ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-77/2021 от 20.10.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-77/2021

43OS0000-01-2021-000105-75

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 20 октября 2021 года

Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Омутнинского района к региональной службе по тарифам Кировской области об оспаривании решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 27 ноября 2018г. № 42/15-тэ-2019,

у с т а н о в и л:

решением правления региональной службы по тарифам Кировской области (далее - региональная служба по тарифам, тарифный орган) от 27 ноября 2018г. № 42/15-тэ-2019 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Омутнинского района, о долгосрочных параметрах регулирования» (далее – МУП ЖКХ Омутнинского района, предприятие) для предприятия на 2019-2023г.г. установлены:

долгосрочные параметры регулирования деятельности (приложения № 1, 2, 3);

тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП ЖКХ Омутнинского района (приложения № 4,5,6).

Решение опубликовано 28 ноября 2018г. на официальном сайте региональной службы по тарифам (www.rstkirov.ru), являющимся официальным источником опубликования на основании части 2 статьи 12 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», решения правления региональной службы по тарифам от 15 апреля 2016г. № 15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов».

Решениями правления региональной службы по тарифам Кировской области от 03 декабря 2019г. № 43/13-тэ-2020, от 01 декабря 2020г. № 38/3-тэ-2021 в решение от 27 ноября 2018г. № 42/15-тэ-2019 вносились изменения в связи с ежегодной корректировкой необходимой валовой выручки. В результате данных изменений были как увеличены, так и уменьшены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям предприятием.

Базовые уровни операционных расходов, определенные в размере 16737,4 тыс.руб. (котельные в городе Омутнинске, Залазнинском, Чернохолуницком, Шахровском сельских поселениях Омутнинского района), в размере 5859,0 тыс.руб. (котельные в Белореченском и Вятском сельских поселениях Омутнинского райна), в размере 12557,6 тыс.руб. (передача тепловой энергии от котельной АО «Омутнинский металлургический завод»), не изменялись.

В материалы дела представлены документы, подтверждающие опубликование вышеперечисленных решений.

МУП ЖКХ Омутнинского района обратилось с административным исковым заявлением в суд к региональной службе по тарифам об оспаривании решения правления от 27 ноября 2018г. № 42/15-тэ-2019. Полагают, что региональной службой по тарифам неверно определены расходы по статье «Оплата труда». Просят признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение правления региональной службы по тарифам от 27 ноября 2018г. № 42/15-тэ-2019, в части не включения расходов по текущему премированию и премированию по итогам работы за год работников в необходимую валовую выручку.

Представитель МУП ЖКХ Омутнинского района ФИО1 заявленные требования поддержала.

Представители региональной службы по тарифам ФИО2, ФИО3 указали на законность оспариваемого решения региональной службы по тарифам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012г. № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013г. № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7, статьей 8 Закона о теплоснабжении установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании пунктов 3.1.2.1, 3.1.2.3 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01 сентября 2008г. № 144/365, установление тарифов в сфере теплоснабжения отнесено к полномочиям региональной службы по тарифам.

Оспариваемое решение правления региональной службы по тарифам от 27 ноября 2018г. № 42/15-тэ-2019 принято в правомочном составе, большинством голосов членов правления службы, с соблюдением процедуры его принятия.

Как следует из материалов дела, МУП ЖКХ Омутнинского района осуществляет регулируемую деятельность по теплоснабжению на территориях Залазнинского, Чернохолуницкого, Шахровского, Вятского, Белореченского сельских поселений Омутнинского района Кировской области.

Судом установлено, что 26 апреля 2018г. предприятие обратилось в тарифный орган с заявлениями:

об установлении тарифа на производство и передачу тепловой энергии на период 2019 - 2023г.г. для тепловых сетей города Омутнинска, села Залазна, поселка Черная Холуница, поселка Шахровка;

об установлении тарифа на производство и передачу тепловой энергии на период 2019 - 2023г.г. для тепловых сетей поселка Белореченск, поселка Метрострой, деревни Ежово;

об установлении тарифа на передачу тепловой энергии на период 2019 - 2023г.г. для тепловых сетей г.Омутнинск.

В качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации установленных тарифов, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний № 760-э).

В силу пункта 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится, в том числе, базовый уровень операционных расходов.

Пункт 2 Основ ценообразования определяет базовый уровень операционных расходов как уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования.

Согласно пунктам 58, 73 Основ ценообразования расходы на оплату труда включены в операционные расходы.

Для первого года долгосрочного периода регулирования операционные расходы (базовый уровень операционных расходов) определяются методом экономически обоснованных расходов (пункты 36, 37 Методических указаний № 760-э).

При рассмотрении дела судом установлено, что к каждому из заявлений об установлении тарифов на производство, передачу тепловой энергии предприятием были приложены расчеты расходов на оплату труда основных рабочих, цеховых работников, административно-управленческого персонала, штатное расписание. В указанных расчетах содержалось предложение предприятия по текущему премированию работников в размере 50% и премированию по итогам работы за год в размере 12,5%.

В результате экспертизы представленных МУП ЖКХ Омутнинского района документов региональной службой по тарифам размер среднемесячной заработной платы одного работника определен из ставки первого разряда в размере 10303,0 руб., установленной с 01 июля 2019г. Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Кировской области. В составе расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала органом регулирования не учитывались расходы на выплаты премиальных (стимулирующие выплаты), со ссылкой на то, что предприятием не предоставлен коллективный договор, а рост фонда оплаты труда на 2019г. относительно фактических расходов 2017г. на порядок превышает величину индекса потребительских цен.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Приложение 4.9 Методических указаний № 760-э предусматривает включение в расходы по оплате труда текущего премирования (строка 2.7), выплаты по итогам года (строка 2.9).

Пунктом 2.6.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Кировской области на 2017 – 2019г.г. установлено, что система оплаты труда организации предусматривает выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, которые устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и могут включать в себя: премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности - в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом не более 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. Работодатель может увеличить размер премии, если это предусмотрено коллективным договором и (или) локальными нормативными актами.

Согласно представленному в материалы дела коллективному договору МУП ЖКХ Омутнинского района на 2016 - 2018г.г. (пункт 10.2) премирование работников за основные результаты производственной деятельности осуществляется в соответствии с Положением о премировании.

Пунктами 2.4, 2.12 Положения о премировании работников, утвержденного директором МУП ЖКХ Омутнинского района 02 декабря 2015г., определено, что премиальный фонд формируется из расчета базового размера премии, который составляет для работников предприятия 50%. Базовый размер премии по результатам работы за месяц может быть как увеличен, так и уменьшен по приказу директора предприятия.

Из Положения о выплате годового вознаграждения за общие результаты работы по итогам года работникам МУП ЖКХ Омутнинского района, утвержденного директором предприятия 02 декабря 2015г., следует, что расчет годового вознаграждения работникам предприятия производится в соответствии с фактически начисленной им заработной платы за отработанный период, с учетом общего стажа работы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства исходя, из стажных групп и стажных коэффициентов в диапазоне от 1 до 2-х.

Пункт 16 Правил регулирования тарифов содержит перечень документов, которые должна представить регулируемая организация в тарифный орган вместе с заявлением об установлении тарифов. Из перечня не следует прямого указания на представление в составе документов экономического обоснования расчета расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности локальных актов предприятия по оплате труда.

Приложением 4.9 Методических указаний № 760-э утверждена форма расходов на оплату труда, которая предоставляется в тарифный орган.

Пунктами 17, 20 Правил регулирования тарифов предусмотрена взаимная работа регулируемой организации и тарифного органа по наполняемости тарифного дела необходимыми документами. В частности, по инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение. В то же время, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.

Следовательно, само по себе не предоставление МУП ЖКХ Омутнинского района в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов локальных актов, касающихся оплаты труда, не является безусловным основанием для исключения в полном объеме спорных расходов из необходимой валовой выручки.

Действительно, на тарифном органе не лежит обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы, однако в контексте конкретных обстоятельств данного дела, в случае заявления предприятием расходов по оплате труда к включению, но недостаточности тех или иных обосновывающих документов не исключалось не только право, но и обязанность тарифного органа предложить предприятию представить дополнительные материалы.

Из практики рассмотрения дел в регионе, представленных в материалы дела документов следует, что в отсутствие исчерпывающего и подробного перечня необходимых к предоставлению документов региональная служба по тарифам использует свое право на предложение по представлению дополнительных документов по своему усмотрению, что не коррелируется с принципом достижения и соблюдения баланса экономических интересов, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в регулируемой деятельности, не является предсказуемым для регулируемой организации.

Поскольку статья расходов «Отчисления на социальные нужды» является расчетной и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда, расходы по ней так же подлежат корректировке.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Не включение расходов по текущему премированию и премированию по итогам работы за год в статьи затрат «Оплата труда» по регулируемым видам деятельности влечет неверный расчет базового уровня операционных расходов, тарифов на производство, передачу тепловой энергии, установленных оспариваемым актом.

Следовательно, поскольку решение правления региональной службы по тарифам от 27 ноября 2018г. № 42/15-тэ-2019 не соответствует требованиям приведенных выше законодательных актов, оно подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

В соответствии с частью 3 статьи 216 КАС РФ решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Следует принять во внимание, что нормативный правовой акт, принимаемый органом регулирования в целях замены акта, признанного судом недействующим, не придает тарифам обратную силу. Принятие такого акта, согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.

При этом, по смыслу части 1 статьи 16 КАС РФ выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который законом возложена обязанность повторно рассмотреть заявку регулируемой организации.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления МУП ЖКХ Омутнинского района уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб., что подтверждается платежным поручением № 748 от 28 апреля 2021г.

Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика региональной службы по тарифам в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Омутнинского района удовлетворить.

Признать не действующим решение правления региональной службы по тарифам Кировской областиот 27 ноября 2018г. № 42/15-тэ-2019 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Омутнинского района, о долгосрочных параметрах регулирования» со дня его принятия.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам Кировской области.

Взыскать с региональной службы по тарифам Кировской области в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Омутнинского района расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 22 октября 2021г.

Судья Сметанина О.Н.