Дело № 3а-77/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 14 июля 2017 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,
при секретаре Епифанцевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Зеленые холмы» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО «Зеленые холмы», являясь собственником земельного участка, обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просило:
1.признать недостоверной кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 204 890 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, в размере 153 837 558, 70 рублей, определенной по состоянию на 05.04.2013 на основании удельного показателя кадастровой стоимости для земель для дачных объединений, расположенных во Всеволожском районе Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области».
2. Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 204 890 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения и определить ее по состоянию на 05.04.2013 в размере 1 235 486, 70 руб., на основании удельного показателя кадастровой стоимости для земель сельскохозяйственного назначения, установленном постановлением правительства Ленинградской области №355 от 29.12.2007, «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области».
3.Одновременно обязать административного ответчика исключить из сведений государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка и внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование указано, что земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства.
Согласно позиции административного истца, при исчислении кадастровой стоимости земельный участок необоснованно отнесен к землям садоводческого, огороднического или дачного объединения, так как общество в отличие от садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан является коммерческой организацией.
Кадастровая стоимость земельного участка определена неверно, так как при ее определении уполномоченный орган неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка, а именно применил удельный показатель кадастровой стоимости(УПКС) «для земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан», утвержденный постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области», между тем как надлежало применить УПКС «для земель сельскохозяйственного назначения», утвержденный постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №355 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области».
К недостоверным сведениям об объекте оценке относится, в том числе и неправильное определение условий, влияющих на стоимость участка.
Ошибочное исчисление кадастровой стоимости привело к необоснованному и существенному увеличению размера земельного налога административного истца, что нарушило его права как налогоплательщика.
Заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка комиссией необоснованно не принято к рассмотрению.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Зеленые холмы» ФИО1 административный иск поддержала по изложенным в нем доводам, указав, что при исчислении кадастровой стоимости допущена ошибка. Вид разрешенного использования земельного участка был установлен администрацией муниципального образования. Земельный участок, который принадлежит административному истцу, не относится к землям садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан и не используется под дачное строительство. Земельный участок фактически находится на территории памятника природы. При исчислении кадастровой стоимости земельного участка необходимо был применить УПКС, установленный для земель сельскохозяйственного назначения, ранее земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения. Полагала немотивированным и необоснованным применение при исчислении кадастровой стоимости земельного участка п.2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222 (далее-Методические указания).
К участию в деле привлечены:
-в качестве административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Росреестра по Ленинградской области, правительство Ленинградской области;
-в качестве заинтересованного лица: администрация муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В возражении относительно заявленных требований представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области ФИО2 указала, что кадастровая стоимость земельного участка рассчитана в соответствии с Методическими указаниями исходя из площади земельного участка и УПКС для дачных объединений Всеволожского района Ленинградской области 750, 83 руб./кв.м., утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области». В возражении содержится просьба рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание не явился, о слушании дела названное Управление извещено надлежащим образом.
В возражении относительно заявленных требований представитель административного ответчика правительства Ленинградской области ФИО3 полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, указав, что правительство Ленинградской области не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу. Исходя из п.п.2.1.2, 2.3.1 Методических указаний считала, что в связи с тем, что земельный участок относится к виду разрешенного использования- для дачного строительства, то для него должен применяться удельный показатель кадастровой стоимости земель, предусмотренный для дачного объединения, независимо от того обстоятельства, что участки не входят в дачное объединение. Земельный участок административного истца не относится ни к одной из групп земель сельскохозяйственного назначения, для которых установлены удельные показатели постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №355 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения».
В судебном заседании представитель административного ответчика правительства Ленинградской области ФИО4 в удовлетворении административного иска просила отказать по доводам, приведенным в письменном возражении, отметив также, что создание памятника природы регионального значения «Колтушские высоты» не влияет на правильность исчисление кадастровой стоимости и не изменяет режим использования земельного участка.
В судебном заседании представитель административного ответчика правительства Ленинградской области ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в возражениях.
В возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО5 в удовлетворении административного иска просил отказать, указав, что кадастровая стоимость земельного участка исчислена в соответствии с п.2.4 Методических указаний, исходя из площади земельного участка и УПКС, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 30.10.2010 №383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области». С учетом п.п.1,3,10,11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316, правовое значение имеет то, что государственная кадастровая оценка земель дачных объединений проводилась исходя из вида разрешенного использования. Довод о применении при определении кадастровой стоимости земельного участка УПКС, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №355 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области» является необоснованным, так как из Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.06.2005 №145 следует, что земельные участки категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для дачного строительства под их регулирование не подпадают. Так как сведения государственного кадастра недвижимости не противоречат сведениям в документах, на основании которых данные о виде разрешенного использования внесены в государственный кадастр недвижимости, то техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствует.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО5 просил отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в возражениях, отметив, что кадастровая стоимость определена в соответствии с п.п.2.4, 2.1.2, 2.3.1 Методических указаний; другой процедуры определения кадастровой стоимости не имеется.
В возражениях представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО6 полагала, что в удовлетворении требований надлежит отказать, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пунктам 2,4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316(далее-Правила), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения; государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 5,6,7 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости; государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода; государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.
В пункте 1.1 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 01.07.2005 №145(далее-Методические рекомендации) разъяснено, что для целей настоящих Методических рекомендаций под кадастровой стоимостью понимается капитализированный расчетный рентный доход.
В соответствии с п.1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения (утвержденных Приказом Минэкономразвития от 20.09.2010 №445), нормы данных Методических указаний не применяются для государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Приказом Роскомзема от 26.08.2002 №П/307 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений(далее-Методика). В пункте 1.2 Методики определено, что под земельным участком дачного объединения понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Порядок и процедура проведения государственной кадастровой оценки земель определена ст.ст.24.11-24.17 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности».
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 №945 «О государственной кадастровой оценке земель», от 08.04.2000 №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и на основании представления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 01.11.2007 №4277 правительством Ленинградской области принято постановление от 29.12.2007 №355 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области»(далее-постановление правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №355). В приложении №1 к постановлению правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №355 содержатся удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области (минимальные и средние значения) с разделением по 17 муниципальным районам Ленинградской области и на 5 групп (по видам разрешенного использования) и в целом (без разделения на группы) по каждому району.
Выделены следующие группы: I – сельскохозяйственные угодья, II – земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.; III- земли под замкнутыми водоемами; IV – земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли; V- земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев(землепользователей) на праве постоянного (бессрочного ) или безвозмездного пользования.
Согласно п.4 приложения №1 к постановлению правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №355 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения для I группы земель Всеволожского муниципального района равен 6,03 руб./кв.м.
На основании ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 №945 «О государственной кадастровой оценке земель» и от 08.04.2000 №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» правительством Ленинградской области принято постановление от 30.12.2010 №383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области» (далее-постановление правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383).
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области приведены в Приложении №1 к постановлению правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383.
В пункте 4 Приложения №1 к постановлению правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 указан, в том числе, средний удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Всеволожскому муниципальному району Ленинградской области в размере 750,83 руб./кв.м.
В примечании под знаком: «<*>» к Приложению №1 к постановлению правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 отмечено, что в соответствии с пунктом 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 (с изменениями), в случае образования нового или выявления ранее учтенного садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222 утверждены Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, в пункте 1.2 которых отражено, что настоящие Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В силу пункта 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 №222)/далее- Методические указания по определению кадастровой стоимости/ в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном садоводческом, огородническом или дачном объединении кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.
Пунктом 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости предусмотрено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Согласно пункта 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Росреестра от 22.03.2010 №15/87-СБ о применении пункта 2.1.2 названных Методических указаний по определению кадастровой стоимости, в случае образования нового или выявления ранее учтенного садового, огородного или дачного земельного участка, не входящего в состав соответствующих объединений, его кадастровую стоимость возможно определить путем умножения среднего для муниципального района (городского округа)(в случае отсутствия – для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Из разъяснений, содержащихся в письме Росреестра от 22.01.2014 №15-исх/00606-НФ/14, следует, что определение кадастровой стоимости земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ садоводческих, огороднических и дачных объединений, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2.3.1 Методических указаний.
В соответствии с Приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии(далее-Росреестр) от 11.03.2010 №П/93 и от 26.12.2011 №П/531 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»(далее-Учреждение) на период возникновения спорных правоотношений было наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик(соответствующие полномочия были закреплены в п.п. 13.1.13.2 и 13.6 Устава Учреждения, утвержденного Приказом Росреестра от 01.09.2011 №П/331).
В соответствии с пунктами 1.4, 1.6 Положения о филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области(далее-Положение), утвержденным Приказом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 25.10.2011 №128, филиал являлся обособленным подразделением Учреждения, не является юридическим лицом и действует на основании утвержденного Учреждением положения; филиал осуществляет функции Учреждения, а также представляет его интересы и осуществляет их защиту на территории Ленинградской области.
Пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.6 Положения было предусмотрено, что филиал осуществлял ведение государственного кадастра недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В связи с принятием Федерального закона 218-ФЗ из объема полномочий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» исключены полномочия по проверке действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документа лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав( ч.ч.3,4 ст.3 Федерального закона 218-ФЗ).
Объем правомочий учреждения определен Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 №П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» и закреплен в Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Филиалы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не являются юридическими лицами и осуществляют деятельность от имени Учреждения (пункт 22 Устава ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»).
Полномочия филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области определены Положением, утвержденным Приказом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 30.12.2016 № П/533.
Согласно ч.1 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»(далее-Федеральный закон 218-ФЗ) под технической ошибкой (опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой) понимается ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях).
В соответствии с ч.3 ст.61 Федерального закона 218-ФЗ под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе и требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
В п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Из копии кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером № следует, что данный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № и поставлен на государственный кадастровый учет решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области от 05.04.2013 №.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 05.04.2013 земельный участок площадью 204 890 кв.м. с кадастровым номером № относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначение, вид разрешенного использования: для дачного строительства (основание: свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ).
При исчислении кадастровой стоимости земельного участка использован УПКС равный 750,83 руб./кв.м. Кадастровая стоимость составляет 153837558, 70 руб.
Из кадастрового (межевого) дела земельного участка площадью 206490 кв.м. с кадастровым номером № следует, что земельный участок относился к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (кадастровый план земельного участка от 17.08.2007 №).
Постановлением администрации муниципального образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «для дачного строительства».
В результате, был произведен государственный кадастровый учет изменений недвижимости. В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что земельный участок относился к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Зеленые холмы» является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, общая площадь 204 890 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>; кадастровый номер земельного участка- №.
В кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости ДД.ММ.ГГГГ; акт об утверждении кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ; кадастровая стоимость земельного участка составляет 153837558.70 руб.
19 декабря 2016 года ООО «Зеленые холмы» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Ленинградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по тем основаниям, что при определении кадастровой стоимости земельный участок неправильно отнесен к землям садоводческого, огороднического или дачного объединения, что привело к применению неверного УПКС.
В ответе председателя комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Ленинградской области от 24.01.2017 сообщено о том, что заявление не принято комиссией к рассмотрению.
Постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2015 №536 природный комплекс камового ландшафта северной части Колтушской возвышенности объявлен памятником природы регионального значения «Колтушские высоты», а территория, занятая им-особо охраняемой природной территорией регионального значения; утвержден Паспорт памятника природы регионального значения «Колтушские высоты» и утверждены границы особо охраняемой природной территории, занятой памятником природы регионального значения «Колтушские высоты».
В пункте 4.2 Паспорта памятника природы регионального значения «Колтушские высоты» отражено, что землепользование и застройка земельного участка с кадастровым номером № осуществляется в соответствии с установленным для них на момент создания ООПТ целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования, а также требованиями градостроительного регламента Правил землепользования и застройки муниципального образования "Колтушское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов указанного поселения от 26 декабря 2014 года N 110, для зоны ведения садоводства и дачного хозяйства (кодовое обозначение зоны ТСЗ), при этом процент застройки земельного участка не может превышать 20 процентов и высота зданий не может превышать 12 метров.
В ответах администрацией муниципального образования «Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» от 19.06.2017, 04.07.2017 сообщено, что до принятия постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2015 №536 «О памятнике природы регионального значения «Колтушские высоты» решением совета депутатов муниципальное образование Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.12.2014 №110 земельный участок с кадастровым номером 47:09:0114003:260 был отнесен к территориям с особыми условиями использования-«территории с особым режимом использования в целях сохранения природных объектов и комплексов(планируемые ООПТ «Колтушские высоты»). В настоящее время на земельный участок административного истца распространяются ограничения, установленные особо охраняемой природной территории Ленинградской области (ООПТ) «Колтушские высоты».
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 декабря 2016 года удовлетворен административный иск Всеволожского городского прокурора. Признано незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.12.2014 №110 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области». Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 14 апреля 2016 года решение суда оставлено без изменения.
До настоящего времени в муниципальном образовании Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального образования Ленинградской области Правила землепользования и застройки не утверждены.
Сравнительный анализ пунктов 2,4,5-7 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель(утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316), Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения(утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 01.07.2005 №145), п.1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения(утв.Приказом Минэкономразвития от 20.09.2010 №445), Методики(утв. Приказом Роскомзема от 26.08.2002 №П/7) показывает, что государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения и государственная кадастровая оценка земель дачных объединений–разные процедуры, порядок проведения которых регулируется различными нормативными правовыми актами.
Так как земельный участок, принадлежащий административному истцу образован и поставлен на государственный кадастровый учет после утверждения государственной кадастровой оценки земель, то установление его кадастровой стоимости обоснованно произведено в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (пункты 1.2, 2.4).
Исчисление кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу в соответствии с показателем УПКС по дачным объединениям по Ленинградской области, установленным постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383, утвердившим государственную кадастровую оценку, в том числе, земель дачных объединений по Ленинградской области, а не с учетом показателя УПКС для сельхозугодий по Всеволожскому району Ленинградской области, установленного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №355, утвердившего государственную кадастровую оценку земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области, соответствует требованиям пунктов 2.1.2, 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка и не противоречит приведенным выше федеральным и областным нормам.
Примененный способ определения кадастровой стоимости земельного участка согласуется с разъяснениями, содержащимися в письмах Росреестра от 22.03.2010 №15/87-СБ, от 22.01.2014 №15-исх/00606-НФ/14.
Таким образом, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка определена на основании ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктами 1.2, 2.1.2, 2.3.1, 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости с учетом разъяснений, содержащихся в письмах Росреестра от 22.03.2010 №15/87-СБ, от 22.01.2014 №15-исх/00606-НФ/14.
С учетом приведенного федерального и регионального законодательства в данной сфере правового регулирования, суд полагает правильным суждение представителя административного ответчика о том, что земельные участки с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования-для дачного строительства не подпадают по действие постановления правительства Ленинградской области от 27.12.2007 №355«Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области».
Следовательно, при определении кадастровой стоимости земельных участков указанным выше способом не допущено технической и/или подобной ошибки, предусмотренной ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Равно как не имеется правовых оснований полагать, что при исчислении кадастровой стоимости земельный участок ошибочно отнесен к землям садоводческого, огороднического или дачного объединения или были неправильно определены условия, влияющие на стоимость участка.
Утверждение о том, что земельный участок фактически используется как земля сельскохозяйственного назначения и не используется под дачное строительство не является правовым основанием для применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка УПКС, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №355.
Включение же земельного участка в границы памятника природы регионального значения «Колтушские высоты» постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2015 №536 не свидетельствует о неправильности исчисления кадастровой стоимости земельного участка, так как п.4.2 паспорта названного памятника природы установлено, что землепользование земельного участка осуществляется в соответствии с установленным для него на момент создания особо охраняемой природной территории целевым назначением(категорией земель) и видом разрешенного использования.
Иные доводы административного истца сводятся к неверному толкованию приведенных норм федерального и регионального законодательства и не содержат доказательств, подтверждающих использование недостоверных сведений при исчислении кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного, в удовлетворении административного искового заявления ООО «Зеленые холмы» надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Зеленые холмы» о признании недостоверной кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 204 890 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, в размере 153 837 558, 70 рублей, определенной по состоянию на 05.04.2013 на основании удельного показателя кадастровой стоимости для земель для дачных объединений, расположенных во Всеволожском районе Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области», о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости: земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 204 890 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения и определить ее по состоянию на 05.04.2013 в размере 1 235 486, 70 руб., на основании удельного показателя кадастровой стоимости для земель сельскохозяйственного назначения, установленном постановлением правительства Ленинградской области №355 от 29.12.2007, «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области» и об обязании административного ответчика исключить из сведений государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка и внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения кадастровой стоимости земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную коллегию Ленинградского областного суда в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Е.Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2017 года.