46OS0000-01-2019-000107-59 3а-77/2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Курский областной суд в составе: председательствующего судьи Мигущенко Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
с участием представителя административного истца ОАО «Автомобилист» ФИО2,
представителей административных ответчиков: Администрации Курской области по доверенности ФИО3, Управления Росреестра по Курской области по доверенности ФИО4,
представителя заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области по доверенности - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Автомобилист» к Администрации Курской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка ввиду недостоверных сведений о виде разрешенного использования объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Автомобилист» обратилось в Курский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения заявленных требований) просило пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> ввиду недостоверности сведений о виде разрешенного использования объекта недвижимости и установить в период с 07.12.2016 года по 01.12.2019 года кадастровую стоимости указанного земельного участка в размере 3 026 848,90 рублей, исходя из 13 группы видов разрешенного использования (УПКС -138 рублей 91 коп).
Свои требования административный истец мотивировал тем, что определенная и внесенная в единый государственный реестр недвижимости в указанный период кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 15 723 664 рублей является завышенной, так как расчет данной стоимости основан на недостоверных сведениях о виде разрешенного использования, который отнесен к группе 5 «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее 5 группа видов), что привело к нарушению прав административного истца, как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО «Автомобилист» ФИО2 заявленные требования (с учетом их уточнения) поддержал, указав, что спорный земельный участок должен был быть отнесен к 13 группе видов, так как использовался и используется обществом для стоянки, ремонта транспорта ОАО «Автомобилист» - предприятия, основным видом деятельности которого является осуществление грузовых и пассажирских перевозок. На данном земельном участке расположены принадлежащие предприятию объекты недвижимости: автостоянка, гаражи, автомастерские, склады, административное здание и иные сооружения, предназначенные для деятельности общества. Какие - либо объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания отсутствуют. Отнесение при расчете кадастровой стоимости земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования привело к существенному завышению данной стоимости в период с 07.12.2016 года по 01.12.2019 года и увеличению налоговых обязательств общества по земельному налогу.
Представители административных ответчиков Администрации Курской области по доверенности ФИО3, Управления Росреестра по Курской области по доверенности ФИО4 оставили разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области ФИО5 оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Кроме того, пояснила, что оспариваемые сведения являются архивными, так как на основании постановления Администрация поселка Конышевка Конышевского района Курской области №188-па от 13.11.2019 года, которым вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № приведен в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540 и установлен вид разрешенного использования «автомобильный транспорт» (код 7.2), 02.12.2019 года органом регистрации прав внесены в ЕГРН сведения об указанном виде разрешенного использования земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 3 026 848,90 рублей (УПКС -138 рублей 91 коп) с использованием среднего удельного показателя кадастровой стоимости 13 группы видов разрешенного использования для кадастрового квартала №, утвержденного постановлением Администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г. В период ранее действующего постановления Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" данный земельный участок также был отнесен к 13 группе видов разрешенного использования, оснований для отнесения данного объекта недвижимости к 5 или иной группе, не имелось.
Заинтересованное лицо – Администрация поселка Конышевка Конышевского района Курской области о слушании, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд своего представителя не направила.
Неявка заинтересованного лица в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленных доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями названного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 указанного Федерального закона (статья 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В силу пункта 13 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего на момент внесения спорных сведений) кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Аналогичные положения содержатся в статье 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как установлено судом ОАО «Автомобилист» принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «оказание автоуслуг по Конышевскому району». Названный земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет - 30.10.2002 г.
В результате работ по проведению ГКО, результаты которой утверждены постановлением Администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г., земельный участок с кадастровым номером № отнесен к 5-й группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», его кадастровая стоимость определена в размере 15 723 664 руб. (УПКС – 721 рубль 60 копеек) и 07.12.2016 внесена в ЕГРН.
Постановлением Администрации поселка Конышевка Конышевского района Курской области №188-па от 13.11.2019 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № был изменен на вид разрешенного использования «автомобильный транспорт». На основании данного постановления органом регистрации прав 02.12.2019 года внесены в ЕГРН сведения о виде разрешенного использования земельного участка - «автомобильный транспорт». Указанный вид разрешенного использования земельного участка установлен в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» код 7.2.
В соответствии со ст. 24.19 Закона об оценке и п.18 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514 (далее Порядок, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514), Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области с использованием среднего удельного показателя кадастровой стоимости 13 группы видов разрешенного использования для кадастрового квартала №, утвержденного постановлением Администрации Курской области №904 –па от 02.12.2016 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере 3026 848,90 рублей (УПКС -138 рублей 91 коп). Данные сведения внесены в ЕГРН 02.12.2019 года и актуальны с указанной даты до настоящего времени.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письменными материалами дела, в том числе: свидетельством о государственной регистрации права (л.д.8), кадастровыми выписками о кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 7), отзывом Управления Росреестра по Курской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» предусмотрено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Анализ приведенных правовых положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что ОАО «Автомобилист», как собственник земельного участка, вправе оспаривать результаты определения архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, установленной по состоянию на 1.01.2016 года в период с 07.12.2016 года по 01.12.2019 года включительно.
Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области от 10 июля 2019 года N 225 отклонено заявление административного истца от 18 июня 2019 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверности сведений о нем, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 38-40).
По мнению административного истца, при расчете кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка допущена ошибка, так как кадастровая стоимость в спорный период должна быть определена исходя из 13 группы видов разрешенного использования, утвержденного постановлением Администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г., а не 5 группы.
Суд приходит к выводу, что данные доводы следует признать обоснованными по следующим основаниям:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – Правила от 08.04.2000 N 316), которыми до 31.12.2018 г. регулировался порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Правилами от 08.04.2000 N 316 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 постановления).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года N 39 (действовавшего до 30.10.2017г.) утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее Методические указания от 15.02.2007 № 39) и определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5), земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (п. 1.2.13.).
Согласно пункта 1.2 Методических указаний от 15.02.2007 № 39, для целей проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов земельные участки группируются исходя из установленного вида разрешенного использования, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования.
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области, постановлением Администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г. утверждены также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Курской области в разрезе кадастровых кварталов и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Курской области в разрезе муниципальных районов (городских округов).
Средние значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровому кварталу № поселка Конышевка Конышевского района Курской области, согласно постановления Администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г. составили по виду разрешенного использования №5 – «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» - 717, 24 рублей за кв.м., по 13 группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики исвязи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов» - 138, 91 рублей за кв.м.
В силу положений статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса РФ, вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.
Согласно статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года N 540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (даже Классификатор), в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Названным классификатором (в редакции на 09.07.2015 года) определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- бытовое обслуживание (код 3.3), который включает «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, похоронные бюро)»;
- торговые центры (код 4.2), включающий «размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра»;
- магазины (код 4.4), включающий «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.»;
- общественное питание (код 4.6), включающий «размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания за плату (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)»;
- автомобильный транспорт (код 7.2), включающий «размещение автомобильных дорог и технически связанных с ними сооружений; размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающие работу транспортных средств, размещение объектов, предназначенных для размещения постов органов внутренних дел, ответственных за безопасность дорожного движения; оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта, а также для размещения депо (устройства мест стоянок) автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту.
При рассмотрении дела установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в спорный период (07.12.2016 года по 01.12.2019 года включительно) был определен - «оказание автоуслуг по Конышевскому району».
Указанный вид разрешенного использования не совпадает с наименованием видов разрешенного использования, предусмотренных постановлением администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г., следовательно, не является определенным, допускает различное толкование при выборе соответствующего вида разрешенного использования для расчета кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, отнесение вида разрешенного использования спорного земельного участка к видам разрешенного использования, предусмотренным постановлением администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г., должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, фактического использования такого земельного участка, а также назначения объектов недвижимости, расположенных на этом участке.
Из положений статьи 85 Земельного кодекса РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственные и иные территориальные зоны.
В соответствии с ч. 7 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ и п. 7 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими объектами, объектами жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, оптовой торговли, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса РФ).
Правилами землепользования и застройки города поселка Конышевка Конышевского района Курской области, на карте градостроительного зонирования территории Поселка Конышевка выделены территориальные зоны, в том числе зона П-1: «Зона размещения производственных объектов с санитарной защитной зоной 100-300 метров» (ст. 44 Правил), в которую включен земельный участок с кадастровым номером №.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены принадлежащие ОАО «Автомобилист» объекты недвижимости: гаражи, административное здание, здание контрольно – пропускного пункта, склад, гаражи, профилакторий – мойка. Помимо указанного, на данном земельном участке оборудованы стоянки для принадлежащего административному истцу транспорта (автобусов, грузовых машин). Спорный земельный участок, наряду с расположенными на нем объектами недвижимости в соответствии с условиями выданных обществу лицензий, используется административным истцом для осуществления ОАО «Автомобилист» (правопреемника Конышевского транспортного предприятия « Конышевагропромтранс») деятельности по оказанию автоуслуг по перевозке пассажиров и грузов, что соответствует коду 7.2 Классификатора (в редакции на 09.07.2015 года) и 13 группе видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренному постановлением Администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г.
Указанный вид разрешенного использования предусмотрен территориальной зоной П-1 градостроительного регламента Правил землепользования и застройки муниципального образования «поселок Конышевка Конышевского района Курской области, в которой находится спорный земельный участок.
Объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания на земельном участке не размещалось ранее и не размещено в настоящее время.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя административного истца, письменными материалами дела, в том числе: копией технического паспорта объектов недвижимости и земельного участка, копией договора купли - продажи земельного участка, свидетельствами о государственной регистрации права на объекты недвижимости, справками главы поселка Конышевка Конышевского района Курской области, выкопировкой Правил землепользования и застройки муниципального образования «поселок Конышевка Конышевского района Курской области», копиями лицензий, фотоматериалами, а также показаниями свидетеля <данные изъяты>., по существу не оспаривались представителями административных ответчиков.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости лежит на заявителе, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на административном ответчике (заинтересованном лице), если оно возражает против удовлетворения заявления.
Каких - либо данных о том, что на земельном участке с кадастровым номером 46:09:010136:20 размещены объекты капитального строительства, относящиеся к объектам торговли, магазинам, общественного питания, бытового обслуживания, указанным в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, и осуществляемая административным истцом на указанном земельном участке деятельность позволяет отнести его не к 13, а к 5 -й или иной группе видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных постановлением администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г.– административными ответчиками и заинтересованными лицами на стороне ответчика не представлено.
Ссылка представителей административных ответчиков, что вид разрешенного использования земельного участка «оказание автоуслуг по Конышевскому району» свидетельствовал об оказании ОАО «Автомобилист» населению и организациям бытовых услуг, что говорит о правомерности отнесения спорного земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования, является необоснованным, поскольку действовавший на момент утверждения спорной кадастровой стоимости "ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению", утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года N 163, относил услуги по перевозке грузов и пассажиров к группе транспортных (код 020000), а не бытовых услуг (код 010000).
Как установлено судом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № соответствует его целевому назначению и виду его функционального использования, а поэтому его отнесение к 5-й группе видов разрешенного использования, следует признать ошибочным. Таким образом, сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № использованные для расчета кадастровой стоимости в спорный период, носят недостоверный характер.
Суд также учитывает, что на основании постановления Администрация поселка Конышевка Конышевского района Курской области №188-па от 13.11.2019 года, которым вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № приведен в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540 - «автомобильный транспорт» (код 7.2), 02.12.2019 года органом регистрации прав внесены в ЕГРН сведения об указанном виде разрешенного использования земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 3 026 848,90 рублей (УПКС -138 рублей 91 коп) с использованием среднего удельного показателя кадастровой стоимости 13 группы видов разрешенного использования для кадастрового квартала №, утвержденного постановлением Администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями в судебном заседании представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области ФИО5, которая также пояснила, что оснований для отнесения земельного участка с кадастровым номером № к 5 или иной группе видов разрешенного использования у ФГБУ "ФКП Росреестра" не имелось, а также письменными материалами дела, в том числе постановлением Администрация поселка Конышевка Конышевского района Курской области №188-па от 13.11.2019 года, актом об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № письменным отзывом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области.
В соответствии с пунктом 18 Порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 года N 51418, кадастровая стоимость земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 - 24 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади земельного участка: на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.
Согласно положениям абзаца 3-6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
С учетом изложенного, исходя из утвержденного постановлением администрации Курской области № 904-па от 02.12.2016 г. среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 1 января 2016 года по кадастровому кварталу № поселка Конышевка Конышевского района Курской области по виду разрешенного использования №13 - 138,91 рублей за кв.м., площади земельного участка <данные изъяты> кв. метров и даты внесения кадастровой стоимости, утвержденной данным постановлением и решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области» от 02.12.2019 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2016 года в период с 07.12.2016 года по 01.12.2019 года включительно должна составлять 3 026 848,90 рублей (138,91 рублей х 21790 = 3 026 848,90 рублей).
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, дате подачи соответствующего заявления (в данном случае дата обращения в Комиссию 18.06.2019 г.)
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление открытого акционерного общества «Автомобилист» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка ввиду недостоверных сведений о виде разрешенного использования объекта недвижимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категории земель - земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1.01.2016 года на период с 07.12.2016 года по 01.12.2019 года включительно в размере 3 026 848,90 рублей (три миллиона двадцать шесть тысяч восемьсот сорок восемь рублей 90 копеек). Датой подачи заявления считать 18.06.2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 27.12.2019 года.
Председательствующий судья Н.А. Мигущенко