Дело № 3а-76/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 03 октября 2017 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,
при секретаре Михейкиной М.О.
с участием прокурора Кичаевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 ФИО24 о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 13 октября 2016 №29 «Об установлении размера платы за жилые помещения в специализированном жилом фонде-в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>»,
установил:
13 октября 2016 года советом депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области принято решение №29 «Об установлении размера платы за жилые помещения в специализированном жилищном фонде-в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>»(далее-решение совета депутатов от 13.10.2016 №29).
Пунктом 1 решения совета депутатов от 13.10.2016 №29 установлен с 1 декабря 2016 года размер платы за пользование специализированным жилищным фондом (плата за наем)-жилыми помещениями в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района согласно Приложению №1.
Пунктом 2 решения совета депутатов от 13.10.2016 №29 установлен с 1 декабря 2016 года для собственников и нанимателей жилых помещений размер платы за содержание жилого помещения в специализированном жилищном фонде- в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района согласно Приложению №2.
Пунктом 3 решения совета депутатов от 13.10.2016 №29 установлена с 1 декабря 2016 года для нанимателей жилых помещений специализированного жилищного фонда в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района льгота по оплате за содержание жилого помещения в размере 90,67 рублей с 1(одного) квадратного метра занимаемой жилой площади в месяц.
В пункте 4 решения совета депутатов от 13.10.2016 №29 оговорено, что настоящее решение вступает в силу с 1 декабря 2016 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования в газете «Провинция.Северо-Запад».
Контроль за исполнением настоящего решения возложен на постоянную депутатскую комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и благоустройству (пункт 5 решения совета депутатов от 13.10.2016 №29).
Приложение №1 к решению совета депутатов от 13.10.2016 №29 поименовано «Размер платы за пользование специализированным жилищным фондом (плата за наем)-жилыми помещениями в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>».В таблице Приложения №1 к решению совета депутатов от13.10.2016 №29 отражено, что размер платы с 1 декабря 2016 года для нанимателей составляет 3,50 руб. за 1 кв.м.
Приложение №2 к решению совета депутатов от 13.10.2016 №29 названо «Размер платы за содержание жилого помещения в специализированном жилищном фонде-в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>».
В таблице Приложения №2 к решению совета депутатов от 13.10.2016 №29 плата за содержание жилого помещения за 1 кв.м. определена для каждого муниципального общежития отдельно и составляет следующие размеры:
<адрес> - 142,85 руб.;
<адрес> - 186,53 руб.;
<адрес> - 179,49 руб.;
<адрес> - 179,49 руб.;
<адрес> - 179,49 руб.
Решение совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области №29 «Об установлении размера платы за жилые помещения в специализированном жилищном фонде-в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>» опубликовано в установленном порядке и является действующим.
ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просили признать недействующим решение совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 13 октября 2016 года №29 «Об установлении размера платы за жилые помещения в специализированном жилищном фонде-в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>» со дня его принятия.
В обоснование указано, что оспариваемым нормативным правовым актом плата за наем установлена произвольно, без учета качества и благоустройства жилого помещения, и соответствующих методических указаний, что предусмотрено ч.ч.3,4 ст.156 ЖК РФ.
При утверждении размера платы за содержание жилого помещения расчет расходов на содержание и текущий ремонт общежитий на основе трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, расчет затрат на оплату труда в соответствии с нормативной трудоемкостью по каждому виду работ исходя из минимального перечня работ, услуг не составлялся. При расчете платы в нее включены затраты сторонних организаций на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и эксплуатации общего имущества общежитий (техническое обслуживание и проверка приборов учета и т.д.) без подтверждения обоснованности указанных затрат. Изложенное не соответствует требованиям ст.156 ЖК РФ, п.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденному Госстроем РФ, рекомендациям по нормированию труда работников, утвержденных приказом Госстроя России от 09.12.1999 №139. В нарушение п.2 ч.1 ст.154 ЖК РФ с учетом положений п.9 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в расчет платы за содержание необоснованно включены расходы на коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Оспариваемое решение нарушает права административных истцов и ставит в неравные условия с нанимателями и собственниками, проживающими в муниципальном жилищном фонде. Проанализировав положения п.27 ч.2 ст.24 Устава муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, решение совета депутатов названного муниципального образования от 18.12.2013 №68, административные истцы пришли к выводу о том, что оспариваемым актом фактически установлен тариф на работы и услуги, оказываемые МБУ «Управление общежитиями города Волхова», исходя из фактических понесенных затрат учреждением, в размере, обеспечивающем содержание МБУ, а не плата за содержание и ремонт жилых помещений и плата за наем в муниципальных общежитиях. Отождествление понятий «установление тарифов на товары и услуги, оказываемые муниципальными учреждениями» и «установление размера платы за содержание жилого помещения в муниципальных общежитиях» не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации. В отличие же от названного тарифа в силу вышеперечисленных норм в основе формирования платы за содержание и ремонт жилого помещения лежит расчет стоимости работ по содержанию и ремонту общей площади здания, перечень, состав и периодичность которых определена собственником, составленный исходя из норм времени работников, непосредственно связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда и уровня заработной платы, определенного региональным соглашением, перечень, состав и периодичность работ, услуг для надлежащего содержания общего имущества муниципальных общежитий собственниками не определен.
ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 ФИО22, ФИО23, ФИО24 обратились в Ленинградский областной суд с заявлением о вступлении в административное дело в качестве административных соистцов в порядке ст.41 КАС РФ, указав, что являются собственниками и нанимателями жилых помещений в общежитиях, расположенных по адресам: <адрес>, оспариваемое решение применяется при начислении платы за содержание жилых помещений и платы за наем и затрагивает их права.
Определением суда от 11.08.2017 указанные лица привлечены к участию в деле в качестве административных соистцов в соответствии со ст.41 КАС РФ.
В судебном заседании административные истцы ФИО4, ФИО5, ФИО17, ФИО12, ФИО13, ФИО19, ФИО18 административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Иные административные истцы о слушании дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, письменных пояснений не представили.
Представитель административных истцов ФИО25 требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Представитель отметила, что установление платы за наем без соответствующего расчета на основании утратившего силу решения совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 23.06.2014 №27 без учета положений ч.4 ст.156 ЖК РФ является ошибочным. Установление платы за наем произвольно не соответствует не только Жилищному кодексу Российской Федерации, но и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 21.04.2011 №522-О-О. Советом депутатов муниципального образования город Волхов в оспариваемом решении установлен тариф на работы, услуги, оказываемые МБУ «Управление общежитиями» исходя из фактических затрат всего учреждения, а не плата за содержание и ремонт жилых помещений в муниципальных общежитиях в соответствии со ст.156 ЖК РФ. Расчет платы за содержание жилого помещения основан на представленном списке и перечне работ не утвержденном в установленном порядке; при расчете не учтена нежилая площадь общежитий. В расчете платы за содержание жилого помещения в муниципальном общежитии по адресу: <адрес> не учтена площадь всех жилых помещений (в том числе и пустующих), фактически расходы по содержанию возложены на 1 собственника и 3 нанимателей жилых помещений. Не ясно, на основании каких норм включены в расчет затраты на содержание вахтеров; не обосновано включение в состав расходов всей заработной платы сотрудников МБУ, использование личного транспорта, ГСМ, приобретение компьютера. Не представлено доказательств, подтверждающих необходимость проведения ремонтных работ. При расчете не учтены выводы, изложенные в решении Волховского городского суда Ленинградской области по делу № о том, что все расходы на содержание бюджетного учреждения не могут быть включены в плату за содержание и ремонт жилых помещений в общежитии. Имеют правовое значение и выводы, содержащиеся в судебных актах, по делу № о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть подтвержден доказательствами фактически понесенных расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилых помещений в общежитиях.
В возражении относительно заявленных требований представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО26 просит в удовлетворении административного иска отказать, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке с соблюдением установленной процедуры и в соответствии со ст.156 ЖК РФ. На момент установления платы за наем соответствующие Методические указания, утвержденные уполномоченным федеральным органом, отсутствовали. Методические указания по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (технического обслуживания), муниципального и государственного жилищного фонда (утв. приказом Минстроя РФ от 01.12.1006 №17-152) применению не подлежали, так как основаны на недействующем законодательстве. При определении размера платы за содержание жилых помещений в специализированном жилищном фонде тарифная комиссия руководствовалась Порядком принятия решений по установлению тарифов на работы, услуги муниципальных предприятий, учреждений и регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей в МО город Волхов, утвержденным решением совета депутатов названного муниципального образования от 18.12.2013 №68. Включение в состав платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, используемые на содержание мест общего пользования муниципальных общежитий произведено на основании ч.2 ст.154 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО26 возражал против удовлетворения заявленных требований по изложенным в возражении основаниям, сославшись на то, что оспариваемый акт принят в соответствии с установленной процедурой и отметив, что размер платы за наем, установленный оспариваемым решением не противоречит действующему законодательству. В ходе судебного разбирательства представитель не отрицал, что расчет платы за наем не производился, размер платы за наем определен на ранее существующем уровне (по состоянию на 2015 год).
Представитель заинтересованного лица директор МБУ «Управление общежитиями г.Волхов» ФИО27 в письменном возражении относительно заявленных требований пояснил, что основным видом деятельности учреждения является содержание, текущий и капитальный ремонт инженерной инфраструктуры переданных в оперативное управление зданий общежитий. При определении стоимости проживания учитываются расходы, связанные с муниципальным заданием, выданным учреждению. В расчетах стоимости содержания 1 кв.м. учтены только прямые затраты без учета прибыли. Размер стоимости найма определен на основании ранее принятых решений. Отмена оспариваемого решения приведет к невозможности выполнения работ по содержанию общежитий и ухудшение условий проживания.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица директор МБУ «Управление общежитиями г.Волхов» ФИО27 в удовлетворении административного иска просил отказать, указав, что общежития, находящиеся в управлении учреждения относятся к специализированному фонду, а не к многоквартирным жилым домам. Соответственно стоимость проживания в таком фонде отличается от стоимости проживания в многоквартирных домах на основании договоров жилищного найма. Размер платы, установленный оспариваемым решением является соразмерным.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица МБУ «Управление общежитиями г.Волхов» ФИО28 просит в удовлетворении заявленных требований отказать, утверждая, что доводы административных истцов опровергнуты в ходе судебного разбирательства. Так, согласно позиции представителя, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта административный ответчик не имел возможности в полном объеме применить положения ч.2 ст.156 ЖК РФ, так как отсутствовали обязательные к применению методические рекомендации. После вступления в силу Приказа Минстроя №668/пр размеры платы за наем жилых помещений проверены на соответствие новым методикам, в результате установлено, что названные размеры федеральному законодательству не противоречат. Соответственно при определении размера платы за пользование жилыми помещениями в общежитиях требования ч.3 ст.156 ЖК РФ не нарушены. Так как состав услуг и работ, оказываемых и выполняемых учреждением шире, нежели чем перечень, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, то соответственно учреждение по назначению использует денежные средства, поступающие в качестве платы за содержание жилых помещений; размеры платы за содержание жилых помещений имеют необходимое экономическое обоснование. Так как с учетом п.9 ст.12 Федерального закона №176-ФЗ редакция ч.2 ст.154 ЖК РФ, позволяющая включать в состав платы за содержание жилого помещения расходы на оплату холодной и горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, применяется с 01.01.2017, то нельзя утверждать, что соответствующие расходы неправомерно включены в состав платы за содержание жилого помещения на весь период действия оспариваемого нормативного правового акта. Довод административных истцов о том, что оспариваемое решение содержит дискриминационные условия является необоснованным, так как истцы не учитывают, что площадь мест общего пользования в общежитиях значительно больше, нежели чем в многоквартирных жилых домах.
В письменных возражениях относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО29 просит в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с п.6 ст.156 ЖК РФ, п.3.17 решения совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 26.08.2015 №51 размер платы за пользование специализированным жилищным фондом устанавливается решением совета депутатов данного муниципального образования. С учетом отмены решения совета депутатов названного муниципального образования от 23.06.2014 №27 в 2016 году плата за наем в общежитиях в 2016 году не начислялась. В 2016 году тарифной комиссией было принято решение предложить совету депутатов утвердить размер платы за наем на ранее применяемом уровне (2015 год)-3,5 руб. Плата за наем в указанном выше размере утверждена до вступления в силу новых методических указаний, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27.09.2016 №668/пр. и не противоречит названному акту. Плата за содержание жилого помещения утверждена оспариваемым решением с учетом качества и благоустройства жилого помещения, местоположения дома. При определении размера платы за содержание жилых помещений тарифная комиссия руководствовалась Порядком принятия решений по установлению тарифов на работы, услуги муниципальных предприятий, учреждений и регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей в МО город Всеволожск», утвержденного решением совета депутатов муниципального образования город Волхов от 18.12.2013 №18.Расчет стоимости содержания муниципальных общежитий произведен на основании фактических затрат МБУ за 8 месяцев 2016 года и ожидаемых за год.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО29 в удовлетворении административного иска просит отказать по доводам, изложенным в возражениях, указав, что ранее установленный уровень платы за наем отражен в решении совета депутатов муниципального образования от 23.04.2014 №27, заявив также о пропуске срока обращения в суд на основании ст.219 КАС РФ.
В заключении прокурор Кичаева О.А. считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, указав, что в нарушение ч.4 ст.156 ЖК РФ размер платы за наем не основан на каком-либо расчете, ссылка административного ответчика о том, что размер платы за наем принят на уровне 2015 года не свидетельствует о соблюдении требований ЖК РФ. Установленный оспариваемым актом размер платы за содержание жилого помещения не соответствует принципу экономической обоснованности, так как все расходы на содержание бюджетного учреждения, в оперативное управление которого переданы общежития, не могут быть включены в плату за содержание жилых помещений. Включение в состав платы за содержание жилого помещения расходов на электроэнергию, горячую и холодную воду, потребляемые на общедомовые нужды противоречит п.9 ст.12 Федерального закона №176-ФЗ, так как ч.2 ст.154 ЖК РФ в редакции данного закона подлежит применению с 01.01.2017. Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом права административных истцов нарушены с момента его издания, то оспариваемый акт подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с редакцией ст.154 ЖК РФ, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги включались:
1)плата за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 267-ФЗ);
3)плата за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.9 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»(в редакции Федерального закона от 30.03.2016 №73-ФЗ, действующей как на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, так и в настоящее время) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Согласно ст.154 ЖК РФ(в действующей редакции) в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги включены:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу ч.1 ст.156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения (ч.2 ст.156 ЖК РФ).
В ч.3 ст.156 ЖК РФ определено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ч.4 ст.156 ЖК РФ определено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
В ч.6 ст.156 ЖК РФ оговорено, что порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.
При этом, каких-либо иных норм, в том числе и определяющих особенности структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги в общежитиях для лиц, занимающих жилые помещения в общежитиях(а не койко-место), Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит.
В пункте 9 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета министров РСФСР от 11.08.1988 №328 указано, что плата за пользование жилой площадью, коммунальные услуги и другие услуги, предоставляемые проживающим в общежитии, производится по установленным ставкам и тарифам.
Однако, какие-либо специальные ставки и тарифы платы за жилое помещение и коммунальные услуги в общежитиях не установлены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 апреля 2011 года N 522-О-О, положения части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагают возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
С целью создания методической базы по расчету ставок платы за наем жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда, а также включения капитального ремонта в оплату населением услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда Приказом Министерства строительства Российской Федерации N 17-152 еще 2 декабря 1996 года были утверждены Методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме»(далее-Правила содержания общего имущества) установлено, что включается в понятие «содержание общего имущества в многоквартирном доме».
В соответствии с пунктом 11.1 Правил содержания общего имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 утверждены минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Госстроем России утверждено Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004)(далее-Методическое пособие), в котором конкретизирована структура, состав работ и услуг, а также современные нормативные и правовые требования к организации содержания общего имущества жилого дома, технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, текущего ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома(пункт 1.2).
В пункте 1.3 Методического пособия указано, что пособие может быть использовано органами местного самоуправления, организациями, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд, организациями различных организационно-правовых форм, осуществляющих управление и (или) обслуживание жилищного фонда в качестве вспомогательного методического материала по вопросам содержания и ремонта жилищного фонда.
Структура и состав работ и услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда приведена в разделе №2 Методического пособия. В приложении №1 к Методическому пособию содержится перечень работ, входящих в плату за содержание жилья.
В соответствии с Уставом муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области(далее-Устав) в компетенции совета депутатов муниципального образования, в том числе находится: определение/установление порядка управления и распоряжения имуществом, которое находится в муниципальной собственности, установление в соответствии с законодательством цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
В силу ст.38 Устава решения совета депутатов включены в систему муниципальных правовых актов муниципального образования. Решения совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов совета депутатов, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(ч.ч.1,3).
Статьей 33 Устава определено, что полномочия исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Волхов возлагаются на администрацию Волховского муниципального района.
В частности, администрация Волховского муниципального района разрабатывает проекты местного бюджета, планов, программ, решений, представляемых главой администрации Волховского муниципального района на рассмотрение совета депутатов (п.1 ч.1).
Полномочия администрации Волховского муниципального района по решению вопросов местного значения муниципального образования конкретизированы и перечислены в п.5.4 ст.5 Положения об администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20.08.2015 №56.
В силу п.1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 01.06.2015 №1034(далее-Положение), названный комитет как структурное подразделение администрации Волховского муниципального района Ленинградской области создан для решения вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом муниципального образования Волховский муниципальный район, Уставом муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района к сфере жилищно-коммунальных отношений.
В п.3.1 Положения указано, что данный комитет в соответствии с возложенными задачами разрабатывает в том числе проекты нормативных правовых актов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, регулирующих отношения по вопросам компетенции комитета, и выносит в установленном порядке эти проекты и иные предложения на рассмотрение соответствующих органов и должностных лиц; готовит заключения на проекты правовых актов, разработанные другими структурными подразделениями администрации и иными лицами по вопросам, касающимся компетенции комитета.
Пунктом 1.1 Положения о тарифной комиссии администрации Волховского муниципального района, утвержденном постановлением администрации Волховского муниципального района от 16.02.2010 №207(далее-тарифная комиссия)предусмотрено, что тарифная комиссия создается в целях обеспечения мероприятий по подготовке и рассмотрению тарифов (цен) на услуги бюджетных учреждений и муниципальных предприятий Волховского муниципального района, осуществления контроля за их применением, а также других функций, предусмотренных настоящим Положением.
К задачам тарифной комиссии, в том числе отнесено: осуществление анализа обоснованности цен и тарифов на услуги бюджетных учреждений и муниципальных предприятий Волховского муниципального района; осуществление контроля за соблюдением порядка формирования и применением цен регулируемых цен и тарифов муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями Волховского муниципального района(п.п. 2.1.2, 2.1.3 Положения о тарифной комиссии).
В соответствии с п.5.4 Положения о тарифной комиссии хозяйствующие субъекты представляют в комиссию следующие документы: заявление об установлении цены (тарифа) на услугу, с указанием конкретного размера; сведения о хозяйствующем субъекте; уведомление о применяемой системе налогообложения; основные финансово-экономические показатели за период, предшествующий регулируемому с пояснениями к расчетам; данные о фактической и плановой себестоимости (калькуляцию) в размере статей затрат; данные об объемах реализации в натуральном выражении за отчетный и планируемый период; расшифровки материальных, накладных, прочих и других статей затрат к калькуляции себестоимости с приложением копий первичных документов(счетов-фактур, договоров и т.д.),; расчет расходов по заработной плате, исходя из типовых норм выработки; копии действующих в организации нормативных правовых актов; нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат; данные бухгалтерской отчетности, необходимые для экономического обоснования проектируемого уровня цены (тарифа); расчет необходимой прибыли; другие обосновывающие документы.
Решение комиссии носит рекомендательный характер для органов представительной и исполнительной власти Волховского муниципального района (п. 5.8 Положения о тарифной комиссии).
В соответствии с п.п.3.1, 3.4 Устава муниципального бюджетного учреждения «Управление общежитиями города Волхова» названное учреждение осуществляет учет, содержание, использование муниципального имущества (в том числе специализированного жилищного фонда) МО город Волхов, переданного в оперативное управление Учреждению, а также иного имущества, переданного Учреждению. Для достижения своих целей Учреждение осуществляет расчет и начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданам, зарегистрированным и (или) проживающим в специализированном жилищном фонде.
Регламентом совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 28.12.2010 №82(далее-регламент), урегулированы вопросы организации и обеспечения деятельности совета депутатов, установлен порядок созыва. Подготовки и проведения заседаний совета депутатов, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на заседаниях, порядок формирования и деятельности постоянных комиссий и иных органов совета депутатов, права и обязанности депутатов, урегулированы иные вопросы, связанные с порядком осуществления советом депутатов своих полномочий.
Статьей 19 регламента определено, что правом внесения в совет депутатов проектов муниципальных правовых актов обладает, в том числе и глава администрации Волховского муниципального района Ленинградской области.
Проект решения вносится в совет депутатов не позднее чем за 7 календарных дней до дня заседания совета депутатов. К проектам решений прилагаются следующие документы и материалы: пояснительная записка; справочные материалы(информация по вносимому вопросу, иллюстративный материал, схемы, таблицы и т.п.); финансово-экономическое обоснование (в случае, если реализация данного проекта потребует материальных затрат); сравнительная таблица ( в случае внесения проекта решения о внесении изменений и дополнений в решение совета депутатов); список докладчиков, выступающих и приглашенных по данному вопросу; перечень муниципальных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, признании утратившими силу или приостановлению в связи с принятием данного проекта решения(п.п.1,2 ст.22 регламента).
Проекты решений нормативного характера, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, связанные с распределением бюджетных средств, управлением муниципальной собственностью, регламентирующие контрольные, разрешительные, регистрационные юрисдикционные полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, подлежат экспертизе на предмет выявления коррупционных факторов (антикоррупционной экспертизе)(п.2 ст.23 регламента).
Проект решения рассматривается на заседании постоянной депутатской комиссии. По результатам рассмотрения постоянная комиссия дает следующее заключение: о целесообразности внесения и готовности к принятию (утверждению) данного проекта на заседании совета депутатов; о целесообразности внесения в проект решения каких-либо изменений и дополнений; о направлении проекта решения на доработку (ст.24 регламента).
В ч.3 ст.28 регламента оговорено, что заседание совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Из положений ст.45 регламента следует, что рассмотрение проектов решений совета депутатов, носящих нормативный характер, может осуществляться как в одном, так и в двух чтениях.
Согласно ст.43 регламента решения совета депутатов считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от числа избранных депутатов(за исключением случаев, предусмотренных уставом).
Установлено, что в собственности муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области находятся общежития, расположенные в г.Волхов Ленинградской области по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Административные истцы проживают в перечисленных в оспариваемом решении совета депутатов общежитиях.
Как следует из представленных документов, административный истец ФИО4 является собственником части жилого помещения(квартиры), расположенного по адресу: <адрес>.
Административные истцы ФИО9, ФИО14, ФИО19, ФИО17, ФИО30, ФИО13 ФИО10, ФИО8 являются собственниками квартир/части квартир, расположенных по адресу: <адрес>).
Остальные административные истцы проживают в названных общежитиях на основании договоров найма жилых помещений.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 25 мая 2016 года по административному делу № удовлетворены исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО22 и признано недействующим постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 30.11.2015 №2548 «Об установлении с 01 января 2016 года размера платы за пользование специализированным жилищным фондом- жилыми помещениями в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области» с даты вступления в силу решения совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 15.12.2015 №82(решение суда вступило в законную силу 01.07.2016).
По результатам проведения совещания органов местного самоуправления от 20.06.2016 директору МБУ «Управление общежитиями города Волхова» было предписано в срок до 27.06.2016 Волховского муниципального района Ленинградской области произвести расчеты для установления экономически обоснованной стоимости проживания в общежитии с 01 августа 2016 года для рассмотрения на тарифной комиссии. По результатам рассмотрения на тарифной комиссии внести в кратчайшие сроки на рассмотрение совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области проект решения по установлению новой стоимости проживания в специализированном жилищном фонде.
27.06.2016 МБУ «Управление общежитиями города Волхова» направлены в адрес председателя комитета ЖКХ администрации Волховского муниципального района Ленинградской области обращение о рассмотрении вопроса об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальных общежитиях с соответствующими расчетами и приложениями.
На заседании от 13.07.2016 тарифная комиссия пришла к следующим выводам: согласовать и рекомендовать председателю комитета по ЖКХ, жилищной политике внести на рассмотрение совета депутатов оба предложения по установлению платы за жилое помещение для нанимателей специализированного фонда и собственников жилых помещений в муниципальных общежитиях города Волхова, расположенных по адресам: <адрес>.
В связи с проведением работы по расчету фактических затрат в зависимости от количества оказанных услуг по каждому общежитию дифференцированно МБУ «Управление общежитиями города Волхова» обратилось к председателю комитета по ЖКХ, жилищной политике с письмом от 20.07.2016 о приостановлении работы по утверждению платы за содержание жилых помещений в специализированном жилом фонде, рекомендованной тарифной комиссией 13.07.2016.
12.08.2016 директор МБУ «Управление общежитиями города Волхова» повторно обратился в комитет по ЖКХ, жилищной политике с заявлением о рассмотрении вопроса об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальных общежитиях, переданных учреждению в оперативное управление, приложив: пояснительную записку; калькуляцию фактической себестоимости аз 8 мес. 2016; расчет размера платы за содержание жилых помещений в специализированном жилом фонде с 01.12.2016; перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в общежитиях, оплачиваемых за счет платы за содержание и ремонт общего имущества; список домов(площадь начислений); штатное расписание по статьям затрат; характеристику общего имущества согласно технических паспортов; расходы на ремонт конструктивных элементов общежитий, выполняемыми собственными силами; расходы на содержание санитарно-технического оборудования общежитий, выполняемых собственными силами; расходы на содержание внутренних инженерных сетей отопления; расходы на содержание электроснабжения общежитий, выполненных собственными силами; обоснование расходов на ремонт мест общего пользования общежитий, выполняемых собственными силами; благоустройство и обеспечение санитарного состояния дома и придомовой территории; копии шести договоров: на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; на выполнение профилактических дезинфекционных работ; на транспортировку и размещение отходов хозяйствующего объекта; о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; на техническое обслуживание; купли-продажи (поставки) нефтепродуктов.
16.08.2016 председателем комитета по ЖКХ и жилищной политике вопрос об установлении с 01.10.2016 размера платы за жилые помещения в специализированном жилищном фонде в муниципальных общежитиях повторно направлен на рассмотрение тарифной комиссии.
По результатам рассмотрения на заседании 07.10.2016 тарифной комиссией принято следующее решение: согласовать и рекомендовать председателю комитета по ЖКХ, жилищной политике внести на рассмотрение совета депутатов Волховского муниципального района проект решения совета депутатов об установлении с 01 декабря 2016 года:
- платы за содержание жилых помещений в специализированном жилищном фонде для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в муниципальных общежитиях и плату за содержание жилых помещений в муниципальных общежитиях в следующем размере:
<адрес> - 142,85 руб.;
<адрес> - 186,53 руб.;
<адрес> - 179,49 руб.;
<адрес> - 179,49 руб.;
<адрес> - 179,49 руб.;
-для нанимателей жилых помещений специализированного жилищного фонда льготы по оплате за содержание жилого помещения в размере 90,67 руб. с 1 кв.м. занимаемой жилой площади в месяц;
-платы за пользование жилыми помещениями в специализированном жилищном фонде (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в муниципальных общежитиях в размере 3.50 руб. на 1 кв.м.
04 октября 2016 года исполняющий обязанности главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области внес на рассмотрение совета депутатов муниципального образования город Волхов проект решения «Об установлении размера платы за жилые помещения в специализированном жилищном фонде- в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, расположенных по адресам: <адрес>».
По результатам совместного заседания комиссий по бюджету, налогам и экономическим вопросам, по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и благоустройству, по вопросам местного самоуправления, по социальным вопросам совета депутатов муниципального образования город Волхов 13.10.2016(в 13.00) было принято решение вынести на рассмотрение совета депутатов муниципального образования город Волхов проект решения «Об установлении размера платы за жилые помещения в специализированном жилищном фонде- в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
13 октября 2016 года в 15 часов состоялось тридцать седьмое очередное заседание совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, на котором из 20 избранных депутатов присутствовало 13 депутатов.
В повестку дня названного заседания совета депутатов включен вопрос(№1): об установлении размера платы за жилые помещения в специализированном жилищном фонде- в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>». По результатам голосования «за» принятие решения проголосовали 13 присутствующих депутатов.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 (<данные изъяты> показала, что услуги на содержание жилищного фонда, в соответствии со ст.156 ЖК РФ устанавливаются собственником жилых помещений. В соответствии с решением совета депутатов муниципального образования город Волхов №68, установлен фиксированный тариф исходя из фактически сложившейся себестоимости услуг за 8 месяцев 2016 года. В состав себестоимости входят затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией жилищного фонда общежитий для нанимателей и собственников. Расчет потребностей в финансовых средствах произведен в соответствии с утвержденным перечнем обязательных работ и услуг по содержанию ремонта общего имущества в общежитиях необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в общежитиях. Калькуляция сгруппирована по экономическим элементам затрат. При составлении калькуляции учитывались Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов по содержанию и ремонту жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя РФ от 28.12.2000 № 303 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда» и прочие нормативные документы. Когда производятся расчеты, в данных расчетах предусматривается прибыль, а так как общежитие является бюджетной организацией, то прибыль при расчете тарифов на работы и услуги по содержанию жилищного фонда не предусмотрена. Поэтому статьи калькуляции взяты из нормативных документов, но прибыль не учитывалась. Основная статья расхода тарифа-это заработная плата. При расчете заработной платы, учитывается штатная численность работников, утвержденная постановлением администрацией Волховского муниципального района №2993 от 24.08.2011. Отчисления на социальные нужды и на заработною плату составляют 30,2 %. Были подсчитаны нормативные затраты, исходя из количества человек, обслуживающих объект, и материальных затрат на ремонт конструктивных элементов, на содержание и текущий ремонт системы холодного и горячего водоснабжения водоотведения, отопления, на содержание систем электроснабжения и прочие расходы необходимые на содержание жилого фонда. В общежитии капитальные работы по ремонту помещений не проводились долгое время. Согласно норм Жилищного кодекса РФ утверждается не тариф, а плата на содержание общего имущества в общежитиях. Плата за наем жилья, подразумевает плату за капитальный ремонт. Плата за содержание жилья это плата, которая необходима для текущего ремонта и поэтому пользовалась решением совета депутатов муниципального образования город Волхов №68. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Перечень работ собственником не утвержден.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании показала, что <данные изъяты>, проверяла расчеты, представленные МБУ. 07.10.2016 на заседании тарифной комиссии принято решение внести на рассмотрение совета депутатов проект решения совета депутатов об установлении с 01.12.2016 года платы за пользование жилым помещением в специализированном жилищном фонде (плата за нем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в муниципальных общежитиях в размере 3,50 рублей за 1кв.м.Решением тарифной комиссии было рекомендовано внести на рассмотрение один из вариантов установления размера платы. Размер платы не является тарифом. Совет депутатов часто не учитывает рекомендации, а принимает свое решение. Согласно п.3.17 Решения совета депутатов №51 (в редакции от 15.12.2015 года №82) «Об утверждении Порядка управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области» размер платы за пользование специализированным жилищным фондом устанавливается решением совета депутатов МО город Волхов, что и было сделано 13.10.2016 года. Покупка компьютеров, содержание личного автомобиля директора МБУ включены в расчет, так как эти расходы функционально необходимы для МБУ, для содержания общего имущества.Вахтеры необходимы для охраны помещений. На заседании комиссии рассчитывали плату за содержание общего имущества, совет депутатов с этим расчетом согласился. Плату за наем приняли в отсутствие Методических рекомендаций. До января 2016 года плата за наем взималась в размере, установленном решением совета депутатов №27, в котором плата за наем установлена в зависимости от характеристики жилого фонда. Плата за наем в общежитиях в течение 2016 года не взималась. Тарифной комиссией было принято решение предложить совету депутатов утвердить размер платы за наем на ранее применяемом уровне (2015 года) в размере 3,5 руб./кв.м.
Свидетель ФИО3 показала, что в 2016 году размер платы за наем остался на прежнем уровне, при установлении размера платы за наем руководствовались Жилищным кодексом Российской Федерации; затраты на содержание МБУ – это затраты, связанные с содержанием общежития. Расчеты сделаны на основании перечня услуг по содержанию общежитий.
Проанализировав ч.ч.1,4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.4, 5, 154-156 ЖК РФ, положения Устава муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 13.10.2016 №29 принято уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий.
Изучив представленные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, относительно разработки и принятия оспариваемого нормативного правового акта, и руководствуясь Положением об администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20.08.2015 №56, Положением о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденным постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 01.06.2015 №1034, Положением о тарифной комиссии администрации Волховского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Волховского муниципального района от 16.02.2010 №207, регламентом совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов названного муниципального образования от 28.12.2010 №82, Уставом муниципального образования, суд считает, что советом депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области соблюдена предусмотренная вышеуказанными актами процедура разработки, рассмотрения и принятия решения совета депутатов от 13.10.2016 №29.
В тоже время, из оспариваемого нормативного правового акта, а также из представленных административным ответчиков и заинтересованным лицом доказательств, усматривается, что установление размера платы за пользование специализированным жилищным фондом (плата за наем) в размере 3, 50 коп. за 1 кв.м. не основано на каком-либо расчете, что по существу не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Как установлено, размер платы за наем определен органом местного самоуправления на уровне 2015 года на основании ранее действующего решения совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 23.06.2014 №27(утратившего силу в связи с принятием решения совета депутатов названного муниципального образования от 23.11.2015 №74).
Определение размера платы за наем подобным образом, является по существу произвольным и не соответствует требованиям ч.ч.3, 4 ст.156 ЖК РФ, предусмотревшими, что во-первых размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома, а во-вторых что плата за наем подлежит установлению в соответствии с методическими указаниями.
Так как на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта уже имелись Методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда (Методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда, утвержденные Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 02.12.1996 №17-152), то они подлежали учету органом местного самоуправления при установлении размера платы за наем.
Принятие произвольных решений органами местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства недопустимо и в силу приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 21 апреля 2011 года N 522-О-О.
С учетом изложенного, как противоречащий приведенным федеральным нормам и нарушающий права административных истцов подлежит признанию недействующим пункт 1 решения совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 13.10.2016 №29.
Анализ представленного МБУ «Управление общежитиями города Волхова» расчета размера платы за содержание жилых помещений в специализированном жилом фонде с 01.12.2016(с учетом дифференциации по конкретным общежитиям) показывает, что в названный расчет включены не только затраты на работы, которые необходимы для содержания и ремонта общего имущества, но и расходы на управление (почтовые, телефонные расходы; расходы на приобретение и эксплуатацию программного обеспечения; агентские услуги; канцелярские принадлежности), консультационные услуги (обучение по закупкам, доступ к энергоустановкам, пожарная безопасность), прочие расходы(услуги нотариуса, печать бланков договоров, изготовление печати, командировочные расходы, госпошлина), приобретение оргтехники, расходы на содержание машин и механизмов(аренда), ГСМ.
Таким образом, фактически расчет размера платы за содержание жилых помещений в специализированном жилом фонде произведен не только исходя из необходимых затрат на проведение работ по содержанию общего имущества в специализированном жилом фонде, но и исходя из иных затрат МБУ «Управление общежитиями города Волхова» на осуществление хозяйственной деятельности(на содержание учреждения), что не соответствует принципу расчета платы за содержание жилого помещения, закрепленному в ч.1 ст.156 ЖК РФ, а также противоречит п.п.11.1, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, структуре и составу работ, входящих в плату за содержание жилья(перечню работ, входящих в плату за содержание жилья), содержащихся в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004), а также и перечню обязательным работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в общежитии, оплачиваемых за счет платы за содержание и ремонт общего имущества, представленному муниципальным учреждением.
Именно в связи с изложенным суд полагает обоснованным утверждение административных истцов о нарушении принципа экономической обоснованности при расчете размера платы за содержание жилых помещений в специализированном жилом фонде.
Кроме этого, как установлено и не оспаривается административным ответчиком и заинтересованным лицом, в расчет размера платы за содержание жилых помещений в специализированном жилом фонде с 01.12.2016 включены коммунальные расходы на общедомовые нужды( электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, ГВС, отопление), что не соответствует ч.9 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ, установившей, что положения п.2 ч.1 ст.154, ч.1 ст.156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
В нарушение указанной федеральной нормы в состав платы за содержание общего имущества в общежитиях, утвержденной п.2 оспариваемого нормативного правового акта включены поименованные коммунальные расходы на общедомовые нужды с 01 декабря 2016 года, исходя из фактически понесенных на указанные нужды расходов за 8 месяцев 2016 года и планируемых расходов в 2016, 2017 годах.
Таким образом, пункт 2 решения совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 13.10.2016 №29, установивший с 1 декабря 2016 года для собственников и нанимателей жилых помещений размеры платы за содержание жилого помещения в специализированном жилищном фонде также подлежит признанию недействующим как принятый с нарушением приведенных федеральных норм и нарушающий права административных истцов.
Оспаривая решение совета депутатов от 13.10.2016 №29 в полном объеме административные истцы не привели каких-либо правовых оснований в силу которых положения пунктов 3-5 решения совета депутатов от 13.10.2016 №29 подлежат признанию недействующими.
При этом, установление пунктом 3 оспариваемого решения совета депутатов от 13.10.2016 №29 с 1 декабря 2016 года для нанимателей жилых помещений специализированного жилищного фонда в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района льготы за содержание жилого помещения в размере 90,67 руб. с 1 кв.метра занимаемой жилой площади в месяц не противоречит ст.ст.5. 153-160 ЖК РФ, ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставу муниципального образования.
Порядок опубликования и вступления в силу, определенный пунктом 3 оспариваемого решения совета депутатов от 13.10.2016 №29, соответствует ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставу муниципального образования.
Пункт 5 оспариваемого решения совета депутатов от 13.10.2016 №29 содержит не правовую норму, а конкретное поручение в адрес постоянной депутатской комиссии.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению в части, а именно подлежат признанию недействующими пункты 1 и 2 оспариваемого решения совета депутатов от 13.10.2016 №29. В остальной части требований административных истцов надлежит отказать.
При рассмотрении настоящего дела суд учитывает, что решением Волховского городского суда Ленинградской области от 03.04.2017 по гражданскому делу №(оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 29.06.2017) удовлетворен иск ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО23, ФИО24, ФИО31 и ФИО22 об обязании произвести перерасчет необоснованно начисленных денежных средств за пользование специализированным жилищным фондом. МБУ «Управление общежитиями города Волхова» муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области обязано произвести ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО23, ФИО24,ФИО31 и ФИО22 начисление платы за содержание жилого помещения, платы за наем на основании решения совета депутатов МО город Волхов от 23.11.2015 №74 с 01.01.2016 по 30.11.2016 по ставкам, установленным для многоквартирного дома со всеми видами коммунального обеспечения без лифта и мусоропровода. Этим же решением отказано в удовлетворении иска МБУ «Управление общежитиями города Ворлхова» муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО23, ФИО24, ФИО31 и ФИО22 о начислении платы в виде возмещения фактически понесенных расходов по содержанию и ремонту жилых помещений в муниципальных общежитиях из расчета 40 руб.50 коп.(решение суда вступило в законную силу 29.06.2017).
Так как оспариваемым решением совета депутатов от 13.10.2016 №29 права административных истцов на расчет размера платы за наем и расчет размера платы за содержание жилого помещения нарушались с момента принятия названного нормативного правового акта, то с учетом конкретных установленных по делу обстоятельств и ч.4 ст.215 КАС РФ суд считает, что пункты 1 и 2 решения совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 13 октября 2016 №29 «Об установлении размера платы за жилые помещения в специализированном жилом фонде-в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>» подлежат признанию недействующими со дня принятия решения совета депутатов от 13.10.2016 №29.
Иные доводы административных истцов не являются правовыми основаниями к признанию недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц основаны на неверном толковании положений федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не свидетельствуют о соблюдении требований законодательства при принятии оспариваемого решения совета депутатов от 13.10.2016 №29 (в части пунктов 1 и 2).
Утверждение представителя заинтересованного лица о пропуске административными истцами процессуального срока обращения в суд является необоснованным, так как действующим Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не установлен процессуальный срок обращения в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта, пропуск которого являлся бы правовым основанием к отказу в административном иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 ФИО24 о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 13 октября 2016 №29 «Об установлении размера платы за жилые помещения в специализированном жилом фонде-в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>» удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня принятия пункты 1 и 2 решения совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 13 октября 2016 года №29 «Об установлении размера платы за жилое помещение в специализированном жилищном фонде - в муниципальных общежитиях на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района, расположенных по адресам: <адрес>».
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 23 октября 2017 года.