ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-77/18 от 14.06.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

дело № 3а-77/2018

14 июня 2018 года г. Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Черепановой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Улан-Удэнский авиационный завод» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

10 апреля 2018 года АО «Улан-Удэнский авиационный завод» обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, площадью 31 701 кв.м., по состоянию на 24 февраля 2016г. равной его рыночной стоимости в размере 7 608 000 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость была установлена в соответствии с Постановлением Правительства РБ №2 от 13 января 2016г. и составляет 14615112,03 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке №78-12/17, составленным <...>

В судебном заседании представитель АО «Улан-Удэнский авиационный завод» Дарханов Е.Ю., действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной рыночной стоимости по состоянию на 24 февраля 2016г. в размере 7862 000 руб. на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости №01-06/18, составленного <...>».

Действующие на основании доверенностей представители административного ответчика Управления Росрестра по РБ Раднаев Р.Р., заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Абидуева Д.А., возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на недостоверность отчета об оценке.

Представитель административного ответчика Правительства РБ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом на основании п.4 ст.247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судом при рассмотрении дела установлено, что АО «Улан-Удэнский авиационный завод» является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 31 701 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: основная производственная территория, расположенного по адресу: <...>

Данный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...> и поставлен на кадастровый учет 24 февраля 2016г.

Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в соответствии с удельными показателями, утвержденными Постановлением Правительства Республики Бурятия №2 от 13 января 2016г., в размере 14615112,03 руб. по состоянию на 24 февраля 2016г.

В обоснование необходимости судебной защиты своих прав АО «Улан-Удэнский авиационный завод» ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.

При этом досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что истец 28 декабря 2017г. обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РБ, однако решением от 24 января 2018г. заявление было отклонено.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.п. 1 п.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Согласно ст.24.15 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статьей 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч.2).

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ч.3).

Таким образом, в указанных случаях определение кадастровой стоимости производится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель (п.2.1.), на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (п.2.6.).

Дата постановки земельного участка с кадастровым номером <...> на государственный кадастровый учет - 24 февраля 2016г.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В ходе рассмотрения дела в обоснование рыночной стоимости земельного участка административным истцом был представлен отчет об оценке №01-06/18 от 7 июня 2018г., проведенной <...> в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 24 февраля 2016г. составляет 7 862 000 руб.

Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.

Оценщик Б. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом Ассоциации Саморегулируемой организации Оценщиков <...> его ответственность застрахована в <...>

В ходе рассмотрения дела оценщик Б., допрошенный в качестве свидетеля, подтвердил выводы, изложенные в отчете, пояснив при этом, что в связи с тем, что объект-аналог №3 находится в аренде, им была проведена корректировка на имущественные права в размере 16,28% на основании справочника Лейфера. Корректировка на местоположение была проведена в соответствии с данными по наиболее развитому рынку - земельные участки под ИЖС, отражающий экономический потенциал населенного пункта и развитость его инфраструктуры. Рынок ИЖС позволил корректно подобрать аналоги, поправка на местоположение была произведена через земельные участки под индивидуально-жилищную застройку. Оцениваемый участок производственно-складского назначения - самый большой в городе, потому аналоги подбирались по количественным и качественным характеристикам площадью свыше 5000 кв.м. Первый аналог - под базу, второй аналог - под строительство производственной базы, третий аналог - для строительства складов, базы, четвертый аналог - для размещения зданий производственной базы. В соответствии с п.10 ФСО №4 объект оценивается как незастроенный, с учетом его фактического использования и без учета обременений, наличие коммуникаций при оценке земельного участка не учитывается, в противном случае это может привести к двойному налогообложению, так как сети и инженерные коммуникации должны учитываться при оценке объектов капитального строительства.

При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими. При проведении оценки земельного участка корректно подобраны объекты-аналоги, метод оценки, использованы необходимые корректировки.

Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в соответствии со ст.62 КАС РФ лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью установления иной стоимости земельного участка ответчиками, заинтересованными лицами заявлены в ходе рассмотрения дела не были.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.

Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 24 февраля 2016г. 7 862 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление АО «Улан-Удэнский авиационный завод» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 31 701 кв.м., расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости по состоянию на 24 февраля 2016 года, равной 7 862 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательном виде решение изготовлено 20 июня 2018 года.

Судья: Т.Б. Казанцева