ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-77/2022 от 22.09.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 3а-77/2022

07OS0000-01-2022-000077-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2022 года город Нальчик

Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего судьи Хахо К.И., при секретаре Тхашокове К.Т., с участием представителя административного истца Орехова Р.И. – Оховой С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орехова Руслана Ильясовича к министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики и министерству просвещения Кабардино-Балкарской Республики о присуждении компенсации за нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

вступившим в законную силу решением Нальчикского городского суда от 29 июля 2014 года, принятым по гражданскому делу № 2-5312/2014, исковое заявление прокурора Зольского района КБР удовлетворено и на министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность по предоставлению Орехову Руслану Ильясовичу вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Определением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 ноября 2017 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика на Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.

Орехов Р.И. обратился с административным исковым заявлением в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, утверждая о том, что выданный ему во исполнение указанного решения суда исполнительный лист был предъявлен в Управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике и соответствующим судебным приставом-исполнителем было на его основании было возбуждено исполнительное производство № 113405/14/07020-ИП, но, несмотря на это судебное решение не исполнено, срок общей продолжительности исполнения данного судебного акта со дня возбуждения исполнительного производства (09 сентября 2014 года) на день составления настоящего иска (02 августа 2022 года) составил 07 лет 10 месяцев 25 дней и, что тем самым, нарушено его право на исполнение решения в разумный срок,.

В поданном иске Орехов Р.И., указав в нем в качестве административных ответчиков - министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики и министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, просил взыскать с последнего за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики компенсацию за указанное нарушение в размере 907 200 рублей и 300 рублей в возмещение понесенных им расходов по уплате государственной пошлины.

Административный истец Орехов Р.И. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте его проведения.

Административные ответчики - министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики и министерство просвещения Кабардино-Балкарской Республики, а также заинтересованное лицо – Управление ФССП России по КБР извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.

В судебном заседании представитель административного истца Орехова Р.И. – Охова С.Э., поддержав административное исковое заявление, просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив доводы административного искового заявления, исследовав имеющиеся в настоящем административном деле доказательства, а также материалы исполнительного производства № 113405/14/07009-ИП, суд приходит к следующему.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в городе Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 ее статьи 6).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) правом на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, обладают лица, являющиеся сторонами судебного процесса, взыскатели и должники, при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Исходя из положений части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как разъяснено в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетным кодексом Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например, путём непредставления им реквизитов банковского счёта (часть 5 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 222.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Таким образом, с учётом указанных законоположений административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд не ранее, чем через 8 месяцев с момента возбуждения исполнительного производства, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта, то есть и в период такого исполнения.

В то же время из материалов настоящего административного дела следует, что на основании указанного решения суда Нальчикским городским судом Кабардино-Балкарской Республики 29 июля 2014 года по гражданскому делу № 2-5312/2014 выдан исполнительный лист серии ВС № 007160779 от 02 сентября 2014 года, на основании которого 09 сентября 2014 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 113405/14/07009-ИП, согласно которому должнику установлен пятидневный срок со дня получения им его копии для добровольного исполнения требования, содержащегося в указанном исполнительном документе.

Однако в предоставленный ему срок требование исполнительного документа должником не исполнено, в связи с чем, с него постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 октября 2014 года взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей с установлением ему нового срока для исполнения данного требования.

Затем, судебным приставом-исполнителем многократно в адрес должника, коим в разное время, как указывалось выше, являлись - министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики и министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, а ныне является министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, направлялись требования, в которых, устанавливая новые сроки исполнения требования указанного исполнительного документа, предупреждал его руководителей о привлечении к уголовной ответственности за такое его не исполнение.

Между тем, требование указанного исполнительного документа должником до настоящего времени не исполнено.

Административный истец Орехов Р.И. 04 августа 2022 года обратился в Верховный Суд КБР с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение указанного судебного акта в разумный срок, с соблюдением приведённых выше требований (в период его исполнения и по истечении восьми месяцев со дня возбуждения упомянутого исполнительного производства).

Общая продолжительность исполнения данного судебного акта со дня возбуждения исполнительного производства (09 сентября 2022 года) по день составления административного искового заявления (02 августа 2022 года) составила 7 лет 10 месяцев 25 дней.

В судебном заседании были исследованы материалы исполнительного производства № 113405/14/07020-ИП от 09 сентября 2014 года в частности многолетняя переписка между ССП и министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, министерством строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики

При перечисленных обстоятельствах, суд считает, что принимаемые стороной административного ответчика - Кабардино-Балкарской Республикой в лице вышеуказанного должника меры к исполнению указанного судебного акта не были достаточными и эффективными, а общая продолжительность его исполнения была чрезмерной и не отвечающая требованию разумности, тогда когда административный истец Орехов Р.И. за задержку такого исполнения ответственности не несет.

Таким образом, материалами настоящего административного дела установлен факт нарушения права административного истца Орехова Р.И. на исполнение указанного судебного акта в разумный срок, которое имело место по причинам, не зависевшим от него самого, что является, если исходить из приведенных законоположений, основанием для присуждения ему требуемой им компенсации.

Однако, исходя из положений пункта 3 части 9 статьи 3 Закона о компенсации при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 названного закона, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

На основании пункта 1 Положения о министерстве финансов Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного постановлением Правительства КБР от 07.12.2011 года № 367-ПП, министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, банковской деятельности, государственного долга, финансового обеспечения государственной гражданской службы, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции по осуществлению отдельных полномочий по исполнению бюджетов муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики.

Министерство является уполномоченным органом на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.

В силу положений части 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, в целях применения части 5 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ понимаются: по искам к публично-правовому образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны соответствующего публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации), о присуждении компенсации за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок - Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований.

Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Поскольку исполнение решения Нальчикского городского суда КБР от 29 июля 2014 года возлагалось на орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, то в силу вышеприведенных требований закона, обязанность по выплате компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, должна быть возложена на министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики.

Таким образом, министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, как финансовый, в смысле взаимосвязанных положений абзаца тридцать пятого статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктов 4-4.3 приведенного выше Положения орган, а министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, как лицо, на которого возложена обязанность по исполнению указанного судебного акта и, одновременно с этим, как главный, в смысле взаимосвязанных положений абзаца 36 той же статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктов 4.7, 4.76 Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2014 года № 178-ПП, распорядитель средств республиканского бюджета, выделяемых на обеспечение обязательств перед указанной категорией граждан (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), подлежали участию в настоящем административном деле в качестве представителей административного ответчика - Кабардино-Балкарской Республики.

В то же время согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

При таких условиях требование административного истца ФИО1, исходя из обстоятельств гражданского дела, по которому было допущено нарушение его права на исполнение принятого по нему судебного акта, продолжительности такого нарушения и значимости его последствий для него, суд считает подлежащим частичному удовлетворению, так как требуемая им сумма денежной компенсации в размере 907 200 рублей является, по мнению суда, чрезмерной и определяет ее размер равным 350 000 рублям, который соответствует принципам разумности и справедливости.

Принимая во внимание вышеизложенное, административное исковое заявление Орехова Р.И. подлежит удовлетворению частично со взысканием в его пользу, следуя разъяснению, содержащемуся в пункте 63 того же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, с административного ответчика - Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики компенсации за нарушение права на исполнение указанного судебного акта в разумный срок в названном размере и 300 рублей в счет возмещения, как это установлено частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, понесенных им судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего административного дела с оставлением данного иска в остальной его части без удовлетворения.

При этом настоящее решение суда, в силу императивного требования части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в части взыскания в пользу административного истца Орехова Р.И. компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Орехова Руслана Ильясовича – удовлетворить частично.

Взыскать с Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в пользу Орехова Руслана Ильясовича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 350 000 рублей и 300 рублей в возмещение понесенных им судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение административного дела.

Взысканные настоящим решением в пользу Орехова Руслана Ильясовича денежные средства в общем размере 350300 рублей подлежат перечислению на его банковский счет по следующим реквизитам:

получатель: Орехов Руслан Ильясович;

номер счета:

банк получателя: НАЗВАНИЕ

БИК:

корреспондентский счет:

ИНН:

КПП:

Решение суда в части взыскания в пользу Орехова Руслана Ильясовича компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

В остальной части административное исковое заявление Орехова Руслана Ильясовича оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий К.И. Хахо