ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-77/19 от 14.08.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-77/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2019 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Тулуповой Т.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании с участием прокурора Т.. административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству в части приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области»

установил:

Т. обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и противоречащему федеральному законодательству приложения № 1 (в части) и приложения № 3 к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области». В обоснование требований указал на несоответствие оспариваемых положений Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № Полагает, что при установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Новосибирской области для двухэтажных многоквартирных и жилых домов после года постройки, со стенами из камня и кирпича - 0,018 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц, а также норматива по отоплению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке - Гкал на 1 кв.метр в месяц, у административного ответчика отсутствовали все необходимые экономические и статистические данные, на основании которых были установлены оспариваемые нормативы, в частности: недостаточность выборки жилых домов и гаражей, неправильный учет климатических условий. Кроме того, административным ответчиком не было принято решение об установлении нормативов по дополнительной категории жилых домов, имеющих меньшую высоту отапливаемых помещений и надворных построек (гаражей) с дифференциацией в зависимости от особенностей расположения и конструктивных параметров.

Просит суд признать недействующим с даты принятия приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Новосибирской области для двухэтажных многоквартирных и жилых домов после года постройки, со стенами из камня и кирпича - Гкал на кв.метр общей площади жилого помещения в месяц, а также в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке на территории Новосибирской области – Гкал на кв.метр в месяц.

В судебном заседании Т. и его представитель поддержали заявленные требования.

Представитель Департамента по тарифам Новосибирской области – В. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагает, что оспариваемый приказ является законным и обоснованным, принят в пределах предоставленной компетенции.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, показания свидетеля С., заключение прокурора, полагавшего возможным частично удовлетворить заявленные требования, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту – Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Пунктом 3 названных выше Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).

На территории Новосибирской области обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг возложена на Департамент по тарифам Новосибирской области.

ДД.ММ.ГГГГ года Департаментом по тарифам Новосибирской области принят приказ № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области», который опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области н., ДД.ММ.ГГГГ года и в средствах массовой информации газете «Советская Сибирь», № ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, данный приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования.

Приложением № к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Новосибирской области, определенные с применением метода аналогов.

В частности в строке 2 столбца 2 указанного приложения установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Новосибирской области для двухэтажных многоквартирных и жилых домов после года постройки, со стенами из камня и кирпича - Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц.

Проверяя приложение № в оспариваемой части на соответствие его требованиям федерального законодательства суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту - Правила № 354), понятие «коммунальные ресурсы» включает в себя холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода (пункт 19 Правил № 306).

Пункт 21 Правил № 306 устанавливает, что метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг уполномоченный орган может применять только один из указанных методов: либо метод аналогов, либо расчётный. Применение «смешанного метода» включающего в себя одновременное применение и метода аналогов и расчетного, не допускается.

Таким образом, доводы административного истца о том, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг для жилых помещений Департамент по тарифам Новосибирской области должен был применять «смешанный метод» правильными признаны быть не могут.

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов предусмотрен в разделе V Правил № 306.

Согласно пункту 31 Правил № 306 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.

В силу пункта 32 Правил № 306 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к данным Правилам.

Пунктом 35 Правил № 306 установлено, что для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

Из положений пункта 9 Правил № 306, следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса.

Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9.1 Правил).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № Департамент по тарифам Новосибирской области предложил руководителям ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций (т.4) и главам муниципальных образований (т.3) представить информацию о многоквартирных и жилых домах, расположенных на территориях городских округов и муниципальных районов Новосибирской области, подключенных к централизованной системе отопления, информацию о договорах теплоснабжения, заключенных в целях отопления надворных построек в виде прилагаемых таблиц.

Предусмотренное пунктом Правил № выборочное наблюдение связано с представительностью выборки и позволяет распространить результаты расчетов по выборке на всю совокупность домов в группе.

Из материалов дела следует, что Департаментом по тарифам Новосибирской области порядок формирования выборки не нарушен, предпринятые административным ответчиком меры для формирования выборки являлись достаточными, количество включенных в объем предварительной выборки домов положениям подпункта «а» пункта приложения № к Правилам соответствует, а результаты расчетов представленной информации свидетельствуют о репрезентативности выборки по всем группам многоквартирных и жилых домов указанных в приложении № 1 оспариваемого приказа.

Доводы административного истца о том, что определенный Департаментом по тарифам Новосибирской области объем выборки является ошибочным, поскольку в нарушение пункта Правил № , в него не были включены жилые дома которые имеют меньшую высоту отапливаемых помещений и объем нагреваемого воздуха по сравнению с проектными, стандартными помещениями аналогичных двухэтажных жилых домов постройки после год, являются необоснованными и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Абзацем вторым пункта Правил № закреплено право уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определять иные категории жилых помещений, имеющих конструктивные и технические параметры, отличные от тех, которые перечислены в приложении № 2 к Правилам.

Под «конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома» понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома) ().

В силу подпункта «д» пункта Правил № при определении нормативов потребления коммунальных услуг, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

Согласно формуле приложения № к Правилам № объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее домов.

Поскольку в представленной информации по городским округам и муниципальным районам Новосибирской области отсутствовали данные о наличии жилых домов с характеристиками указанными административным истцом, в том числе в необходимом количестве, Департамент по тарифам Новосибирской области при расчете оспариваемых нормативов обоснованно и на законных основаниях не определил отдельную категорию иных жилых домов с вышеуказанными характеристиками.

Доводы административного истца о необоснованном отсутствии в оспариваемом приказе дифференциации нормативов потребления тепловой энергии исходя климатических условий Новосибирской области предусмотренных пунктами Правил № , суд находит несостоятельными.

Учет таких показателей как «среднесуточная температура наружного воздуха», «расчетная температура наружного воздуха» предусмотрено Правилами № только для расчетного метода (таблица 4 приложения к названным Правилам). В пункте 32 данных Правил, который устанавливает критерии для выборки домов в ходе определения норматива потребления коммунальной услуги с применением метода аналогов, такие параметры отсутствуют.

В силу пункта Правил № после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

Подпункт «б» пункта Правил № устанавливает срок проведения замеров после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов в отношении отопления (первое и последнее число любого месяца отопительного периода) и позволяет определить расход коммунального ресурса.

Подпункты «а», «в», «г», «д», «е» пункта Правил № регламентируют процедуру замеров по многоквартирному дому как единому объекту, потребляющему коммунальные услуги, и предусматривают обязательную фиксацию данных, влияющих на объем потребления коммунальных ресурсов.

На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (пункт 41 Правил № 306).

Вместе с тем административный ответчик не представил суду доказательств соблюдения установленного порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов.

В нарушение пунктов Правил № план проведения измерений и снятия показаний приборов учета после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов не составлялся.

В ресурсоснабжающие и управляющие организации Новосибирской области было направлено письмо Департамента по тарифам Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ года № о необходимости проведения измерений и снятия показаний приборов учета потреблённой тепловой энергии по состоянию на контрольные даты: ДД.ММ.ГГГГ года, последнее число отопительного периода (ДД.ММ.ГГГГ годов), начало отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ годов), а также на ДД.ММ.ГГГГ года в отношении групп многоквартирных и жилых домов, подключенных к централизованной системе отопления, указанных в приложениях к каждому запросу. Также в письме содержалась информация о том, какие данные следует фиксировать в приложенной таблице при снятии показаний приборов учета.

Между тем, в поступивших сводных данных отсутствуют достоверные сведения о дате и времени снятия показаний приборов учета, что не соответствует требованиям подпункта «е» пункта Правил № .

В представленных таблицах указано: либо одна дата снятия показаний приборов учета по всем контрольным датам, указанным в запросе ( л.д. ), либо период « число текущего месяца» ( л.д. 3, т.4), при этом время снятия показаний приборов учета не указано, даты начала и окончания отопительных сезонов в таблицах не приведены.

Исходя из изложенного, не представляется возможным проверить соблюдение административным ответчиком требований подпункта «» пункта Правил № , и соответственно достоверность представленных сведений.

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по следующей формуле (формула 5 Приложения №

- суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал);

- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);

- период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.

Вместе с тем, суд не может признать произведенный административным ответчиком расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Новосибирской области для двухэтажных многоквартирных и жилых домов после года постройки, со стенами из камня и кирпича - Гкал на кв.метр общей площади жилого помещения в месяц, законным и обоснованным.

Принимая оспариваемый нормативный акт с внесением дополнительной процедуры – установление «максимального отклонения интегрированного погодного фактора - Кт» согласно «Строительная климатология», не предусмотренной федеральным актом, Департамент по тарифам Новосибирской области, тем самым, ввел дополнительный параметр изменяющий порядок расчетов этого норматива, определенный в формуле Приложение № Правил № , которая не содержит такого коэффициента, как - «Кт».

Так, произведя расчет величины норматива потребления коммунального ресурса на отопление по названной выше формуле, административный ответчик увеличил его значение, путем сложения полученного результата с коэффициентом Кт получив итоговую величину - ), которая и была утверждена оспариваемым приказом.

Доводы представителя административного ответчика о том, что необходимость введения такого корректировочного коэффициента была обусловлена отличием погодных условий в году от погодных условий учтенных в СНиП 23-01-99 на что привело к тому, что отопительный сезон в году был в среднем по области на теплее, чем учтенный в СНиП, не могут быть приняты судом во внимание.

Раздел V Правил № не содержит положений, наделяющих уполномоченный орган производить по своему усмотрению корректировки, не предусмотренные данным разделом. Кроме того, климатические параметры установленные СНиП 23-01-99. «Строительная климатология» в рассматриваемом деле применению не подлежат.

Фактически оспариваемым актом исполнительного органа субъекта Российской Федерации при установлении норматива потребления коммунальных услуг введен и включен в норматив не предусмотренный федеральным законодательством повышающий коэффициент «Кт», учитывающий изменение погодных условий, что правомерным признать нельзя, поскольку вопрос порядка расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в полном объеме урегулирован федеральными Правилами № . Следовательно, в данном случае уполномоченный орган – Департамент по тарифам Новосибирской области вышел за пределы собственных полномочий.

Учитывая, что оспариваемый норматив используется при расчете платы за потребленную коммунальную услугу, которую потребители обязаны оплатить, а управляющие организации вправе получить в размере, подсчитанном в установленном законом порядке, а не произвольно, суд приходит к выводу о признании оспариваемого приказа недействующим в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Новосибирской области для двухэтажных многоквартирных и жилых домов после года постройки, со стенами из камня и кирпича - Гкал на кв.метр общей площади жилого помещения в месяц.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся с ДД.ММ.ГГГГ года, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, то он подлежит признанию недействующим в указанной части со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика относительно избрания Т. ненадлежащего способа судебной защиты, поскольку они являются ошибочными. При наличии нормативного правового акта, установившего нормативы потребления коммунальной услуги только по части направлений использования коммунального ресурса, подлежит оспариванию этот нормативный правовой акт, а не бездействие органа, уполномоченного на его принятие.

Не состоятельными являются и утверждения административного ответчика о злоупотреблении Т. правом на обращение с настоящим иском в суд.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Аналогичные положения содержатся в пункте 7 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо, участвующее в деле, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.

Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Тот факт, что Т. длительное время не устанавливает приборы учета на тепловую энергию, и несвоевременно оплачивает плату за отопление, не имеют юридического значения при разрешении данного спора. Предметом судебной проверки по настоящему делу является законность принятого Департаментом по тарифам Новосибирской области нормативного правового акта.

Злоупотребление правом имеет место, к примеру, в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность, реализует принадлежащее ему право недозволенным образом. Злоупотребление правом может быть вызвано такими действиями лица, в результате которых другая сторона не могла реализовать свои права.

Между тем такие данные судом в ходе судебного разбирательства не установлены.

Приложением № к приказу № от года утвержден норматив потребления коммунальной услуги по отоплению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке на территории Новосибирской области, определенный с применением расчетного метода – Гкал на кв. метр в месяц.

Данная правовая норма оспаривается Т.. на том основании, что в его собственности находится гараж, который, по мнению истца, относится к надворными постройкам, следовательно, к нему может быть применен указанный норматив.

С такими утверждениями административного истца согласится нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Частью первой статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством об административном производстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О и др.).

Тем самым административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Подпунктом «е» пункта 4 Правил № 354 установлено, что потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.

Для индивидуальных жилых домов в Правилах № введено понятие «домовладение» - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными Правилами домовладение следует рассматривать как комплекс, включающий в себя земельный участок, предоставленный для размещения и эксплуатации жилого дома, жилой дом и обслуживающие его вспомогательные строения.

Из материалов дела следует, что Т.. является собственником индивидуального жилого дома, общей площадью кв.м, расположенного по адресу <адрес>

Согласно техническому паспорту указанный дом состоит из этажей и подвала. Гараж площадью кв.м ( л.д. ) не имеет отдельного (от жилого дома) кадастрового номера и на кадастровом учете, как самостоятельный объект недвижимости не состоит, конструктивно расположен внутри жилого дома на первом этаже и является его неотъемлемой частью: над ним ( этаж) расположены кухня, санузел и жилая комната ( л.д.44, 45, т.1), под ним находится подвальное помещение ( л.д. 42, 45, т.1).

Исходя из представленных суду платежных документов,справки МУП «Комбинат бытовых услуг» норматив потребления коммунальной услуги при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке - Гкал на кв. метр в месяц, при начислении платы за отопление в отношении построек расположенных на земельном участке по адресу: <адрес> не применялся, а применялся норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях - Гкал на кв.метр общей площади жилого помещения в месяц, из расчета общей площади жилого дома 330.4 кв.м., без каких-либо надворных построек (

Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.

Кроме того, в году в технический паспорт названного домовладения по заявлению Т. были внесены изменения: в графе «Благоустройство объекта индивидуального жилищного строительства» из системы центрального отопления был исключен гараж (

Как пояснил суду истец, в году он произвёл строительные работы, в результате которых отключил гараж от системы централизованного отопления, по настоящее время он не отапливается.

Иных отдельно стоящих надворных построек, подключенных к системе централизованного отопления у Т. не имеется.

Таким образом, обратившись в суд с настоящим административным иском Т. следовало доказать, что утверждение Департаментом по тарифам Новосибирской области оспариваемого норматива по отоплению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке на территории Новосибирской области, определенный с применением расчетного метода (приложение № 3 к приказу) влечет нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Однако, объективных доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца суду, при рассмотрении административного дела, не представлено.

Исходя из того, что на момент подачи и рассмотрения административного иска Т. не представлены доказательства, подтверждающие применение к нему норматива по отоплению при использовании надворных построек ( Гкал на кв.м), утверждённого оспариваемым приказом, что очевидностью свидетельствует о том, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемой нормой, следовательно, его права и законные интересы установленный в приложении № 3 к приказу норматив не затрагивает и не нарушает, в связи с чем, требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа исполнительной власти - Правительства Новосибирской области, в котором был опубликован приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от года № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Т. удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от года № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Новосибирской области для двухэтажных многоквартирных и жилых домов после года постройки, со стенами из камня и кирпича - Гкал на кв.метр общей площади жилого помещения в месяц.

Возложить на Департамент по тарифам Новосибирской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующими в части приложение № к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области».

В удовлетворении требований Т. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приложения № к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области» - отказать.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа исполнительной власти Новосибирской области Департамента по тарифам Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.