных требований Марковиченко В.В. указал, что владеет земельным участком с кадастровым номером № <...>, расположенном по адресу: <...>, <...>. 11 января 2023 года издано Постановление Главы Омского муниципального района Омской области № П-23/ОМС-03 «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в период с 12 января 2023 года по 3 февраля 2023 года. 17 января 2023 года на сайте Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области размещена информация о начале общественных обсуждений по проекту Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Срок направления предложений и замечаний определен с 20 января 2023 года по 24 января 2023 года. В указанные срок не представлялось возможным направить предложения, поскольку заявленный вариант подачи, а именно посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции Проекта, не был доступен, так как по адресу: <...> экспозиции и журнала не было. В последующем стало известно, что срок подачи замечаний и предложений на проект Генерального плана был незаконно дополнен иным периодом: с 22 февраля 2023 года по 1 марта 2023 года. В соответствии с Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 10 февраля 2023 года № П-23/ОМС-25, в обозначенный период были проведены общественные обсуждения по проекту Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. 6 марта 2023 года оформлено заключение Комиссии по подготовке проектов землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области. Совет Омского муниципального района Омской области 30 марта 2023 года утвердил Генеральный план Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Таким образом, срок проведения общественных обсуждений составил ориентировочно два месяца, что является нарушением законодательства. Кроме того, вблизи принадлежащего Марковиченко В.В. выше указанного земельного участка образуется общественно-деловая зона, что также нарушает его права и законные интересы. Выражая несогласие с процедурой принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также положениями Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, просит признать не действующим Решение № 14.

В последующем административные исковые требования Марковиченко В.В. в лице представителяЛевенштейн М.И., действующей на основании доверенности, уточнены, просила признать недействующим Решение № 14 в части признания незаконным и нарушающим права Макровиченко В.В. образование общественно-деловой зоны на земельных участках, расположенных в центре жилой застройки в зоне Ж-1, в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером <...>, принадлежащему Марковиченко В.В. (том 1 л.д. 88-89).

Административный истец Стрельцов В.А. в обоснование заявленных требований указывает, что совместно с супругой, Федоровой О.Л., на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером <...>, местоположение установлено <...> 15 марта 2022 года издано Постановление Главы Омского муниципального района Омской области № П-22/ОМС-47 «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в период с 17 марта 2022 года по 26 апреля 2022 года. 18 марта 2022 года на сайте Усть-Заостровского сельского поселения размещена информация о начале общественных обсуждений по проекту Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Срок направления предложения и замечаний определен с 25 марта 2022 годапо 14 апреля 2022 года. Указывая на нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, Стрельцов В.А. просит признать не действующим Решение № 14 в полном объеме (том 2 л.д. 116-117).

Административный истец Вартанян Г.Р. в обоснование заявленных требований указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, <...>. В обоснование исковых требований и доводов о несогласии с Решением № 14, приводит обстоятельства, аналогичные тем, которые изложены в административном исковом заявлении Марковиченко В.В. Обращаясь с административным исковым заявлением, просит признать не действующим Решение № 14 в полном объеме (том 3 л.д.9-10).

Административный истец Макарова А.А. в обоснование заявленных требований указывает, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, <...>, <...>. В обоснование исковых требований и доводов о несогласии с Решением № 14, приводит обстоятельства, аналогичные тем, которые изложены в административном исковом заявлении Марковиченко В.В. Обращаясь с административным исковым заявлением, просит признать не действующим Решение № 14 в полном объеме (том 3 л.д. 138-139).

Определением Омского областного суда от 1 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Глава Омского муниципального района Омской области, Администрация Омского муниципального района Омской области, Администрация Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 1 л.д. 1-2).

Определением Омского областного суда от 22 сентября 2023 года административные дела по искам Марковиченко В.В., Стрельцова В.А., Вартаняна Г.Р., Макаровой А.А. объединены в одно производство (том 2 л.д. 106-107).

Определением Омского областного суда от 22 сентября 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Макарова М. А., Макарова Д. А. (том 4 л.д. 2).

Административные истцы Марковиченко В.В., Стрельцов В.А., Вартанян Г.Р., Макарова А.А. участия в судебном заседании не принимали, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административных истцов Левенштейн М.И. поддержала заявленные требования в полном объеме по указанным в административных исках и дополнениях к ним основаниям (том 1 л.д. 3-6, 88-89, том 2 л.д. 4-5, том 3 л.д. 9-10, 138-139, том 4 л.д. 186-199).

Представитель Совета Омского муниципального района Омской области и Администрации Омского муниципального района Омской области Дмитриева Ю.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта в пределах компетенции Совета, отсутствие нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения проектов правовых актов, их опубликования и вступления в законную силу. Также указала, что общественные обсуждения проводились трижды. Поскольку общественные обсуждения – это самостоятельная процедура, то срок их проведения не более одного месяца установлен для каждой отдельной процедуры. При этом закон не ограничивает количество проведения общественных обсуждений проекта Генерального плана. Также обращает внимание, что действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории поселения в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Отнесение региональным законодателем территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан. Отмечает, что установление функциональной общественно-деловой зоны вблизи земельного участка административных истцов не создает никаких препятствий в использовании земельного участка административных истцов по своему назначению (том 2 л.д. 217-228, том 3 л.д. 111-122, 238-249, том 5 л.д. 74-86).

Заинтересованные лица Глава Омского муниципального района Омской области, Макарова М.А., Макарова Д.А., Федорова О.Л. в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Марченко Т.В., полагавшей требования об оспаривании нормативного правового акта не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из совокупности положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, утверждение генеральных планов сельских поселений.

В силу пункта 1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов.

Муниципальное образование Омский муниципальный район Омской области наделено статусом муниципального района (пункт 1 статьи 2 Устава Омского муниципального района Омской области). Совет Омского муниципального района Омской области является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления муниципального района (пункт 1 статьи 23 Устава).

В силу части 1 статьи 24 ГрК РФ, генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления муниципального округа, представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено частью 10 статьи 28.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, оспариваемое Решение № 14 принято надлежащим органом в пределах предоставленных полномочий и по этим основаниям не оспаривается.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (1 статья 9 ГрК РФ).

В соответствии с положениями части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов)

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определены категории земель в Российской Федерации по целевому назначению, в числе которых земли населенных пунктов, земли лесного фонда, земли обороны, безопасности, земли особо охраняемых территорий и объектов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана определен статьей 24 ГрК РФ.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24 ГрК РФ).

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24 ГрК РФ).

Пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса.

Такой порядок утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования».

В силу части 11 статьи 24 ГрК РФ, при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Аналогичные положения закреплены в пункте 4 статьи 15 Устава Омского муниципального района Омской области, согласно которым по проектам генеральных планов проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).

В силу пункта 3 статьи 28 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи.

Частью 4 статьи 5.1 ГрК РФ предусмотрено, что процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье – официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также – сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 6 статьи 5.1 ГрК РФ).

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения (абзац 1 части 7 статьи 5.1 ГРК РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 5.1 ГРК РФ, оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

В течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа (далее - организатор общественных обсуждений или публичных слушаний) и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 9 статьи 5.1 ГрК РФ).

Согласно части 10 статьи 5.1 ГрК РФ, в период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: 1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); 2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); 3) в письменной форме или в форме электронного документа в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи (часть 11 стать 5.1 ГрК РФ).

Частью 18 статьи 5.1 ГрК РФ предусмотрено, что организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, а также определен перечень сведений, которые подлежат указанию в протоколе.

К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) (часть 19 статьи 5.1 ГрК РФ).

В силу части 21 статьи 5.1 ГрК РФ, на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Частью 22 статьи 5.1 ГрК РФ определен перечень сведений, подлежащих указанию в заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (часть 23 статьи 5.1 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, на основании постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 15 марта 2022 года № П-22/ОМС-47 «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (в редакции от 14 апреля 2022 года № П-22/ОМС-79) в период с 17 марта 2022 года по 14 апреля 2022 года проведены общественные обсуждения по проекту генерального плана (том 5, л.д. 2-3). Данное Постановление опубликовано в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 19(694) от 16 марта 2022 года (том 5 л.д. 7-8).

Оповещение о начале общественных слушаний содержит в себе информацию о том, что в установленный период участники общественных обсуждений, прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения замечания, касающиеся проекта: 1) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Омского муниципального района Омской области: https://омскийрайон.рф/; 2) в письменной форме, прилагаемой к оповещению, в Комиссию по подготовке проектов правил и землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области по адресу: <...> 3) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта (том 5 л.д. 4-6). Изложенное опубликовано в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 20 (695) от 17 марта 2022 года, на официальном сайте Омского муниципального района Омской области, а также в помещении Администрации Омского муниципального района Омской области (том 5 л.д. 9-11,12-13,14).

По результатам общественных обсуждений подготовлен протокол общественных обсуждений от 15 апреля 2022 года, содержащий сведения и приложения, предусмотренные частями 18 и 19 статьи 5.1 ГрК РФ.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 15 апреля 2022 года, утвержденного председателем комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области, общественные обсуждения по проекту генерального плана признаны состоявшимися (том 5 л.д. 34-43). Данные документ опубликован в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 33 (708) от 15 апреля 2022 года (том 5 л.д. 44-53).

В последующем на основании постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 8 ноября 2022 года № П-22/ОМС-247 «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в период с 10 ноября 2022 года по 9 декабря 2022 года проведены общественные обсуждения по проекту генерального плана (том 1 л.д. 117-118).

Оповещение о начале общественных слушаний содержит в себе информацию о том, что в установленный период участники общественных обсуждений, прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения замечания, касающиеся проекта: 1) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Омского муниципального района Омской области: https://омскийрайон.рф/; 2) в письменной форме, прилагаемой к оповещению, в Комиссию по подготовке проектов правил и землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области по адресу: <...> 3) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта (том 1 л.д. 119-120). Изложенное опубликовано в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 100 (775) от 10 ноября 2022 года, на официальном сайте Омского муниципального района Омской области, в помещении Администрации Омского муниципального района Омской области, а также на уличном информационном стенде (том 1 л.д. 122-130).

По результатам общественных обсуждений подготовлен протокол общественных обсуждений от 2 декабря 2022 года, содержащий сведения и приложения, предусмотренные частями 18 и 19 статьи 5.1 ГрК РФ.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 6 декабря 2022 года, утвержденного председателем комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области, общественные обсуждения по проекту генерального плана признаны состоявшимися (том 1 л.д. 145-148). Данные документ опубликован в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 113 (788) от 9 декабря 2022 года (том 1 л.д. 149-150).

Далее, на основании постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от 11 января 2023 года № П-23/ОМС-03 «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в период с 12 января 2023 года по 3 февраля 2023 года проведены общественные обсуждения по проекту генерального плана (том 1, л.д. 151).

Оповещение о начале общественных слушаний содержит в себе информацию о том, что в период с 20 января 2023 года по 24 января 2023 года участники общественных обсуждений, прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения замечания, касающиеся проекта: 1) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Омского муниципального района Омской области: https://омскийрайон.рф/; 2) в письменной форме, прилагаемой к оповещению, в Комиссию по подготовке проектов правил и землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области по адресу: <...> 3) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта (том 1 л.д. 152-153). Изложенное опубликовано в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 4 (801) от 12 января 2023 года, на официальном сайте Омского муниципального района Омской области, в помещении Администрации Омского муниципального района Омской области, а также на уличном информационном стенде (том 1 л.д. 155-165).

По результатам общественных обсуждений подготовлен протокол общественных обсуждений от 27 января 2023 года, содержащий сведения и приложения, предусмотренные частями 18 и 19 статьи 5.1 ГрК РФ.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 31 января 2023 года, утвержденного председателем комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области, общественные обсуждения по проекту генерального плана признаны состоявшимися (том 1 л.д. 173-175). Данные документ опубликован в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 16 (813) от 3 февраля 2023 года (том 1 л.д. 176).

10 февраля 2023 года принято постановление Администрации Омского муниципального района Омской области № П-23/ОМС-25 «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в период с 14 февраля 2023 года по 7 марта 2023 года (том 1 л.д. 177-178).

Оповещение о начале общественных слушаний содержит в себе информацию о том, что в установленный период участники общественных обсуждений, прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения замечания, касающиеся проекта: 1) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Омского муниципального района Омской области: https://омскийрайон.рф/; 2) в письменной форме, прилагаемой к оповещению, в Комиссию по подготовке проектов правил и землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области по адресу: <...> 3) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта (том 1 л.д. 179-180). Оповещение опубликовано в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 19 (816) от 14 февраля 2023 года, на официальном сайте Омского муниципального района Омской области, а также в помещении Администрации Омского муниципального района Омской области (том 1 л.д. 182-193).

3 марта 2023 года составлен протокол проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 1 л.д. 194).

6 марта 2023 года председателем комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Омского муниципального района Омской области утверждено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 1 л.д. 214-225). Данное заключение опубликовано в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 25 (822) от 7 марта 2023 года (том 1 л.д. 226-236).

27 марта 2023 года принято Постановление Администрации Омского муниципального района Омской области № П-23/ОМС-67 «О направлении проекта Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в Совет Омского муниципального района Омской области» (том 2 л.д. 53).

30 марта 2023 года Советом Омского муниципального района Омской области принято решение «Об утверждении Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» № 14 (том 2 л.д. 54), которое опубликовано в печатном издании – газете «Омский пригород», спецвыпуск № 35 (832) от 31 марта 2023 года (том 2 л.д. 67).

При этом, как следует из материалов дела, в ходе процедуры согласования проекта генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Минэкономразвития России 16 ноября 2022 года принято сводное заключение о несогласии с проектом, основанием для которого послужили заключения Минтранса России, Минприроды России, Рослесхоза (том 2 л.д. 1-53).

До утверждения проект генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласован с уполномоченными органами исполнительной власти и организациями, по результатам заседания согласительной комиссии по согласованию проекта генерального плана подготовлено заключение согласительной комиссии о согласовании проекта генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 2 л.д. 1-52).

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что при проведении общественных обсуждений по проекту генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, требования, предусмотренные статьей 5.1 ГрК РФ соблюдены.

Исследовав представленные в материалы дела административным ответчиком документы, пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что, вопреки доводам, изложенным в административных исковых заявлениях и приведенных представителем административного истца в судебных заседаниях, обжалуемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. При принятии решения соблюдена процедура проведения общественных обсуждений, подготовки заключения по результатам общественных обсуждений, опубликования.

При этом следует отметить, что процедура общественных обсуждений не предусматривает проведение собраний по обсуждению проектов генеральных планов.

Кроме того, как верно указывает в отзыве представитель административного ответчика и заинтересованного лица, общественные обсуждения проводятся посредством подачи предложений (замечаний, возражений) в письменном либо в электронном виде, материалы по обсуждаемым проектам публикуются в открытом доступе в разделе «Общественные обсуждения».

В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений КАС РФ определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Доводы представителя административных истцов о нарушении процедуры подготовки и утверждения генерального плана, процедуры проведения общественных обсуждений, поскольку общественные обсуждения проводились несколько раз и по результатам лишь последних общественных обсуждений был принят нормативный акт, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлен запрет на проведение общественных обсуждений более одного раза, при том, что как следует из пояснений представителя административного ответчика, утверждение генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области осуществлялось с учетом всех проведенных по проекту общественных обсуждений и подготовленных на основании них заключений.

Как установлено в судебном заседании, проведение общественных обсуждений осуществлено в соответствии с требованиями статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с соблюдением процедуры проведения общественных обсуждений и ее этапов, по результатам которых подготовлены и опубликованы заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии с частью 8 статьи 5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений в установленные сроки опубликовано в официальном печатном издании, размещено на сайте Омского муниципального района, а также на информационных стендах органа местного самоуправления и Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, что подтверждается представленными в материалы дела представителем административного ответчика скриншотами сайта, фотоматериалами.

Доводы о не информативности размещенной информации и не возможности ее идентифицировать, суд полагает несостоятельными, поскольку факт соблюдения требований, установленных ГрК РФ для проведения общественных обсуждений в ходе рассмотрения дела установлен, при том, что информация о проведении общественных обсуждений по проекту генерального плана размещалась как на сайте Омского муниципального района, так и на информационных стендах, участники общественных обсуждений имели возможность ознакомиться с проектом, обратившись в орган местного самоуправления и представить свои возражения и замечания способами, предусмотренными частью 10 статьи 5.1 ГрК РФ.

Также не нашли своего подтверждения доводы административных истцов о невозможности внесения замечаний и предложений в проект Генерального плана, поскольку при проведении общественных обсуждений организатор обеспечил равный доступ всем участникам обсуждений по проекту генерального плана, все поступившие замечания на проект Генерального плана (в письменном и электронном виде) были учтены и рассмотрены, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами проведения общественных обсуждений и заключениями по результатам проведения каждого общественного обсуждения.

Оценивая довод административного истца Марковиченко В.В. в части признания незаконным и нарушающим права административного истца образование общественно-деловой зоны, расположенной в центре жилой застройки Ж-1, в непосредственной близости к земельному участку, принадлежащего административному истцу, суд приходит к следующему.

Марковиченко В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, местоположение: <...> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под личное подсобное хозяйство (том 1 л.д. 66-75).

Генеральный план, как это предусмотрено частью 3 статьи 23 ГрК РФ, содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, карту границ населенных пунктов, карту функциональных зон, на которых отображены границы населенных пунктов, входящих в состав поселения.

Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории поселения в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Отнесение региональным законодателем территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан.

Так, согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение не только комфортной среды обитания, но и комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

В связи с чем доводы Марковиченко В.В. о невозможности использования земельного участка и нарушении его прав не могут быть приняты во внимание, поскольку само по себе установление функциональной зоны, не свидетельствует о невозможности использовать земельный участок или объект недвижимости по целевому назначению.

Суд также учитывает, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).

Кроме того, доводы представителя административных истцов со ссылкой на ранее состоявшиеся судебные акты по оспариванию выдачи разрешения на использование условно-разрешенного вида земельного участка в настоящем деле правового значения не имеют, поскольку правовые акты органа местного самоуправления были отменены в связи с нарушением процедуры выдачи разрешений.

Суд обращает внимание, что приложенная к административному исковому заявлению судебная практика содержит сведения о процедуре проведения публичных слушаний, тогда как при подготовке проекта Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области проводилась процедура общественных обсуждений.

Довод представителя административных истцов об опубликовании соответствующей информации не на сайте Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а на сайте Администрации Омского муниципального района Омской области не может быть признан состоятельным, поскольку процедура проведения общественных обсуждений и принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления соответствует вышеназванному законодательству, регулирующему спорные правоотношения, в связи с чем прав и законных интересов истца не нарушает.

Иные доводы представителя административных истцов правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют, на законность оспариваемого решения не влияют и судом отклоняются как несостоятельные.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Решение Совета Омского муниципального района Омской области от 30 марта 2023 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» не противоречит законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу при соблюдении процедуры его принятия, не нарушает прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем, на основании статьи 215 КАС РФ в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 259, 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых заявлений Марковиченко В. В., Стрельцова В. А., Вартаняна Г. Р., Макаровой А. АлексА.ны о признании недействующим Решения Совета Омского муниципального района Омской области от 30 марта 2023 года № 14 «Об утверждении генерального плана Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 января 2024 года.

Судья Омского областного суда Е. П. Карев