ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-77/20 от 02.10.2020 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 октября 2020 года г. Абакан

дело № 3а-77/2020

19OS0000-01-2020-000091-22

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре Киричек О.Ю.,

с участием прокурора Сергеевой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети» к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия о признании приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2019 г. № 4-э «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республике Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия и установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» и приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 12 марта 2020 года № 1-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2020 год» не действующими в части,

УСТАНОВИЛ:

30 декабря 2019 г. Государственным комитетом энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, орган регулирования) издан приказ № 4-э «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия и установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» (далее - Приказ № 4-э).

Приложением № 3 к Приказу № 4-э для муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети» (далее - МУП «АЭС», предприятие) на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. установлена величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) на 2020-2024 гг. с разбивкой по уровням напряжения (ВН, СН1, СН2, НН).

Приложением № 4 к Приказу № 4-э установлена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) для МУП «АЭС» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. (без учета оплаты потерь).

Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 12 марта 2020 г. № 1-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2020 год» (Приложение 1. Таблица 1, пункт 5) установлена НВВ МУП «АЭС» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия на 2020 год» (далее - Приказ № 1-э).

Муниципальное унитарное предприятие г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее - МУП «АЭС) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с уточнением требований) о признании не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующими со дня принятия:

приложение 3 к Приказу № 4-э в части установления долгосрочного параметра регулирования для МУП «АЭС» - величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) по уровням напряжения (ВН, СН1, СН2, НН) на 2020-2024 гг;

приложение 4 к Приказу № 4 в части установления НВВ для МУП «АЭС» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. (без учета оплаты потерь);

приложение 1 к Приказу № 1-э (Таблица 1, пункт 5) в части установления НВВ для МУП «АЭС» без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия, в размере 240506,54 тыс. рублей и в части неустановления величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенной при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2020 год (млн. кВт.ч).

Требования мотивированы тем, что в силу пункта 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2018 г. № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее - Приказ ФАС № 834/18) утверждены: форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Приложение № 2), форма решения об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций (Приложение № 4). Согласно графе 7 Приложения № 4 уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям устанавливается в %, без дифференциации по уровням напряжения и только на первый год долгосрочного периода регулирования. Для МУП «АЭС» первый год долгосрочного регулирования - 2020. Однако оспариваемым Приказом № 4-э в Приложении № 3 среди прочих долгосрочных параметров регулирования, установлена величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) с разбивкой по годам на 2020-2024 гг., по уровням напряжения (ВН, СН1, СН2, НН), без указания единицы измерения. В нарушение требований приведенных норм решение не содержит процент уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (без дифференциации по уровням напряжения) на первый год долгосрочного регулирования для МУП «АЭС» - 2020 год, то есть фактически уровень потерь не установлен. Указанное решение принято по форме Приложения 9 к приказу ФСТ России от 28 марта 2013 г. № 313-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», который утратил силу с 31 декабря 2018 г. Приложение 3 к Приказу № 4-э в части установления величины технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) с разбивкой по уровням напряжения не соответствует ни уровню фактических потерь МУП «АЭС» за 2018 год, определенных по форме № 46-ЭЭ (передача), ни нормативу потерь электрической энергии, определённому по приказу Минэнерго России от 26 сентября 2017 г. № 887, поскольку уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для МУП «АЭС» на первый год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг. составляет 11,71%.

Таблицей 1 Приложения № 3 к Приказу ФАС № 834/18 определена форма принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения о «Размере экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации на 20 __год», согласно части 2 которой при принятии решения устанавливается величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов), в млн.кВт.ч., однако оспариваемым Приказом № 1-э величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов), в млн.кВт.ч для МУП «АЭС» на 2020 год не установлена.

В соответствии с пунктом 40 (1) Основ ценообразования величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям. То есть исходными показателями для расчета величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций являются: уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в %; величина планового отпуска электрической энергии в сеть, в млн.кВт.ч. Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для МУП «АЭС» на 2020 год должен составлять 11,71%, величина планового отпуска в сеть должна быть определена в размере 577,6471 млн.кВт.ч. Таким образом, величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2020 год составит 67,6425 млн.кВт.ч. Однако в экспертном заключении, в Протоколе № 5 и Протоколе от 12 марта 2020 г. заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии не содержится сведений об определении величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенной при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2020 год в млн.кВт.ч.

Согласно Протоколу заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2019 г. № 5 для МУП «АЭС» принята НВВ на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2020 год в размере 169 823,71 тыс.руб., при этом ни в протоколе, ни в экспертном заключении не содержится расчет и анализ определения размера указанных расходов. Орган регулирования, не установив для МУП «АЭС» величину потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в млн.кВт.ч, учитываемых при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2020 год, и фактически не установив уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в %, неверно определил для МУП «АЭС» НВВ на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2020 год.

29 апреля 2019 г. МУП «АЭС» направило в Госкомтарифэнерго Хакасии расчет НВВ на содержание сетей на 2020-2024 гг., в котором по статье амортизация заявлена сумма 102 320,84 тыс.руб. при расчете были применены нормы амортизационных отчислений исходя из максимальных сроков полезного использования основных средств. В протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2019 г. величина расходов по статье амортизация принята в НВВ в размере 85 381, 75 тыс.руб. В экспертном заключении от 7 мая 2019 г. № Э-4/20 в качестве основания снижения расходов указано, что в отношении ряда объектов выявлено несоответствие срока использования максимальному сроку полезного использования соответствующей амортизационной группы. При этом экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности расходов, не указаны объекты основных средств, по которым предприятием осуществлено начисление амортизации исходя не из максимального срока полезного использования, и объекты, которые не подлежат учету при тарифном регулировании услуг по передаче электрической энергии.

В протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2019 г. учтены расходы по статье «выпадающие доходы» в размере 34 077,18 тыс.руб.; неподконтрольные расходы скорректированы с учетом экономически обоснованных фактических расходов предприятия за 2018 год. Орган регулирования при утверждении НВВ МУП «АЭС» на 2020 год произвел снятие неосвоенных выпадающих доходов от технологического присоединения за 2018 год дважды: по статье «выпадающие доходы» в составе корректировки неподконтрольных расходов в размере (-) 8 669,55 тыс. руб. без учета индекса-дефлятора и по статье «снятие» в размере (-) 9 684,09 тыс.руб. с учетом индекса-дефлятора.

В нарушение положений Основ ценообразования и Методических указаний произведена корректировка неподконтрольных расходов с учетом статьи «амортизация основных средств (за 2018 год) на сумму (-) 7 180,06 тыс. руб., которая в полном объеме является источником финансирования капитальных вложений (инвестиционной программы).

Определением суда от 12 августа 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Электросервис», ООО «Энергосервис» в лице Черногорского филиала, ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СК Сибири», ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Хакасэнерго».

В судебном заседании представители административного истца МУП «АЭС» ФИО1, ФИО2 на заявленных требованиях настаивали по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Представитель административного ответчика Госкомтарифэнерго Хакасии ФИО3 не возражал против удовлетворения требования административного искового заявления в части расчета величины необходимой валовой выручки на 2020 год по статье «выпадающие доходы» и корректировки неподконтрольных расходов по статье «амортизация основных средств (за 2018 год). В остальной части в удовлетворении административного искового заявления просил отказать, ссылаясь на письменные возражения, согласно которым 29 апреля 2019 г. МУП «АЭС» направило в орган регулирования письмо с предложениями об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. В составе НВВ в расчете неподконтрольных расходов заявлены расходы на амортизацию основных средств в размере 102 320,84 тыс.руб, при этом, в составе документов отсутствовал пообъектный расчет амортизационных отчислений, на запрос органа регулирования поступил расчет, выполненный на весь перечень имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП «АЭС», а также инвентарные карточки учета основных средств ОС-6. С целью выделения имущества, созданного за счет средств местного бюджета, по запросу Госкомтарифэнерго Хакасии администрацией г.Абакана представлен перечь объектов, находящихся на балансе и закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП «АЭС». Таким образом, в создание указанной части имущества предприятием собственные средства, в том числе тарифные, не вкладывались. Расходы на амортизацию основных средств, относимых к объектам энергоснабжения и приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, не подлежат включению в регулируемые тарифы в сфере энергоснабжения, так как регулируемая организация не осуществляла затраты на их приобретение (создание), а получила безвозмездно. Приложение № 1 «Планируемое начисление амортизации по основным средствам МУП «АЭС» на 2020 год, направленное в орган регулирования, содержит пообъектный расчет амортизационных отчислений по объектам основных средств, принятым к расчету с учетом исключенных объектов, приобретенных (созданных) за счет средств бюджета, на общую сумму 94 974,49 тыс.рублей. Госкомтарифэнерго Хакасии произведен перерасчет планируемого начисления амортизации, что отражено в Приложении № 3 к протоколу заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 5.

При расчете величины НВВ на 2020 год по статье «выпадающие доходы» была допущена техническая ошибка, и дважды произведено снятие неосвоенных выпадающих доходов от технологического присоединения за 2018 год в составе статьи «выпадающие доходы» при корректировке неподконтрольных расходов в размере (-) 8 669,55 тыс.рублей и в составе статьи «снятие» в размере 9 684,09 тыс.рублей, что соответствует сумме 8 669,55 тыс.рублей, увеличенной на индекс-дефлятор. Также технической ошибкой является корректировка неподконтрольных расходов по статье «амортизация основных средств (за 2018 год). Указанные суммы будут учтены органом регулирования при рассмотрении тарифной заявки МУП «АЭС» в составе НВВ в следующих периодах регулирования.

При расчете уровня потерь электрической энергии при ее передаче на 2020 год МУП «АЭС» допущены технические ошибки, формы приложения не соответствуют типовым формам, утвержденным приказом ФАС № 734/18 по форме, отсутствию единиц измерения (%), отсутствию данных о годовой величине технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) в млн.кВт.ч. Уровень технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь), принятый к учету, указан в экспертном заключении от 7 мая 2019 г., протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 5, составляет 59,93 млн.кВт.ч, соответствует показателям сводного прогнозного баланса по Республике Хакасия на 2020 год, утверждённого приказом ФАС от 28 октября 2019 г. № 1567/19-ДСП.

Представитель ООО «Энергосервис» ФИО4, действующая на основании доверенности от 30 октября 2019 г., полагала, что требования административного иска подлежат удовлетворению в части.

Выслушав объяснения сторон, пояснения свидетелей, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).

Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1, абзац седьмой пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В Республике Хакасия, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 подпунктом 5 пункта 3 постановления Правительства Республики Хакасия от 11 февраля 2019 г. № 21 «О реализации постановления Главы Республики Хакасия от 29 декабря 2018 г. № 87-ПП «О внесении изменений в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27 марта 2009 г. № 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия», указанные полномочия переданы Госкомтарифэнерго Хакасии.

Согласно абзацам первому и четвертому пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования).

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Согласно пункту 12 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

В силу пунктов 22, 25, 26 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа. Заседание коллегиального органа регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов коллегиального органа.

Предприятием оспаривается приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2019 г. № 4-э «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республике Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия и установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» в части установления в приложении 3 долгосрочного параметра регулирования для МУП «АЭС» - величина технологического расхода (уровень потерь) по уровням напряжения «ВН, СН1, СН2, НН) на 2020-2024 гг., а также в части установления в приложении 4 НВВ для МУП «АЭС» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. (без учета оплаты потерь); приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 12 марта 2020 г. № 1-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2020 год» в части установления в приложении 1 необходимой валовой выручки для МУП «АЭС» без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия, в размере 240506,54 тыс. рублей (пункт 5 таблицы 1) и в части неустановления величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенной при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2020 год (млн.кВт.ч).

Приказы приняты органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, в оспариваемой части направлены на установление (корректировку) долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки регулируемой организации в рамках процесса установления тарифов на передачу электрической энергии, в том числе на установление необходимой валовой выручки регулируемой организации в целях установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2020 год и долгосрочный период 2020-2024 гг, распространяются на неопределённый круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение, то есть отвечают существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.

Процедура принятия приказов, установленная пунктами 25, 26 Правил регулирования, пунктом 3.2 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. № 175, не нарушена, что подтверждается протоколами заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2019 г. № 5 и от 12 марта 2020 г. № 1.

Проекты нормативных правовых актов прошли в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу.

В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в издании «Хакасия» 13 января 2020 г., № 3, и 20 марта 2020 г., № 50.

Пунктом 27 Правил регулирования предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает, в том числе: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.

При утверждении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в решении об установлении единых (котловых) тарифов указывают: цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения (ВН1) в виде формулы в соответствии с пунктом 81(2) Основ ценообразования с указанием в числовом выражении следующих составляющих:

ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, для субъектов Российской Федерации, утвержденная Федеральной антимонопольной службой на год (i);

норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети для соответствующего класса напряжения, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации (абзацы первый-третий подпункта «а»);

следующие величины по уровням напряжения (ВН), (СН1), (СН2), (НН): размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям с разбивкой по уровням напряжения в двухставочном и одноставочном выражениях;

объем полезного отпуска электрической энергии и величин мощности, используемых при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с разбивкой по уровням напряжения (абзацы первый и второй подпункта «б»).

В решении об установлении единых (котловых) тарифов указываются величины технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровни потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям), учтенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении указанных тарифов.

Пунктом 38 Основ ценообразования определено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, к числу которых относится уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.

Пункт 40(1) Основ ценообразования предусматривает, что уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяется по приведенной в нем формуле.

В силу подпункта 5 пункта 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее – Методические указания № 98-э) долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, к числу которых относится уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.

Приложением № 4 к Приложению № 2 к приказу Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2018 г. № 834/18, принятого, в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования, определена форма принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, которой приложение 3 к приказу от 30 декабря 2019 г. № 4-э не соответствует.

В нарушение положений пункта 27 Правил регулирования и формы, утвержденной приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. № 834/18 в приложении 3 к приказу от 30 декабря 2019 г. № 4-э для МУП «АЭС» не установлен уровень потерь электрической энергии в процентах при ее передаче по электрическим сетям на первый год долгосрочного периода регулирования (2020 год) без дифференциации по уровням напряжения.

В указанном приложении 3 величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) установлена с разбивкой по годам на 2020-2024 гг и по уровням напряжения (ВН, СН1, СН2, НН) без указания единицы измерения.

В соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям.

Таблицей 1 Приложения № 3 Приложения № 2 к приказу ФАС России от 19 июня 2018г. № 834/18 определена форма принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения о размере экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации на год долгосрочного периода регулирования, которая предусматривает установление величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенную при формировании регулируемых цен (тарифов) в млн. кВт.ч.

В нарушение данных требований в таблице 1 приложения 1 величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов), в млн. кВт.ч., для МУП «АЭС» на 2020 год не установлена.

Доводы представителей административного ответчика об установлении уровня и величины потерь электрической энергии в протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2019 г. № 5 противоречат материалам дела. В протоколе № 5 указана величина технологического расхода электрической энергии (потерь) на 2020 год в млн. кВт.ч., но не установлен уровень потерь электрической энергии в процентах без дифференциации по уровням напряжения. Кроме того, сам протокол не является нормативным правовым актом.

Фактическое неустановление уровня потерь и величины потерь электрической энергии в соответствии с требованиями пунктов 38, 40(1) Основ ценообразования, пункта 27 Правил регулирования, пункта 6 Методических указаний № 98-Э, приказа ФАС России от 19 июня 2018г. № 834/18, учитываемых в качестве долгосрочных параметров регулирования при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии нарушает права МУП «АЭС» на установление правильного и обоснованного размера НВВ, влечет негативные последствия в виде невозможности экономии расходов на оплату потерь и корректировки в последующие периоды регулирования в сторону снижения.

Пунктом 7 Основ ценообразования установлено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).

Регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 настоящего документа, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов (абзацы двенадцатый и четырнадцатый пункта 87 Основ ценообразования).

Из экспертного заключения и протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2019 г. № 5 следует, что на основании пункта 87 Основ ценообразования регулирующий орган снятие неосвоенных МУП «АЭС» в 2018 году выпадающих доходов от технологического присоединения при утверждении НВВ МУП «АЭС» на 2020 год произвел дважды: по статье «Выпадающие доходы» по пункту 87 Основ ценообразования (за 2018 год) в размере (-)8669,55 тыс. рублей (без учета индекса-дефлятора) и по статье «Снятие» в размере (-)9684,09 тыс. рублей (с учетом индекса-дефлятора за 2019 и 2020 гг - 1,072 и 1,042), что представителями регулирующего органа не отрицалось.

Тем самым, сумма НВВ МУП «АЭС» утверждена в оспариваемых приказах с нарушением требований пунктов 7 и 87 Основ ценообразования, не предусматривающих двойное снятие выпадающих доходов.

Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования определено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг.

В силу абзацев первого и второго пункта 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Из протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 декабря 2019 г. № 5, экспертного заключения по делу от 7 мая 2019 г. № Э-4/20, пояснений представителей сторон и представленных расчетов следует, что регулирующим органом произведена корректировка расходов по статье «амортизация основных средств» на 2020 год на сумму 16 939,09 тыс. рублей, том числе в связи с тем, что объекты основных средств не приобретались и не создавались за счет средств МУП «АЭС», а были переданы предприятию собственником имущества администрацией г. Абакана на праве хозяйственного ведения, корректировка произведена на сумму 7 345 948,71 рублей; стоимость объектов основных средств составила менее 100 000 рублей – корректировка на сумму 2 517 837,08 рублей; исключение основных средств, не используемых в регулируемом виде деятельности (3 легковых автомобиля) – 284 087,08 рублей; изменен срок полезного использования основных средств в сторону увеличения (1 052 объекта) на общую сумму 6 790 813,21 рублей.

Ссылка регулирующего органа на положения статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в обоснование законности корректировки расходов предприятия на амортизацию основных средств, полученных в хозяйственное ведение, а также основных средств, стоимость которых составила менее 100000 рублей, нельзя признать правомерной.

Абзацами первым и вторым пункта 1, подпунктом 3 абзаца второго пункта 2 статьи 256 НК РФ предусмотрено, что амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном настоящей главой.

Не подлежит амортизации, в том числе, имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации.

Из указанной нормы следует, что она применяется в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пунктами 16, 17, 18 и 27 Основ ценообразования предусмотрен учет расходов на амортизацию для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области бухгалтерского учета, к числу которых относится Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н (далее – ПБУ), пунктом 4 которого установлено, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В силу пункта 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н, стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ.

Указанные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области бухгалтерского учета основных средств, не содержат запрета на начисление амортизации основных средств, переданных предприятию на праве хозяйственного ведения, а также на начисление амортизации объектов основных средств, отвечающих установленным в пункте 4 ПБУ критериям, стоимость которых менее 100000 рублей.

Следовательно, корректировка сумм амортизации регулирующим органом в указанных случаях не соответствует требованиям законодательства.

Корректировка суммы амортизации по легковым автомобилям является обоснованной, соответствует положениям пункта 7 Основ ценообразования, поскольку из представленных заявителем регулирующему органу документов не следовало использование данных объектов основных средств в регулируемом виде деятельности.

Из содержания пунктов 12, 13 ПБУ следует, что учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация основных средств), а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов - по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Организация, имеющая небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет может осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средствах по их видам и местам нахождения.

Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Классификацией основных средств предусмотрено включение в 10 амортизационную группу имущества со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно.

Из экспертного заключения по делу от 7 мая 2019 г. № Э-4/20 следует, что корректировка по статье «Амортизационные отчисления» на 2020 год произведена, в том числе, в связи с несоответствием срока использования ряда объектов основных средств сроку полезного использования соответствующей амортизационной группы, установленному Классификацией основных средств.

Кроме того, свидетели в своих пояснениях, а также представитель административного ответчика в своем отзыве указали, что у МУП «АЭС» в 10 амортизационной группе находятся основные средства с минимальным (361 месяц) и максимальным (480 месяцев) сроком полезного использования основных средств и корректировка произведена с учетом максимального полезного использования для всех объектов 10 амортизационной группы.

Указанные доводы нельзя признать обоснованными, а действия регулирующего органа по корректировке соответствующими пункту 27 Основ ценообразования, поскольку Классификацией основных средств установлен минимальный срок амортизации основных средств 10 амортизационной группы, но не установлен максимальный срок. Иными нормативными правовыми актами в области бухгалтерского учета также не установлен максимальный срок полезного использования объектов 10 амортизационной группы.

При таких обстоятельствах применение в учетной политике предприятия разных сроков амортизации, отраженных в инвентарных карточках с учетом сроков полезного использования объектов свыше 30 лет включительно, не является нарушением пункта 27 Основ ценообразования. Корректировку по статье «Амортизационные отчисления» по указанному основанию на сумму 6 790 813,21 рублей нельзя признать соответствующей законодательству в области тарифного регулирования, в том числе и статье 20 Закона об электроэнергетике, относящей к числу принципов государственного регулирования принцип соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 27 Основ ценообразования в случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

Подпунктом 3 пункта 7, абзацами двенадцатым, тринадцатым и пятнадцатым пункта 11 Методических указаний № 98-э определено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, определяемых методом экономически обоснованных расходов соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включающие в себя, в том числе расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.). Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга); амортизацию основных средств (в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования).

Доводы административного истца о том, что корректировка неподконтрольных расходов с учетом статьи «Амортизация основных средств (за 2018 год)» на сумму (-)7 180,06 тыс. рублей является нарушением Основ ценообразования и Методических указаний № 98-э, поскольку указанные расходы являются источником финансирования капитальных вложений, основаны на неправильном толковании положений пункта 27 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний № 98-э, которые указывают на необходимость самостоятельной корректировки неподконтрольных расходов, включающих амортизацию основных средств, по формуле 7 Методических указаний № 98-э и корректировки НВВ в связи изменением (невыполнением) инвестиционной программы. Указанные действия регулирующего органа, сами по себе, не являются основанием для признания данной корректировки незаконной.

В оспариваемой части нормативные правовые акты нарушают права административного истца, поскольку необоснованно снижают размер НВВ сетевой организации, влияющий на размер единых (котловых) тарифов, являющихся источником получения дохода для осуществления экономической деятельности МУП «АЭС».

Допущенные нарушения положений тарифного законодательства являются основанием для признания не действующими приказа Госкоматрифэнерго Хакасии от 30 декабря 2019 г. № 4-э в части установления в приложении 3 долгосрочного параметра регулирования для МУП «АЭС» - величина технологического расхода (уровень потерь) по уровням напряжения «ВН, СН1, СН2, НН) на 2020-2024 гг., а также в части установления в приложении 4 НВВ для МУП «АЭС» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. (без учета оплаты потерь); приказа Госкотарифэнерго Хакасии от 12 марта 2020 г. № 1-э в части установления в приложении 1 необходимой валовой выручки для МУП «АЭС» без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия, в размере 240506,54 тыс. рублей (пункт 5 таблицы 1) и в части неустановления величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенной при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2020 год (млн.кВт.ч).

Поскольку данные нормативные правовые акты в оспариваемой части имеют ограниченный срок действия и признание отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», они подлежат признанию не действующими в оспариваемой части со дня принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Абаканские электрические сети» к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия об оспаривании нормативных правовых актов – удовлетворить.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2019 г. № 4-э «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республике Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия и установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» в части установления в приложении 3 долгосрочного параметра регулирования для муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети» - величина технологического расхода (уровень потерь) по уровням напряжения «ВН, СН1, СН2, НН) на 2020-2024 гг., а также в части установления в приложении 4 НВВ для муниципального предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. (без учета оплаты потерь).

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 12 марта 2020 г. № 1-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2020 год» в части установления в приложении 1 необходимой валовой выручки для муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети» без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия, в размере 240506,54 тыс. рублей (пункт 5 таблицы 1) и в части неустановления величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенной при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2020 год (млн.кВт.ч).

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 12 октября 2020 г.