ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-76/2022 от 07.07.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

14OS0000-01-2022-000104-43 Дело №3а-76/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 07 июля 2022 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Осиповой Е. П.,

с участием прокурора Рязанской А.Д.,

представителя административного истца Егоровой А.М., представителя административного ответчика Правительства Республики Саха (Якутия) Терентьева Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Голдлайн» о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента издания постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 мая 2022 года №264 "О признании утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2018 года № 241 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 года", особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон",

установил:

22 августа 2018 года Правительство Республики Саха (Якутия) издало постановление № 241 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 года", особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон" (далее также - Постановление № 241).

06 мая 2022 года Правительство Республики Саха (Якутия) признало утратившим силу указанное выше Постановление № 241, о чем приняло Постановление № 264, с указанием, что постановление вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 28 августа 2018 года. Как следует из преамбулы Постановления №264, оно принято в связи с наличием топологической ошибки и фактическим неустановлением зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708г.».

ООО СЗ «Голдлайн» (далее также Общество) обратилось в суд с иском о признании не действующим с момента издания постановления Правительства РС(Я) от 06 мая 2022 года № 264 "О признании утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2018 года № 241 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 года", особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон" (далее также - Постановление № 264). Иск мотивирован следующим.

Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером № ...:255. Указанный земельный участок полностью расположен в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 года". В связи с этим у заявителя возникло право на возмещение убытков, возникших вследствие ограничения его прав по использованию земельного участка по назначению, в порядке, определенном статьей 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В производстве Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) находится дело по исковому заявлению ООО СЗ «Голдлайн» к Министерству финансов РС(Я) о взыскании убытков.

Полагает, что при принятии оспариваемого постановления № 264 допущены нарушения требований федерального законодательства, а именно требований пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ( далее также –Федеральный закон № 73-ФЗ), а также пунктов 21 и 23 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 (далее также - Положение о зонах охраны объектов культурного наследия), поскольку одновременно с отменой проекта зон охраны Правительство Республики Саха (Якутия) не утвердило новый проект зон охраны объекта культурного наследия. Указывает, что согласно пункту 23 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, единственным основанием отмены в отношении объекта культурного наследия решения об утверждении границ зон его охраны является исключение этого объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также его перемещение. При этом сведений об исключении объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 года" из единого реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не имеется.

Поскольку новый проект зон охраны не утвержден, а объект культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 года" из реестра объектов культурного наследия не исключен, то судьба земельного участка, находящегося в собственности истца, остается в состоянии правовой неопределенности, истец, возможно, лишается права на возмещение убытков, причиненных установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий.

В судебном заседании представитель административного истца Егорова А.М. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

В письменном возражении на административный иск и в судебном заседании представитель административного ответчика Терентьев Г.М выражает несогласие с требованиями административного истца со ссылкой на следующие обстоятельства.

Указывает, что в соответствии с абзацем 2 пункта 6, пункта 16 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, которые должны позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.08.2018 №241, которым были утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 г.", расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Каландаришвили, 2, указанным требованиям законодательства не соответствовало, поскольку в самом постановлении имелись топологические ошибки. Так, в охранной зоне не были замкнуты координаты № 1 и 9, между ними 72 метра разрыва. Теоретически, между ними могут быть другие дополнительные координаты больших и меньших размеров, то есть зона охраны могла быть увеличена или уменьшена. В зоне регулируемой застройки (ЗРЗ) № 1 не были замкнуты координаты 15 и 10, между ними около 118,15 метров, то есть ЗРЗ № 1 могла быть увеличена или уменьшена в разы. В зоне регулируемой застройки № 2 не были замкнуты координаты № 2-3, между ними около 246,43 метров, то есть ЗРЗ № 2 могла быть увеличена или уменьшена в разы. Также было выявлено, что в графическом описании в виде карты (схемы) границ ЗРЗ № 2 не указана поворотная точка между 17 и 18 точками и не указана поворотная точка 30, вследствие чего в таблице координат поворотных точек границы участка № 2 ЗРЗ были указаны неверно и не соответствовали схеме. Указанные нарушения в графической форме и в координатах были существенными, вводили в заблуждение и не позволяли определить, где конкретно проходит охранная зона и зоны регулируемой застройки. Эти нарушения не позволили внести в Единый государственный реестр недвижимости (письмо заместителя директора-главного технолога Филиала ФГБУ «Росреестр по РС(Я)» от 1 1.10.2018 г. № 13-04390) сведения об указанных зонах.

Топологические ошибки были допущены в самом проекте зоны охраны 2017 года и в Акте историко-культурной экспертизы к нему от 27 декабря 2017 г. До 27 декабря 2020 года Якутская и Ленская епархия Русской православной церкви (заказчик проекта), имела право откорректировать проект зон охраны, получить новое заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить их на утверждение. В установленный срок откорректированный проект зон и заключение историко-культурной экспертизы представлены не были.

Таким образом, границы зон охраны объекта культурного наследия не были установлены, и поэтому в отношении данного объекта культурного наследия действовала и действует 100-метровая защитная зона, возникшая с 03.10.2016 года в соответствии со статьей 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ, так как в соответствии с пунктом 6 данной статьи защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование только со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона.

Указывает также, что пункты 21 и 23 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, на которые ссылается истец, регулируют правоотношения в следующих случаях: изменение зон охраны объекта культурного наследия, изменение объединенной зоны охраны, изменение категории историко-культурного значения, исключение объекта культурного наследия из единого реестра объектов культурного наследия. Постановление № 264 принято в целях исправления ошибки, допущенной при установлении зон охраны, им отменен нормативный акт, который был принят с нарушениями федерального законодательства, вследствие чего фактически не применялся. Права истца по использованию земельного участка по назначению ограничены установлением защитной зоны, а не зон охраны.

Одним из способов приведения правовых актов в соответствие с федеральным законодательством является признание их утратившими силу. Постановление № 241 не соответствовало федеральному законодательству, в связи, с чем было признано утратившим силу. Таким образом, указывает ответчик, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, принятым в рамках полномочий Правительства Республики Саха (Якутия).

Прокурор дал заключение об отказе в удовлетворении требований, указав, что Правительство РС(Я), в порядке самоконтроля было вправе отменить нормативный правовой акт, поскольку последний не соответствовал требованиям федерального законодательства.

Выслушав представителей сторон, прокурора, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с подпунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также Закон N73-ФЗ).

Абзацем 2 пункта 3 статьи 34 Закона N73-ФЗ предусмотрено, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

12 сентября 2015 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 972, которым утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Данное Положение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

26 марта 2015 постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) N 438-V принят Закон Республики Саха (Якутия) 1441-З N 437-V "О реализации отдельных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Саха (Якутия)".

В соответствии с частями 3 и 5 статьи 15 вышеназванного Закона решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значения нормативным правовым актом Правительства Республики Саха (Якутия). Решение о прекращении существования зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, охраны объектов культурного наследия регионального и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения принимается Правительством Республики Саха (Якутия).

Судом установлено, что объект – «Якутский кафедральный собор во имя Живоначальной Троицы, 1708 г.» является объектом культурного наследия регионального значения в соответствии с постановлением Совета Министров Якутской АССР от 31.12.1976 № 484 «О состоянии и мерах по улучшению охраны памятников истории и культуры Якутской АССР». Расположен по адресу: Республика Саха (Якутия), ул. Каландарашвили, д.2.

Границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Якутский кафедральный собор (каменный) 1708 года» утверждены Приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2015 №170-ОКН.

Приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 14 января 2016 №246-ОКН объект «Якутский кафедральный Троицкий собор (каменный), 1708 г.» переименован в «Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 г.».

Правительством Республики Саха (Якутия) 22 августа 2018 г. издано постановление N 241 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 г.", особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон".

Данным постановлением были утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 г.", расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Каландаришвили, 2, согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению. Утверждены особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия регионального значения согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.

11 октября 2018 г в адрес Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия заместителем директора - главным технологом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Саха (Якутия) направлено письмо исх.№13-04390 о невозможности внесения сведений в ЕГРН о зоне охраны объекта культурного наследия регионального значения «Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 г.» в связи с наличием топологической ошибки (незамкнутый полигон).

В этой связи в адрес Якутской и Ленской епархии Русской православной церкви как собственнику объекта культурного наследия «Кафедральный Свято- Троицкий собор (каменный), 1708 г.» и заказчику разработки проекта зоны охраны и государственной историко-культурной экспертизы, Департаментом Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия направлено уведомление от 18.10.2018 г. № 01-21/519 о необходимости предоставления откорректированного проекта зоны охраны и нового заключения государственной историко-культурной экспертизы на проект зоны охраны в соответствии с пунктом 32 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569, до 27 декабря 2020 года (дата истечения 3-летнего срока со дня оформления заключения экспертизы в соответствии с абзацем 11 пункта 30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе).

Откорректированный проект зоны охраны и заключение экспертизы по нему представлены не были.

06 мая 2022 г. Правительством Республики Саха (Якутия) издано постановление N 264 "О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2018 г. N 241 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 г.", особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон".

В соответствии с пунктом 2 настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 28 августа 2018 года.

Данное постановление было опубликовано в официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Объясняя причины, по которым постановление № 241 было отменено только в 2022 году, ответчик указывает, что Департамент до 27 декабря 2020 года ожидал представления Якутской и Ленской епархией Русской православной церкви указанных документов, а в августе 2020 года ООО «Голдлайн» обратился в Арбитражный суд РС(Я) с иском к Республике Саха (Якутия) о возмещении ущерба и Департамент ожидал разрешения спора.

Как следует из материалов дела, ООО СЗ «Голдлайн» с 29 октября 2015 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером № ...:255, расположенного в г. Якутске, квартал «64», площадью 3979 +/- 22 кв.м.

Согласно выписке из ЕГРН от 29 июня 2021 г. земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером № ....1245 от 07 октября 2020 г. Установлено ограничение в соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 ФЗ-73, наименование: Защитная зона объекта культурного наследия регионального значения «Якутский Троицкий кафедральный собор (каменный), 1708 г.", тип: Зона охраны объекта культурного наследия. Дата решения 28 сентября 2020 г., номер решения 01-16-1/139.

Согласно письму ООО «Главкадастр», представленному административным истцом, земельный участок с кадастровым номером № ...:255 полностью расположен в охранной зоне объекта культурного наследия.

В производстве Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) находится дело №А58-5479/2020 по иску ООО СЗ «Голлдайн» к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании убытков. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия. ООО СЗ «Голдлайн» считает, что с ответчика в пользу него должны быть взысканы убытки, связанные с установлением зон с особыми условиями использования территорий по постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2018 г. №241.

ООО СЗ «Голдлайн», полагая постановление Правительства Республики Саха (Якутия) 06 мая 2022 г. N 264 нарушающим его права и законные интересы, лишающим его права на возмещение убытков, предусмотренных частью 11 статьи 57.1 Земельного кодекса РФ, обратилось в суд с данным иском.

Административный истец считает, что при вынесении оспариваемого постановления допущены нарушения положений пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 64 Закона N73-ФЗ и пунктов 21 и 23 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия.

Нарушение указанных норм истец усматривает в том, что в настоящее время, вследствие отмены нормативного акта, которым были установлены зоны охраны объекта культурного наследия, объект культурного наследия регионального значения «Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 г. остался без зон охраны. Также указывает, что в нарушение пункта 21 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, которым предусмотрено, что изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия, ответчик новый проект не разработал.

Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца по следующим основаниям.

В силу положений Закона N73-ФЗ законодателем выделяются объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения (статья 4); под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6).

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Пункт 2 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия определяет охранную зону как территорию, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Административный истец полагает, что вследствие отмены постановления № 241 от 22 августа 2018 года границы зон охраны объекта культурного наследия в настоящее время не установлены, вследствие чего правовой режим земельного участка, принадлежащего Обществу, является неопределенным, что свидетельствует о нарушении прав Общества по использованию земельного участка.

Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника.

Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона. Защитная зона объекта культурного наследия также прекращает существование в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом принятие решения о прекращении существования такой зоны не требуется (пункт 6 статьи 34.1 Заокна № 73-ФЗ).

07.10.2020 в ЕГРН внесены сведения о границе защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 г.". В ЕГРН не вносились сведения о зонах охраны указанного объекта культурного наследия, из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации этот объект не исключался.

Таким образом, защитная зона объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 г.", установленная в силу прямого указания федерального закона, и сведения о которой были внесены в ЕГРН, не прекратила существование, и, как следствие, утверждение истца о неопределенности правового режима земельного участка, расположенного в указанной защитной зоне, нельзя признать обоснованным. Правовой режим земельного участка истца обусловливается тем, что он расположен в защитной зоне объекта культурного наследия.

Довод истца о том, что ответчик должен был, в соответствии с пунктом 21 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, разработать новый проект зон охраны объекта культурного наследия, поскольку изменение таких зон осуществляется путем разработки нового проекта, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.

Зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены защитные зоны объектов культурного наследия, должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года (часть 15 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Таким образом, у Правительства Республики Саха (Якутия) имеется возможность подготовить до 1 января 2025 года новое решение об установлении зон охраны объекта культурного наследия «Кафедральный Свято- Троицкий собор (каменный), 1708 г». До установления таких зон охраны будут действовать защитные зоны.

В соответствии со статьей 22 Закона Республики Саха от 25 декабря 2003 г. 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" (далее – Закон РС(Я) № 119-III) органы государственной власти обеспечивают соответствие принятых ими правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 18 названного Закона нормативный правовой акт или его часть утрачивает силу с момента признания нормативного правового акта утратившим силу органом, издавшим данный нормативный правовой акт, либо иным уполномоченным на то органом.

Отмена постановления N 241 издавшим его органом осуществлена в порядке, установленном пунктом 2 части 5 статьи 18 и статьей 22 Закона РС(Я) № 119-III и не противоречит положениям федерального законодательства.

В оспариваемом постановлении указана причина отмены зоны охраны- наличие топологической ошибки и фактическое не установление зон охраны объекта культурного наследия.

Указанные недостатки, как установлено судом, повлекли невозможность внесения сведений о зонах охраны на кадастровый учет и ЕГРН.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт был принят не в связи с изменением зон охраны объекта культурного наследия, и не в связи с прекращением существования объекта культурного наследия, а в порядке самоконтроля, в целях обеспечения соответствия принятого органом государственной власти Республики Саха (Якутия) нормативного акта федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-3 N 199-Ш "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, за исключением случаев, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или нормативным правовым актом о введении в действие нормативного правового акта.

Пунктом 2 оспариваемого Постановления № 264 предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 28 августа 2018 года. Учитывая, что оспариваемым постановлением отменен нормативно-правовой акт, который был принят с существенными нарушениями требований федерального законодательства, и который не мог и не должен был применяться на практике, признание утратившим силу его с момента принятия суд находит правильным.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Республики Саха (Якутия)

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Голдлайн» о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента издания постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 мая 2022 года №264 "О признании утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2018 года № 241 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 года", особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон", отказать.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: З.С. Дьяконова

Мотивированное решение принято 08 июля 2022 года.