ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-773/18 от 19.02.2019 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 3а-81/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2019 года город Тамбов

Тамбовский областной суд

В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,

при секретаре Зелениной И.А.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфа-М» к администрации Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области, Комитету по управлению имуществом Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Альфа-М» 25 сентября 2018 года обратилось в Тамбовский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости шести земельных участков, расположенных в г.Тамбове. В административном иске указывает, что является собственником вышеназванных земельных участков, в отношении которых была установлена государственная кадастровая стоимость. С размером установленной кадастровой стоимости административный истец не согласен, полагает ее размер завышенным, нарушающим его права как плательщика земельного налога.

В административном исковом заявлении просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном независимым оценщиком.

В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Оценщик *** допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, в судебном заседании показал, что недостатки, на которые указала Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по тамбовской области, носят технический характер и не влияют на результат оценки. Данные об объекта-аналогах, использованные им при расчете рыночной стоимости земельных участков административного истца, уточнялись как путем интервью продавцов, проводимых в начале 2015 года, так и путем сопоставления данных из объявления и интервью с данным публичной кадастровой карты, Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Тамбова, после чего оценщик счел информацию о данных объекта-аналогах достаточно подтвержденной.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом.

С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

В своем письменном отзыве административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенный оценщиком размер рыночной стоимости земельного участка, возражает против удовлетворения административного иска в связи с тем, что у него отсутствуют юридические интересы, противоположные интересам административного истца, нарушений закона при расчете кадастровой стоимости земельного участка административного истца филиалом не допущено, филиал не является органом, утвердившим оспариваемую кадастровую стоимость.

Управление Росреестра по Тамбовской области в письменном отзыве возражает против удовлетворения административного иска по процессуальным основаниям, полагая себя ненадлежащим административным ответчиком.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Из материалов дела следует, что ООО «Альфа-М» является собственником следующих земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под аптеку, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***

- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, аптеки, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***,

- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для реконструкции части № 2 административного здания под торгово-офисное здание (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), площадью *** кв.м,

- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для реконструкции части № 2 административного здания под торгово-офисное здание (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***

- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Торговые, торгово-развлекательные центры и развлекательные центры, офисы,, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***

- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Торговые, торгово-развлекательные центры и развлекательные центры, офисы, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***

Таким образом, следует признать, что административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости названного земельного участков, поскольку результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права как плательщика земельного налога.

На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 1 ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (статья 24.15 вышеназванного Закона).

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Тамбовской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» от 28.11.2014 г. № 1498 была утверждена кадастровая стоимость следующих земельных участков административного истца по состоянию на 01 января 2014 года в размере:

- земельного участка с кадастровым номером *** - 732 262,42 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** - 33 215 120,64 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 9 025 848 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 328 405,1 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 1 349 610 руб.

В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в этом случае, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В рассматриваемом случае таковым является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, которым кадастровая стоимость земельного участка административного истца с кадастровым номером была установлено по состоянию на 29 августа 2014 августа в размере 1 483 922,52 руб.

Доводы Управления Росреестра по Тамбовской области о том, что оно является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку не имеет никакого отношения к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости административного истца, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положениям п. 5.1.3 и п.5.1.25 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457), согласно которым Росреестр РФ и подведомственные ему учреждения осуществляют государственный кадастровый учет недвижимого имуществ и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации названное лицо является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу наряду с администрацией Тамбовской области, утвердившей своим постановлением размер кадастровой стоимости земельных участков административного истца и размер удельного показателя кадастровой стоимости, использованного при расчете кадастровой стоимости земельного участка административного истца с кадастровым номером ***.

Поскольку Комитет по управлению имуществом Тамбовской области не утверждал и не определял кадастровую стоимость земельных участков административного истца, а также не наделен полномочиями по ведению государственного кадастрового учета, административные исковые требования к данному административному ответчику предъявлены необоснованно и подлежат отклонению.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости, иными материалами дела, сторонами не оспариваются.

Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, административный истец 25 сентября 2018 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названных земельных участков в связи с установлением кадастровой стоимости равной рыночной. Решением Комиссии № 336 от 17 октября 2018 года заявление административного истца было отклонено в связи с наличием недостатков отчета об оценке.

В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчет об оценке объекта оценки № 2018-07-03-С- I(1) от 10 августа 2018 г., составленный оценщиком ИП ФИО2, членом НП СРО СВОД, согласно которому рыночная стоимость земельных участков административного истца составила:

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2014 года - 220 952 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 29 августа 2014 года - 641 734 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2014 года - 9 464 570 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2014 года - 2 795 184 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2014 года - 118 031 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2014 года - 485 058 руб.

Оснований не доверять представленному отчету у суда не имеется, поскольку он является допустимым по делу доказательством, оценщик, составивший отчет, является специалистом в области оценочной деятельности, имеющим длительный стаж оценочной работы.

При составлении отчета оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Отчет содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики.

В отчете имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Оценщиком при определении рыночной стоимости земельных участков применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж.

При этом оценщиком подобраны объекты-аналоги, основные характеристики которых подтверждены и которые сопоставимы с объектами оценки.

По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки, в отчете имеются описание и расчет корректировок.

Выводы оценщика содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются как содержанием отчета, так и показаниями оценщика в судебном заседании.

Возражений и допустимых доказательств, опровергающих выводы оценщика, суду не представлено. Правом ходатайствовать о назначении судебной экспертизы участвующие в деле лица не воспользовались.

Доводы Комиссии опровергаются содержанием отчетов и показаниями оценщика.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В данном случае доказательств иной рыночной стоимости земельных участков административного истца, недостоверности сведений о величине рыночной стоимости названных земельных участков в ходе рассмотрения дела суду не представлено.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного,

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Альфа-М», поданное в Тамбовский областной суд 26 декабря 2018 г. после обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области 25 сентября 2018 года, удовлетворить в части административных исковых требований, предъявленных к администрации Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под аптеку, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 220 952 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, аптеки, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 29 августа 2014 года в размере 641 734 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для реконструкции части № 2 административного здания под торгово-офисное здание (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), площадью *** кв.м, расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 9 464 570 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для реконструкции части № 2 административного здания под торгово-офисное здание (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 2 795 184 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Торговые, торгово-развлекательные центры и развлекательные центры, офисы,, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 118 031 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Торговые, торгово-развлекательные центры и развлекательные центры, офисы, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 485 058 руб.

В удовлетворении административных исковых требований, предъявленных к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.Е.Гурулева

Решение суда в окончательной форме составлено 20 февраля 2019 года.

Судья: Т.Е.гурулева