Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
<данные изъяты><данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Чолак Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а- 77/2018 по административному исковому заявлению Назаровой Л. И. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
Назарова Л.И. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности трех земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0060219:11, 50:29:0060219:6, 50:29:0060219:37, расположенных в <данные изъяты>.
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость названных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и, соответственно, нарушает ее (Назаровой Л.И.) права плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.
Назарова Л.И. просила суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ей земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0060219:11, 50:29:0060219:6, 50:29:0060219:37 равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату кадастровой оценки в представленных отчетах об оценке в размере 2 626 000 рублей, 4 370 000 рублей и 4 800 000 рублей соответственно (т. 1 л.д. 1-6).
В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием административным ответчиком - Министерством имущественных отношений <данные изъяты>, достоверности величины рыночной стоимости земельных участков, определенной в отчетах об оценке, судом была назначена экспертиза в целях проверки соответствия данных отчетов законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости участков (т. 1 л.д. 249-252).
По результатам судебной экспертизы, рыночная стоимость земельных участков, определена в ином размере, отличном от размера определенного в отчетах об оценке.
Административный истец Назарова Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена.
Представитель административного истца - Иванников В.В. в судебном заседании уточнил требования своего доверителя, просит установить кадастровую стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0060219:11, 50:29:0060219:6, 50:29:0060219:37 равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы в размере 3 952 356 рублей, 4 689 951 рублей и 5 419 323 рублей соответственно (т. 2 л.д. 139-142).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
От представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты>, в суд поступили письменные пояснения, в соответствии с которыми Министерство не возражает против установления кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, полагая, что данная стоимость является достоверной, и ее установление в качестве кадастровой стоимости земельных участков позволит установить экономически обоснованную налоговую базу для земельного налога (т. 2 л.д. 138).
При таких обстоятельствах суд считает возможным, на основании ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление Назаровой Л.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, 2 названной нормы, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Судом установлено, что Назарова Л.И. является собственником трех земельных участков категории земель – земли населенных пунктов – с кадастровым номером 50:29:0060219:11, площадью 2 500 кв.м., разрешенное использование – под подъездные пути к магазину «Стройматериалы и товары для дома» и оборудования складского помещения, с кадастровым номером 50:29:0060219:6, площадью 3 000 кв.м., разрешенное использование - «Стройматериалы и товары для дома», с кадастровым номером 50:29:0060219:37, площадью 3 500 кв.м., разрешенное использование – под нежилым зданием (объектом незавершенным строительством), расположенных по адресу: <данные изъяты> и <данные изъяты>, что подтверждается копиями свидетельств о регистрации права (т. 1 л.д. 16, 17, 18).
Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость спорных земельных участков. Кадастровая стоимость объектов оценки в данном распоряжении Министерства экологии и природопользования определялась по состоянию на <данные изъяты> (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>.
Согласно представленным кадастровым справкам кадастровая стоимость земельных участков в с кадастровыми номерами 50:29:0060219:11, 50:29:0060219:6, 50:29:0060219:37 составляет 6156725 рублей, 7456560 рублей и 8777930 рублей соответственно (т. 1 л.д. 13-15).
Из материалов дела также следует, что Назарова Л.И. обратилась в Московский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты> (т. 1 л.д. 1).
Согласно заключению эксперта № СЭ-1/822/17 от <данные изъяты> Общества с ограниченной ответственностью «ИОЛА. Объективная оценка» Белова И. В., которому судом было поручено проведение экспертизы по проверке отчетов об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению рыночной стоимости земельных участков, оценщиком ООО «Бюро технической информации» при составлении отчетов <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты> об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые повлияли на определение итоговой величины его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0060219:11, 50:29:0060219:6, 50:29:0060219:37 определена по состоянию на дату кадастровой оценки (<данные изъяты>) в размере 3 952 356 рублей, 4 689 051 рублей и 5 419 323 рублей (т. 2 л.д. 4-94).
Исследовав данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ч. 1-3 ст. 82 КАС РФ. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответ на поставленные судом вопросы.
Эксперт Белов И.В. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным профессиональным стажем и квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами.
Суд, оценив названное заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, приходит к выводу о том, что оснований не доверять его выводам у суда не имеется.
Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Исходя из изложенного, административное исковое заявление Назаровой Л.И. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Назаровой Л. И. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060219:11, площадью 2 500 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под подъездные пути к магазину «Стройматериалы и товары для дома» и оборудования складского помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 3 952 356 (три миллиона девятьсот пятьдесят две тысячи триста пятьдесят шесть) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060219:6, площадью 3 000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под магазином «Стройматериалы и товары для дома», расположенного по адресу: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 4 689 951 (четыре миллиона шестьсот восемьдесят девять тысяч девятьсот пятьдесят один) рубль.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060219:37, площадью 3 500 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилым зданием (объектом незавершенным строительством), расположенного по адресу: <данные изъяты>, строение 16, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 5 419 323 (пять миллионов четыреста девятнадцать триста двадцать три) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков, включая дату подачи Назаровой Л. И. административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости в Московский областной суд – <данные изъяты>.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.