ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-77/17 от 23.06.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-77\17 Изготовлено в окончательной форме 23.06.17г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Ярославль 20 июня 2017г.

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Котовой И.С.,

с участием представителей административных ответчиков: администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области ФИО3, Министерства финансов Российской Федерации по доверенности ФИО4, заинтересованного лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, финансовому управлению администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Федеральной службе судебных приставов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

Установил:

В административном исковом заявлении ФИО6 просит присудить ей компенсацию в размере 1 000 000 руб. за нарушение разумных сроков исполнения решения Большесельского районного суда Ярославской области от 01 июля 2015г. (вступило в законную силу 04.08.2015г.), которым на администрацию Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области возложена обязанность предоставить ФИО6 на семью из четырех человек вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению 25,9 кв. м, отвечающее установленным требованиям, в черте <адрес>.

Административные исковые требования мотивированы тем, что решение суда длительное время не исполняется, чем нарушается право административного истца на своевременное исполнение решения. Принимая решение, суд исходил из того, что проживание в жилом помещении небезопасно, так как жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания, что подразумевает обязанность должника исполнить решение суда в кротчайшие сроки. 06.08.2015г. возбуждено исполнительное производство. В установленный срок решение не исполнено. Определениями Большесельского районного суда Ярославля области от 18.11.2015г. и от 23.11.2016г. должнику отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, так как меры по исполнению решения суда должны приниматься в наиболее короткий срок, носить эффективный характер, так как жилое помещение может представлять угрозу для жизни и здоровья лиц, проживающих в нем. Но, несмотря на это, должник до настоящего времени решение не исполнил, эффективных мер, направленных на исполнение решения, не предпринимает.

В судебном заседании административный истец ФИО6 участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с нахождением за пределами Ярославской области.

Представитель административного ответчика администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области глава администрации ФИО3 административные исковые требования не признал, пояснив, что администрацией принимаются меры к исполнению решения суда. Однако, к настоящему времени исполнить решение не представилось возможным ввиду объективных причин, так как свободного жилого фонда не имеется. В 2015г. решение суда, вынесенное в пользу ФИО6, вступило в законную силу уже после формирования бюджета на 2015г., в связи с чем исполнить данное решение в 2015г. не представилось возможным. Финансовые средства на реализацию судебных решений о предоставлении жилых помещений граждан в 2016-2017гг. из областного бюджета не выделили, несмотря на своевременно направленные документы.

Представитель административного ответчика Минфина РФ по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что отсутствуют основания для их удовлетворения.

От административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области поступило письменное объяснение, в котором указывается на предпринимаемые в рамках Закона об исполнительном производстве меры, направленные на понуждение должника к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Заинтересованное лицо ФИО5 (супруг ФИО6) в судебном заседании просил удовлетворить административные исковые требования, пояснив, что до настоящего времени решение суда не исполнены. Эффективные меры, направленные на своевременное и правильное исполнение решения суда, должником не предприняты, чем нарушаются права административного истца и членов ее семьи на исполнение решения суда в разумные сроки. Неисполнение решения суда затрагивают и другие права членов семьи, так как ввиду ветхости занимаемого жилого помещения супруга с детьми вынуждена проживать в другом месте.

Административные ответчики Федеральная служба судебных приставов, управление финансов администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, заинтересованные лица ФИО1 и ФИО2 (сын и дочь ФИО6), представитель заинтересованного лица отдела судебных приставов по Тутаевскому и Большесельскому районам Ярославской области участия в судебном заседании не принимали

От отдела судебных приставов по Тутаевскому и Большесельскому районам Ярославской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя отдела.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующему.

Решением Большесельского районного суда Ярославской области от 01 июля 2015г. на администрацию Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области возложена обязанность предоставить ФИО6, ФИО5, ФИО1, ФИО2 на состав семьи из четырех человек вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению 25,9 кв.м, отвечающее установленным требованиям, в черте <адрес>.

Решение вступило в законную силу 04 августа 2015г.

04 августа 2015г. Большесельским районным судом Ярославской области взыскателю выдан исполнительный лист на основании решения суда от 01 июля 2015г.

06 августа 2015г. исполнительный лист поступил в отдел судебных приставов по Тутаевскому и Большесельскому районам Ярославской области.

06 августа 2015г. возбуждено исполнительное производство по поступившему исполнительному листу, должнику администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, изложенных в исполнительном документе.

Копия постановления поступила в администрацию Большесельского сельского поселения 05.10.2015г.

10 марта 2016г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

24 мая 2016г. судебный пристав-исполнитель вручил главе администрации Большесельского сельского поселения предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ.

07 сентября 2016г. должнику установлен 60-дневный срок для исполнения требований, изложенных в исполнительном документе.

Постановлением начальника отдела судебных приставов по Тутаевскому и Большесельскому районам Ярославской области от 13 декабря 2016г. администрации Большесельского сельского поселения назначено административное наказание по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, которое решением судьи Большесельского районного суда Ярославской области от 21 февраля 2017г. отменно, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В целях исполнения решения суда администрация Большесельского сельского поселения 12 августа 2015г. направило в департамент строительства Ярославской области сведения о необходимости выделения финансовых средств для исполнения вступивших в законную силу шести решений Большесельского районного суда Ярославской области, в том числе от 01 июля 2015г. по иску ФИО6

Департамент строительства Ярославской области рекомендовал подготовить соответствующие документы для участия в 2016г. в программе по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным и (или) с высоким уровнем износа.

16 ноября 2015г. администрация Большеселского сельского поселения направила в департамент строительства Ярославской области заявку и необходимые документы для включения поселения для участия в 2016г. в программе по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным и (или) с высоким уровнем износа. Администрация поселения направила документы, в том числе, для предоставления жилого помещения семье ФИО6

28 марта 2016г. департамент строительства Ярославской области сообщил о том, что в 2016г. Большесельскому сельскому поселению выделить субсидии не представилось возможным.

23 декабря 2016г. администрация Большесельского сельского поселения направило в департамент строительства Ярославской области заявку и необходимые документы для включения поселения для участия в 2016г. в программе по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным и (или) с высоким уровнем износа. Администрация поселения направила документы, в том числе, для предоставления жилого помещения семье ФИО6

К настоящему времени субсидии для приобретения или строительства жилья в 2017г. не выделены.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Тем самым, срок исполнения решения составил (с 06.08.2015г. по 20.06.2017г.) 1 года 8 мес.16 дней.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» взыскатели по исполнительному производству имеют право на присуждение компенсации за нарушение разумного срока исполнения судебного акта, которым на органы местного самоуправления возложена обязанность исполнить требования имущественного или неимущественного характера.

Вместе с тем оснований для удовлетворения административных исковых требований не усматривается ввиду следующего.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с административным исковым заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях. При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2 статьи 1 ФЗ от 30.04.2010г. № 68-ФЗ).

Как указано в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016г. № 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Исполнение решения было возможно лишь при наличии свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. При его отсутствии должник вынужден изыскивать возможность исполнения решения иным способом.

Доводы административного ответчика администрации Большесельского сельского поселения о том, что свободных жилых помещений не имелось, ничем не опровергнуты.

В связи с этим администрация Большесельского сельского поселения вынуждена была в целях исполнения решения суда использовать иной способ – приобретение жилого помещения за счет бюджетных средств.

Так как в бюджете сельского поселения в 2015-2017гг. не предусмотрено достаточно финансовых средств для исполнения вынесенных решений о предоставлении жилых помещений, должник вынужден был изыскивать эти средства, в связи с чем обращался в установленном порядке в департамент строительства Ярославской области с заявками на выделение субсидий из областного бюджета.

Учитывая недостаточность средств в бюджете муниципального образования, а также необходимость исполнения ряда решений суда, вынесенных ранее, действия должника, направленные на получение субсидий из областного бюджета, расцениваются как верное решение, которое могла в сложившихся обстоятельствах принять администрация сельского поселения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что должник не бездействовал, предпринимал все зависящие от него меры, направленные на исполнение решения суда.

Отказ в выделении субсидий не зависит от воли должника, поэтому факт отказа в выделении субсидий не свидетельствовует о бездействии администрации поселения.

В бюджете сельского поселения на 2016г. было предусмотрено 100000 руб. для расселения аварийного и ветхого жилья, а на 2017г. – 90 000 руб.

Предусмотренные в бюджете денежные средства были явно недостаточны для исполнения решения. Формирование бюджета зависит от дохода бюджета, который в соответствии со ст. 39 Бюджетного кодекса РФ формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. В связи с этим оснований полагать, что бюджетные средства, предусмотренные в указанных размерах на цели расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, свидетельствуют о неэффективности действий должника, не имеется.

При этом следует учесть, что на должнике в указанный период времени лежали обязанности по исполнению ряда аналогичных решений, вынесенных ранее.

Наличие исполнительных производств о возложении на администрацию сельского поселения обязанностей по предоставлению жилых помещений гражданам подтверждается постановлениями о возбуждении аналогичных исполнительных производств.

В силу изложенного неисполнение судебного акта с учетом обстоятельств объективной реальности не является основанием для присуждения компенсации.

Также следует учесть, что со стороны суда первой инстанции были предпринятый своевременные меры по оформления исполнительного листа и вручения его взыскателю.

Службой судебных приставов совершались необходимые исполнительные действия, направленные на понуждение должника к своевременному исполнению решения.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 258, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ФИО6 в удовлетворении исковых требований о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.