Дело № 3а-77/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре Емелиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2019 года в г. Кургане Курганской области административное дело по административному иску И.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Правительству Курганской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной,
УСТАНОВИЛ:
И.Н. 27 февраля 2019 г. обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (далее также – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по <адрес>), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее также – Управление Росреестра по Курганской области), Правительству Курганской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной.
В обоснование административного иска указывал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, площадью <...> кв.м, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес>
Кадастровая стоимость земельного участка согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 18 августа 2015 г. составляет 2500350 руб.
Согласно отчету от 4 февраля 2019 г. №, подготовленному оценщиком ИП К, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 18 августа 2015 г. составила 562 500 руб.
Ссылаясь на положения земельного законодательства, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, И.Н. считает свои права нарушенными, поскольку ему приходится нести бремя повышенной налоговой нагрузки, находящейся в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец И.Н. не явился. О месте и времени рассмотрения административного дела уведомлен надлежаще; его представитель Е.Р., действующая на основании доверенности, заявленные требования административного иска поддержала по доводам, в нем изложенным.
Представитель административного соответчика - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности М.В. не возражала по существу административного иска, указав, что по данным Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанный земельный участок снят с регистрационного учета 22 февраля 2019 г.; по существу разрешение вопроса по административному иску оставила на усмотрение суда, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного соответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности Я.В. разрешение заявленных требований оставлял на усмотрение суда, ходатайствуя о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель административного соответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <адрес>С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что спорный земельный участок 22 февраля 2019 г. снят с государственного кадастрового учета, сведения о нем имеют статус «архивные», производство кадастрового учета прекращено, в связи с чем внесение изменений в ЕГРН о характеристиках данного объекта возможным не представляется ввиду особенностей используемого программного обеспечения ведения ЕГРН; допускала возможность направления в порядке межведомственного взаимодействия соответствующей информации в органы налогового учета об изменении судебным решением кадастровой стоимости земельного участка с «архивными» сведениями; в остальном разрешение административного иска оставляла на усмотрение суда. Кроме того, в письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности И.В. возражала против участия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <адрес> в процессуальном статусе административного соответчика, ходатайствовала об исключении филиала из числа административных соответчиков по делу либо просила отказать в удовлетворении соответствующих требований к ФГБУ «ФКП Росреестра».
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Из материалов дела следует, что И.Н. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, площадью <...> кв.м, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес>.
Право собственности И.Н. на указанный объект было зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Росреестра по Курганской области 27 ноября 2015 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 ноября 2015 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от 22 октября 2018 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 18 августа 2015 г. составляла 2500 350 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 г. № 479 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области, за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений» утверждены результаты государственной кадастровой оценки указанной категории земельных участков и земель (их удельные показатели) по состоянию на 1 января 2014 г.
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка непосредственно данным нормативным правовым актом (приложением 1 к постановлению Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 г. № 479) не определялась.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплен порядок определения кадастровой стоимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Как следует из материалов административного дела, земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет 18 августа 2015 г., основанием к чему послужил межевой план № от 28 июля 2015 г. земельного участка; <...> должностным лицом ФГБУ «ФКП Росреестра» (инженер 1 категории Г.Н.) составлен и утвержден акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, как вновь образованного земельного участка, также может быть определена по состоянию именно на указанную дату - 18 августа 2015г.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно отчету ИП К от 4 февраля 2019 г. №, положенного И.Н. в основу заявленных требований, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная оценщиком по состоянию на 18 августа 2015 г., составила 562 500 руб.
Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик, составивший отчет, руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки.
Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком на правильную дату оценки – дату, по состоянию на которую в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежит установлению кадастровая стоимость объекта оценки.
Достоверность выводов указанного отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено, доказательств, опровергающих обоснованность заявленных ФИО1 требований, представителями государственных органов власти и местного самоуправления суду представлено не было (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных И.Н. административных исковых требований об установлении по состоянию на 18 августа 2015 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету ИП К от 4 февраля 2019 г. №, в сумме 562 500 руб.
Согласно сведений, представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <адрес> и пояснений представителя в судебном заседании, земельный участок с кадастровым номером № снят с государственного кадастрового учета 22 февраля 2019 г., имеет статус «архивный», производство кадастрового учета прекращено, что исключает внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в частности, сведений о новой кадастровой стоимости объекта, установленной настоящим судебным решением, их передачу в порядке межведомственного взаимодействия налоговым органам.
Как разъяснил в пункте 14 постановления от <...>№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленум Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017г. - Федеральный закон от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч. 6 ст. 7 указанного Закона о регистрации недвижимости) при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 и ст. 220 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 128 и ч. 2 ст. 194 КАС РФ.
В данном случае основания для применения результатов пересмотра кадастровой стоимости архивного участка для целей налогообложения имеются, поскольку право на применение результатов пересмотра судом кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, снятого с учета и ставшим «архивным» с 22 февраля 2019г., административным истцом, обратившимся с административным иском в суд 27 февраля 2019 г., не утрачено.
Отнесение земельного участка и сведений о нем к статусу «архивных», а также возникновение связанных с этим технических сложностей при реализации решения суда само по себе не может ограничивать право административного истца на оспаривание результатов кадастровой стоимости при сохранении права на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Судом отказывается в удовлетворении ходатайства представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по <адрес> об исключении учреждения из числа административных соответчиков по делу, поскольку удовлетворение настоящим судебным решением административных требований И.Н. каких-либо последствий, в том числе финансовых, определяемых процессуальным положением лица в административном судопроизводстве, непосредственно для ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по <адрес>, формально выступающим по настоящему административному делу в процессуальном статусе административного соответчика, не влечет.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 247, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление И.Н., обратившегося в Курганский областной суд 27 февраля 2019 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес> категории земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, кадастровый №, площадью <...> кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 562 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья Д.В. Пшеничников