Дело № 3а-77/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 19 августа 2016 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Чубуковой А.С.,
при секретаре Михейкиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л.Д.В. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа №25 от 06 августа 2016 года №9/80 о регистрации К.В.В. кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу №25,
установил:
постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 14 июня 2016 года №878, размещенном на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 19.06.2016, назначены выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа №25 от 06 августа 2016 года №9/80 К.В.В., выдвинутый ЛЕНИНГРАДСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, зарегистрирован 06.08.2016 в 10 час. 05 мин. кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу №25.
Л.Д.В., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа №25 от 06 августа 2016 года №9/80 о регистрации К.В.В. кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу №25.
В обоснование требований сослался на то, что в избирательную комиссию кандидатом К.В.В. представлены сведения об имуществе и о своих расходах не по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 №546; количество достоверных подписей избирателей является недостаточным для регистрации кандидата; уведомление о создании избирательного фонда не соответствует форме, установленной постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 №123/855(неверно указан номер внутреннего структурного подразделения Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк России»).
В дополнении к административному исковому заявлению, поданным представителем административного истца Р.С.А. 19.08.2016 указано, что имеются основания для признания недействительными части подписей избирателей по следующим основаниям: подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа(лист 1 строка 4, лист27 строка 3), подписной лист 4 не подписан лицом, осуществляющим сбор подписей; подписные листы 8,9,10,30,34,35,36,39 удостоверены лицом, осуществляющим сбор подписей-кандидатом К.В.В., который не включен в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей; на листе 11 (строка 8), на листе 48(строка 2) имеются неоговоренные исправления; лист 12 удостоверен лицом, осуществляющим сбор подписей «ФИО2», в списке лиц, осуществляющий сбор подписей такое лицо не указано, внесено в список лиц, осуществляющих сбор подписей, лицо имеющее фамилию «ФИО2»; на листе 17 в строке 3, на листе 43 в строке 9 имеются данные паспорта с номером неустановленного образца; лист 50 не удостоверен кандидатом. Таким образом, оспариваемое решение избирательной комиссии принято с нарушением п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(далее-Федеральный закон 67-ФЗ) и подлежит отмене по основаниям п.6 ст.67 названного Федерального закона.
В судебное заседание административный истец Л.Д.В. не явился, просил дело рассмотреть без его участия, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Л.Д.В.-Р.С.А. указал, что кандидатом К.В.В. установленная форма сведений об имуществе и о расходах соблюдена. В остальной части требования поддержал, согласившись, в том числе, с позицией представителя Избирательной комиссии Ленинградской области в части оценки действительности представленных кандидатом подписей.
В возражениях в письменной форме относительно заявленных требований председатель территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа №25(далее-избирательная комиссия) указал, что К.В.В. представлены предусмотренные законом документы для регистрации кандидатом, по утвержденным формам; в результате проверки отобранных путем случайной выборки 296 подписей, только 4% признаны недействительными. Оспариваемое решение считает правильным, доводы административного истца необоснованными.
В судебном заседании представитель административного ответчика- представитель избирательной комиссии С.А.Д. требования признал частично, указав, что подписи избирателей проверялись по установленной процедуре; согласен в части с доводами о недействительности подписей избирателей. Избирательной комиссией в результате случайной выборки отобраны и проверены 296 подписей избирателей (подписные листы с 1 по 24 включительно и 9 первых подписей(строки 1-9) в подписном листе 25). Не согласен с утверждением о том, что надлежит признать недействительными подписи избирателей, которые собирал кандидат непосредственно(по основанию невключения его в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей); полагал, что в проверенных подписных листах не имеется неоговоренных исправлений; помарки могли быть допущены. Представленные кандидатом документы соответствуют установленным формам.
В возражениях в письменной форме относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица-представитель Избирательной комиссии Ленинградской области Ж.И.А. полагала, что оспаривание решение избирательной комиссии принято с нарушением закона, в связи с чем подлежит отмене по основаниям п.6 ст.76 Федерального закона 67-ФЗ. Кроме признанных избирательной комиссией недействительными 11 подписей на листе 7(а не 12, как указано избирательной комиссией) недействительными являются: подпись на листе 1 в строке 4, как поставленная после даты заверения подписного листа; все подписи на листе 4, так как лист не подписан лицом, собиравшим подписи; все подписи на листах 8,9,10, так как подписи собирал непосредственно кандидат К.В.В., не внесенный в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей; все подписи на листе 12, так как сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности; подпись на листе 23 в строке 1 содержит неоговоренные исправления. В отношении лица, поставившего подпись на листе 18 в строке 4 избирательной комиссии надлежало направить запрос в орган, осуществляющий регистрацию граждан РФ по месту жительства.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица-представитель Избирательной комиссии Ленинградской области Ж.И.А. указала, что неуказание в уведомлении об открытии специального избирательного счета номера округа не препятствует однозначности восприятия информации о счете и не является основанием для отмены оспариваемого решения. Иные же доводы административного искового заявления (с дополнением) являются правильными. По существу, являются недействительными 73 подписи избирателей из 296 подписей, подлежащих проверке. В отношении подписи на листе 17 в строке 3 невозможно однозначно определить, какой документ указан, необходимо было уточнить.
В возражениях в письменной форме относительно заявленных требований от 15.08.2016 представитель заинтересованного лица К.В.В.- Т.А.А. заявленные требований считает необоснованными, так как представленные в избирательную комиссию К.В.В. документы оформлены в соответствии с установленными формами; подписные листы изготовлены и оформлены с соблюдением законодательства; порядок сбора подписей избирателей соблюден.
В заявлении от 18.08.2016 представитель заинтересованного лица К.В.В.- Т.А.А. просит рассмотреть настоящее дело, доводы, изложенные в отзыве Избирательной комиссии Ленинградской области, считает необоснованными, в удовлетворении требований просит отказать.
Заинтересованное лицо К.В.В. в заявлении от 14.08.2016 просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
О слушании дела К.В.В. и его представитель- Т.А.А. извещены надлежащим образом. В судебное заседание, назначенное на 10 час. 19.08.2016, не явились.
Дополнения к административному исковому заявлению, поступившие в судебном заседании 19.08.2016, в 11 час. 50 мин. по электронной почте направлены представителю заинтересованного лица К.В.В.- Т.А.А.
Для обеспечения ознакомления заинтересованного лица К.В.В. и его представителя Т.А.А. с поступившими дополнениями и возможности явки названных лиц в судебное заседание или представления указанными лицами своих возражений судебное заседание было отложено на 17 час. 19 августа 2016 года. К.В.В. и его представитель Т.А.А. о слушании дела в 17.час. 19.08.2016 извещены.
В 14час. 05мин. 19 августа 2016 года в суд поступило заявление заинтересованного лица К.В.В., в котором он просил рассмотреть дело в отсутствие его и представителя, указав, что существенных нарушений при сборе подписей избирателей допущено не было. Доводы административного истца полагал несостоятельными.
Участвующий в деле прокурор полагала, в том числе, что подписи на листе 1 в строке 4, на листе 11 в строке 8, на листе 4(12 подписей), на листе 12 (12 подписей) являются недействительными. Таким образом, с учетом тех подписей, которые признаны недействительными избирательной комиссией, из 296 проверенных подписей более 10% являются недействительными. По указанному основанию требования административного истца подлежат удовлетворению. Доводы о том, что К.В.В. представлены документы, не соответствующие действительности, необоснованны.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Л.Д.В.-Р.С.А., представителя территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа №25 С.А.Д., заключение прокурора Ч.А.С., обозрев подписные листы, материалы по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата К.В.В., находящиеся в названной избирательной комиссии и представленные в судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Представляемые кандидатом в избирательную комиссию подписные листы должны соответствовать требованиям, предусмотренным п.8 ст.37 и Приложению №5 Федерального закона 67-ФЗ.
Согласно п.12 ст.37 Федерального закона 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В п.16 ст.37 Федерального закона 67-ФЗ указано, что законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Пунктом 6.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ установлено, что недействительными, в том числе. признаются:
подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписях сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (п.п. «ж»);
все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае (в том числе), если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом(п.п. «з»);
все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, предусмотрено законом) (п.п. «м»);
подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума (п.п. «н»).
Согласно п.п. «г.1» п. 24 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 №123/845 на период подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва полномочия окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа №25 возложены на территориальную избирательную комиссию Сланцевского муниципального района Ленинградской области.
Согласно постановлению Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 № 123/859 кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва, выдвинутому по Сланцевскому одномандатному избирательному округу №6 для регистрации необходимо представить: 1478 подписей избирателей; сверх необходимого для регистрации количества подписей может быть представлено 147 подписи избирателей.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 № 123/863 количество подписей избирателей в поддержку кандидатов, выдвинутых по Сланцевскому одномандатному избирательному округу №25, подлежащее выборочной проверке (объем случайной выборки) в соответствии с частью 12 статьи 25 областного закона «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва составляет 296 подписей.
10 июля 2016 года К.В.В. обратился в территориальную избирательную комиссию Сланцевского муниципального района Ленинградской области с полномочиями Сланцевского одномандатного избирательного округа №25 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу №25 избирательному объединению «ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ», представив следующие документы:
-копию паспорта;
-справку о занимаемой должности;
-справку о заключении брака;
-справку о том, что он является членом Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ;
-сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах;
-сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемые кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов;
-сведения о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.
05 августа 2016 года К.В.В. представлено в избирательную комиссию:
-письменное уведомление о создании избирательного фонда с указанием номера специального избирательного счета, номера внутреннего структурного подразделения Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк России», в котором был открыт это специальный избирательный счет, и адреса его местонахождения, по форме, утвержденной Леноблизбиркомом;
-письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных на пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами;
-подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 3 папок с 126 подписными листами и с 1511 заявленными подписями избирателей;
-протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, утвержденной Леноблизбиркомом на бумажном носителе в машиночитаемом виде от 05.08.2016, в котором отражено, что кандидатом собрано 1511 подписей избирателей, а именно: 600 подписей на 50 подписных листах в папке 1, 599 подписей на 50 подписных листах в папке №2, 312 подписей на 26 подписных листах в папке 3;
-список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей по форме, утвержденной Леноблизбиркомом(нотариально удостоверенный) на бумажном носителе в машиночитаемом виде;
-биографические данные кандидата на бумажном носителе в печатном и машиночитаемом виде;
-одна цветная фотография.
В результате процедуры случайной выборки, проведенной 05.08.2016, отобрано для проведения проверки 296 подписей избирателей в папке №2.
По результатам проверки подписей избирателей 05.08.2016 составлена ведомость проверки 296 подписей избирателей в папке №2, в которой сделан вывод о недействительности 12 подписей избирателей на строках 1-12 на листе 7 папки 2, в связи с тем, что подписной лист заверен лицом, не внесенным в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей(п.п. «м» п.6.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ).
В итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата К.В.В. от 05.08.2016 сделан вывод о признании 4% недостоверными(недействительными)12 подписей избирателей (4%) по основаниям п.п. «м» п.6.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ; из числа проверенных подписей признаны достоверными -284. Оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва К.В.В. по основаниям, указанным в п.п. «г.1» и «д» п.24 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ не усмотрено.
Оспариваемым решением избирательной комиссии от 06.08.2016 №9/80 К.В.В., выдвинутый ЛЕНИНГРАДСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу №25.
В названном решении избирательной комиссии отражено, что кандидатом К.В.В. для уведомления о выдвижении региональным отделением политической партии представлены документы, предусмотренные частями 5-1, 6, 6-2 статьи 18 областного закона от 01.08.2006 №77-оз «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области»; для регистрации кандидатом представлено 1511 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. В результате проверки 296 подписей признаны недействительными 12подписей (4%); количество достоверных подписей избирателей составляет 284, что является достаточным для регистрации кандидата. Кандидатом К.В.В. представлены в избирательную комиссию для регистрации документы, предусмотренные ч.5, п.п.2,3,4 ч.9 статьи названного областного закона.
Исследовав представленные подписи избирателей, а именно 296 подписей избирателей, проверенных избирательной комиссий и содержащихся на подписных листах 1-24 и первых девять подписей на листе 25 в папке №2, суд приходит к следующему.
На листе 1 в строке 4 подпись избирателя внесена 23.07.2016, а подписной лист заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей 22.07.2016, то есть подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, что согласно п.п. «н» п.6.4 ст. 38 Федерального закона 67-ФЗ является правовым основание для признания подписи избирателя недействительной.
На листе 4, содержащем двенадцать подписей избирателей в строках 1-12 отсутствует подпись лица, осуществившего сбор подписей избирателей, что в соответствии с п.п. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ является основанием для признания недействительными всех 12 подписей избирателей.
На листе 7 одиннадцать (а не 12, как ошибочно указано избирательной комиссией) подписей избирателей заверены ФИО1, не включенной в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей. Таким образом, избирательной комиссий обоснованно признаны недействительными по основанию п.п. «м» п.6.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ 11 подписей избирателей.
На листе 11 в строке 8 в серии и номере паспорта или документа, заменяющего паспорт избирателя имеется неоговоренное исправление, что в соответствии с п.п. «ж» п.6.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ является основанием для признания подписи избирателя недействительной.
Лист 12 с двенадцатью подписями избирателей заверен ФИО2. Однако указанное лицо не включено в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей (в данный список включен ФИО2), допущенное нарушение является основанием для признания 12 подписей избирателей недействительными по п.п. «м» п.6.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ.
Таким образом, судом установлено, что из 296 проверенных избирательной комиссией подписей избирателей недействительными являются 37подписей избирателей, что превышает 10 процентов недостоверных(недействительных) подписей избирателей от общего числа подписей, отобранных для проверки, что согласно п.п. «г.1» п.24 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ является правовым основанием для отказа в регистрации кандидата.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 6 ст.76 приведенного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Л.Д.В. подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение избирательной комиссии от 06.08.2016 39/80 о регистрации кандидата К.В.В. надлежит признать незаконным и отменить по приведенным выше основаниям.
Утверждение о том, что в серии и номере паспорта (или документа заменяющего паспорт) избирателя в строке 12 на листе 13 и в подписи лица, осуществляющего сбор подписей избирателей на листе 13 папки №2( в дате выдачи паспорта) допущены неоговоренные исправления, суд считает необоснованными, так как в данном случае имеет место более жирное написание цифр по сравнению с написанием иного текста на указанном листе.
Равно как на листе 23 в строке 1 можно лишь утверждать о некорректном написании цифры(в дате рождения избирателя), а не о наличии неоговоренного исправления.
Указание в строке 3 на листе 17 в качестве серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина следующего номера: №, не является основанием для признания данной подписи недействительной в соответствии с правилами п.6.4 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ.
Наименование населенного пункта в адресе места жительства избирателя в строке 4 на листе 13 как <адрес> с указанием номера дома, и указание в строке 5 на листе 13 в адресе места жительства избирателя <адрес> без номера дома и квартиры в силу вышеприведенных норм Федерального закона 67-ФЗ не является основанием для признания данных подписей избирателя недействительными.
Доводы о наличии нарушений в подписных листах с 26 по 50 папки №2 правового значения не имеют, так как подписи избирателей в указанных папках не были отобраны для проведения проверки и не проверялись избирательной комиссией при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата.
Суд не может согласиться с доводом о том, что подписи в листах №№8,9,10 в папке №2 подлежат признанию недействительными, так как удостоверены лицом, осуществляющим сбор подписей-кандидатом К.В.В., не внесенным в нарушение п.16 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ, ч.4-2 ст.24 областного закона от 01.08.2006 №77-оз «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области»(областной закон 77-оз) в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей по следующим основаниям.
Пунктом 16 статьи 37 Федерального закона 67-ФЗ предусмотрено право субъекта РФ на принятие закона, предусматривающего, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум.
В названной федеральной норме предусмотрено единственное исключение из установленного правила, а именно: законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
В ч.4-2 ст.24 областного закона 77-оз предписано, что политическая партия (ее региональное отделение), кандидат обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Ленинградской области. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в списке, составленном на бумажном носителе, удостоверяются нотариально. Данные требования не применяются в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Как следует из представленных документов, сбор подписей избирателей осуществляли как кандидат К.В.В., так и иные лица. Соответственно список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, удостоверенный нотариально, кандидатом был представлен. Таким образом, положения п.16 ст.38 Федерального закона 67-ФЗ, ч.4-2 ст.24 областного закона 77-оз соблюдены.
Требований о том, что при осуществлении сбора подписей избирателей как кандидатом, так и иными лицами, кандидат подлежит включению в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, приведенные федеральная и областная норма не содержат.
Утверждение о том, что кандидатом представлены сведения об имуществе, о расходах с нарушением формы, установленной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 №546 являются необоснованными, так как вышеназванные сведения представлены кандидатом К.В.В. в избирательную комиссию с соблюдением установленных требований.
Неуказание в тексте уведомления об открытии избирательного счета номера избирательного округа (при указании номера избирательного округа в заглавной части) является формальным нарушением формы письменного уведомления о создании избирательного счета, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 №123/855, но не является правовым основанием для отказа в регистрации кандидата.
Довод о том, что кандидатом в названном уведомлении неверно указан номер внутреннего структурного подразделения Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк России» является голословным и не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Иные доводы участников процесса сводятся к неправильному толкованию норм федерального законодательства и не имеют правового значения для разрешения судом вопроса о правомерности обжалуемого решения территориальной избирательной комиссии.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Л.Д.В. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа №25 от 06 августа 2016 года №9/80 о регистрации К.В.В. кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу №25, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа №25 от 06 августа 2016 года №9/80 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу №25 К.В.В., выдвинутого ЛЕНИНГРАДСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ».
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы и представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Судья Е.Е. Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2016 года в 19 час. 00 мин.