ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-77/2021 от 29.12.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

№ 3а-77/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Туникене М.В.,

при помощнике судьи Тимофееве А.И.,

с участием прокурора Юрченковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ильиной Юлии Аркадьевны, Демченковой Лолиты Геннадьевны, Колоскова Павла Валерьевича о признании недействующим пункта 1.2 приложения к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года № 555 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска», в редакции постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 7 октября 2019 года № 81

установил:

12 декабря 2013 г. Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее - Департамент) принято постановление № 555 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска» (далее - Постановление № 555).

Первоначально нормативный правовой акт опубликован в информационном бюллетене «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области» 20 декабря 2013 г. № 12.

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 555 нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению определены расчетным методом, исходя из продолжительности отопительного периода семь календарных месяцев согласно приложению.

В Приложении к Постановлению № 555 указаны нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска.

Согласно пункту 1.2 Приложения к Постановлению № 555 в отношении многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, из панелей, блоков, этажности 5-7, 9-12, 14, до 1999 г. постройки включительно, установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0255 Гкал. на 1кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 7 октября 2019 года № 81 внесены изменения в Постановление № 555 (далее - Постановление № 81), которое опубликовано в печатном издании «Смоленская газета» № 38 (1324) 9 октября 2019 года.

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 81 нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению также определены расчетным методом.

Согласно пункту 1.2 Приложения к Постановлению в отношении многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, этажности 5-7, 9- 14 до 1999 г. постройки включительно, установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0255 Гкал. на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, в отношении многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков этажности 5-7, 9- 14, до 1999 г. постройки включительно, установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0256 Гкал.

Ильина Ю.А., Демченкова Л.Г., Колосков П.В. обратились в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим с момента принятия пункта 1.2 приложения к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года № 555 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска», в редакции постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 7 октября 2019 года № 81.

Заявление мотивировано тем, что административные истцы проживают в квартирах, расположенных в многоквартирном жилом доме ... в г. Смоленске до 1999 г. постройки, не оборудованном приборами учета, и размер платы за коммунальную услугу по отоплению им рассчитывается исходя из оспариваемого норматива потребления, равного 0,0255 Гкал. на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.

Ссылаются на то, что решением Смоленского областного суда от 19апреля 2019 г., вступившим в законную силу, постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года № 555 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска» признано недействующим. Несмотря на это, Департамент принял аналогичное постановление № 81 от 7 октября 2019 г. «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года № 555, оставив прежний норматив без изменения в отношении многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, этажности 5-7, 9- 14 до 1999 г. постройки включительно.

В оспариваемом постановлении отсутствуют сведения объективной, экономической необходимости и основания расчета норматива потребления по отоплению для многоквартирных жилых домов постройки до 1999 года со стенами из камня, кирпича - 0.0255 Гкал на 1 кв.м.

Указывают, что в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее также – Правила № 306), нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода, применение Департаментом расчетного метода не является законным и обоснованным, поскольку административным ответчиком не исполнен порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки, регулируемый пунктами 31 - 32.2 Правил № 306, что привело к нарушению прав истцов, поскольку оспариваемым актом на них возлагается необоснованная оплата отопления в два раза выше, нежели платят жители домов, в которых установлен прибор учета.

Также, при применении расчетного метода Департаментом в нарушении буквального содержания пункта 44 Правил № 306 не получена необходимая информация о среднесуточной температуре наружного воздуха в отопительный период, что привело к необоснованному (завышенному) расчету норматива по отоплению.

Уточнив требования, просят признать недействующим с момента принятия пункта 1.2 Приложения к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года № 555 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска», в редакции постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 7 октября 2019 года № 81.

Возложить на Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике до принятия нормативного правового акта, которым в силу ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) будет принят новый нормативный правовой акт о регулируемой цене, с учетом требований, указанных в Правилах № 306, принять заменяющий норматив для пункта 1.2 оспариваемого постановления, который не может превышать значение норматива 0,0230 Гкал/кв.м.

Принять частное определение и направить его в Следственное управление следственного комитета по Смоленской области и прокуратуру Смоленской области для проведения проверки, назначения экспертизы по определению последовательности установления норматива по отоплению методом аналогов и принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Департамента по признакам преступления, предусмотренного статьями 159, 292, 293, 303 УК РФ, которые, в том числе, в нарушение пункта 44 Правил № 306, не истребовали от ФГБУ «Центральное УГМС» необходимые данные о среднесуточной температуре наружного воздуха, что привело к необоснованному завышению норматива по отоплению и увеличению платы за отопление для всех жителей города Смоленска, квартиры которых подключены к центральной системе подачи отопления, в среднем размере около 200 рублей. В том числе на необходимость проверки оспариваемого нормативного правового акта на коррупционную составляющую, которая могла возникнуть при принятии оспариваемого нормативного правового акта, поскольку Департамент подгонял цифры под норматив 0,0255 Гкал/кв.м, а не устанавливал его в соответствии с законом и не устанавливал нормативы согласно таблице № 6 приложения № 2 к Правилам №306 (л.д. 10-14 т. 1, 250-254 т. 4).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО «Квадра», МУП «Смоленсктеплосеть», Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», ФАС России, Киселева Т.В.

Департамент в письменных возражениях просил в удовлетворении административных исковых требований административных истцов отказать, поскольку нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденные Постановлением № 555 в редакции постановления Департамента от 7 октября 2019 г. № 81, приняты во исполнение решения Смоленского областного суда от 19 апреля 2019 г. и в соответствии с Правилами № 306.

В соответствии с требованиями Правил № 306 в Постановлении № 81 указано, каким методом и исходя из какой продолжительности отопительного периода определена величина нормативов. Для определения нормативов по отоплению расчетным методом использовалась предусмотренная для этого формула 18 раздела II приложения № 1 Правил № 306. Метод аналогов не мог быть использован при определении величины нормативов по причине недостаточности данных приборного учета потребления тепловой энергии в многоквартирных домах данной группы, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, в соответствии с п. 21 Правил № 306.

Кроме того указал, что представленный административными истцами расчет средней температуры за отопительный период некорректен, т.к. произведен за 7 полных месяцев, а не за отопительный период. В расчет вошлиболее теплые дни апреля и октября, когда отопления не было, что приводит к более высокой температуре расчета (л.д.173-187 т.4).

В письменных пояснениях ПАО «Квадра» пояснило, что в соответствии с постановлением Администрации г.Смоленска от 19 декабря 2013 г. № 2269-адм ПАО «Квадра» с 1 января 2014 г. является единой теплоснабжающей организацией в г.Смоленске.

Ресурсоснабжающая организация не располагает всеми сведениями относительно конструктивных особенностей многоквартирных домов, как и сведениями об удельных отопительных характеристиках по многоквартирным домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета тепловой энергии, они не были представлены по запросу Департамента в 2019 г., так как при расчетах за потребленный ресурс такой параметр ресурсоснабжающей организацией не применяется, при подключении новых потребителей к центральному отоплению такие сведения не требуются (л.д.156-159 т.2).

Согласно возражению на административный иск МУП «Смоленсктеплосеть», оспариваемое Постановление № 555 в новой редакции принято уполномоченным органом, в установленной форме. Оспариваемый расчет норматива потребления тепловой энергии был принят в соответствии с требованиями Правил № 306 (л.д.209-211 т.1).

ФАС России сослалась на то, что вопросы обоснованности применения того или иного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг не входят в ее компетенцию. Просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании представитель административных истцов Демченков Г.А. заявленные требования по доводам, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, поддержал. Дополнительно указал на отсутствие предоставления Департаментом доказательств обоснования правильности определения норматива потребления коммунальной услуги расчетным методом.

Представитель Департамента Добровольская Г.В. возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, дополнительно указав, что с учетом общего количества домов в городе, объем выборки был недостаточен для применения метода аналогов.

Сведения, указанные в подпункте «д» пункта 4 Правил № 306, уполномоченный орган запрашивать и применять в расчетах не вправе. Указанная информация учтена в Правилах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства при разработке порядка и формул расчета нормативов, в том числе в таблице 4 приложения №1 к Правилам № 306, где установлены значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома, а также разбивка по этажности и году постройки домов. Нормативы носят стимулирующий характер к выполнению собственниками помещений возложенных на них обязательств по установке приборов учета и оплате за фактически потребленные ресурсы. Считает, что истцы всячески уклоняются от исполнения своих обязательств по установке приборов учета и по оплате потребленной тепловой энергии на отопление.

Представитель Департамента Денисеевский К.А. также просил в удовлетворении административного иска отказать. Указал, что оспариваемое постановление принято в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Квадра» КалистратоваМ.Е. просила в удовлетворении административного иска отказать за необоснованностью.

Заинтересованное лицо Киселева Т.В. полагает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц МУП «Смоленсктеплосеть», Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области, ФАС России в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, представителей заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора прокуратуры Смоленской области Юрченковой Л.Н., полагавшей административный иск подлежащим частичному удовлетворению, Смоленский областной суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила № 306, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).

Согласно Положению о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 09 июля 2012 г. № 432 Департамент является исполнительным органом государственной власти Смоленской области, осуществляющим государственную политику в области энергетики, энергоэффективности и государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 3.1.61 Положения Департамент утверждает нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета.

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 г. № 555 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска.

Решением Смоленского областного суда от 19 апреля 2019 г. признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.2 Приложения к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 г №555 в части установления в отношении многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, из панелей, блоков, этажности 5-7,9-12,14 до 1999 г. постройки включительно норматива потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0255 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц (л.д. 51-59 т.1).

Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 5 сентября 2019 г. указанное выше решение суда оставлено без изменения (л.д. 60-65 т.1).

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 7 октября 2019 г. № 81 в целях исполнения судебного акта были внесены изменения в Приложение к постановлению Департамента от 12 декабря 2013 г № 555, согласно которому строка 1.2 изложена в новой редакции, согласно которой в отношении многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича этажности 5-7,9-14 до 1999 г. постройки включительно применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0255 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц; в отношении многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков этажности 5-7,9-14 до 1999 г. постройки включительно применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0256 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц.

Согласно пункту 7 статьи 1 Закона Смоленской области от 07 мая 2002 г. № 48-з «О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов» датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах «Смоленская газета», «Рабочий путь», «Смоленские новости», в информационном бюллетене «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», «Вестник Смоленской областной Думы» или дата его первого размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru).

Постановление Департамента от 7 октября 2019 года № 81 опубликовано в печатном издании «Смоленская газета» № 38 (1324) 9 октября 2019 года.

Таким образом, Смоленский областной суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в части постановление № 81 принято уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликовано, и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя соответствие оспариваемого постановления федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.

Согласно п. 21 Правил № 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

В силу п. 33 Правил № 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.

В случае если в многоквартирном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение и производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется исполнителями коммунальных услуг самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в выборку включаются только многоквартирные жилые дома, оборудованные приборами учета, определяющими объем холодной воды, использованной для нужд горячего водоснабжения, с непрерывным учетом за период работы таких приборов учета в течение всего срока снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для целей расчета нормативов потребления коммунальных услуг.

В силу подпункта «д» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным правилам.

Согласно таблице № 6 «Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» (приложение № 2 к Правилам № 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 г. и после 1999 г.), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306).

Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил № 306).

Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения № 1 к названным правилам (пункт 34 Правил № 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил № 306).

Как следует из представленного административным ответчиком отзыва и объяснений его представителей возможности установки нормативов методом аналогов, не имелось.

Оценивая указанный довод, суд, приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих невозможность применения метода аналогов для расчета нормативов потребления, в силу следующего.

В силу подпункта «д» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

При этом, «конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома» – это показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома);

«степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома» - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования (пункт 2 вышеуказанных Правил).

Так, невозможность применения метода аналогов обоснована заключением № 266/1 Экспертного совета Департамента по установлению норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для населения, проживающего в многоквартирных домах до 1999 года постройки включительно этажностью 5-7,9-14 на территории г. Смоленска от 4 октября 2019 г. (л.д.139-147 т.1).

В соответствии с пунктом 33 Правил № 306 из представительной выборки были исключены многоквартирные дома, в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.

В соответствии с пунктом 35 Правил №306 из представительной выборки были исключены многоквартирные дома, в работе коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии которых за отопительный период 2018/2019 г.г. имелись перерывы.

В соответствии с пунктом 40 Правил №306 при обработке данных по определению выборки исключены значения расхода тепловой энергии, отличающиеся от средних расходов по выборке более, чем на 20%.

Изучив указанное заключение, материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заключение подготовлено административным ответчиком на основании подбора данных по многоквартирным домам, на основании сведений, полученных от филиала ПАО «Квадра»-«Смоленская генерация» на запрос, направленный письмом от 3 сентября 2019 №2597/8 (л.д. 80-137 т.1).

Проанализировав информацию, полученную в ответ на запрос суда, суд полагает, что вышеуказанное Заключение не могло быть принято как основание для перехода к использованию расчетного метода, так как не доказывает невозможность использования метода аналогов.

Как следует из материалов дела, административным ответчиком в филиале ПАО «Квадра»-«Смоленская генерация» были запрошены сведения, в том числе, об этажности, материалах стен, крыши, объеме зданий по наружному обмеру, площади ограждающих конструкций и окон, степени износа внутридомовых инженерных сетей (л.д.80-82 т.1).

ПАО «Квадра»-«Смоленская генерация» представило Департаменту сведения по многоквартирным домам в виде прилагаемых таблиц, при этом, информация предоставлена не в полном объеме (не представлена информация о технических параметрах многоквартирных домов –о материале крыш, объеме жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износе внутридомовых инженерных систем, которая учитывается при определении нормативов потребления коммунальной услуги отопление), несмотря на то, что она существенно влияет на итоговую величину оспариваемых нормативов ( п.33 Правил).

Доказательств уточнения запрошенных данных, а также направления запросов в адрес управляющих компаний для получения недостающих сведений, не представлено.

Доводы представителей административного ответчика о том, что Департамент не вправе был запрашивать и применять в расчетах сведения, указанные в подпункте «д» пункта 4 Правил, поскольку данная информация не указана в пункте 9 (1) Правил, не принимаются, как несостоятельные, поскольку противоречат установленным выше требованиям Правил, кроме того, Департамент за разъяснением по применению указанных правил в соответствии с пунктом 3 Правил №306 в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не обращался.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм при формировании объема (представительности) выборки не были учтены конструктивные, технические параметры многоквартирных домов и степень благоустройства, что привело к необоснованному отказу от применения метода аналогов.

Утверждение административного ответчика о том, что вышеуказанные сведения в расчетах не влияют на итоговую величину нормативов, не могут быть приняты во внимание, поскольку федеральным законодателем установлены обязательные условия для формирования объема (представительности) выборки, которые Департамент обязан был учесть.

Учитывая, что бремя доказывания обстоятельств, связанных с принятием оспариваемого нормативного правового акта, возложено на орган государственной власти, принявший такой акт (статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не могут быть приняты во внимание доводы о том, что регулирующий орган не обязан проверять достоверность данных о характеристиках многоквартирных домов, предоставленных по запросу ресурсоснабжающей организацией.

Кроме того, административным ответчиком не представлены документы, надлежащим образом подтверждающие заявленные в расчетных таблицах величины, а именно:

информация о количестве многоквартирных домов, участвующих в расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, представленная суду Департаментом-955 многоквартирных домов (л.д.155 т.1), противоречит данным тарифного дела о количестве многоквартирных домов, участвующих в расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению -956 (л.д.103 т.1). При этом данных о том, какие дома были включены Департаментом в расчет нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, в материалы дела не представлены.

Также, не представлены акты о перерывах в работе приборов учета, подтверждающие информацию о наличии перерывов в работе коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии за отопительный период 2018/2019 г.г. и тем самым, исключение указанных домов из представительной выборки.

В результате данные действия административного ответчика привели к неправомерному отказу от применения метода аналогов.

Таким образом, объективная невозможность использования метода аналогов и правомерность действий по переходу к расчетному методу, не нашла своего подтверждения в судебном заседании. В нарушение положений пунктов 9, 9(1), 31, 32, 32(1), 33 Правил N 306 административным ответчиком не были приняты все необходимые для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или жилых домов действия по сбору информации. Формирование выборки произведено не должным образом и не в полном объеме, фактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома, уполномоченным органом не определено.

Административным ответчиком не представлено иных доказательств, достоверно подтверждающих невозможность применения метода аналогов для расчета нормативов потребления такой коммунальной услуги как отопление в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории г.Смоленска.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что позиция ответчика о невозможности формирования выборки, должным образом не подтверждена, допущенные нарушения привели к неверному определению административным ответчиком объема выборки и соответственно к необоснованному отказу от применения метода аналогов. Определение нормативов потребления коммунальных услуг с использованием расчетного метода при указанных обстоятельствах в связи с недоказанностью ответчиком невозможности применения метода аналогов, является неправомерным.

Расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными. Вместе с тем, установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг с использованием расчетного метода также определены оспариваемым актом с нарушением требований Правил N 306.

Пункты 43 - 51 Правил N 306 устанавливают условия определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением расчетного метода в многоквартирных домах или жилых домах.

Приложение к указанным Правилам (пункты 18, 19) содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом и в которую в качестве обязательных составляющих входят показатели среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления.

В соответствии с п.44 Правил среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Как усматривается из материалов дела, Департаментом в адрес Смоленский ЦГМС-филиал ФГБУ «Центральное УГМС» 11 сентября 2019 г. (исх.№2678/8) направлен запрос о предоставлении информации о среднесуточной температуре воздуха за период с 1 сентября 2014 г. по 31 мая 2019 г. в г.Смоленске (л.д.107 т.1).

12 сентября 2019 г. Смоленский ЦГМС-филиал ФГБУ «Центральное УГМС» сообщил Департаменту, что данная информация является специализированной гидрометеорологической информацией и предоставляется на возмездной основе (л.д.108 т.1).

Из объяснений представителя Департамента следует, что ввиду отсутствия денежных средств на оплату ответа Смоленский ЦГМС-филиал ФГБУ «Центральное УГМС» среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период для г.Смоленска определена исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления-Сводом правил 131.13330.2012 "Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*", рассчитанных за период наблюдения 1965-2015 г.г., в размере -2С.

Между тем, не предоставление указанной информации гидрометеорологической службой не свидетельствует об отсутствии информации о средней температуре наружного воздуха, в связи с чем, Департаментом необоснованно применены показатели температуры исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Кроме того, на запрос суда Смоленский ЦГМС-филиал ФГБУ «Центральное УГМС» предоставил информацию о среднесуточной температуре воздуха за период с 1 сентября 2014 г. по 31 мая 2019 г. в г.Смоленске (л.д.216-222 т.1)

Согласно этим данным и расчету представителя административных истцов, средняя температура наружного воздуха за отопительный период с 1 сентября 2014 г. по 31 мая 2019 г. в г.Смоленске составила -0,06 С (л.д.147-154 т.4).

Таким образом, неправомерное определение Департаментом средней температуры наружного воздуха в отопительный период исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, существенно повлияло на размер тарифа в сторону его увеличения.

Доводы представителей административного ответчика о том, что представленный административными истцами расчет средней температуры за отопительный период произведен неправильно, голословен и доказательствами не подтвержден.

Кроме того, Пунктом 20 приложения N 1 к Правилам N 306 предусмотрено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из показателей, содержащихся в проектной документации домов. В случае отсутствия проектной документации часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. При отсутствии указанных документации и данных часовая тепловая нагрузка (ккал в час) определяется по следующей формуле:

(формула 20)

qmax = qуд. x S,

где:

qуд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 4;

S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м).

Судом установлено, что Департаментом в расчетах использовались значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов в соответствии с таблицей 4 приложения №1 к Правилам, поскольку управляющими организациями в адрес ПАО «Квадра» не была предоставлена проектная и техническая документация на многоквартирные дома.

Между тем, в силу прямого указания Пункта 20 приложения N 1 к Правилам N 306 значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов, могли быть использованы для определения часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, только при отсутствии проектной документации домов и паспортов домов.

Доказательства отсутствия проектной документации и паспортов многоквартирных домов административным ответчиком не представлены, несмотря на то, что в силу статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания обстоятельств, связанных с принятием оспариваемого нормативного правового акта, возложено на орган государственной власти, принявший такой акт

Следовательно, расчет нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях, установленный расчетным методом, нельзя признать законным и обоснованным, соответствующим Правилам №306, в связи с чем, административный иск о признании недействующим пункта 1.2 Приложения к Постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года № 555 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска», в редакции постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 7 октября 2019 года №81, подлежит удовлетворению.

Необходимо также отметить, что согласно решению Смоленского областного суда от 19 апреля 2019 г., вступившему в законную силу, основанием для признания недействующим пункта 1.2 Приложения к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее - Департамент) от 12 декабря 2013 г №555 в части установления в отношении многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, из панелей, блоков, этажности 5-7,9-12,14 до 1999 г. постройки включительно норматива потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0255 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц, явились допущенные регулирующим органом при принятия данного постановления нарушения норм Правил №306, выразившихся в отсутствии доказательств невозможности использования метода аналогов, являющегося приоритетным по сравнению с расчетным методом, и отсутствия условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Вместе с тем, нормативным правовым актом от 7 октября 2019 года №81, в оспариваемой части ( пункт 1.2 Приложения) регулирующий орган вновь установил те же величины тарифа в отношении многоквартирных и жилых домов из камня и кирпича, введя их с иного периода, при аналогичных нарушениях норм Правил №306, что свидетельствует о его правовой неопределенности, отсутствия объективной, экономической необходимости и основания расчета норматива потребления по отоплению для многоквартирных жилых домов постройки из камня и кирпича до 1999 года-0,0255 Гкал на 1 кв.м.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти- в информационном бюллетене «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный иск в части принятии заменяющего нормативного правового акта, является необоснованным, поскольку в силу положений части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", а также нормы части 3 статьи 216 КАС РФ, с учетом положений статьи 10 Конституции РФ о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, исполнение решения суда о признании недействующим (частично недействующим) нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется самим этим органом либо путем внесения в этот акт необходимых изменений и дополнений, направленных на его приведение в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо путем отмены данного акта и принятия органом нового нормативного правового акта, отвечающего требованиям других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.

По смыслу указанной нормы вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда, что вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти. При рассмотрении административного дела суд не усматривает оснований для вынесения частного определения.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в пользу Ильиной Ю.А., Демченковой Л.Г., Колоскова П.В. (в равных долях) подлежат взысканию понесенные им по административному делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд

решил:

административное исковое заявление Ильиной Юлии Аркадьевны, Демченковой Лолиты Геннадьевны, Колоскова Павла Валерьевича удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.2 Приложения к Постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года № 555 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска» в редакции постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 7 октября 2019 года № 81.

Сообщение о данном решении опубликовать в информационном бюллетене «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в пользу Ильиной Юлии Аркадьевны, Демченкова Лолиты Геннадьевны, Колоскова Павла Валерьевича в равных долях расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд.

Решение принято в окончательной форме 17 января 2022 года.

Судья: М.В.Туникене