ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-789/2021 от 13.05.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-789/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 13 мая 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Кравцовой М.В.,

с участием прокурора Дзех К.А.,

административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 апреля 2021 года № 737), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 апреля 2021 года № 737 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 апреля 2021 года № 737 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 апреля 2021 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 апреля 2021 года.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714 и от 30 апреля 2021 года № 737) включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое помещение, кадастровый , расположенное по адресу:<адрес> ( Перечень на 2019 год – пункт 9369, Перечень на 2020 год – пункт 9411).

Административный истец ФИО1 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего ему нежилого помещения, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что данный объект недвижимости ни по фактическому использованию, ни по предназначению не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект недвижимости имеет наименование: встроенное нежилое помещение, находится в подвальном этаже многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования, который не предполагает размещение офисных зданий и зданий делового, административного и коммерческого назначения. Включение принадлежащего ему объекта недвижимости в оспариваемые Перечни нарушает его права, т.к. неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3 административный иск поддержали в полном объеме, уточнив заявленные требования в связи с изменением редакций оспариваемых приказов управления имущественных отношений Брянской области, просят признать недействующими: с 01 января 2019 года пункт 9369 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 апреля 2021 года № 737; с 01 января 2020 года пункт 9411 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714, в части включения в них нежилого помещения, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на отсутствие критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанного объекта в оспариваемые Перечни.

Представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО4 против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости подлежал включению в Перечни на 2019 - 2020 годы в качестве торгового объекта по фактическому использованию и по предназначению, поскольку согласно сведениям из ЕГРН данный объект имеет назначение и наименование: нежилое помещение, по техническому паспорту от 24 августа 2005 года данное помещение расположено в подвале многоквартирного жилого дома, в его составе имеются комнаты с наименованием: «кабинет», «подсобное помещение», «помещение персонала», «гардероб», «бар», «помещение кассы», площадь указанных комнат - 117,5 кв.м, что составляет 26% от общей площади помещения. Актом обследования от 17 октября 2016 года было установлено, что спорное помещение используется в качестве торгового объекта по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, данный объект подлежал включению в Перечень с 2017 года в качестве торгового объекта по его фактическому использованию и по предназначению. Кроме того, актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 01 ноября 2018 года также установлено, что спорный объект используется для размещения торговых объектов, процент которых к общей площади помещения составляет 30,93%. Полагает, что спорное помещение подлежало включению в оспариваемые Перечни на 2019-2020 годы и как объект общественного питания, поскольку в нем располагается кальянная. Предоставление услуг по курению кальяна рассматривается в качестве услуг общественного питания, т.к. в соответствии с ГОСТом 31984-2012 «Межгосударственный стандарт.Услуги общественного питания. Общие требования», к услугам общественного питания относятся, в том числе, услуги по организации досуга, а к данным услугам относятся услуги по организации процесса курения: кальян, сигареты и т.д. Считает, что включение в оспариваемые Перечни принадлежащего административному истцу указанного в административном иске объекта недвижимости соответствует требованиям действующего законодательства. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО4, свидетелей ФИО8 и ФИО10, заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом

Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714 и от 30 апреля 2021 года № 737 изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов административного дела, административному истцу ФИО5 на праве собственности принадлежит объект недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 446,2 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № подвальный, кадастровый , адрес: <адрес>

В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен: Перечень на 2019 год – пункт 9369, Перечень на 2020 год – пункт 9411.

Согласно ответу управления имущественных отношений Брянской области от 04 февраля 2020 года № 51-1124 на заявление ФИО1, 28 января 2020 года на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения был рассмотрен вопрос об исключении объекта недвижимости с кадастровым из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 - 2020 годах определяется как их кадастровая стоимость, и принято решение об отказе в исключении вышеуказанного объекта недвижимости из Перечня.

Из объяснений представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО4 следует, что спорный объект недвижимости подлежал включению в оспариваемые Перечни в качестве торгового объекта и объекта общественного питания по фактическому использованию и по предназначению.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1) ; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 и от 25 ноября 2019 года № 1524.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное нежилое помещение с кадастровым расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым , который согласно сведениям из ЕГРН имеет назначение: многоквартирный дом, наименование: многоквартирный дом, площадь 11 777,6 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 9, адрес:<адрес>.

Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке, площадью 9432+/- 34 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома, производственных и служебных помещений, кадастровый , адрес:<адрес>.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов и объектов общественного питания могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка под кодом 4.2 с наименованием «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», под кодом 4.3 с наименованием «Рынки», под кодом 4.4 с наименованием «Магазины», под кодом 4.6 с наименованием «Общественное питание» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).

Земельный участок с кадастровым , на котором расположен многоквартирный жилой дом, в котором находится спорное нежилое помещение, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации жилого дома, производственных и служебных помещений», не соответствующий указанным выше пункту 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и кодам 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что названный выше вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в котором находится спорное помещение, со всей очевидностью не предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Сведений об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка в материалах дела не содержится.

При таких обстоятельствах, а также учитывая назначение объекта недвижимости, в пределах которого находится спорное помещение, у суда не имеется оснований для вывода о расположении спорного нежилого помещения в пределах объекта, отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта в оспариваемые Перечни как объекта, предназначенного для использования или фактически используемого в качестве объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно статье 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Для того, чтобы признать помещение торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, необходимо, чтобы назначение, разрешенное использование или наименование объекта предусматривало размещение торговых объектов, либо объект фактически использовался в указанных целях.

Административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что принадлежащий административному истцу спорный объект недвижимости соответствует требованиям, необходимым для признания торговым.

Как установлено судом, спорное нежилое помещение с кадастровым является самостоятельным объектом недвижимого имущества и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости указанный объект имеет назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение; согласно кадастровому паспорту назначение помещения – нежилое.

В соответствии с техническим паспортом на встроенное нежилое помещение, площадью 446,2 кв.м, расположенное в подвальном этаже по адресу: <адрес>, составленным Брянским филиалом ОГУП Орловский центр «Недвижимость» по состоянию на 24 августа 2005 года, в его состав входят:

кабинет – 11,2 кв.м, 4,2 кв.м, подсобное помещение – 4,4 кв.м, 4,7 кв.м, 1,0 кв.м, 1,9 кв.м, 49,6 кв.м, 4,9 кв.м, 7,4 кв.м, 4,0 кв.м, помещение персонала - 26,2 кв.м, санузел – 3,1 кв.м, 3,2 кв.м, гардероб - 4,7 кв.м, бар – 65,1 кв.м, помещение для культурно-массовой работы с населением – 66,2 кв.м, бильярдный зал – 69,0 кв.м, помещение кассы – 10,8 кв.м, помещение для физкультурно-оздоровительных занятий – 38,3 кв.м, 19,9 кв.м, коридор – 9,2 кв.м, 28,5 кв.м, лестничная клетка – 6,7 кв.м, тамбур – 2,0 кв.м.

Иной технической документации на спорный объект недвижимости не представлено.

Таким образом, представленные правоустанавливающие документы и документы технического учета не позволяют с достоверностью отнести спорное нежилое помещение к торговому объекту в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, для решения вопроса о включении данного объекта в оспариваемые Перечни требовалось установление его фактического использования.

Согласно акту проведения мероприятии для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 01 ноября 2018 года, представленного административным ответчиком, нежилое помещение с кадастровым площадью 446,2 кв.м, расположенное по адресу:<адрес>, используется для размещения торговых объектов (кальянная), площадью 138 кв.м, что составляет 30,93% от общей площади помещения, помещение, площадью 308, 2 кв.м, не эксплуатируется.

Приложением к акту являются фотоматериалы использования помещения, которыми зафиксированы: наличие на входе в помещение вывески «Кальянная» с указанием режима работы, один из залов кальянной с имеющейся в нем барной стойкой и одно из неиспользуемых помещений.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что данный акт не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность включения принадлежащего административному истцу нежилого помещения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, как объекта, фактически используемого в качестве торгового объекта, т.к. в акте не содержится сведений о том, какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения объектов торговли, основания, по которым комиссия пришла к выводу об использовании объекта в указанных целях, в акте отсутствуют.

Из объяснений свидетеля ФИО8, ведущего инженера межрайонного отделения № 1 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», принимавшей участие в обследовании указанного в акте объекта, следует, что спорное помещение используется частично, а именно 138 кв.м используется под кальянную, остальная часть помещения закрыта и не используется. Кальянная состоит из двух залов, при входе имеются подсобные помещения. В залах стоят столы и диваны, имеются кальяны, в одном из залов есть барная стойка. Указанная в акте площадь помещения – 138 кв.м, включает в себя 2 зала, подсобное помещение и тамбур. При обследовании замеры площадей не делались, т.к. используемая площадь помещения визуально соответствовала технической документации. Определяющими признаками для отнесения данного объекта к торговому объекту, послужило наличие в нем барной стойки, на которой имелись напитки и сопутствующие товары для курения кальяна.

Наличие в спорном помещении «Кальянной» не оспаривалось административным истцом ФИО1, представившим договоры аренды нежилого помещения от 01 июня 2016 года и от 02 августа 2018 года.

Согласно договору аренды нежилого помещения от 01 июня 2016 года ИП ФИО1 (арендодатель) предоставляет ИП ФИО10 (арендатор) во временное владение и пользование встроенное нежилое помещение, площадью 74,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, помещение предоставляется арендатору для организации досуга населения. Техническая характеристика помещения, предоставляемого арендодателем, приведена в техническом паспорте, выданном Брянским филиалом областного государственного унитарного предприятия «Орловский центр «Недвижимость» за № 4/553 от 26.08.2005 года, копия которого является неотъемлемой частью настоящего договора (приложение № 2). В соответствии с пунктом 4.1 договор вступает в силу в день его подписания и действует до 31 мая 2017 года.

В соответствии с договором аренды нежилого помещения от 02 августа 2018 года ИП ФИО1 (арендодатель) предоставляет ИП ФИО10 (арендатор) во временное владение и пользование встроенное нежилое помещение, площадью 144 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, помещение предоставляется арендатору для организации досуга населения. Техническая характеристика помещения, предоставляемого арендодателем, приведена в техническом паспорте, выданном Брянским филиалом областного государственного унитарного предприятия «Орловский центр «Недвижимость» за № 4/553 от 26.08.2005 года, копия которого является неотъемлемой частью настоящего договора (приложение № 2). В соответствии с пунктами 4.1 и 4.3 договора настоящий договор вступает в силу в день его подписания и действует до 31 июля 2019 года, в случае, если после истечения срока настоящего договора аренды арендатор продолжает пользоваться помещением при отсутствии возражений со стороны арендодателя, то договор аренды считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО10 пояснила, что с 2016 года согласно заключенным с ФИО1 договорам аренды арендует часть спорного помещения и использует его для организации досуга. Площадь арендуемого помещения составляет 144 кв.м и состоит из двух залов, подсобного помещения, туалета и тамбура, остальная часть помещения закрыта и не используется. В залах имеются барная стойка, столы и диваны, предназначенные для отдыха посетителей. В арендуемом помещении находится кальянная, в которой предоставляются услуги по курению кальяна, иной деятельности в спорном помещении ни она, ни собственник ФИО1, ни иные лица не осуществляют. Торговая деятельность в данном помещении не ведется, посетителям кальянной предоставляются только товары для курения кальяна, имеющиеся в ассортименте.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

Акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования от 17 октября 2016 года, в котором указано о фактическом использовании встроенного нежилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>, в качестве торгового, не является надлежащим доказательством по делу, поскольку не отвечает подпункту 7 пункта 7.7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, и действовавшего на момент его составления, в соответствии с которым в акте обследования указывается вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.

Вместе с тем, указанный акт обследования от 17 октября 2016 года не содержит сведений о том, какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения объектов торговли, основания, по которым комиссия пришла к выводу об использовании объекта в указанных целях, в акте отсутствуют.

Кроме того, данный акт был составлен при решении вопроса о включении спорного объекта в Перечень на 2017 год, т.е. на предыдущий налоговый период. При этом согласно ответу управления имущественных отношений Брянской области от 28 декабря 2017 года № 40-13355 на обращение ФИО2, принадлежащий ему объект недвижимости с кадастровым был исключен из Перечней на 2017-2018 годы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного помещения в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, как торгового объекта, поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих фактическое использование данного помещения в качестве торгового объекта применительно к указанным выше требованиям Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, не представлено и в материалах дела не имеется.

Доводы представителя административного ответчика о включении спорного нежилого помещения в Перечни на 2019-2020 годы как объекта общественного питания, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) введен в действие Приказом Росстандарта от 27 июня 2013 года N 191-ст, общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Оказание услуг общественного питания в Российской Федерации на момент определения оспариваемых Перечней регулировалось постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» и «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования (вместе с минимальными требованиями к предприятия (объектам) общественного питания различных типов)», введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года № 1676-ст.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг ( пункт 13 названных Правил).

Согласно пункту 3.1 ГОСТа 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

В соответствии с пунктом 3.4 указанного стандарта бар – это предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, в данном случае помещение с наименованием «бар», входящее в состав спорного помещения, не является самостоятельным объектом общественного питания, определенным в соответствии с указанными выше стандартами.

При этом, наличие в нежилом помещении с кадастровым согласно документам технического учета помещения с наименованием «бар», основанием для признания спорного нежилого помещения, предназначенным для использования в качестве объекта общественного питания, не является, поскольку площадь бара составляет 65,1 кв.м, или 14,6 % от общей площади спорного помещения, т.е. менее 20%.

Доводы представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО4 об обоснованном включении спорного объекта в оспариваемые Перечни, поскольку согласно ГОСТу 31984-2012. «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Общие требования» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27 июня 2013 года N 192-ст), услуги общественного питания могут включать, в том числе, услуги по организации процесса курения, суд находит несостоятельными.

В соответствии с пунктами 41 и 42 названного выше ГОСТа 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах; исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

Исходя из пунктов 4.2 и 4.6 ГОСТа 31984-2012, услуги питания представляют собой услуги по изготовлению продукции общественного питания, созданию условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров на предприятиях общественного питания, а также с возможностью предоставления услуг по организации досуга и других дополнительных услуг, к которым, в том числе относятся услуги для организации процесса курения (кальяны, сигары, сигареты, спички, зажигалки, пепельницы).

Таким образом, с учетом указанных правовых норм процесс курения кальяна не является самостоятельной услугой общественного питания, а является одним из возможных видов услуг по организации досуга при оказании услуг общественного питания.

Вместе с тем, доказательств, с достоверностью подтверждающих, что в спорном нежилом помещении осуществляется деятельность по оказанию услуг общественного питания, административным ответчиком не представлено. Наличие в помещении предметов мебели и кальянов, само по себе, при отсутствии витрин для выкладки товаров, ценников, мест хранения продуктов питания и самих продуктов общественного питания, об оказании услуг общественного питания либо об осуществлении в помещении торговли не свидетельствует.

При этом, суд также принимает во внимание, что, исходя из положений Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», табак для кальяна не относится к продукции общественного питания, а является видом курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и представляющего собой смесь резанного и рваного сырья для производства табачных изделий с добавлением или без добавления не табачного сырья и иных ингредиентов (пункт 12 статьи 2), а деятельность «кальянных», применительно к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2), утвержденному приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, не отнесена к числу услуг общественного питания.

Устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, федеральный законодатель в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).

Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.

Вместе с тем, доказательств, позволяющих определить фактическое использование спорного помещения как объекта общественного питания, применительно к существующим стандартам, ответчиком не представлено.

Представленный административным ответчиком указанный выше акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 01 ноября 2018 года не содержит сведений, подтверждающих фактическое использование спорного помещения в качестве объекта общественного питания. Данных, свидетельствующих о том, что административный ответчик располагал иными актами обследования спорного нежилого помещения на момент включения его в оспариваемые Перечни на 2019-2020 годы, административным ответчиком не представлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в оспариваемые Перечни, не представлено.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФИО1

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия ( на 2019 год и на 2020 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней не действующими соответственно с 01 января 2019 года и с 01 января 2020 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать не действующим с 01 января 2019 года пункт 9369 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 апреля 2021 года № 737 ), в части включения в него нежилого помещения, кадастровый , расположенного по адресу:<адрес>.

Признать не действующим с 01 января 2020 года пункт 9411 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 апреля 2021 года № 714), в части включения в него нежилого помещения, кадастровый , расположенного по адресу:<адрес>.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 27 мая 2021 года.