Дело № 3а-78/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В.,
с участием прокурора Власовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Данилова В.В. о признании не действующими в части нормативных правовых актов Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики,
установил:
Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года № 109-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень на 2017 год), который опубликован на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.minust.cap.ru).
Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 2 ноября 2017 года № 177-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень на 2018 год), который опубликован на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.minust.cap.ru).
Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года № 166-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень на 2019 год), который опубликован на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.minust.cap.ru).
Согласно пункту 100 Перечня на 2017 год, пункту 233 Перечня на 2018 год, пункту 127 Перечня на 2019 год включено помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Данилов В.В. обратился в суд с административным иском о признании не действующими пункта 100 Перечня на 2017 год, пункта 233 Перечня на 2018 год, пункта 127 Перечня на 2019 год, ссылаясь на то, что ему принадлежит на праве собственности указанное помещение № с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, не обладающее предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется по налоговой ставке два процента от кадастровой стоимости. Названное помещение расположено на первом этаже жилого пятиэтажного кирпичного многоквартирного дома с мансардным этажом, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования – для среднеэтажной застройки, относящейся к территориальной зоны Ж-2 согласно Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа. Данный вид разрешенного использования земельного участка размещение административно-деловых центров, торговых центров и офисных зданий не предусматривает. Назначение помещения также не позволяло включению объекта недвижимости в оспариваемые Перечни, поскольку в свидетельстве о государственной регистрации права от 09.11.2005, в техническом паспорте на объект недвижимости от 11.10.2005 имеется запись о назначении помещения – нежилое. Наименование «под магазин» само по себе не подтверждает фактическое использование помещения под торговый объект (магазин). В нарушение положений, предусмотренных Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 № 343, фактическое использование помещения не осуществлялось. Включение названного помещения в Перечни противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании административный истец Данилов В.В. и его представитель Шатманбеков А.К. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привели их суду.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным на то органом в пределах предоставленных ему полномочий и в установленном порядке, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат. Оснований для проведения мероприятий по определении вида фактического использования объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу не имелось, поскольку согласно сведений, предоставленных Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике наименование объекта соответствовало подпункту 2 пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация г.Чебоксары Чувашской Республики в судебное заседание не направила своего представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Власовой Ю.М., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом «и» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Органом, уполномоченным определять указанный перечень на территории Чувашской Республики, согласно пункту 64 раздела 3 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2016 года № 422, а также Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343, является Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Оспариваемые Перечни опубликованы на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в сроки предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые в части административным истцом нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что административным истцом не оспаривается.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как видно из материалов дела, Данилов В.В. является собственником объекта недвижимого имущества – помещения № площадью 109,8 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (ранее Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним) имеется запись о государственной регистрации права от 09.11.2005 №.
Названное помещение № согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение – нежилое, наименование – магазин (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 19 апреля 2019 года – л.д.67, 68), расположено в многоквартирном доме площадью 3340,5 кв.м. с кадастровым номером № (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 19 апреля 2019 года – л.д.70).
Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке площадью 2112 кв.м. с кадастровым номером №, относящемся к землям населенных пунктов, имеющим вид разрешенного использования – для среднеэтажной застройки (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 23 апреля 2019 года – л.д.64, 65).
Из технического паспорта на объект недвижимости – помещение №, расположенное на первом этаже жилого пятиэтажного кирпичного дома с мансардным этажом (литера А), подвалом (литера А1), изготовленного МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда» по состоянию на 16 сентября 2005 года (л.д.29-32) следует, что данный объект имеет наименование – нежилое помещение под магазин непродовольственных товаров в многоквартирном доме по <адрес>, назначение объекта недвижимости – нежилое. Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещение состоит из: тамбура площадью 2,30 кв.м., кладовой площадью 1,40 кв.м., примерочной площадью 2,70 кв.м., туалета площадью 3, 00 кв.м., склада площадью 15,60 кв.м., тамбура площадью 1,90 кв.м., кабинета площадью 9,20 кв.м., торгового зала площадью 73,70 кв.м.
Распоряжением администрации города Чебоксары от 07.10.2005 № 3608-р утвержден акт Государственной приемочной комиссии от 22 сентября 2005 года о приемке в эксплуатацию нежилого помещения № под магазин непродовольственных товаров, расположенного на первом этаже в многоквартирном жилом доме (поз.14, в осях 13/14-17) по <адрес> (л.д.80 - 82).
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком при включении принадлежащего административному истцу помещения № площадью 109,8 кв.м. с кадастровым номером № в оспариваемые Перечни, нарушений требований законодательства допущено не было, поскольку данный объект недвижимости предназначен для использования под торговую деятельность.
Доказательств того, что на момент включения с оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества в распоряжении Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики имелись иные документы технического учета (инвентаризации), содержащие в себе другую информацию, чем приведенные выше данные технической инвентаризации, в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части изменения наименования объекта недвижимости.
Довод административного истца и его представителя о не использовании названного объекта недвижимости под торговую деятельность до ноября 2018 года, наличии в технической документации сведений о назначении объекта недвижимости «нежилое», наименовании «под магазин», в связи с чем, подлежало определение вида фактического использования объекта недвижимости в соответствии Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 № 343, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку исходя из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования нежилого помещения подлежит определению в случае если сведения Единого государственного реестра недвижимости или технической инвентаризации не позволяют определить предназначение данного объекта недвижимости, чего в спорных правоотношениях не имеется.
Довод о том, за день увеличено налоговое бремя в 20 раз по налогу на имущество физических лиц, исчисленного согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, неосведомленности административного истца о включении принадлежащего ему объекта недвижимости в спорные Перечни, не свидетельствует о незаконности оспариваемых нормативных правовых актов.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Данилову В.В. в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующими:
- пункта 100 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года № 109-о;
- пункта 233 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 2 ноября 2017 года № 177-о;
- пункта 127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года № 166-о.
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.minust.cap.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2019 года