ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-772/2021 от 26.04.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-772/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2021 г. город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цехомской Е.В.

при секретаре судебного заседания Ли И.

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ГУП «Медицинский центр» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

У С Т А Н О В И Л:

ГУП «Медицинский центр» обратилось в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими Приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края:

-от 23 декабря 2016 года № 2745 в части утверждения пунктов 45627, 45628, 46186, 46194 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»;

-от 26 декабря 2017 года № 3008 в части утверждения пункта 42309 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»;

-от 26 декабря 2018 года № 3043 в части утверждения пункта 50315 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в перечни в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество :

-наименование: здание административного корпуса, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 864,9 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>

-наименование: здание столовой, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 2405,2 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>

-наименование: здание столовой, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 404,8 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>

-наименование: нежилое здание-кафе, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 814,4 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>

ГУП «Медицинскому центру» на праве хозяйственного ведения принадлежат выше указанные объекты недвижимости. Административный истец указывает, что включение указанных объектов в перечни объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1. Закона Краснодарского края «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» №3388-К3 от 19.04.2016 года.

Объекты недвижимого имущества не обладают признаками, указанными в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, не имеют технических приспособлений и устройств для организации в помещении офиса, торговых объектов, объектов питания и т.д.

Включение данных объектов в перечни нарушает права и законные интересы ГУП «Медицинский центр» в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридического лица в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца ГУП «Медицинский центр» действующий на основании доверенности Столяров Ю.В. поддержал административные исковые требования.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующая на основании доверенности Олейник Н.К., в судебном заседании просила суд в части признания недействующими пунктов 45627, 45628, 46186 перечня на 2017 год вынести законное и обоснованное решение, в остальной части заявленных административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Выслушав мнение сторон, суд считает необходимым рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившегося участника процесса, поскольку о месте и времени рассмотрения дела он был извещен надлежащим образом.

Прокурор Сидорова Л.Е. в судебном заседании в заключении указала, что административный иск подлежит частичному удовлетворению в части признания недействующими пунктов 45627, 45628, 46186 перечня на 2017 год, в остальной части заявленные административные исковые требования полагала неподлежащими удовлетворению.

Изучив доводы административного иска, отзыв, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее ДИО КК) на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

23 декабря 2016 года принят приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2745, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, согласно приложению к данному приказу.

26 декабря 2017 года принят приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края № 3008, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, согласно приложению к данному приказу.

26 декабря 2018 года принят приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края № 3043, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, согласно приложению к данному приказу.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3,4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение о ДИО КК), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.

Оспариваемый Приказ от 23 декабря 2016 года № 2745 принят в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 мая 2016 года № 752 и Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2016 года № 2444.

Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 мая 2016 года № 752 утратил силу в связи с принятием приказа ДИО КК от 22 ноября 2016 года № 2444.

Проект Перечня был опубликован на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края и рекомендован административному ответчику комиссией по рассмотрению вопросов определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в ходе заседания Комиссии 23 августа 2016 года, на котором присутствовало 6 из 9 ее членов, то есть при наличии кворума.

При этом комиссия учла сведения, содержащиеся в письме филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 22 августа 2016 года № 12314/01-6 и приложении № 1 к нему, что подтверждается выпиской из протокола заседания Комиссии от 23 августа 2016 года № 1.

Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2017 года № 3008 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2018 года № 3043 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов ДИО КК от 23 декабря 2016 года № 2745, от 26 декабря 2017 года № 3008 и от 26 декабря 2018 года № 3043.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании выше изложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативно-правовых актов не нарушен.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.

Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости, в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрел 4 вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).

Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

-фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом:

-здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

-фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в части 3,4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, ГУП «Медицинский центр» на праве хозяйственного ведения принадлежит недвижимое имущество :

-наименование: здание столовой, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 404,8 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03 ноября 2020 года за № 99/2020/357674653,

-наименование: нежилое здание-кафе, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 814,4 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03 ноября 2020 года за № 99/2020/357833025,

-наименование: здание административного корпуса, назначение: нежилое здание, кадастровый номер <№...>, площадью 864,9 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03 ноября 2020 года за № 99/2020/357678191,

-наименование: здание столовой, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер 23:49:0402009:2379, площадью 2405,2 кв.м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район улица Ленина, 278а, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03 ноября 2020 года за № 99/2020/357695694.

В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента от 26.05.2016 года № 752 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», объекты недвижимого имущества включены в проект Перечня на 2017 год :

-объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> на основании сведений ГКН о его назначении и наименовании (здание столовой), представленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю письмом от 29.04.2016 № 05633/01-6, и сведений, содержащихся в техническом паспорте, составленном Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г.Сочи о назначении помещений;

-объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> на основании сведений ГКН о его назначении и наименовании (здание столовой), представленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю письмом от 21.01.2016 № 00413/01-6, и сведений, содержащихся в техническом паспорте, составленном Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г.Сочи о назначении помещений,

-объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> на основании сведений ГКН о его назначении и наименовании (здание административного корпуса), представленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю письмом от 29.04.2016 № 05633/01-6, как объект административного назначения.

Проект Перечня на 2017 год направлен служебной запиской от 15.09.2016 года в отдел обеспечения деятельности в управлении кадровой, финансовой и организационной работы для размещения на официальном сайте и в тот же день размещен на официальном сайте департамента.

В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке определения перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15 октября 2016 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

Таким образом, спорные объекты включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018 и 2019 год исходя из сведений ГКН, ЕГРН о наименовании и назначении объекта недвижимого имущества, а также технической документации, как помещение, предназначенное для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и офисов.

Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что установленные по делу обстоятельства не позволяли включить объекты недвижимости с кадастровыми номерами <№...> в Перечень на 2017 год.

Применительно к налогу на имущество организаций понятие «объект общественного питания» Налогового кодекса Российской Федерации не установлено. В связи с этим при определении соответствия объектов недвижимого имущества требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации использовалось определение понятия «объект общественного питания», приведенное в законодательстве.

Согласно пунктам 2,3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору. Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы определяются в соответствии с государственным стандартом.

В силу пунктов 5.1, 5.2 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания могут быть расположены в общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих и зданиях гостиниц и иных средств размещения, вокзалов, торговых, торгово-развлекательных, комплексных развлекательных центров, культурно-развлекательных и спортивных объектах, образовательных, научных и медицинских организациях, офисах.

Таким образом, действующим законодательством возможность отнесения объектов к объектам общественного питания ставится в зависимость исключительно от вида оказываемых ими услуг и не привязана к вхождению в состав других объектов.

При этом, исходя из вышеизложенного, предприятия общественного питания могут оказывать услуги ограниченному кругу потребителей.

Согласно техническому паспорту на объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> составленном ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по г.Сочи объект имеет наименование «здание столовой» и включает в себя помещения с назначением «обеденный зал», «раздача», «кухня», «моечная», «мясной цех», «разделочная», «холодильник», площадью 295,3 кв.м.

Согласно техническому паспорту на объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> составленном ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по г.Сочи объект имеет наименование «здание столовой» и включает в себя помещения с назначением «обеденный зал», «буфет», «холодильник», «моечное отделение», «цех сыпучих продуктов», «молочный цех», «овощной цех», «мясной цех», «холодильный цех», «горячий цех», «кондитерский цех», «моечная», «раздаточная», площадью 1102,7 кв.м, что составляет 45,8% общей площади объекта.

Законодательно определение понятия «офис» не закреплено. При этом конструкция статьи 378.2 НК РФ позволяет относить к административно-деловым объектам, в том числе и здания, расположенные на земельных участках с любым видом разрешенного использования, в случае, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями ЕГРН соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно техническому паспорту на объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> составленном ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по г.Сочи объект имеет наименование «здание административного корпуса» и включает в себя помещения с назначением ванная, коридор, санузел, палата, тренажерная комната, коридоры, кухня, столовая, кабинеты, вестибюль, помещение размена монет, комната отдыха, бухгалтерия, кабинет главного бухгалтера, шкаф, лестничный марш, технические помещение.

Иных сведений/документов, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам, сопутствующей офисной инфраструктуре, объектам коммерческого назначения, объектам бытового обслуживания населения либо объектов общественного питания в материалах административного дела также не содержится.

Указанные объекты были включены в Перечень 2017 только исходя из наименования объектов, указанных в Едином государственном реестре недвижимости. При этом, указанные объекты, не являются ни административно-деловым центром/торговым центром (комплексом); ни офисом, ни торговым объектом, ни объектом общественного питания, а также не являются офисными помещениями.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, как:

участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);

участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).

Объект с кадастровым номером <№...>, расположен на земельном участке с кадастровым номером <№...> категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: по сведениям ЕГРН: для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов; по сведениям договора аренды участка от 30.12.2011 года № ЗПМ-23-01-000005 для размещения и эксплуатации зданий и сооружений пансионата.

Объект с кадастровым номером <№...>, расположен на земельном участке с кадастровым номером <№...> площадью 50 803 кв.м; категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: по сведениям ЕГРН: для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов; по сведениям договора аренды земельного участка от 30 декабря 2011 года № ЗПМ-23-01-000005 для размещения и эксплуатации зданий и сооружений пансионата.

Объект с кадастровым номером <№...>, расположен на земельном участке с кадастровым номером <№...> категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: по сведениям ЕГРН: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов; по сведениям договора аренды земельного участка от 23.06.2010 № ЗПМ-23-01- 000004 для размещения и эксплуатации столовой.

Других документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования земельных участков в период включения зданий в оспариваемый Перечень не представлено.

Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> входят в состав имущественного комплекса пансионата «Изумруд» ГУП «Медицинский центр», расположены на территориях земельных участков, отведенных под санаторно-курортную деятельность пансионата, доступ на территорию третьих лиц которого строго ограничен, объекты используются исключительно для организации отдыха пациентов пансионата и их оздоровления.

Таким образом, нельзя согласиться с доводами административного ответчика о том, что только наименование объектов недвижимости, как «столовая» и «административный корпус» позволяло признать объекты капитального строительства административно-деловым центром и объектом общественного питания и, соответственно, включить их в Перечень.

ГУП «Медицинский центр» осуществляет действия, направленную на эффективность функционирования пансионата и базы отдыха «Адлер», являющейся структурным подразделением пансионата «Изумруд» ГУП «Медицинский центр», путем предоставления услуг по питанию лицам - пациентам/отдыхающим, получающим санаторно-курортные услуги в пансионате в период их временного проживания там с целью оздоровления.

При этом, в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах и документах технического учета (инвентаризации) зданий не содержится сведений, которые позволяли бы отнести спорные объекты к объектам общественного питания либо административно-деловым/торговым центрам, либо офисным помещениям в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, а также к иным видам объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На момент включения спорных объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> в Перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, в нарушение требований Порядка, их фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось.

На основании изложенного, указанные объекты капитального строительства, исходя лишь из сведений содержащихся только в государственном кадастре недвижимости и техническом паспорте, при наличии сведений о виде разрешенного использования земельного участка не могут быть однозначно отнесены к офисным зданиям, административно-деловым центрам, торговым объектам, объектам общественного и (или) бытового обслуживания, предприятиям общественного питания.

Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка включил объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> в Перечень на 2017 год.

Вместе с тем, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении требований ГУП «Медицинский центр» в части признания недействующими Приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745 в части утверждения пункта 46194, от 26 декабря 2017 года № 3008 в части утверждения пункта 42309 и от 26 декабря 2018 года № 3043 в части утверждения пункта 50315 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018 и 2019 год», следует отказать по следующим основаниям.

Согласно действующему законодательству наименование помещения, приведенное в техническом паспорте и в Едином государственном реестре недвижимости, учитывается при формировании перечней объектов недвижимого имущества на 2017, 2018 и 2019 годы, в которые спорное помещение было обоснованно включено исходя из этого обстоятельства.

Материалами дела установлено, что объект с кадастровым номером <№...> был включен в проект перечня на 2017 год на основании сведений ГКН о его назначении и наименовании (нежилое здание - кафе), представленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю письмом от 29.04.2016 года № 05633/01-6, и сведений, содержащихся в техническом паспорте, составленном Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г.Сочи Краснодарского края.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2017 год объекта недвижимого имущества не представлялось. Объект включен в Перечень на 2017 год, который размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 26.12.2016 года.

Заявление об исключении объектов из Перечня на 2017 год не подано.

В соответствии с подпунктом 3,4 пункта 1 приказа департамента от 27.07.2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» объект с кадастровым номером <№...> был включен в проект перечня на 2018 год по тем же основаниям, что и в проект перечня на 2017 год.

Сведения о назначении и наименовании объекта недвижимого имущества предоставлены письмом Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 18.05.2017 года № 08-374/16624.

Проект перечня на 2018 год был размещен 15.09.2017 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15.10.2017 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2018 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> не представлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объект включен в Перечень на 2018 год.

Перечень на 2018 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27.12.2017 года № 52-47937/17-08-05.

В установленный срок заявление об исключении объекта из Перечня на 2018 год обществом не представлено.

В соответствии с подпунктом 3,4 пункта 1 приказа департамента от 27.07.2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» объект с кадастровым номером <№...> был включен в проект перечня на 2019 год по тем же основаниям, что и в проект перечня на 2018 год.

Сведения о назначении и наименовании объекта недвижимого имущества предоставлены письмом Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 05.07.2018 года № 11-775/23486.

Проект перечня на 2019 год был размещен 14.09.2018 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15.10.2018 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2019 год объекта недвижимого имущества не представлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объект включен в Перечень на 2019 год.

Перечень на 2019 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 26.12.2018 года № 52-58203/18-08-05.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 обществом в срок не подано заявление об исключении объекта из Перечня на 2019 год.

Согласно техническому паспорту на объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> составленном ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по г.Сочи объект имеет наименование «кафе» и включает в себя помещения с назначением «бар», «обеденный зал», «буфет», «мясной цех», «овощной цех», «холодный цех», «горячий цех», «сервизная», «помещение для хлеба», «моечная кухонной посуды», «моечная столовой посуды», «раздаточная».

Площадь основных помещений составляет 446,9 кв.м - 54,9 %, площадь вспомогательных объектов составляет 333,3 кв.м – 40,9 кв.м, площадь неустановленных помещений составляет 34,2 кв.м- 4,2 %.

Административным истцом не было представлено доказательства подтверждающих, что объект с кадастровым номером <№...> входит в состав имущественного комплекса пансионата «Изумруд» ГУП «Медицинский центр» и расположен на территориях земельных участков, отведенных под санаторно-курортную деятельность пансионата. Объект недвижимости имеет иной адрес.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27 ноября 2020 года за № 99/2020/362593064, в отношении объекта с кадастровым номером <№...> отсутствуют данные об иных объектах в пределах которого расположен спорный объект, не указаны кадастровые номера машино - мест, расположенных в здании или сооружении, а также номера объектов из которых образован объект с кадастровым номером <№...>. Кроме того суду не представлены данные о земельном участке на котором расположен объект, если входящие в состав единого недвижимого комплекса объекты недвижимости расположены на одном земельном участке. В Росреестре отсутствуют данные о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект с кадастровым номером <№...>.

Сведения ЕГРН и документов технического учета о назначении и наименовании объекта с кадастровым номером <№...> соответствуют критериям, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Мероприятия в целях определения вида фактического использования объекта с кадастровым номером <№...> в соответствии со статьей 3782 НК РФ в оспариваемый период уполномоченным органом не проводились.

Таким образом, объект недвижимости кадастровый номер <№...> обоснованно включен в утвержденные оспариваемыми нормативно правовыми актами Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для исчисления налога на имущество на 2017, 2018 и 2019 год.

С учетом изложенного суд считает, административные исковые требования ГУП «Медицинский центр» подлежащими удовлетворению в части признания недействующим Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745 в части утверждения пунктов 45627,45628, 46186 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год». В остальной части заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края не действующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день его принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ГУП «Медицинский центр» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании нормативно правовых актов в части - удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня принятия пункты № 45627, 45628, 46186 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» в отношении объектов недвижимого имущества:

-наименование: здание административного корпуса, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 864,9 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>

-наименование: здание столовой, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 2405,2 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>

-наименование: здание столовой, назначение: нежилое здание, кадастровый (или условный) номер <№...>, площадью 404,8 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и ГУП «Медицинский центр» в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

В остальной части административные исковые требования ГУП «Медицинский центр» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 мая 2021 года.

Судья Е.В.Цехомская