ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-76/17 от 17.10.2017 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 3а-76 /2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень

Тюменский областной суд в составе

председательствующего судьи Подкорытовой М.В.

при секретаре Губаревой А.О.,

с участием представителей административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО1, административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области ФИО2, административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью « Стройтехнолоджи» к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ООО «Стройтехнолоджи» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 22 720 +/-53 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов по обслуживанию общества и государства, с адресным описанием: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 57 913 280 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.

Позднее, административным истцом в уточнённом административном иске увеличен размер рыночной стоимости земельного участка до 73 340 160 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что указанным земельным участком он владеет на праве аренды, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2016 года и составляет 145 926 687 руб. 60 коп. Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ту же дату составляет 57 913 280 руб.

Превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение арендной платы.

Истец 04 апреля 2017 года обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решением комиссии заявление ООО «Стройтехнолоджи» было отклонено. Для защиты своих прав истец обратился в суд с административным иском (т.1,л.д. 3-13, т.2, л.д.121-123).

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне слушания уведомлен, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО4, просила принять решение на усмотрение суда, учесть результаты судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области ФИО2 в судебном заседании поддержал письменный отзыв на иск, в котором каких-либо возражений относительно заявленных требований не содержится. Решение просил принять на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Управление Росреестра по Тюменской области ФИО3 поддержала письменные возражения, просит исключить их из числа ответчиков и принять решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).

Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Изменение кадастровой стоимости земельного участка по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.

Судом установлено, что ООО «Стройтехнолоджи» является действующим юридическим лицом (т.1, л.д. 96-118).

Согласно договору № 23-10/1498 от 16 февраля 2016 года, соглашения о внесении изменений договор аренды от 08 декабря 2016 года земельный участок с кадастровым номером <.......> передан истцу на праве аренды Департаментом имущественных отношений Тюменской области (т.1, л.д.21-26). Сторонами не оспаривается факт исчисления арендной платы исходя из кадастровой стоимости, которая определена в размере 145 926 687 руб. 60 коп. по состоянию на 01 января 2016 года.

Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровой справкой, расчетом арендной платы к договору от 08 декабря 2016 года (т.1, л.д. 18, 75).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

При этом арендатор недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности вправе самостоятельно реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия сособственника, в случаях когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве аренды административному истцу, в размере рыночной стоимости, в материалы дела представлен отчет № 705/003/17 от 30 марта 2017 года, выполненный ООО ЮК «Сенат» и положительное экспертное заключение от 16 мая 2017 года СОО Некоммерческого партнерства «Международная Палата Оценщиков». В уточнённом административном исковом заявлении (т.2, л.д.121-123) административный истец, в подтверждение своих доводов, просит принять как доказательство заключение судебного эксперта ООО «Аллегра» от 05 сентября 2017 года.

Согласно заключению судебного эксперта от 05 сентября 2017 года (т.2, л.д.4-113) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>,категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов по обслуживанию общества и государства, площадью 22 720 +/- 53 к.в., с адресным описанием: <.......> по состоянию на 01 января 2016 года составляет руб. 73 340 160 коп.(т.2, л.д. 73 ).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу разъяснений, изложенных в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц не представлено каких-либо мотивированных возражений, против данного заключения судебного эксперта.

В силу ч.1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Оценив заключение судебного эксперта от 05 сентября 2017 года, выполненного экспертом ООО «Аллегра» a8, в совокупности с другими представленными доказательствами и отсутствием возражений ответчиков и заинтересованных лиц, суд признает указанный документ надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Доказательств несоответствия вышеназванного заключения требованиям законодательства Российской Федерации, которые свидетельствовали бы о недостоверном размере итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, определенной экспертом, суду не представлено.

Суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании средних удельных показателей, утвержденных распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 года № 0111/16, определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как судебным экспертом ООО «Аллегра»» производилась оценка конкретного земельного участка, принадлежащего административному истцу, с учетом его индивидуальных характеристик.

Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 г. № 0111/16 по результатам государственной кадастровой оценки земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 145 926 697 руб. 60 коп., дата внесения сведений – 14 ноября 2016 года (т.1, л.д.18).

Согласно п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, установление кадастровой стоимости судом в ином размере, имеет правовое значение не только для исчисления арендной платы, но и для целей налогообложения.

В силу ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В соответствии с абз.1, 2 ч.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (до 1 января 2017 г. – государственный кадастр недвижимости) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Согласно абз.5 ч.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Налоговым периодом по земельному налогу в силу ст.393 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год.

В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области № 66 от 25 апреля 2017 г., поданное 04 апреля 2017 года заявление ООО «Стройтехнолоджи» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - отклонено (т.1, л.д. 151-153).

Поскольку из обстоятельств дела следует, что у административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка для исчисления арендной платы, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, с указанием даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости дату обращения административного истца в Комиссию – 04 апреля 2017 г., исходя из которой кадастровая стоимость подлежит установлению на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Стройтехнолоджи» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 22 720 +/- 53 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов по обслуживанию общества и государства, с адресным описанием: <.......>, в размере его рыночной стоимости 73 340 160 (семьдесят три миллиона триста сорок тысяч сто шестьдесят ) рублей по состоянию на 01 января 2016 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 04 апреля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 октября 2017 года.

Судья Тюменского областного суда (подпись) М.В.Подкорытова

Копия верна

Судья Тюменского областного суда М.В.Подкорытова