ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-76/18МОТИВИ от 17.08.2018 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 3а-76/2018 Мотивированное решение

составлено 17 августа 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2018 года гор. Мурманск

Мурманский областной суд в составе:

председательствующего судьи Тихоновой Ж.В.

при секретаре Леметти Б.В.

с участием прокурора Павловой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области о признании недействующим Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92 в части,

У С Т А Н О В И Л:

24 декабря 2009 года Советом депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области (далее – Совет депутатов ЗАТО Александровск) принято решение № 92, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск» (далее – Положение). Текст документа 22 января 2010 года опубликован в печатном издании «ПВ № 4, с.14-19.

Впоследствии в указанное Положение были внесены изменения решениями Совета депутатов ЗАТО Александровск от 22 декабря 2011 года № 121 и от 21 декабря 2012 года № 91.

Администрация муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области (далее – администрация ЗАТО Александровск) обратилась в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92 в части.

В обоснование заявленного требования указала, что некоторые положения муниципального нормативного правового акта противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно приказу Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

По мнению административного истца, оспариваемым в части нормативным правовым актом на администрацию ЗАТО Александровск незаконно возлагается обязанность по ведению сводного реестра имущества и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск, которые не предусмотрены приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424.

Кроме того, пунктом 4 статьи 4, абзацем 16 пункта 2 статьи 7 оспариваемого Положения на административного истца незаконно возложена обязанность по разработке и утверждению порядка ведения сводного и специализированных реестров по отдельным видам имущества, что нарушает права и законные интересы администрации ЗАТО Александровск, поскольку в связи с неисполнением администрацией ЗАТО Александровск муниципального нормативного правового акта, противоречащего требованиям действующего законодательства в части, контрольно-счетной палатой, являющейся постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля в адрес административного истца выносятся представления обязывающие его исполнить.

Административный истец, с учетом уточненных административных исковых требований, представленных 15 августа 2018 года, просит:

признать не действующими пункт 4 статьи 4, абзац 16 пункта 2 статьи 7 Положения со дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества»;

признать пункты 1,2,3,6 статьи 4, абзац 17 пункта 2 статьи 7, абзац 9 пункта 1 статьи 9, абзац 2 пункта 2 статьи 10, абзац 2 пункта 1 статьи 24 Положения не действующими в части отсылок к ведению специализированных и сводных реестров со дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

В судебном заседании представитель административного истца Лагутина Д.А. на удовлетворении требований настаивала. Дополнительно пояснила, что со дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» администрация ведет реестр муниципального имущества ЗАТО Александровск в соответствии с эти Порядком, оспариваемое Положение не применялось.

Представитель административного ответчика Совета депутатов ЗАТО Александровск и заинтересованного лица Главы ЗАТО Александровск Николаев С.В. в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят Советом депутатов ЗАТО Александровск в рамках своих полномочий с соблюдением требований закона к форме нормативного правового акта, порядка принятия и введения его в действие. Полагает, что поскольку администрацией ЗАТО Александровск столь длительное время не предпринимались меры по внесению изменений в оспариваемое Положение, административный истец обязан вести реестры в соответствии с ним.

Суд, заслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора прокуратуры Мурманской области Павловой И.А., полагавшей требование подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно пункта 5 части 1 статьи 28 Устава муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 26.05.2009 № 31, в исключительной компетенции Совета депутатов находится установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В целях реализации указанных полномочий Советом депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск, который является представительным органом ЗАТО Александровск, 24 декабря 2009 года принято решение № 92 об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск», отдельные положения которого оспариваются административным истцом.

В судебном заседании установлено и сторонами по делу не оспаривается, что Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск» принято 24 декабря 2009 года на правомочном заседании Совета депутатов ЗАТО Александровск, утверждено решением N 92 в установленной форме, подписано Главой ЗАТО Александровск, и официально опубликовано в печатном издании «ПВ» от 22 января 2010 года, № 4, с.14-19, что соответствует положениям, предусмотренным статьей 62 Устава муниципального образования ЗАТО Александровск.

Впоследствии в указанное Положение были внесены изменения решениями Совета депутатов ЗАТО Александровск от 22 декабря 2011 года № 121 и от 21 декабря 2012 года № 91. В части внесенных изменений Положение не оспаривается.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый муниципальный правой акт принят Советом депутатов ЗАТО Александровск, в пределах полномочий с соблюдением установленного порядка, формы принятия, подписания уполномоченным лицом и процедуры его вступления в силу и обнародования.

Оспариваемое Положение устанавливает общий порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, а также определяет компетенцию органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом ЗАТО Александровск.

При этом, пункты 1,2,3,6 статьи 4, абзац 17 пункта 2 статьи 7, абзац 9 пункта 1 статьи 9, абзац 2 пункта 2 статьи 10, абзац 2 пункта 1 статьи 24 Положения в целях обеспечения единого учета и своевременного оперативного отражения движения всех видов объектов муниципального имущества предусматривают ведение сводного реестра имущества и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск.

Пунктом 4 статьи 4 этого же Положения, установлено, что порядок ведения сводного реестра имущества ЗАТО Александровск и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск и взаимодействия органов администрации ЗАТО Александровск при составлении сводного реестра имущества ЗАТО Александровск устанавливается постановлениями Главы администрации ЗАТО Александровск, принимаемыми в соответствии с настоящим Положением.

Кроме того, абзацем 16 пункта 2 статьи 7 Положения на администрацию ЗАТО Александровск возложена обязанность по утверждению порядка ведения сводного реестра имущества ЗАТО Александровск и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск.

Проверив доводы административного истца о противоречии в оспариваемой части Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд находит их обоснованными по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 51 названного Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Министерством экономического развития Российской Федерации приказом от 30 августа 2011 г. N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в соответствии с которым объектами учета в реестрах муниципального имущества являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости). Начало действия документа - 25.06.2012 года.

Указанный Порядок ведения реестра муниципального имущества устанавливает единые правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также - реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах (пункт 1 Порядка).

Пунктом 3 Порядка ведения реестра муниципального имущества определено, что ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой Тайны ; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

В соответствии с подпунктом 5.2.28(59) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437 (далее - Минэкономразвития), полномочия по разработке порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества возложены на Минэкономразвития России.

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом пункт 4 статьи 4 Положения предусматривающий, что порядок ведения сводного реестра имущества ЗАТО Александровск и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск и взаимодействия органов администрации ЗАТО Александровск при составлении сводного реестра имущества ЗАТО Александровск устанавливается постановлениями Главы администрации ЗАТО Александровск, а также абзац 16 пункта 2 статьи 7 Положения, возлагающий на администрацию ЗАТО Александровск обязанность по утверждению порядка ведения сводного реестра имущества ЗАТО Александровск и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск, противоречат подпункту 5.2.28(59) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437 и Приказу Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», поскольку полномочия по разработке порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества находятся в исключительной компетенции исполнительного органа государственной власти - Минэкономразвития России.

Кроме того, пунктом 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, определена единая форма и содержание реестров. При этом, ведение каких-либо иных дополнительных реестров, в том числе сводного реестра имущества и специализированных реестров по отдельным видам имущества, данным Порядком не предусмотрено.

Таким образом, из анализа приведенных положений усматривается, что оспариваемые пункты 1,2,3,6 статьи 4, абзац 17 пункта 2 статьи 7, абзац 9 пункта 1 статьи 9, абзац 2 пункта 2 статьи 10, абзац 2 пункта 1 статьи 24 Положения, в той мере, в какой они предусматривают ведение сводного реестра имущества и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск, противоречат нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.

При этом суд учитывает, что в результате возложения оспариваемыми нормами Положения на административного истца дополнительной функции по принятию порядка и его исполнения в части ведения сводного реестра имущества и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск, нарушаются права администрации ЗАТО Александровск, поскольку являются основанием для Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск, являющейся постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля выносить представление, обязывающее исполнить в указанной части оспариваемое Положение.

Представление Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск от 07 сентября 2015 года в части обязывающей административного истца вести сводный и специализированные реестры муниципального имущества ЗАТО Александровск оспаривалось администрацией ЗАТО Александровск в судебном порядке и признано в этой части недействительным (Постановление Арбитражного суда Северо – Западного округа от 26.09.2016 № Ф07-6666/2016 по делу N А42-8346/2015).

Кроме того, 18 апреля 2018 года в адрес Главы ЗАТО Александровск Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах направлен протест на решение Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск» по факту выявления его несоответствия федеральному законодательству, в связи с чем оно подлежит изменению. До настоящего времени решение по протесту прокурора не принято.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта признаются недействующими, суд исходит из того, что данные правовые нормы с введением Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» от 30.08.2011 № 424 не применялись, следовательно, не порождали никаких правовых последствий, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено представленным на обозрение реестром муниципального имущества ЗАТО Александровск.

Указанное обстоятельство является основанием для признания муниципального нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, т.е. с 25 июня 2012 года.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области о признании недействующим Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92 в части – удовлетворить.

Признать недействующими пункт 4 статьи 4, абзац 16 пункта 2 статьи 7 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92, с 25 июня 2012 года.

Признать недействующими пункты 1,2,3,6 статьи 4, абзац 17 пункта 2 статьи 7, абзац 9 пункта 1 статьи 9, абзац 2 пункта 2 статьи 10, абзац 2 пункта 1 статьи 24 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92, в той мере, в какой они предусматривают ведение сводного реестра имущества и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск, с 25 июня 2012 года.

Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления или на официальном сайте органов местного самоуправления ЗАТО Александровск в сети Интернет.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в административном деле, может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ж.В. Тихонова