Дело № 3а-76/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Холчевой О.П.,
при секретаре Новиковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к религиозной организации «Братство святого апостола ФИО1» Свято-Введенского прихода села Елховка Ивановской области Русской Православной Церкви о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к религиозной организации «Братство святого апостола ФИО1» Свято-Введенского прихода села Елховка Ивановской области Русской Православной Церкви о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заявленные требования мотивированны следующим. При осуществлении контроля за деятельностью религиозной организации «Братство святого апостола ФИО1» Свято-Введенского прихода села Елховка Ивановской области Русской Православной Церкви (далее Религиозная организация) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее Управление) были выявлены нарушения действующего законодательства и положений Устава Религиозной организации. Так, Религиозная организация не осуществляет деятельность, направленную на достижение уставных целей; не ведет богослужебную деятельность; не проводит религиозные мероприятия (обряды, церемонии); основной целью деятельности Религиозной организации является издание и реализация религиозной литературы; фактический адрес Религиозной организации не соответствует её адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц; в Уставе Религиозной организации отсутствует описание используемой символики и не указано наименование централизованной религиозной организации, в структуру и юрисдикцию которой входит Религиозная организация. 11 февраля 2015 года Управлением в адрес Религиозной организации направлено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения проверки. В срок, указанный в предупреждении, нарушения не устранены. Все просьбы Религиозной организации о продлении срока устранения нарушений удовлетворены. В последний предоставленный срок для устранения нарушений – до 30 июня 2016 года, указанные нарушения не устранены.
В судебное заседание представитель административного истца Управления не явился, административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, о чем указал в административном исковом заявлении и письме от 26 сентября 2016 года.
Представитель административного ответчика Религиозной организации в суд не явился, административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в суд не явился, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом, представило отзыв на административное исковое заявление, указав о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией религиозных объединений, регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон № 125), который обязывает религиозное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами религиозного объединения.
Кроме того, религиозные объединения (организации) являются одной из форм некоммерческих организаций, правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон № 7).
Судом установлено, что 16 мая 2005 года Управлением зарегистрирована религиозная организация «Братство святого апостола ФИО1» Свято-Введенского прихода села Елховка Ивановской области Русской Православной Церкви (Религиозная организация), и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Религиозной организации как о юридическом лице, за основным государственным регистрационным номером ххххх, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации религиозной организации, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Уставом Религиозной организации, данными Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с Уставом Религиозной организации и данными Единого государственного реестра юридических лиц деятельностью Религиозной организации руководит Председатель Совета Братства, который действует от имени Религиозной организации без доверенности; Председателем Совета Братства Религиозной организации является ФИО2
В период с 15 января 2015 года по 11 февраля 2015 года Управлением была проведена плановая документарная проверка деятельности Религиозной организации.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, а также нарушения Устава Религиозной организации, которые зафиксированы в акте проверки от 11 февраля 2015 года № 3, Религиозной организацией не оспаривались и не оспариваются.
11 февраля 2015 года Управлением в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства в адрес Религиозной организации было вынесено письменное предупреждение № ххх с требованием в срок до 30 апреля 2015 года устранить нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
Председателем Совета Братства Религиозной организации трижды направлялись в адрес Управления письма: в апреле 2015 года, в июле 2015 года и в декабре 2015 года, с просьбой о продлении срока, установленного для устранения нарушений. Указанные просьбы Управлением удовлетворены.
Письмом Управления от 25 декабря 2015 года срок для устранения Религиозной организацией нарушений, указанных в письменном предупреждении от 11 февраля 2015 года, продлен до 30 июня 2016 года.
30 июня 2016 года Религиозная организация информировала Управление о невозможности осуществления в дальнейшем богослужебной деятельности и устранения выявленных в ходе проведения проверки нарушений действующего законодательства Российской Федерации, а также отсутствии возражений в отношении ликвидации Религиозной организации в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, выявленные нарушения законодательства Религиозной организацией не устранены. Доказательств обратного Религиозной организацией не представлено. Согласно письменного ходатайства административного ответчика от 22 сентября 2016 года последний не возражает против ликвидации Религиозной организации и исключению её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение пункта 1 статьи 6, пункта 3 статьи 8, пункта 1 статьи 10 Закона № 125 и пункта 2 статьи 14 Закона № 7 Религиозная организация, являющаяся местной религиозной организацией, в проверяемый период не вела богослужебной деятельности, не совершала религиозных обрядов и церемоний, не осуществляла деятельности, направленной на достижение уставных целей, предусмотренных пунктами 1.4 и 2.1 Устава Религиозной организации, занимаясь лишь изданием и реализацией религиозной литературы; не все члены Религиозной организации проживают на территории села Елховка Ивановской области: руководитель Религиозной организации ФИО2, казначей Религиозной организации Е.К.В. и ряд других членов Религиозной организации проживают в г.Москва.
В нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 125 в Уставе Религиозной организации отсутствует указание на её принадлежность к централизованной религиозной организации и наименование последней.
Религиозная организация использует на своей печати символику (изображение шатровой колокольни), описание которой в нарушение пункта 5 статьи 3 Закона № 7 отсутствует в Уставе Религиозной организации.
В нарушение пункта 9 статьи 8 Закона № 125 и пункта 7 статьи 32 Закона № 7 Религиозная организация не проинформировала Управление об изменении сведений об адресе в течение трех дней с момента такого изменения и не представила необходимые документы для внесения указанного изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (адрес Религиозной организации, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц – хххх, фактический адрес Организации – хххх).
С учетом указанных обстоятельств, учитывая, что выявленные нарушения Религиозной организацией носят длительный характер и не устранены, в том числе после получения письменного предупреждения Управления, у Религиозной организации отсутствует намерение вести уставную деятельность в установленном законом порядке и устранить допущенные нарушения законодательства, суд расценивает указанные нарушения закона как грубые и неоднократные.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 125 религиозные организации могут быть ликвидированы: по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям); по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 данного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 18 Закона № 7 предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
С учетом указанных обстоятельств и правовых норм, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления – уполномоченного законом федерального органа по осуществлению контроля за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к религиозной организации «Братство святого апостола ФИО1» Свято-Введенского прихода села Елховка Ивановской области Русской Православной Церкви о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать религиозную организацию «Братство святого апостола ФИО1» Свято-Введенского прихода села Елховка Ивановской области Русской Православной Церкви и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: