ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-787/2022 от 14.07.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-787/2022

УИД 32ОS0000-01-2022-000318-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 14 июля 2022 г.

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А.,

при секретаре Королевой В.С.,

с участием прокурора Шидловского В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приходько Раисы Ивановны о признании недействующими

-пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1253 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 сентября 2020 года № 1358);

-пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1342 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 913);

-пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 915);

-пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914)

-пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916),

УСТАНОВИЛ:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1253, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 31 октября 2016 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2017 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 сентября 2020 года № 1358, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 сентября 2020 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1342, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 913 «О внесении изменений в приказы управления имущественных отношений Брянкой области от 27.11.2017 № 1325, от 27.11.2017 № 1342», размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 915, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.

В названные Перечни включен принадлежащий Приходько Р.И. объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: (пункт № Перечня на 2017 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 сентября 2020 года № 1358; пункт № Перечня на 2018 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 913); пункт № Перечня на 2019 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № ; пункт № Перечня на 2020 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № ); пункт № Перечня на 2021 год - в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916).

Приходько Р.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни принадлежащего ей объекта недвижимости, ссылаясь на то, что спорное нежилое помещение не обладает признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Начиная с 10 июня 2019 года, помещение используется для размещения аптечного пункта, до указанной даты помещение фактически не использовалось.

С учетом уточнений административных исковых требований административный истец Приходько Р.И. просит суд:

-признать недействующим пункт № Перечня, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1253 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 сентября 2020 года № 1358 «О внесении изменений в приказ от 26.10.2016 № 1253 ««Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», размещенного на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 сентября 2020 года, номер опубликования 32101202009280008), с 1 января 2017 года;

-признать недействующим пункт № Перечня, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1342 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 913 «О внесении изменений в приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2017 № 1325, от 27.11.2017 № 1342», размещенного на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, номер опубликования 3201202206200039), с 1 января 2018 года;

-признать недействующим пункт № Перечня, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 915, размещенного на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, номер опубликования 3201202206200041), с 1 января 2019 года;

-признать недействующим пункт № Перечня, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914, размещенного на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, номер опубликования 3201202206200040), с 1 января 2020 года;

-признать недействующим пункт № Перечня, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916, размещенного на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, номер опубликования 3201202206200038), с 1 января 2021 года.

В судебное заседание административный истец Приходько Р.И., её представитель Макущенко Н.Б., представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области, заинтересованного лица администрации города Новозыбкова Брянской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Административный истец Приходько Р.И., её представитель Макущенко Н.Б. ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

В ранее представленных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Савенко О.В. просила отказать в удовлетворении иска, указав, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, процедура опубликования правовых актов соблюдена. Спорный объект включен в Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в качестве торгового объекта по своему наименованию, содержащемуся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости и технической документации.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Шидловского В.О., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Новозыбковского городского Совета народных депутатов от 27 октября 2015 года № 5-128 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Новозыбкова с 01 января 2016 года установлен и введен налог на имущество физических лиц.

Решением Новозыбковского городского Совета народных депутатов от 27 августа 2019 года № 5-610 «О налоге на имущество физических лиц» на территории муниципального образования «Новозыбковский городской округ Брянской области» с 01 января 2020 года установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц.

Указанными законами ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения установлены в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - в размере 2,0 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1253 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (действующего в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 сентября 2020 года № 1358); от 27 ноября 2017 года № 1342 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (действующего в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 913); от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (действующего в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 915); от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (действующего в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914); от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (действующего в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916) изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2017 года), налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действовавший на момент включения спорного объекта в Перечень на 2017 и 2018 годы.

В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действующий на момент включения спорного объекта в Перечень на 2019, 2020, 2021 годы.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.

При этом статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусматривает, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.

Как установлено судом, административный истец Приходько Р.И. является собственником нежилого помещения, площадью 40,5 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: . Право собственности истца на указанное помещение зарегистрировано 21 декабря 2004 года.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет наименование: «нежилое помещение магазина, литер М», назначение: «нежилое».

Согласно сообщению филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области от 23 мая 2022 года № 3767/16@-ОЖ по состоянию на даты вынесения оспариваемых приказов объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: , имел наименование: «нежилое помещение магазина, литер М», назначение: «нежилое».

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17 марта 2022 года № КУВИ-001/2022-37173714 в отношении спорного нежилого помещения не имеется сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, в составе которого расположено спорное помещение, однако, как следует из документов технического учета (инвентаризации) в отношении спорного объекта, нежилое помещение с кадастровым номером расположено в многоквартирном жилом доме.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23 июня 2022 года № КУВИ-001/2022-101521703 по адресу нахождения спорного помещения: , расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером .

Земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу не сформирован, что следует из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области от 17 марта 2022 года № КУВИ-001/2022-37168352.

Изложенное свидетельствует о том, спорное нежилое помещение с кадастровым номером расположено в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оснований для включения его в Перечни по данному критерию не имелось.

Учитывая указанные обстоятельства, следует, что в настоящем случае возможность включения спорного нежилого помещения в Перечни как отдельного объекта имущества должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования данного помещения. При этом включение в Перечни нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, является самостоятельным и достаточным основанием для включения объектов в Перечни, что прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, обследование спорного помещения в натуре с целью установления его фактического использования при решении вопроса о включении объекта в Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы не проводилось, доказательств обратного административным ответчиком суду не предоставлено.

При этом суд полагает обоснованным включение спорного нежилого помещения с кадастровым номером в Перечни исходя из его наименования согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также исходя из предназначения объекта согласно документам технического учета (инвентаризации).

Как указывалось выше, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет наименование: «нежилое помещение магазина, литер М», назначение: «нежилое».

Согласно техническому паспорту на нежилое помещение, расположенное по адресу: , составленному Новозыбковским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 16 октября 2008 года, спорное помещение имеет наименование «магазин».

Исходя из экспликации в составе спорного объекта имеются помещения: торговый зал, площадью 33,9 кв.м.; шкаф, площадью 1,4 кв.м.; подсобное, площадью 1,9 кв.м.; санузел, площадь 3 кв.м.; всего общей площадью 40,2 кв.м.

Таким образом, помещение «торговый зал» занимает более 20 процентов общей площади объекта (33,9 кв.м / 40,2 кв.м = 84 %).

Суд не принимает в качестве допустимого доказательства представленный сторонами технический паспорт спорного нежилого помещения, составленный Новозыбковским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 15 ноября 2004 года, в связи с утратой актуальности содержащихся в указанном документе сведений по состоянию на даты вынесения оспариваемых приказов, поскольку согласно сообщению межрайонного отделения № 4 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» последняя техническая инвентаризация спорного объекта, расположенного по адресу: , проведена 16 октября 2008 года.

Сведений о том, что после указанной даты в документы технического учета (инвентаризации) об объекте недвижимости в юридически значимый период вносились какие-либо изменения, не имеется, в связи с чем суд полагает необходимым руководствоваться сведениями технического учета (инвентаризации) в отношении спорного объекта по состоянию на 16 октября 2008 года, которые являлись актуальными при включении объекта в Перечни.

Главы 30 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие налоги на имущество организаций и физических лиц соответственно, не раскрывают содержание такого понятия, как торговый объект, используемый в статье 378.2 поименованного кодекса.

В силу предписаний пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.

Статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» содержит следующее понятие торгового объекта: здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Аналогичное понятие торгового объекта дано в пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, устанавливающим термины и определения основных понятий в области торговли, рекомендуемые для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Под торговым залом предприятия розничной торговли понимается специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (позиция 112 названного национального стандарта).

С учетом данных законодательно закрепленных терминологий, суд приходит к выводу, что наименование спорного объекта («магазин»), а также помещения в его составе («торговый зал»), занимающего более 20% от общей площади объекта, определяют его назначение и позволяют отнести помещение с кадастровым номером к объекту торговли.

Необходимо отметить, что включение спорного объекта в Перечень на 2017 год на основании документов технического учета (инвентаризации) также полностью соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Поскольку по своему предназначению спорное нежилое помещение на момент вынесения приказа о включении в Перечень на 2017 год (26 октября 2016 года) по документам технического учета (инвентаризации) предусматривало размещение торговых объектов, включение объекта в Перечень на 2017 год произведено на законных основаниях.

Доводы стороны административного истца о возможности включения объекта в Перечни только при условии его фактического использования для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, суд находит несоответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой критерием установления особенности определения налоговой базы является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности, предназначение помещения в целях размещения торговых объектов согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) документах технического учета (инвентаризации).

В данном случае, вопреки позиции административного истца, натурное обследование спорного помещения с целью установления вида его фактического использования не требовалось, поскольку спорное помещение включено в Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы по своему предназначению как торговый объект, фактическое использование помещения (равно как и неиспользование в юридический значимый период) не имеет правового значения для разрешения настоящего спора по существу.

При этом, как следует из представленных стороной административного истца документов, начиная с 10 июня 2019 года, спорное нежилое помещение предоставлено административным истцом индивидуальному предпринимателю в пользование для размещения аптечного пункта, что подтверждается договором безвозмездного пользования нежилым помещением между Приходько Р.И. и ИП Евтеевой Л.П. от 10 июня 2019 года, договором аренды нежилого помещения между Приходько Р.И. и ИП Евтеевой Л.П. от 10 мая 2020 года, договором аренды нежилого помещения между Приходько Р.И. и ИП Евтеевой Л.П. от 11 апреля 2021 года.

При этом незаконность включения спорного объекта недвижимости в Перечни административный истец связывает с использованием его для осуществления фармацевтической деятельности, в связи с чем, по мнению истца, помещение нельзя отнести ни к офисным, ни к торговым.

Указанные доводы стороны административного истца суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с положениями пункта 35 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации осуществляют розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

Согласно статье 55 указанного Федерального закона розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений.

При этом исходя из положений статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 2 августа 2021 года, под розничной торговлей для целей главы 26.3 Кодекса понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Таким образом, реализация аптечной организацией готовых лекарственных средств физическим и юридическим лицам по договорам розничной купли-продажи признается розничной торговлей, и положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат исключений для признания торговым объектом в зависимости от вида товара.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что включение спорного нежилого помещения с кадастровым номером в Перечни соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Приходько Р.И. в полном объеме.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Приходько Раисы Ивановны о признании недействующими:

-пункта № Перечня, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1253 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 сентября 2020 года № 1358 «О внесении изменений в приказ от 26.10.2016 № 1253 ««Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

-пункта № Перечня, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1342 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 913 «О внесении изменений в приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2017 № 1325, от 27.11.2017 № 1342»;

-пункта № Перечня, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 915);

-пункта № Перечня, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914);

-пункта № Перечня, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916) – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение составлено 15 июля 2022 года.