ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-77/17 от 08.09.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-77/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Голикова А.А.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

с участием прокурора Чершкуте Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 08 сентября 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о признании незаконным Генерального плана сельского поселения «Чикшино», утвержденного решением Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/89, в части включения в границы населенного пункта поселка сельского типа «Чикшино» земель лесного фонда,

установил:

Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к Совету МО МР «Печора» о признании незаконным Генерального плана сельского поселения «Чикшино», утвержденного решением Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/89, в части включения в границы сельского поселения «Чикшино» лесных участков, расположенных в защитных лесах в квартале № 51 лесотаксационные выдела № № 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11, 12, части выделов 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 32, 33, 36, 55, 56, 57, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 72, 73, 74 Чикшинского участкового лесничества ГУ РК «Каджеромское лесничество».

В обоснование требований представитель Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми указал, что генеральным планом в границы сельского поселения «Чикшино» Республики Коми включены земли лесного фонда, в том числе лесные участки, расположенные в защитных лесах ГУ РК «Каджеромское лесничество» в квартале № 51 – лесотаксационные выдела № № 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11, 12, части выделов 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 32, 33, 36, 55, 56, 57, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 72, 73, 74 Чикшинского участкового лесничества ГУ РК «Каджеромское лесничество», выделы в котором расположены как в защитных, так и в эксплуатационных лесах, без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Министерство считает, что генеральный план сельского поселения «Чикшино», утвержденный решением Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/89, в части включения в границы сельского поселения «Чикшино» лесных участков является незаконным, не соответствует Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», Положению о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48, принят с нарушением установленного порядка перевода земель из одной категории в другую, без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства. Кроме того, решение исполнительного комитета Печорского городского Совета народных депутатов от 19.12.1991 № 782, утвердившее черты поселения «Чикшино», также не является правовым основанием для включения рассматриваемых участков в границы населенного пункта и в Генеральный план, поскольку Печорский исполнительный комитете не обладал полномочиями по изъятию земельных участков, занятыми лесами первой и третьей группы Чикшинского лесничества, при этом доказательства соблюдения установленного действующим законодательством порядка перевода земельного участка в категорию земель населенного пункта отсутствуют. Оспариваемый нормативный акт нарушает права Министерства, создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, создает препятствие при осуществлении Министерством возложенных на него полномочий.

Определением Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения «Чикшино».

Определением Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена> к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Транснефть-Север».

<Дата обезличена> представитель Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми обратилась в суд с заявлением об уточнении административных требований, в котором просила признать незаконным Генеральный план сельского поселения «Чикшино», утвержденный решением Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/89, в части включения в границы населенного пункта - поселка сельского типа «Чикшино» лесных участков, расположенных в защитных лесах ГУ РК «Каджеромское лесничество» в квартале № 51 Чикшинского участкового лесничества ГУ РК «Каджеромское лесничество». В заявлении также просила привлечь в качестве заинтересованных лиц ГУ РК «Каджеромское лесничество» и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Коми.

Определением Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена> принято к производству заявление об уточнении административных требований, к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ РК «Каджеромское лесничество» и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Коми.

В отзыве на административное заявление представитель Совета МО МР «Печора» выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что утверждение Генерального плана относится к исключительной компетенции Совета МО МР «Печора», при этом Генеральный план сельского поселения «Чикшино» основывается на землеустроительном деле, сформированном ЗАО «ВодЗемЭкология» в соответствии с государственным контрактом от 24.06.2008 № 10-ОГ, заключенным с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, и на основании Закона Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми». В связи с чем земельные участки, расположенные в пределах границ населенного пункта п. Чикшино, установленных Законом Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» относятся к землям населенных пунктов. Кроме того, заявляет о пропуске административным истцом трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для подачи административного искового заявления в суд.

В судебном заседании представитель административного истца Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Малышев К.И. исковые требования поддержал.

Административный ответчик Совет МО МР «Печора» в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил. В заявлении представитель Совета МО МР «Печора» просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованные лица администрация сельского поселения «Чикшино», АО «Транснефть-Север», ГУ РК «Каджеромское лесничество» и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Коми явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Глава сельского поселения «Чикшино» в отзыве на административное исковое заявление от 16.06.2017 не возражала против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что земли лесного фонда, расположенные в защитных лесах ГУ РК «Каджеромское лесничество» в квартале № 51 Чикшинского участкового лесничества ГУ «Каджеромское лесничество» не включены в границы сельского поселения «Чикшино», отсутствуют акты приема-передачи земель лесного фонда в земли сельского поселения «Чикшино». Решение Печорского городского Совета народных депутатов от 19.12.1991 № 789 принято за пределами полномочий по распоряжению землями лесного фонда, предоставленных Лесным кодексом РСФСР.

Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Малышева К.И., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей, что административное исковое заявление Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Из положений статей 4, 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные положения закона содержатся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Советом МО МР «Печора» принято решение от 21.06.2016 № 6-10/88 об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Чикшино», которым включены в границы населенного пункта поселка сельского типа «Чикшино», в том числе лесные участки, расположенные в защитных лесах в квартале № 51 Чикшинского участкового лесничества ГУ РК «Каджеромское лесничество».

Генеральный план муниципального образования сельского поселения «Чикшино» является нормативным правовым актом, что участниками административного дела не оспаривается.

Решение Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/88 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельского поселения «Чикшино» и Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Чикшино» опубликовано в информационном вестнике Совета и администрации муниципального района «Печора», выпуск № 12, четверг, 30.06.2016, стр.11-12.

В силу пункта 5 решение Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/88 вступило в законную силу 30.06.2016.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что решение Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/88 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельского поселения «Чикшино» и Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Чикшино» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке.

Согласно указанному генеральному плану в границы населенного пункта - поселка сельского типа «Чикшино» включены земли лесного фонда, расположенные на участке лесного фонда – земельном участке, с кадастровым номером 11:12:0000000:0055, площадью 1293179,8 га.

Включение земель лесного фонда, расположенных в квартале 51 Чикшинского участкового лесничества ГУ «Каджеромское лесничество» - лесотаксационных выделах №№ 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11, 12, части выделов 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 32, 33, 36, 55, 56, 57, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 72, 73, 74 Чикшинского участкового лесничества ГУ «Каджеромское лесничество» в границы населенного пункта поселка сельского типа «Чикшино» подтверждается представленными административным истцом схемой графического наложения границ населенного пункта на материалы лесоустройства, выполненной ФГБУ Росреестр по Республике Коми, фрагментом наложения границ населенного пункта «Чикшино» на материалы лесоустройства, выполненного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект», а также материалами лесоустройства (копий планшетов), таксационными описаниями, картой муниципального образования МР «Печора».

В обоснование доводов административного искового заявления представитель административного истца сослался на несоблюдение Советом МО МР «Печора» процедуры перевода спорных земельных участков из категории «земли лесного фонда» в категорию «земли населенных пунктов», несогласование проекта генерального муниципального образования сельского поселения «Чикшино» с Федеральным агентством лесного хозяйства и отсутствие положительного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2016 № 615 «О Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми» утверждено Положение о Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, согласно пункту 9 которого, основными задачами деятельности Министерства являются, в том числе, устойчивое управление лесами, расположенными на территории Республики Коми, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В соответствие с пунктом 11 указанного Положения, Министерство исполняет функции по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, в аренду.

Поскольку рассматриваемые участки земель лесного фонда включены в границы населенного пункта поселка сельского типа «Чикшино» и значатся как земли населенного пункта, Министерство не имеет возможности реализовать целый ряд полномочий, возложенных на него статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положением о Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2016 № 615 «О Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми», в том числе предоставить их в аренду и в постоянное бессрочное пользование.Как усматривается из материалов дела, положения решения Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/88 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельского поселения «Чикшино» и Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Чикшино» затрагивают права административного истца.

На основании пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства.

В соответствии с пунктами 1, 5, 5.4.2 указанного Положения Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений; осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе по рассмотрению в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.

Частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 06.12.2005 № 11-11-12/001/2005-403 в собственности Российской Федерации находятся земли лесного фонда - земельный участок площадью 1293179,8 га с кадастровым номером 11:12:0000000:0055 для ведения лесного хозяйства (л.д. 22). Также отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда подтверждается выписками из таксационных описаний, копиями лесоустроительных планшетов, выкопировкой квартала 51 с плана лесонасаждений Чикшинского участкового лесничества ГУ «Каджеромское лесничество».

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.

В силу части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Статьей 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в том числе, в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Пунктом 2.1 названного Порядка (в редакции от 12.05.2014, действовавшим в период подготовки оспариваемого генерального плана муниципального образования сельского поселения «Чикшино»), предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Министерство регионального развития Российской Федерации обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (далее – Положение о Рослесхозе), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений в период подготовки оспариваемого нормативного акта являлся Рослесхоз.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» до 01.01.2015 к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.

Пунктом 5.4.2 Положения о Рослесхозе (в редакции от 25.12.2015, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) установлены полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а пунктом 5.4.3 Положения - полномочия по рассмотрению схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Следовательно, на дату утверждения Генерального плана решением Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/89 Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

Таким образом, законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

В нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденный проект Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Чикшино» не согласовывался с Рослесхозом.

Таким образом, отсутствие согласования проекта генерального плана сельского поселения «Чикшино» уполномоченным органом в области охраны и защиты лесного фонда - Рослесхозом, и отсутствие сводного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействующим решения Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/89 в оспариваемой части, поскольку имеется документально подтвержденное наложение границ населенного пункта и границ, находящихся в федеральной собственности лесных участков, а при подготовке проекта генерального плана сельского поселения «Чикшино» не соблюдена предусмотренная законодательством процедура согласования его с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит также из того, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств в подтверждение соблюдения установленного в 1991 году порядка перевода спорных земель из одной категории в другую.

Решение исполнительного комитета Печорского городского Совета народных депутатов от 19.12.1991 № 782, утвердившее черты поселения «Чикшино», не является правовым основанием для включения рассматриваемых участков в границы населенного пункта, поскольку Печорский исполнительный комитет не обладал компетенцией по изъятию спорных земельных участков, занятых лесами первой и третьей группы Чикшинского лесничества, и разрешению вопроса о переводе таких земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов. На момент издания указанного решения, изъятие или перевод в другую категорию спорных земельных участков могло быть произведено в исключительных случаях, предусмотренных статьей 24 Земельного кодекса РСФСР и на основании перечня установленного законодательством республики, входящей в состав РСФСР.

Доводы представителя ответчика в отзыве на административные требования о том, что Генеральный план сельского поселения «Чикшино» сформирован на основании Закона Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми», которым определены границы муниципального образования сельского поселения «Чикшино» не имеют правового значения для рассматриваемых требований о признании недействующим Генерального плана сельского поселения «Чикшино» в части включения в границы населенного пункта - поселка сельского типа «Чикшино» лесных участков, поскольку в границах сельского поселения могут находиться земли лесного фонда, и указанный факт не оспаривается истцом.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм процессуального права и подлежат отклонению.

Статья 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает сроки обращения в суд с административным иском об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащий и не распространяется на дела об оспаривании нормативных правовых актов.

В силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Рассматривая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого нормативного правового акта признаются недействующими, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в абзаце третьем пункта 28 Постановления от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Оспариваемые положения решения Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/89 применялись длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права иных граждан и организаций.

Данные обстоятельства, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационном вестнике Совета и администрации муниципального района «Печора», где был ранее опубликован нормативный правовой акт. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план сельского поселения «Чикшино», утвержденный решением Совета МО МР «Печора» от 21.06.2016 № 6-10/89, в части включения в границы населенного пункта - поселка сельского типа «Чикшино» лесных участков, расположенных в защитных лесах в квартале № 51 - выделы 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11, 12, части выделов 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 32, 33, 36, 55, 56, 57, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 72, 73, 74 Чикшинского участкового лесничества ГУ РК «Каджеромское лесничество».

Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационном вестнике Совета и администрации муниципального района «Печора», где был ранее опубликован нормативный правовой акт. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 11.09.2017.

Судья- Голиков А.А.