ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-78/2022 от 03.03.2022 Томского областного суда (Томская область)

Дело № 3а-78/2022

УИД 70OS0000-01-2021-000296-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 марта 2022 года Томский областной суд в составе

председательствующего Осмольской М.О.

при секретаре Волкове А.В.,

помощнике судьи С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авангард» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Авангард» (сокращенно – ООО «Авангард») в лице представителя Осипова А.В. обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области (сокращенное наименование – Управление Росреестра по Томской области), областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование – ОГБУ «ТОЦИК»), в котором с учетом уточнения требований просило установить по состоянию на 18 января 2019 года кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью 4029,5 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, пр-кт. Мира, д. 15/1, в размере его рыночной стоимости равной 56891000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником указанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого (110321 625 рублей 45 копеек) значительно превышает его рыночную стоимость (56891 000 рублей), установленную отчетом об оценке частнопрактикующего оценщика Д. от 14 января 2022 года № 03/22, что нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций.

Определением судьи от 25 января 2022 года административное исковое заявление принято к производству суда.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В письменных отзывах на административное исковое заявление представители административного ответчика ОГБУ «ТОЦИК» Синчикова Л.В., заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области Зуева Е.Н. решение по административному делу оставили на усмотрение суда; представитель заинтересованного лица Шумилов А.И. полагал, что Администрация Томской области не может выступать по настоящему делу от имени субъекта Российской Федерации – Томской области; для осуществления полномочий Томской области в сфере управления областными финансами и совершенствования межбюджетных отношений создан специализированный орган – Департамент финансов Томской области, Администрация Томской области не является участником соответствующих правоотношений.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области письменный отзыв на административное исковое заявление суду не представил.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Судом установлено, что административный истец ООО «Авангард» с 5 октября 2015 года является собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью 4029,5 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, пр-кт. Мира, д. 15/1 (выписка из ЕГРН от 13 января 2022 года).

Кадастровая стоимость спорного нежилого здания утверждена актом ОГБУ «ТОЦИК» № АОКС-70/2021/68 от 12 января 2021 года в размере 110321625 рублей 45 копеек (выписка из ЕГРН от 29 декабря 2021 года).

Сведения о кадастровой стоимости данного нежилого здания внесены в Единый государственный реестр недвижимости 8 февраля 2021года.

В соответствии со статьями 372-374 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно пункту 2 статьи 375 того же Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей
378.2 Кодекса, в силу пункта 7 которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Приведенные данные указывают на заинтересованность административного истца в установлении кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы в размере равном рыночной стоимости объекта недвижимости, а его требования в полной мере согласуются с положениями статей 373, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого недвижимого имущества равной его рыночной стоимости.

В силу положений частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ к полномочиям указанного бюджетного учреждения относится определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Согласно положениям части 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Из пунктов 2.1, 2.2, 2.3 Устава ОГБУ «ТОЦИК», утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от22декабря 2017 года № 974, следует, что ОГБУ «ТОЦИК» создано с целью реализации полномочий уполномоченного государственного органа, связанных с проведением государственной кадастровой оценки.

Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Как указано выше, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 18 января 2019 года актом ОГБУ «ТОЦИК» от 12 января 2021 года №АОКС-70/2021/68.

Таким образом, принимая во внимание, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого здания определена на основании статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости является 18 января 2019 года.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Административным истцом ООО «Авангард» в подтверждение заявленных требований представлен подготовленный частнопрактикующим оценщиком Д. отчет от 14 января 2022 года №03/22, согласно которому по состоянию на 18 января 2019 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью 4029,5 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, пр-кт. Мира, д. 15/1, составляет 56891 000 рублей.

Согласно представленному отчету при оценке спорного объекта недвижимости оценщик использовал сравнительный и доходный подходы; отказ от применения затратного подхода оценщиком мотивирован (п. 9.3 отчета).

При проведении исследования оценщиком проведена выборка объектов-аналогов и определены три аналога для определения стоимости объектов сравнительным подходом и три аналога для определения стоимости доходным подходом. В ходе анализа к ценам аналогов оценщиком применены корректировки на различия, существующие между аналогами и объектом оценки, по всем значимым группам элементов сравнения приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

В результате проведенного исследования оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с учетом преимуществ и недостатков использованных подходов, особенностей оцениваемых объектов и текущего состояния рынка недвижимости.

Таким образом, у суда отсутствуют основания сомневаться в размере рыночной стоимости спорного нежилого здания, указанного в отчете оценщика.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данным Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Оценив отчет оценщика по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что определенная отчетом рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости (18 января 2019 года) соответствует указанному в административном исковом заявлении размеру, и кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена на вышеуказанную дату в размере его рыночной стоимости согласно отчету оценщика (56 891 000рублей).

Согласно статье 248, части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления в суд или соответствующую комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области в отношении спорного нежилого здания административный истец не обращалась; административное исковое заявление подано в суд (в электронном виде) 30 декабря 2021года.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанные сведения об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления, подлежат внесению в кадастр недвижимости.

Доводы представителя заинтересованного лица Томской области в лице Администрации Томской области о том, что Администрация Томской области не может выступать по настоящему делу от имени Томской области, подлежат отклонению в связи со следующим.

Поскольку в соответствии с подпунктами «а», «б» статьи 82 Устава (Основного Закона) Томской области, принятого решением Томской областной Думы от 26 июля 1995 года № 136, зарегистрированного в Управлении Минюста России по Сибирскому Федеральному округу 31 января 2001 года № RU70000199500001, Администрация Томской области разрабатывает и реализует стратегию социально-экономического развития области, разрабатывает проект областного бюджета и обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет об исполнении областного бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику в области, Томская область, в бюджет которой подлежит уплате налог на имущество организаций, подлежала привлечению к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица в лице Администрации Томской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Авангард» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости удовлетворить;

установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью 4029,5 кв.м, расположенного по адресу: Томская область,
г. Томск, пр-кт. Мира, д. 15/1, в размере его рыночной стоимости 56 891 000 рублей (пятьдесят шесть миллионов восемьсот девяносто одна тысяча) рублей по состоянию на 18 января 2019 года;

данная кадастровая стоимость объекта недвижимости является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;

датой подачи заявления считать 30 декабря 2021года;

на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий М.О. Осмольская

Решение суда в окончательной форме принято 18 марта 2022 года