ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-775/2022 от 31.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-775/2022

52OS0000-01-2022-000458-68

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 31 августа 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя административного истца, заинтересованного лица - ФИО1, представителя административного ответчика - ФИО2, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Демидовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Троица-Сервис» о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год,

У С Т А Н О В И Л:

19 ноября 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020, Перечень 2021).

Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ город [адрес]) Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].

Как указало Общество с ограниченной ответственностью «Троица-Сервис» (далее по тексту также - административный истец, ООО «Троица-Сервис», Общество), объект недвижимости - нежилое здание, которым он владеет на праве собственности, не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.

Указанное здание, решением Нижегородского областного суда от 28.07.2016, вынесенным по делу №3а-[номер]/2016, было исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (л.д.17-23).

Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.04.2022 заявление ООО «Троица-Сервис» о признании незаконными действий Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области по включению объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в Перечень, утвержденный Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 №326-13-631667/20 и обязании Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области исключить указанный объект из Перечня на 2021 год, передано в Нижегородский областной суд, для рассмотрения по подсудности (л.д.131-135).

Административный истец считает, что включение спорного здания в Перечень на 2021 год нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административным ответчиком Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что в Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год включен объект, принадлежащий административному истцу на праве собственности:

- нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: отдельностоящее здание, общей площадью 2545,1 кв.м., расположенное по адресу: [адрес].

Указывают, что согласно данным документа технического учета (инвентаризации) здание с кадастровым номером [номер] предназначено для использования в целях размещения торгового объекта, объекта общественного питания, объекта бытового обслуживания площадью более 20% от общей площади здания, что является достаточным основанием для включения объекта в Перечень. Изменений в техническую (инвентаризационную) документацию не вносились.

Таким образом, Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской выполнены мероприятия по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в соответствии с региональным нормативным правовым актом, в соответствии с п.9 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объекта с кадастровым номером [номер] установлены признаки, предусмотренные п.4 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, которые являлись основаниями для включения спорного объекта в Перечень на 2021 год.

На основании вышеизложенного, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области просит суд: отказать в удовлетворении исковых требований ООО «Троица-Сервис» (л.д.182-184).

Заинтересованным лицом - ООО «Коммунальное обслуживание» также представлен отзыв на административное исковое заявление ООО «Троица-Сервис», в котором указано, что с предъявленным иском полностью согласно. ООО «Коммунальное обслуживание» и ООО «Троица-Сервис» являются аффилированными лицами. При переходе права собственности использованное здание не изменилось: оно используется для собственных нужд предприятия. Просит удовлетворить иск в полном объеме (л.д.108).

В судебном заседании представитель административного истца и заинтересованного лица - ФИО1, уточнив заявленные требования в порядке ст.46 КАС РФ, полностью поддержала административное исковое заявление, указав при этом, что решением Арбитражного суда объект исключался из Перечня на другой период. Доводы административного ответчика аналогичны и им уже была дана надлежащая правовая оценка. Оснований для повторного включения в Перечень не было. Объект - это полуразрушенное здание. Здание используется административным истцом для ведения своей деятельности. Выход представителями административного ответчика для установления вида фактического использования не осуществлялся.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 заявленные требования полагал необоснованными, в иске просил отказать.

Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Демидова Н.В. сделала заключение по делу, согласно которому требования административного истца являются законными и обоснованными, доводы административного искового заявления нашли подтверждение в ходе судебных заседаний и согласуются с основными доказательствами по делу. Считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, обсудив доводы административного искового заявления, возражения административного ответчика, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что ООО «Троица-Сервис» на праве собственности владеет объектом недвижимого имущества - нежилым зданием с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое; наименование: отдельностоящее здание, общей площадью 2545,1 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-126939619 от 27.07.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.218-219).

Указанный объект недвижимости включен в пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2021.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Троица-Сервис» является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон №109-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-631667/2020 от 19.11.2020, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание оспариваемого нормативного правового акта не оспаривалась.

Проверив приказ №326-13-631667/2020 от 19.11.2020 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Нижегородской области особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (определение налоговой базы как кадастровой стоимости указанного имущества) определены статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций».

Согласно ч.1 указанной статьи налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них;

2) нежилые здания, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Частью 2 данной статьи установлено, что фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (здания), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

Судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое; наименование: отдельностоящее здание, общей площадью 2545,1 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-126939619 от 27.07.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.218-219)

Земельный участок с кадастровым номером [номер], общей площадью 152+/-4,3 кв.м., на котором расположено спорное нежилое здание, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилых зданий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-001/2022-126928714 от 27.07.2022 (л.д.225-226).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

При этом действующее законодательство разграничивает вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и иные виды разрешенного использования земельных участков. Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель.

Такой вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, как «для эксплуатации нежилых зданий», не предусматривает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В материалах административного дела имеется копия Инвентарного дела на спорный объект недвижимости, составленный по состоянию на октябрь 2002 года (л.д.229-244), из экспликации следует, что в нежилом здании, расположены помещения со следующими наименованиями:

- по 1-му этажу: тамбур (3), бытовка, вестибюль, касса (4,62 кв.м.), кабинет психотерапевта, парикмахерская (19,32 кв.м.), коридор (15), секретариат, кабинет (5), 2 магазина (38,39 кв.м.), склад (5), гараж (2), актовый зал, кладовка (5), умывальник, уборная (3); подъемник, тепловой узел, гардеробная, 2 бассейна (13,76 кв.м.), душевая (6), 3 сауны (22,2 кв.м.), ремонтное отделение, раздевалка, комната отдыха (2), чайная;

- по 2-му этажу: моечная (2), тамбур (2), кладовая (4), парная (2), лестничная клетка (7), фойе, бухгалтерия, секретариат, кабинет главного инженера, кабинет директора, кабинет главного бухгалтера, касса (10,65 кв.м.), коридор (6), уборная (4), кабинет (6), бар (2), банкетный зал (56,8 кв.м.), электрощитовая, раздевалка (5), умывальник (3), приемочная, вентиляционная, склад, гладильный цех, сушилка, люк, сортировочный цех, столовая (18,39), бар (91,1 кв.м.);

- по подвалу: лестничная клетка (3), бойлерная (2), склад (4), мастерская, коридор (2), столярная мастерская, кладовка (3), уборная, душ, раздевалка, подвал (4);

- приемочная, склад (5), прачечная, столярная мастерская, люк, кладовая (2), дежурная комната, тамбур (4), лестничная клетка (2), лаборатория, душ, раздевалка, коридор (2) (л.д.241-244).

Соответственно, площадь помещений, которые формально подпадают под условия, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - менее 20 %.

Административный ответчик ссылается в своих возражениях на то, что по экспликации к поэтажному плану в составе здания имеются помещения следующего назначения: парикмахерская (пом.6, 1 этаж) = 19.32 кв.м (0,76% от общей площади здания); магазин со складом (пом. 12, 13, 14, 1 этаж) = 93,98 кв.м. (3,7% от общей площади здания); помещения бани, сауны (пом. 40, 41, 42, 45, 46, 52, 53, 56, 57, 58, 59, 62, 63, 67, 68, 71, 73, 74, - 1 этаж, пом.1, 4, 6, 9 - 2 этаж) = 368,16 кв.м. (14,5% от общей площади здания); бар и банкетный зал (пом.28, 30, 35 - 2 этаж) = 160,32 кв.м. (6,3 % от общей площади здания), всего: 641,78 кв.м, или 25,2 % от общей площади здания.

Однако доказательств обоснованности включения всех вышеперечисленных в указанный список суду не представлено. Ничем достоверно не подтверждено, что указанные помещения используются именно по назначению: торговля, оказание бытовых услуг, общественное питание.

Из материалов дела также следует, решением Нижегородского областного суда от 28.07.2016 (дело № 3а-[номер]/2016) ранее дана надлежащая оценка всем доказательствам, представленным и в данном деле, признан недействующим <данные изъяты> раздела «городские округа» (Городской округ город [адрес]) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года № 311-05-11-111/15, в который было включено спорное нежилое помещение с кадастровым номером [номер], и обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области исключить спорное помещение из указанного Перечня. Указанное решение не обжаловано и вступило в законную силу 03.09.2016 (л.д.114-121).

Оценивая доказательства по делу, областной суд указал, что ООО «Троица-Сервис» получено экспертное заключение Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о фактическом использовании здания, из которого следует, что при внутреннем и внешнем осмотре здания с целью определения фактического использования объекта установлено, что здание используется для размещения офиса и бытового обслуживания населения, при этом отношение площади фактического использования помещений к общей площади здания составляет 13%, что является менее 20% отношения к общей площади здания. Экспертами сделаны вывод о том, что фактическое использование здания не соответствует требованиям п.п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ и объект подлежит исключению из Перечня.

В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Указанной позиции придерживаются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, ВАС РФ, согласно которой факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, имеют преюдициальное значение для другого дела.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения. В качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. К числу оснований для такого пересмотра относится установление приговором суда преступлений против правосудия (включая фальсификацию доказательств), совершенных при рассмотрении ранее оконченного дела.

Кроме того областной суд принимает во внимание, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.11.2021 заявленное требование ООО «Троица-Сервис» удовлетворено. Суд признал незаконными действия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области по включению объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в Перечень, утвержденный Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 №326-13-369863/19, и обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, исключить данный объект из указанного Перечня (л.д.1-10 том 2).

Постановлением Первого Арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022, по делу №[номер], указанное выше решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.11.2021 оставлено без изменения (л.д.122-127).

Также судом принимается во внимание Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.07.2022 №326-13-459081/22 «Об исключении пункта <данные изъяты> раздела «городской округ [адрес]» из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», которым исключено с 01.01.2020 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год объект недвижимого имущества: нежилое здание, по адресу: [адрес], с кадастровым номером [номер], площадью 2545,1 кв.м., включенный в пункт <данные изъяты> раздела «городской округ [адрес] (л.д.11).

Таким образом, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центрами (комплексами), либо назначение помещений в нем предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов.

Следовательно, спорный объект недвижимости не может считаться предназначенным для использования или фактически используемым как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Для установления фактического использования помещений в спорном здании в качестве торговых помещений, помещений для бытового обслуживания и общественного питания (по утверждению административного ответчика), административный ответчик, как того требует действующее законодательство, должен был обследовать указанный объект капитального строительства, что, исходя из материалов дела, сделано не было.

Достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения спорного здания к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик, на котором в силу положений ч.2 ст.62 КАС РФ лежит бремя доказывания законности оспариваемого акта, не представил.

При таких обстоятельствах, мнение административного ответчика, о том, что Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области осуществлен необходимый и достаточный комплекс мер по установлению назначения объекта с кадастровым номером 52:21:0000046:1742 для использования в административных и коммерческих целях, в качестве объекта торгового назначения, объекта для бытового обслуживания и общественного питания, только исходя из назначения и наименования спорного объекта недвижимости, является ошибочным.

Из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», пунктами 4 и 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года №635 в действующей редакции предусмотрено, что уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» (далее - Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).

Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество (пункт 5 Порядка).

Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 6 Порядка).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не предоставлено доказательств использования здания с кадастровым номером [номер] в административных целях и соответствия его критериям, установленным ст.378.2 Налогового кодекса РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], исходя из его назначения, разрешенного использования, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен этот объект, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в Перечень 2021 пункта 518 раздела «городские округа» (городской округ [адрес]), принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона №109-З.

При таких обстоятельствах суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, не имелось.

В связи с чем, административное исковое заявление ООО «Троица-Сервис» подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2021 году, и то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2021 год). Признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Следовательно, пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня 2021 подлежит признанию недействующим со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-631667/2020 от 19.11.2020.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Административным истцом также заявлено требование (л.д.19 том 2) об обязании административного ответчика исключить объект из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год. Однако оснований для удовлетворения указанного требования не имеется, поскольку настоящее решение суда после вступления в законную силу является основанием для исключения объекта из Перечня.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Троица-Сервис» - удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> раздела «городские округа» (городской округ [адрес]) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/20.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Троица-Сервис» - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева

Решение в окончательной форме принято 01 сентября 2022 года.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева